Публикация представляет собой сочинение-эссе "Я - учитель!". Это рассуждения о становлении человека как учителя с элементами воспоминаний, начиная с раннего детства и по сегодняшний день. В публикации говорится о роли учителя в жизни автора, о роли учителя в жизни современных школьников, о том, как важно иметь твёрдую жизненную позицию для того, чтобы иметь право обучать и воспитывать детей.
Эссе Я учитель.docx
Педагогическое эссе «Я – учитель!».
Учителя немецкого языка Дмитриевой О.П.
МОУ « СОШ №38»
Заводского района г. Саратова
нашими учителями, но не всякий, кто учит нас,
заслуживает это имя.
Те, у которых мы учимся, правильно называются
Иоганн Вольфганг Гёте
Каждое утро, глядя с улыбкой в зеркало, или, подойдя к окну, когда город пробуждается с
первыми лучами солнца (посмотреть: что на улице?), задаю себе один и тот же вопрос: что
интересного приготовил мне новый день? Радость от встреч с моими друзьями, коллегами? Радость
от находок и творческих открытий моих учеников, а может быть и моих собственных открытий? А
может быть огорчения или разочарования?
Вот на моём подоконнике появился озорной жёлтый лист, принесённый осенним
ветром. Этот лист, зацепившись за чтото шершавое пробудил во мне воспоминания
некоторых может быть незначительных, но запомнившихся мне эпизодиков из моего
детства. Дорога в школу вела через узкий переулок, в котором росли уже тогда взрослые и
могучие кленовые деревья. Вы только представьте себе! Идёшь по осенним опавшим
листьям и с упоением наслаждаешься их приятным шуршанием. Разве это можно забыть?
Я любила ходить в школу. И также, как и сейчас ждала от нового школьного дня чего
то интересного или даже какихнибудь сюрпризов. Мой день был распланирован
поминутно: на уроке литературы я выступаю с докладом, по биологии надо сдать гербарий,
который всё лето собирала, а по алгебре – контрольная! Помню, как мы всем классом
радовались, когда учительница русского языка и литературы сообщала нам, что вместо
урока мы идём на экскурсию в лес, но домашним заданием будет написать сочинение на
осеннюю тему.И вот только сейчас я понимаю, что эта экскурсия на уроке была
запланирована! И сочинение тоже!
В детстве я любила играть «в школу». Сажала свои игрушки на диван и учила их
читать и писать. Когда стала постарше, проделывала то же самое с младшим братом и
соседскими мальчишками и девчёнками. В нашем саду под старой антоновкой был
оборудован «класс». Сейчас вспоминаю и удивляюсь: как же мы могли так устроиться, что
всем было удобно и весело. Я раздавала всем тетрадки и ручки, диктовала диктанты и
ставила отметки. А долгими зимними вечерами одним из любимых занятий было –
устроиться уютно на диванчике и «проверять» старые книжки и журналы и ставить красной
пастой огромные «пятёрки». Уже тогда я в глубине души знала, что буду учительницей, но
вот какого предмета, русского языка и литературы, математики, биологии (биологию,
кстати, очень любила) или географии, не задумывалась, просто учительницей и всё!
Раньше не было интернета и сотовых телефонов, но я абсолютно счастлива сейчас,
что просматривала все детские художественные фильмы, в которых много или мало
говорилось о школе и учениках, представляя себя в той или иной роли какойнибудь
учительницы и задумывалась, а какбы я поступила на её месте, анализируя одновременно и
детские поступки. Я абсолютно счастлива сейчас, что прочитала достаточное количество
книжек про школу, и не просто читала, а старалась делать для себя пометки и оставляла
закладки в самых интересных местах, выписывала поучительные отрывки в тетрадь. И
всегда анализировала, думала, ставила себя на место какоголибо персонажа и жила его
жизнью. Современные же дети и подростки, совершенно не знают о том, что существуют
интересные художественные книжки и детские фильмы.
Много раз в своей жизни спрашивала сама себя: почему выбрала профессию учителя.
