Эссе на тему: "Краеведение, как ресурс патриотического воспитания младших школьников"
Оценка 4.6
Лекции
docx
воспитательная работа
4 кл
09.06.2017
Этот материал будет полезен учителям начальных классов, при проведении внеклассной работы.Это опыт кружковой работы одного класса (1-4), одной школы. Во время работы кружка, проходила работа над проектом. Работа была кропотливая, но имела колоссальный успех. Дети выступали с пректом на муниципальном и региональном уровне.
Коровина Ирина Ивановна.docx
Коровина
Ирина Ивановна,
учитель начальных классов, первая
квалификационная категория,
МОУСОШ№4г.Краснослободска,Волгоградской области, РФ
(эссе)
Краеведение как ресурс патриотического воспитания младших
школьников
1.Работа представляет интерес для руководителей кружков и классных
руководителей. «Краеведение учит людей любить не только свои родные
места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством,
литературой, повышать свой культурный уровень».
2. Содержание
2.1.Ведение. Утрата патриотического сознания.
2.2. Воспитание любви к родному краю у младших школьников.
2.3.Кружковая работа.
3. Презентация. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости,
бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда
свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России.
Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу,
тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения,
уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. В последнее
время в России произошли экономические и политические изменения, которые
привели к значительной дифференциации населения и потере общих для всех
граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное
воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования
чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим
обществом традиционного российского патриотического сознания. К сожалению,
в настоящее время патриотическое воспитание практически сошло, как
говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов:
усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России,
отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Кроме того,
воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в
которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой
проблеме.Смысл их заключается в объяснении реальных понятий добра и зла,
обращении сознания обучающихся к высоким идеалам отечественной истории и
создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном
общемировом значении и самоценности России. По мере взросления у
обучающихся, как отмечают ученыеисследователи, начинает формироваться так
называемый «родничок героизма» (А. Я. Бурштейн), требующий реализации, но,
как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным.
Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое
применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год
от года растет...Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и
молодежи, становление гражданского общества и правового государства в
нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения
гражданина России с государством и обществом. Он получил большие
возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных
областях жизни и в то же время
возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих
условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не
только социальный, но и духовнонравственный, идеологический, культурно
исторический, военнопатриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства
необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического
типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и
деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы,
собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В
формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую
нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна
внести современная школа.
Но реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого
подхода невозможна. Новое время требует от учреждения школьного
образования детей содержания, форм и методов патриотического воспитания,
адекватных современным социальнопедагогическим реалиям. Появляется
необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания.
Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное
участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления
можно достигнуть успехов в этом направлении.
Патриотическое воспитание в современных условиях это целенаправленный,
нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к
функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к
инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к
реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой
политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско
патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности,
обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель и задачи :
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота
России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками,
мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все
структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся,
разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через
решение следующих задач:
* проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий
для эффективного патриотического воспитания школьников;
* формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию,
обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и
девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и
государству;
* утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей,
взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому
прошлому России, к традициям родного края;
* привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и
духовнонравственных ценностей родного кр
Гипотеза исследования: если подойти к работе по воспитанию патриотизма
детей, то процесс воспитания можно сделать более естественным,
эффективным. Можно предположить, что если на основе базисной программы
разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по
патриотическому воспитанию детей, то можно получить следующие результаты: повысить уровень развития воспитанников
обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию воспитанников;
повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к
родному краю, к своей стране
Младший школьный возраст – период позитивных изменений и
преобразований личности. Поэтому так важен уровень достижений,
осуществленных каждым ребенком на данном этапе. Если в данном возрасте
ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не
научится любить близких, беречь природу, не приобретет уверенность в своих
способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно
труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.
Кроме того, социальный опыт ребенка – это не то, что он знает и помнит, потому
что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет
его действия и поступки. Существуют в нашей жизни понятия «малая» Родина и
«большая». Родина – это страна, в которой родился человек. С ней связана его
жизнь, жизнь его семьи, жизнь его народа, которому он принадлежит. На этой
основе и должно воспитываться подрастающее поколение. «Воспитание любви к
родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи –
задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как
воспитать эту любовь?» – писал Д.С. Лихачёв.
Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и
целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к
выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по за щите
интересов Родины. Человек остается только тогда человеком, когда знает
историю своего родного края, историю семьи, чтит память предков, изучает
культурное наследие своего народа. Одна у нас земля – просторная, обильная, богатством природы одаренная. Каждому место на ней найдется, каждому она
домом родным станет, если сумеем сохранить ее единой и сильной, научимся
беречь и будем готовы защищать ее. Осознание подрастающего поколения
гордости за свое Отечество, любви к своей стране, ответственности за свою
судьбу предполагает программа патриотического воспитания, разработанная
педагогами нашей школы. Патриотизм начинается с воспитания любви к своей
малой родине – деревне, селу, городу в котором родился и откуда берут начало
твои корни. Патриотизм (от греч. patris – Отечество) – нравственный и
политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является
любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее,
стремление защищать интересы родины. В.И. Даль дает следующее
определение: «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его,
отечественник,
Российская педагогическая энциклопедия
отчизнолюб».
рассматривает краеведение как предмет школьного курса и поэтому определяет
краеведение как «изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры
своей местности – школьного микрорайона, города, села, района, области». В
словаре русского языка С.И. Ожегова и в словаре русского языка под редакцией
А.П. Евгеньева и Г.А. Разумникова даются идентичные определения:
«Совокупность знаний о том или другом крае, изучение его природы, истории,
экономики, быта и т. п.» Под краеведением в системе дополнительного
образования понимается изучение учащимися природы, экономики, истории и
культуры своей местности – микрорайона, города, села, района, области.
Большая Советская энциклопедия дает самое развернутое определение:
«Краеведение – всестороннее изучение определенной части страны, города или
деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория
считается родным краем. Краеведение – комплекс естественных и общественных
исследований». В рамках кружковой работы в школе, например, в рамках реализации
кружка «Моя малая Родина» во втором классе, можно создать игру лото «Мой
город». Каждый ученик вместе с родителями выбирает любой понравившийся
объект в городе, поселке и т. д., изучает его. На заседаниях кружка ребята
делятся информацией, рассказывают о своем объекте, показывают
фотографии. Объекты могут быть совсем разного значения для ребенка. Ктото
захочет узнать о памятниках и памятных местах. Ктото захочет рассказать о
современных объектах, о местах работы родителей, бабушек и дедушек, ктото о
школе, в которой учится. На этом этапе происходит развитие ценностных
отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и
настоящему своей школы, может и других школ, к опыту своих родителей. Очень
интересные факты
открываются детям, появляется интерес к дальнейшему исследованию родного
края. На следующем этапе школьники имеют взаимодействие с социальными
субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде: происходит
приобретение опыта самостоятельного социального действия в получении
интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми,
сбора и обработки историкогеографической информации. Следующий этап –
создание коллажа «Мой город вчера и сегодня». Здесь дети работают
фоторепортерами. Очень красиво и интересно получается. Следующий этап – создание самой игры. Необходимо правильно сформулировать вопрос игры,
чтобы это было узнаваемо, познавательно и несложно. Сознание и чувство
Родины не наследуются генетически. Они формируются всем укладом жизни
человека.
Только при условии включения подрастающего поколения в
воспитательный процесс, не созерцательный, а деятельностный, когда сам
ребенок ощущает себя участником исторических событий, можно получить
желаемые плоды. Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь,
первые выводы можно делать сегодня. Результат – интерес учеников к
краеведению, к изучению истории и культуры родного края. В.А. Сухомлинский
так сказал о сущности краеведческой работы: «Краеведение учит людей любить
не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться
историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень»
Эссе на тему: "Краеведение, как ресурс патриотического воспитания младших школьников"
Эссе на тему: "Краеведение, как ресурс патриотического воспитания младших школьников"
Эссе на тему: "Краеведение, как ресурс патриотического воспитания младших школьников"
Эссе на тему: "Краеведение, как ресурс патриотического воспитания младших школьников"
Эссе на тему: "Краеведение, как ресурс патриотического воспитания младших школьников"
Эссе на тему: "Краеведение, как ресурс патриотического воспитания младших школьников"
Эссе на тему: "Краеведение, как ресурс патриотического воспитания младших школьников"
Эссе на тему: "Краеведение, как ресурс патриотического воспитания младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.