Эссе учителя истории и обществознания на тему "Мой путь к ученику"
Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа
Взрослым
07.06.2017
Судьба передо мной открывала разные дороги. Я могла бы стать экономистом, юристом… Но житейские расчеты отступили на задний план перед великой профессией Учителя. И теперь я просто благодарю судьбу, что даже в минуты смятения, отчаяния и измотанности не изменила ребятам, не ушла от них. Да, я радуюсь каникулам, отпуску, выходным дням как отдохновению от ребят, как времени, за которое я могу восстановиться духовно и физически, но точно беды боюсь почетного «заслуженного отдыха» от своих учеников.Судьба передо мной открывала разные дороги. Я могла бы стать экономистом, юристом… Но житейские расчеты отступили на задний план перед великой профессией Учителя. И теперь я просто благодарю судьбу, что даже в минуты смятения, отчаяния и измотанности не изменила ребятам, не ушла от них. Да, я радуюсь каникулам, отпуску, выходным дням как отдохновению от ребят, как времени, за которое я могу восстановиться духовно и физически, но точно беды боюсь почетного «заслуженного отдыха» от своих учеников.
МОЙ ПУТЬ К УЧЕНИКУ эссе.doc
Мой путь к ученику.
Судьба передо мной открывала разные дороги. Я могла бы стать
экономистом, юристом… Но житейские расчеты отступили на задний план
перед великой профессией Учителя. И теперь я просто благодарю судьбу, что
даже в минуты смятения, отчаяния и измотанности не изменила ребятам, не
ушла от них. Да, я радуюсь каникулам, отпуску, выходным дням как
отдохновению от ребят, как времени, за которое я могу восстановиться
духовно и физически, но точно беды боюсь почетного «заслуженного отдыха»
от своих учеников.
Мне часто представляется, что человеческая судьба – это механизм, который
кемто заведен и запущен. Хочется отыскать эту руку и «ключик», которым
ты заведен. Если рука добрая, неторопливая – гарантия бессрочная. А если
злая и равнодушная – сплошные душевные и психологические поломки,
ремонты, которые близким и обществу в копеечку обходятся.
Итак, зазвенел звонок, началась школьная переменка. Школьная и – другая…
в моей судьбе. Я вернулась в школу уже в качестве учителя, воспитателя,
педагога. Трудно складывался да и сейчас складывается мой воспитательский
опыт. Буквально по крупинкам собираю педагогические хитрости в свою
учительскую копилку.
Моя школа. Семья. Близкие люди вселили в меня твердую уверенность в том,
что я всегда верила и верю: в горькой беде ребенок, как и взрослый,
обязательно поймет и оценит благородство души. Бесхитростную людскую
ласку. Эту ласку не всегда можно выразить в словах, порой до жестокости
обидной бывает выходка ученика, и тут, что называется, слова не идут, да и
словами многое испортишь. Здесь нужен, мне кажется, поступок,
неожиданный, может быть, ошеломляющий.
Я приведу пример, когда моя коллега, мудрый руководитель, совершила
такой поступок. Не секрет, что многие родители не могут оплачивать питание
ребенка в школьной столовой по разным причинам. Видя голодные глаза
ребенка, прячущего в карман украденные из столовой куски хлеба, она, моя
коллега, просто вместо себя попросила кормить мальчишку,пока этот вопрос
не будет решен с его родителями. Это поступок настоящего воспитателя. И
это только одно из десятка добрых дел моих уважаемых коллег.
Честно признаюсь, что меня всегда настораживал учитель, долго и подробно
разбирающий чрезвычайное происшествие и много о нем говорящий. Есть
ситуации, где профессиональная выучка выражается не словами, а действием,
страстным, импульсивным, как в современной мелодраме. Воспитывать, по
моему, это не изрекать, а действовать, действовать. Мне иногда бывает
тревожно, когда в классе, где ты работаешь, ни одного «происшествия», и ты вроде как в почете: воспитательная работа на высоте! Не упустила ли я
момент, когда мой ученик резко изменился, в его характере стали
проявляться черты жестокости, желание оскорбить, унизить своего
товарища?! И очень грустно будет наблюдать, как очередная человеческая
судьба уходит в очередной жизненный тупик. Где я просмотрела? Что не
заметила? А ведь я ответственна за судьбу своего ученика. Я за школу, где,
как и в самой жизни, каждый день чтото происходит. И ты благодарна
случаю, дающему возможность чтото изменить, перестроить, оставив свою
добрую отметину в чьейто судьбе. Не просто хорошую, отличную отметку, а
– отметину.