Ответы наверное были банальными: люблю школу и детей. Но сейчас отработав в школе девятнадцать лет, снова спрашиваю себя: почему решила стать учителем тогда, когда ещё
училась в десятом классе и надо было принимать решение, где продолжать учёбу после
школы, по какому пути отправиться дальше? Ведь я не могла тогда любить школу и детей
так, как сейчас, ещё не работая и не зная, что это такое.
Часто вспоминаю своих учителей: совсем молоденьких, только что пришедших в
школу после окончания педагогического института и пожилых, умудрённых богатым
жизненным и педагогическим опытом. И понимаю, что именно они своим примером
пробудили у меня первый интерес к профессии, потому что сами её очень любили.
Особенно тёплыми словами вспоминаю свою первую учительницу Зинаиду
Алексеевну, женщину с добрыми голубыми глазами и задорными мелкими кудряшками,
которая знала свою роль наизусть – роль не только учителя, но и воспитателя, роль не
только сценариста, но и артиста, одним словом роль Педагога с большой буквы,
выполняющего особую почётную важную миссию на Земле – с любовью встретить
маленького человечка, впервые переступившего порог школы, найти путь к его сердцу,
понять его, протянуть руку, распахнуть душу, быть рядом и в беде и в радости, всегда с
пониманием идти навстречу, на каждого своего ученика найти силы, терпение и время, не
оттолкнуть, вытереть слёзы, обнять и решить все проблемы и ответить на все непонятные
вопросы. Просто надо любить то, что ты делаешь, и тех, для кого ты делаешь. И она
любила и навсегда осталась в моей памяти.
Учительница русского языка и литературы Валентина Ивановна…Мы шли в школу
одной и той же дорогой: я – учиться, а она – учить. Помню её с добрым задумчивым
лицом, спешащую к нам на урок.
Великая сила слова творит чудеса! Слово самый тонкий и самый острый
инструмент, которым мы, учителя, убеждённые в правоте и красоте своих взглядов, и
должны умело прикасаться к сердцам наших воспитанников. Кому же, как не учителю
литературы, найти прямой путь к душе ребёнка? Валентина Ивановна, как никто другой,
всегда приходила на помощь, помогая подобрать нужные слова и логически правильно
выстроить полный ответ на вопрос.
Именно урок литературы остался в моей памяти как урок откровения, как душевый
разговор, который помогал мне разобраться в себе. Урок литературы сотворчество двух
моралистов: писателя и учителя, это нерасторжимый союз страниц и сердец. Каждая
судьба находит здесь свой отклик. Урок литературы – это театр одного актёра. Наша
Валентина Ивановна владела актёрским мастерством в совершенстве. Выразительность и
сдержанность её речи , интонация и сила голоса, жесты и пластика, взгляд и импровизация
всё имело значение, что поддерживало интерес к уроку от первой минуты до финала.
Природа щедро наделяет каждого творческим потенциалом. Как говорил Н.Рерих,
«Творчество это природный смысл жизни». Задача учителя рассмотреть всё ценное в
детях и заставить их самих поверить в себя. И Валентина Ивановна видела в нас всё ценное
и заставила каждого поверить в себя.
Моя любимая учительница биологии Алевтина Владимировна была поистине учителем по
призванию, объединявшая в себе массу душевных качеств: твёрдость, безграничное
терпение, строгость и мягкость, доверие и умение быть примером во всём, а главное –
любовь, любовь к жизни, к своей работе, и прежде всего, к детям. Она всегда знала всё обо
всех своих учениках: не только кого как учить, но и почему Вася или Петя не пришёл
сегодня в школу; если ребёнок заболел, то какая у него температура или на какой стадии
ангина и какие он принимает лекарства, и когда ему на приём к доктору, и когда он снова
придёт в школу, всегда знала, за что похвалить и какой совет дать родителям, если ребёнок
слаб в учёбе. С юных лет нас окружают учителя. Они
раскрывают перед нами законы чисел, объясняют законы природы, знакомят с шедеврами
мировой культуры. В большей степени они открывают перед нами двери в этот прекрасный мир, наполненный радостью познания. Настоящие учителя учат нас не только науке,
сколько умению учиться, самим находить источник знаний. Они пробуждают в нас тягу к
доброму, светлому. Именно такие преподаватели и вдохновляют!
