Свою преподавательскую деятельность я начала в 2007 году. Педагогического образования у меня не было. Но ступив на путь педагога, я определила для себя свое педагогическое кредо словами Сократа «Не стыдно чего-нибудь не знать - стыдно не хотеть учиться». Итак, в системе образования я уже восемь с половиной лет. Я преподаватель специальных дисциплин.Педагогический опыт опирается на результаты теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования, широко применяемые большинством учителей, а также на передовой новаторский опыт педагогов, оптимизирующих организацию педагогического процесса, содержащий элементы новизны и творческого открытия.
Уральский колледж газа, нефти и отраслевых технологий
Утебаева.Д.К.
Преподаватель специальных строительных дисциплин
«Мой педагогический опыт»
(эссе)Эссе преподавателя специальных строительных дисциплин
Уральск 2016
Утебаевой ДаригиКуанышкалиевны
Свою трудовую деятельность, я начала с областного отдела по делам
строительства и архитектуры. 1984 году я устроилась на завод ОМЕГА инженером в
отдел главного технолога.
Свою преподавательскую деятельность я начала в 2007 году. Педагогического
образования у меня не было. Но ступив на путь педагога, я определила для себя свое
педагогическое кредо словами Сократа «Не стыдно чегонибудь не знать стыдно не
хотеть учиться». Итак, в системе образования я уже восемь с половиной лет. Я
преподаватель специальных дисциплин.
Я решила сначала прояснить для себя само понятие педагогического опыта.
Нашла несколько определений и, обобщив их, остановилась на такой формулировке:
педагогический опыт – это результат педагогической деятельности учителя на
основе принципов педагогики, отражающий уровень овладения им совокупностью
профессиональных умений, используемых им при реализации стоящих перед ним
педагогических задач, с учетом конкретных условий, особенностей обучающихся и
собственной личности.
Педагогический опыт опирается на результаты теории и практики, полученные
на протяжении всей истории образования, широко применяемые большинством
учителей, а также на передовой новаторский опыт педагогов, оптимизирующих
организацию педагогического процесса, содержащий элементы новизны и
творческого открытия.
В одном из источников предложена классификация педагогического опыта по
следующим показателям:
индивидуальный и массовый (коллективный);
перспективный и бесперспективный;
реальный и потенциальный;
положительный и отрицательный;
передовой и устаревший;
новаторский и творческий;
Если проанализировать мою педагогическую деятельность, то можно выявить
полученный мной опыт почти по всем перечисленным показателям.
Массовый педагогический опыт – совокупность практических знаний, умений,
приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебновоспитательной работы. Этот
опыт дала мне школа молодого педагога на начальном этапе педагогической
деятельности. Мне посчастливилось учиться у талантливых педагогов, которые
помогли найти мне свою педагогическую жилу. Я познакомилась с основнымиметодами и технологиями обучения и воспитания. Не изменяя своему кредо, я
посетила множество курсов повышения квалификации, и знания, приобретенные там,
я непременно использую в своей педагогической практике. Не проходили мимо меня
и изменения в области строительства, которые я применяла в процессе обучения
будущих с каждым годом все более компетентных коллег. Обобщив всю полученную
информацию, адаптируя к своей личности и апробируя его в педагогической
деятельности, я получала индивидуальный опыт.
Опыт был положительный и отрицательный. Отрицательный опыт в том, что
поначалу не всегда реально оценивала возрастные особенности обучающихся. Но,
изучая этот вопрос, анализируя ситуации и информацию из дополнительных
источников, сейчас я стараюсь адекватно оценивать возможности обучающихся. Так
опыт отрицательный перешел в положительный.
Перспективный и бесперспективный опыт. Есть ли у меня такой? Начну с
бесперспективного – это мой опыт, связанный с непониманием отсутствия интереса у
обучающихся к получаемой профессии, и в связи с этим и их нежеланием учиться.
Но он переходит в показатель перспективного, так как пришло понимание, что не
всегда в этом возрасте учащийся может реально оценить свои способности, может
ошибиться в выборе профессии. Нужно помочь ему в такой ситуации дойти до конца
по выбранной на период обучения дороге и указать пути возможного применения
знаний и умений.
Реальный и потенциальный опыт. Я думаю, могу с уверенностью сказать, что у
меня есть реальный педагогический опыт по организации учебной и воспитательной
деятельности обучающихся. Это можно подтвердить результатами обучения за
периоды, результатами участия в различных мероприятиях обучающихся,
представленными в портфолио. Накоплен реальный опыт по организации уроков
теоретического обучения. Но в связи с изменением образовательных стандартов в
свете изменения концепций обучения необходим потенциальный опыт, который
всегда обращен в будущее, он предполагает, прогнозирует, предугадывает то, что
может состояться, реализоваться. Я готова к этому опыту, понимая, что предстоит
много работы по внедрению новых образовательных программ и обеспечение этого
процесса методическими материалами, фондами оценочных средств.