И на примерах своего школьного детства, учительской практики я
окончательно убедилась, сколь рискованно и опасно удалять ученика с урока,
тем более удалять трудного, запущенного. Даже если он мешает классу, все
равно должен быть на уроке. Пусть лучше идет за учителем, а не ищет черного
хода в жизни. И потом, мне кажется, удаления всегда обоюдны: вместе с
учеником выталкивает себя и учитель, хоть и остается в классе. Изгнанный с
урока, по законам психологии, будет в безлюдном коридоре продолжать
диалог с учителем, который изолировал его из класса. И диалог этот будет не
очень приятный для педагога. Обиженный человек станет платить
неблагодарностью, неуважением другим учителям, и, может быть, своим
близким. У него возникает комплекс неполноценности: я плохой, никому не
нужен, раз меня выгоняют. И куда судьба дальше его заведет, один Бог знает.
Со своим учеником надо быть вместе, рядом, как говорится, и в горе и в
радости.
На своем веку я повидала разных учителей. Работать с классом в общем умел
каждый, с учеником – считанные единицы. А ведь педагогика всерьез
начинается с ученика, а не с класса. «Приручить хотя бы одного, в чьето
сердце двери распахнуть» поется в песне. Не в этом ли подлинный успех.
В последнее время и пресса, и телевидение, и представители педагогической
науки все чаще говорят о гуманизации обучения. Но что конкретно стоит за
этим? Товарищеские и даже дружеские, а не просто деловые, учебные
отношения с учеником? Безусловно. Желание помочь его родителям, а не
только требовать от них помощи? И это. Наполнить урок индивидуальным
подходом, положив в основу личностный фактор? Несомненно. Дать
школьнику право на свой путь и собственное мнение? Да. Мне кажется, нужно
создать такую структуру урока, где не просто учатся, но и общаются, и это
взаимодействие учителя и ученика увеличивает желание школьников учиться.
Просто необходимо, помоему, использовать методическую инициативу
ученика в выборе проблем, тематики уроков, диспутов, семинаров. Да, знание – сила, но только если им воспитывается человек, человек,
который не просто обладает знанием, но и еще защищен этим знанием, и это
знание помогает маленькому человеку познать самого себя.
В процессе своей педагогической деятельности я часто задумываюсь и над
таким вопросом: принцип гуманизации воспитания. Что это такое? Да, это
значит повернуться лицом к ученику, быть в курсе его дел, интересов. Но это
вовсе не попытка снизойти до уровня ученика и работать на уровне его
интересов. Учитывать интересы ребенка на каждом уроке, на каждом его
этапе, конечно, необходимо. Но я бы принцип гуманизации воспитания
определила для себя так: «Человек во всем!»
Что вообще может быть важнее человека, начинающего жить, и жизни,
которая распахивается перед ним и – нашего внимания к тому и другому. Мне
кажется, что современный ученик идет на урок с мыслью: «Школа! Помоги
мне!» Учитель помогает ему, осваивая книгу, учебное пособие, спортивный
снаряд, компьютер на жизненной основе. Школа, урок, внеклассное занятие –
это помощь ребенку в становлении личности.
Совершенно верно педагогов называют учителямиремонтниками, инженерами
человеческих душ, потому что нам приходится латать прорехи семейного и
школьного воспитания, прорехи, которые пока ни числом, ни размером не
уменьшаются.
Не могу не сказать несколько слов о педагогике экспрессии (жест, мимика,
интонации…). Этой особой науки пока не существует. Слово – инструмент
урока. А мне кажется, иногда жест бывает красноречивее слов, а мимика в
долю секунды может доказать то, на что потребовались бы длинные монологи.
Вспоминаю, как мы, выпускники пединститута, шли на свой первый урок.
Скованные, зажатые, скороговоркой чтото бормочущие, растерянные,
неловкие… Манекены, а не артисты пришли в школу. Изза этого сколько
важного мы теряем в общении с ребятами. Артистизм учителя, помоему,
современное средство урока, которым обязан овладеть каждый.
Постепенно овладевая педагогическим мастерством, я все чаще и чаще
думаю, размышляю о том, как воспитать личность? И потихоньку прихожу к
выводу, что личность воспитывается личностью, равной учителю.
Итак, много педагогических методов, приемов, средств существует в
воспитании маленького человечка. Главное прийти на урок. Я надеюсь на
обоюдное доверие, какое возможно лишь на уроке общения. Верую в
окрыляющую силу человеческого уважения, бережного отношения к
внутреннему «я» каждого моего ученика. Размышляя над тем, что же явилось
отправной точкой данной философии, я прихожу к выводу: первые ошибки и неудачи в учительской деятельности; смеющиеся, ожидающие, спокойные,
порой равнодушные, молящие о пощаде глаза моих учеников…
Эссе учителя истории и обществознания на тему "Мой путь к ученику"
Эссе учителя истории и обществознания на тему "Мой путь к ученику"
Эссе учителя истории и обществознания на тему "Мой путь к ученику"
Эссе учителя истории и обществознания на тему "Мой путь к ученику"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.