Как много в жизни человека зависит от того, кто будет его учителем. Ведь учителя дают
нам знания не только по предмету, они учат нас жизни, воспитывают в маленьком
человечке умение радоваться и любить, быть сильным и смелым, выносливым и верным,
умным и уверенным в своих силах. Древнегреческий философ Плутарх писал, что ученик –
это факел, который нужно зажечь. И сделать это может только настоящий Учитель.
Я с детства знала, что буду учителем, но предмет выбрала уже будучи в выпускном классе.
Не потому, что пора было определиться с поступлением, а потому, что к нам пришла новая
учительница немецкого языка, Сильнова Галина Николаевна. Её фамилия сама за себя
говорила об этом человеке. Галина Николаевна имела волевой, властный, но в то же время
сдержанный характер. Мы даже иногда её побаивались. Но меня всегда поражала
глобальность и глубина её мышления. Её слова и поступки носили зачастую особый,
скрытый смысл, некий подтекст, раскрывая который, я каждый день делала для себя новые
открытия. Именно поэтому я полюбила её предмет. И сейчас искренне благодарна моей
учительнице за то, что та, сама не подозревая, помогла мне с выбором моей профессии. О
том,что я поступила в педагогический институт на факультет иностранных языков, Галина
Николаевна узнала позже, когда я уже училась на первом курсе, была подоброму
поражена и искренне рада за то, что выбрала именно её предмет и на «отлично» сдала
вступительные экзамены. За годы учёбы в институте и работы в школе, преподавая
немецкий язык, ни разу не усомнилась в правильности моего выбора. И до сих пор,
спустя годы, в моей душе хранится частичка тепла, подаренная мне моими учителями. Не
случайно, даже спустя много лет, я с волнительным трепетом переступаю порог родной
школы и с благодарностью и теплотой вспоминаю моих учителей.
Студенческая жизнь – совершенно новый, наполненный сумасшедшей энергетикой и
жаждой познания всего интересного, этап в моей жизни. В Саратовском государственном
педагогическом институте им. К.Федина я познакомилась с удивительным человеком,
укрепившим во мне интерес к учительской профессии. Катровская Галина Семёновна
читала нам лекции по методике преподавания немецкого языка. Это поистине талантливая
женщина, у которой не только лекции были интересными, но и семинары, на которых мы
постигали тайны мастерства педагогической прфессии. Очень трепетно подходила Галина
Семёновна к вопросу прохождения педагогической практики: выбирала талантливейших
учителей – педагоговноваторов, известных не только в нашей стране, но и за рубежом,
которые могли поделиться с нами – студентами своим богатым опытом. Когда уезжали в
другой город, она приходила проводить на вокзал как мама: предостерегала, учила,
объясняла, беспокоилась. До сих пор храню и использую в работе толстые исписанные в
каждой клеточке тетрадки, заведённые во время педагогической практики.
После окончания института, уже работая в селе в своей родной школе, несколько раз
приезжала в Саратов и всегда старалась найти время навестить моего любимого
преподавателя, Галину Семёновну, уже довольно пожилую, но безудержно энергичную
женщину, постоянно кудато бегущую, спешащую, с кемто увлечённо беседующую с
всегла доброжелательной улыбкой на лице. Мы взахлёб рассказывали друг дружке всё о
своих делах, о работе, об учениках и студентах, о семьях, о детях и внуках. Ей было
интересно всё и ей можно было рассказать всё и спросить совета. Как в студенческие годы,
ещё разочек хотелось поприсутствовать у неё на лекции, послушать и понять, КАК надо
УЧИТЬ и КАК это ИНТЕРЕСНО! Осенний лист колышится на ветру и не хочет улетать,
какбудто желает дальше послушать мои размышления.
С удовольствием знакомой дорогой иду на работу в школу. По одному, по двое или
стайками на уроки спешат дети, весело переговариваясь, обсуждая предстоящий рабочий день. Часто бывает ( наверное у всех учителей), что ктото из учеников догоняет и идёт
рядом, стараясь не отставать, может быть зная о том, что есть минутка для душевного
разговора, так как именно в это время можно поговорить на отвлечённые от школы темы.