Передовой и устаревший опыт. Устаревший опыт не имеет объективных
показателей вне конкретных условий. Для одних педагогов это реальный передовой
опыт, а для других – это пройденный этап. Мой опыт для когото не представляет
новизны, а для кого – это передовой опыт. Собственным опытом я также делюсь с
молодыми педагогами.Передовой опыт содержит в себе нечто новое, в отличие от обычной практики.
В современных условиях модернизации образовательной системы, для
успешной реализации педагогических задач необходимо изучать и использовать
передовой педагогический опыт – эффективный, отвечающий современным запросам
открывающий возможности
общества,
постоянного
совершенствования,
позволяющий достигать высоких результатов
в учебновоспитательной работе.
Поскольку одна из основных тенденций
современного
является
индивидуализация
вектор
реализации моего передовой опыта движется в
этом направлении. В период с 2010 по 2013
годы, я работала над методической темой
образования
обучения,
«Индивидуальная работа с учащимися на занятиях специальных дисциплин».
«Инженернотехническое оборудование здания»,
Поскольку мои специальные дисциплины: «Основы расчета строительных
«Основы
конструкции»,
проектирования гражданских зданий», целью моего труда был поиск оптимальных
технологий и методов обучения по данным предметам. Просмотрев и
проанализировав множество технологий и методов обучения, я сделала выбор в
пользу технологии проектного обучения (метод проектов).
Цель проектного обучениясостоит в том, чтобы создать условия, при которых
учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных
источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения
познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения,
работая в различных группах; развивают у
себя исследовательские умения (умения
выявления проблем, сбора информации,
наблюдения,
проведения эксперимента,
анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Метод
проектов относится
к
исследовательским. В его основе лежит
развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать
свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие
критического мышления и творческих способностей. Метод проектов ориентирован
на самостоятельную деятельность обучаемых — индивидуальную, парную или
групповую, которую студенты выполняют в течение определенного промежутка
времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.
Метод проектов всегда предполагает решение некоторой проблемы, которая
предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов и средствобучения, а с другой, интегрирование знаний и умений из различных областей науки,
техники, технологии, творческих отраслей.
На занятиях, как правило, практикуются выступления преподавателя или
учащихся с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, в последнее
время к ним добавилась интерактивная доска. Чаще всего при выступлении
используют MicrosoftPowerPoint в качестве программной оболочки, в которой
создается мультимедийная презентация.
И вот результаты моей первой работы,
дает мне начало новой методической темы
«Применение технологий проектной
деятельности на занятиях строительных
дисциплин», которую я начала в 2014 году
и тружусь над ней по сегодняшний день.
Новаторский опыт – это явление в какой
то мере отрицающее сложившиеся
традиции, настолько передовой, что
обогащает
педагогическую науку.
Такового опыта у меня нет. Но его
синоним – творческий опыт, я думаю, в моей деятельности присутствует. Это
отражается при разработке поурочного плана. Поскольку вся информация по
строительным дисциплинам это сухой язык науки, который не всегда понятен
учащимся, мне приходится решать эту проблему с разных сторон. Объясняя тему, я
часто беру примеры из жизни, привожу аналогии, моделирую нестандартные
ситуации.
Результаты моей педагогической деятельности дают положительные результаты
уже не один год.В сентябре 2011 года решением аттестационной комиссией мне
присвоена 2 квалификационная категория по должности «преподаватель
специальных строительных дисциплин». Я горжусь достижениями моих учащихся в
конкурсах и выставках: 25.02.14года Габдолов Мустафа учащимся КТ 142
получил 1 место в областных научноисследовательских чтениях «Мир моей
профессии» на тему «Несъемная опалубка СОТАтехнология будущего». Также я
имею грамоты и благодарности, полученные за достижения в педагогическом труде.
Резюмируя все вышеописанное, хочу сказать, что все эти достижения и
результаты, это мой педагогический опыт. Мои восемь с половиной лет труда.
Казалось бы так много, но для педагога это мало. Можно сказать себе: «Все
остановись, достаточно!!!», но я ставлю перед собой новые цели и задачи, которые я
обязательно решу вместе со своими коллегами, учащимися и добьюсь, еще больших
вершин в своей педагогической деятельности.
Преподаватель: Утебаева Д.К.