«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей, и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».
Эссе «Моя педагогическая философия»
«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки
людей, и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал:
«Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил
навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну
небесную, третий – воду от Бога. И только четвертый Высокий
Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай
им учителя».
Из этой притчи, в своей педагогической деятельности для себя, я
сделала вывод, что учитель это не только профессия, это, прежде всего
тяга к познанию, состояние души. Стремление к познанию – это творчество
учителя, его оригинальные идеи и поиск, поиск чегото нового с одной только
целью зажечь «огонёк» познания в сердцах детей, чтобы впоследствии он
перерос в пламя желаний узнавать больше и глубже, двигаться вперёд,
преодолевая преграды. «Есть желание, есть тысячи возможностей. Нет
желания, есть тысячи причин». Я уже не помню, где слышала это
высказывание, но для меня оно стало педагогическим кредо.
Я учитель! И пришла к этой профессии не случайно. Родилась в такой
семье, моя мама – учитель химии и биологии. Всю свою сознательную жизнь я
другой профессии не воспринимала. В детстве, рассадив вокруг себя младших
ребят, я учила их «делать уроки», читать и писать, заразила идеей учительства
своих одноклассниц. Семь из них поступили в пединститут и остались в этой
профессии.
Много радости и тревог несет классное руководство, это годы жизни
беспокойной, но интересной. Выпускники со счастливыми улыбками
вспоминают школьную жизнь, и я вижу в этом свою заслугу. Мои ученики –
моя гордость. Зачем я иду к ним? Это, наверное, вечный вопрос любого
учителя. И задаю я его себе, входя в класс вот уже почти 20 лет. С течением
времени ответ менялся: дать детям знания, формировать общую культуру,
рассматривая образование в качестве его составной части. Наверное, все
таки главное, чтобы ребенок, учась в школе, познал самого себя: свои
сильные и слабые стороны, интересы, способности и задатки. Именно эти
знания, мне кажется, станут его путеводной нитью после окончания школы.
XXI век – это эпоха новых информационных технологий, эпоха
Интернета, компьютеров, дистанционного обучения, однако самым главным в
образовательной деятельности остается учитель.
Приоритетным
направлением в своей педагогической деятельности считаю использование на
уроке и во внеурочное время активных форм работы с разноплановыми
источниками, текстами, проблемным поиском, применение информационно
коммуникативных технологий, нанотехнологий, леготехнологий. Такое
сочетание позволяет учащимся самим строить умозаключения, делать
выводы, анализировать, доказывать, сравнивать, находить ответы на
волнующие их вопросы в огромном мире информации. Такая деятельностьформирует характер учащихся, развивает их мышление, позволяет
самовыражаться.
Моя роль, как учителя, сводится к тому, чтобы направлять в нужное
русло пытливый ум своих учеников, на уроке и во внеурочное время
развивать в каждом тягу к познанию, интерес к творчеству, поэтому сама
всегда нахожусь в поиске нового. Так как учитель, который перестал
внутренне развиваться, учиться, искать, – становится неинтересным для
учащихся.
Учитель истории это экскурсовод, ведущий своих питомцев в мир науки, а
история – это путеводитель по сложным дорогам жизни. Учитель показывает
им все многообразие окружающего мира, и помогают не только понимать
прошлое, но и глубоко, научно осознавать современность, видеть перспективы
общественного развития. Моя задача как учителя научить ученика быть не
созерцателем, а деятелем, активным участником событий, их творцом. Такой
подход
позволяет научиться «правильно» жить, не повторяя ошибок
прошлого. Радует, что сегодня в искусстве, в театре, кино вновь растет
интерес к отечественной истории, к нашим корням, все больше говорят о
патриотизме, о патриотических чувствах россиян к Родине, к истории страны
со всеми ее невзгодами, удачами и неудачами. То есть мои уроки
продолжаются.
На уроках и внеклассных занятиях я незримо веду учащихся к мысли, что
судить историю мы не можем, не вправе это делать, но знать и учиться на
ошибках должны. Как это сделать результативнее? Поиск ответа на этот
вопрос заставил меня обратиться к изучению теории по формированию
патриотического воспитания, как эффективного механизма привития любви к
малой родине, к Родине в соответствии с происходящими переменами и
требованиями, которые предъявляет новая социальнополитическая ситуация
и реформированный тип учащегося. Да, учителя призваны исполнять волю
государства, наполняя ее конкретным человеческим, нравственным,
милосердным содержанием. Любовь к Отчизне всегда была мощным
эмоциональным побудительным мотивом в общественном сознании, значимом
для различных социальных групп. В силу этого понимание современного
российского патриотизма, сформировавшегося на протяжении многовековой
истории русской общественной мысли, является отправной точкой для его
становления и формирования.
Рабочий день учителя бесконечен, неизмерим. Он работает, в первую очередь,
душой, потому что в основе работы – любовь к детям. Да, чужим детям,
которые постоянно приходят и уходят, унося с собой частицу сердца учителя
и оставляя взамен часть своего. После этого язык не поворачивается сказать,
что они «чужие». Прелесть в том, что учитель всегда с детьми, с
молодежью, живет их интересами, старается их понять. И сколько бы лет не
было педагогу, он не ощущает свой возраст, оставаясь в душе молодым.
Думаю, что учитель это состояние души, это образ жизни, это особый склад
человеческого сердца.Моя профессия для меня – это моя родная стихия, и радость, и боль, и
крест.
Родная стихия, ибо я пребываю в ней с самого детства. Именно оттуда у
меня заветная мечта учительствовать. Получается, что я учитель по зову
сердца, по призванию, а уже потом – по велению долга.
Радость оттого, что на протяжении почти 20 лет меня посещало
преимущественно очарование, вдохновение и гораздо реже неудовольствие.
Радость оттого, что я вижу плоды своего труда. Это успехи моих
выпускников. Приятно, когда они помнят о тебе и даже пытаются повторить
твою судьбу.
Радость оттого, что до сих пор слышу слова благодарности в свой адрес за то,
что научила ребят идти вперед в освоении современных технологий, мыслить
самостоятельно и быть решительными в отстаивании собственной позиции.
Боль… Она, к сожалению, тоже присутствует. Статус учителя и престижность
его профессии резко упали. Знания также потеряли для многих свою
значимость. В «школьном королевстве» зачастую не всё спокойно: бумажный
вал, бюрократизм, что ведет к нежеланию работать в полную силу…
И … крест.… Какие бы у меня ни рождались порой негативные эмоции по
поводу своей профессии, я всё равно ею просто «больна».
Конечно, до совершенного учителя мне далеко, это идеал, к которому я
стремлюсь, но я горжусь тем, что я учитель, что люблю свою профессию,
своих учеников, стараюсь не останавливаться на достигнутом, постоянно идти
в ногу со временем и учиться чемуто новому.
Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и
обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса:
какой час на земле самый главный,
какой человек на земле самый главный,
какое дело на земле самое главное?
Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый
главный час настоящий, тот, который сейчас наступил;
самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой;
дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным.
Для меня главное дело – учить детей. Любой урок – самый главный, ибо
завтра будут уже другие уроки. Главный человек для меня мой ученик. Моя
задача, как и задача любого учителя, сделать подачу знаний на уроке
привлекательной для ребенка, так как урок это процесс саморазвития.
И так, я уверена, будет до последней черты…
Учитель истории МБОУ Беловская сош
Уткина Марина Алексеевна
2012г