А. дети очень любят рассказывать и о своей семье, о своих личных делах и увлечениях,
может быть потому, что многим и не с кем бывает поговорить дома, так как мама с папой
всегда на работе, а в выходные им хочется отдохнуть или сделать домашние дела. Вот и
ищет бедный ребёнок общения. А уж как радуется, когда ты искренна с ним и не боишься
на какоето время представить себя таким же ребёнком, разговаривать на его языке, играть
в его игры, прыгать вместе с ним от радости, восклицать от удивления и понимать его в это
время как никто другой!
Не часто нам в нашей, наполненной бешеным ритмом жизни удаётся услышать: Я
люблю свою работу! (Щербакова А.В.) Замечательная у меня работа! Дети приходят ко
мне в ожидании чуда. Они растут, и каждый день для них – приключение, путешествие,
познание. Они в моих руках. Это мне предстоит научить их всем премудростям наук и
пройти шаг за шагом по тернистому пути становления личности. Это я их проводник во
взрослый мир, и самые волнительные минуты их побед и разочарований предстоит увидеть
тоже мне. Буду стараться, как настоящий волшебник, создавать в нашем царстве
атмосфера радости познанья.
Однажды прочитала слова философа Ральфа Эмерсона: « Учитель – человек, который
может делать трудные вещи лёгкими.» И была поражена глубиной заложенного в них
смысла. Я считаю, что у каждого здравомыслящего и уважающего себя человека должна
быть цель в жизни (может и не одна, а несколько). Пытаясь достичь поставленной цели, мы
двигаемся вперёд – ктото быстро, ктото чуть медленнее, двигаемся развиваясь, так как
любое достижение цели осуществляется в движении и развитии. У детей тоже есть цели:
маленькие и большие, реальные и (как им кажется иногда) недостижимые. Разница между
взрослым состоявшимся человеком и ребёнком заключается в том, что взрослый человек
сам в состоянии добраться до поставленной цели, а ребёнка (пусть, а даже лучше, если
он(ребёнок) будет думать, что он сам всё делает) необходимо направлять, помочь не
заблудиться, не запутаться, не потерять интерес к своему делу во время преодоления
трудностей и принятия правильных решений. Все дети разные: ктото думает сам, ктото
списывает и подсматривает (тоже умение), ктото крутит головой из стороны в сторону
никто не хочет быть неудачником.
И вот здесь, кто как не учитель может помочь своим ученикам, помочь стать
успешными. Только успех пробуждает желание стремиться к чему либо, формирует
позитивное отношение к любому делу. Главное правильно ответить на вопросы: ПОЧЕМУ?
и ЗАЧЕМ? (вариантов два: потому что… и для того чтобы..)
Если урок общение, а не просто работа; искусство, а не только учебное занятие;
жизнь, а не часы в расписании. Если тебя и себя слушают, как одного, которому можно во
всём довериться, не предел ли желаемого учителя?
По особому ощущает себя учитель, у которого есть « своя школа». Сознавая себя
именно в таком качестве, находишь и ресурсы, чтобы соответствовать этому качеству, а
точнее себе, масштабом собственного творчества. Всё дело в масштабе, от него – и
возможности. Ф.Достоевский говорил: «Надо молитвенно желать быть лучше!»
Интересно учителю – всем интересно. А за себя, интересную, нужно бороться! Не
бояться рисковать, меняться, учиться жизни, пробовать, дерзать, творить!
Жить не только ради детей, но и вместе с ними.
Учить слушать и слышать, смотреть и видеть, думать и высказывать, а главное
чувствовать.
Воспитывать жизнелюбивых, честных, культурных, активных людей. И мне очень хочется, чтобы вновь и вновь идя на работу в школу, среди спешащих
мне навстречу или обгоняющих меня состоявшихся, знающих, как и зачем они живут,
людей, были мои ученики.
Кто вздумал отдохнуть, пройдя лишь полдороги,
Ему ли одолеть подъём?
Жить – значит жечь себя огнём
Борьбы, исканий и тревоги.
Эссе "Я - учитель"
Эссе "Я - учитель"
Эссе "Я - учитель"
Эссе "Я - учитель"
Эссе "Я - учитель"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.