Эссе "Я - учитель"
Оценка 4.9

Эссе "Я - учитель"

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
03.09.2017
Эссе "Я - учитель"
Публикация представляет собой сочинение-эссе "Я - учитель!". Это рассуждения о становлении человека как учителя с элементами воспоминаний, начиная с раннего детства и по сегодняшний день. В публикации говорится о роли учителя в жизни автора, о роли учителя в жизни современных школьников, о том, как важно иметь твёрдую жизненную позицию для того, чтобы иметь право обучать и воспитывать детей.
Эссе Я учитель.docx
Педагогическое  эссе «Я – учитель!». Учителя немецкого  языка  Дмитриевой О.П. МОУ  « СОШ №38» Заводского  района г. Саратова                                                                         нашими учителями, но не всякий, кто учит нас,                         заслуживает это имя.                Те, у которых мы учимся, правильно называются Иоганн Вольфганг Гёте        Каждое утро, глядя с улыбкой в зеркало, или, подойдя к окну, когда город пробуждается с  первыми лучами солнца (посмотреть: что на улице?), задаю себе один и тот же вопрос: что  интересного приготовил мне новый день? Радость от встреч с моими друзьями, коллегами?  Радость от находок и творческих открытий моих учеников, а может быть и моих собственных открытий?  А  может быть огорчения или разочарования?        Вот на моём подоконнике появился озорной жёлтый лист, принесённый осенним  ветром. Этот лист, зацепившись за что­то шершавое пробудил во мне воспоминания  некоторых может быть незначительных, но запомнившихся мне  эпизодиков из моего  детства. Дорога в школу вела через узкий переулок, в котором росли уже тогда взрослые и  могучие кленовые деревья. Вы только представьте себе! Идёшь по осенним опавшим  листьям и с упоением наслаждаешься их приятным шуршанием. Разве это можно забыть?         Я любила ходить в школу. И также, как и сейчас ждала от нового школьного дня чего­ то интересного или даже каких­нибудь сюрпризов. Мой день был распланирован  поминутно: на уроке литературы я выступаю с докладом, по биологии надо сдать гербарий, который всё лето собирала, а по алгебре – контрольная! Помню, как мы всем классом  радовались, когда учительница русского языка и литературы  сообщала нам, что вместо  урока мы идём на экскурсию в лес, но домашним заданием будет написать сочинение на  осеннюю тему.И вот только сейчас я понимаю, что эта экскурсия на уроке была  запланирована! И сочинение тоже!                                                                                                            В детстве я любила играть «в школу». Сажала свои игрушки на диван и учила их  читать и писать. Когда стала постарше, проделывала то же самое с младшим братом и  соседскими мальчишками и девчёнками. В нашем саду под старой антоновкой был  оборудован «класс». Сейчас вспоминаю и удивляюсь: как же мы могли так устроиться, что  всем было удобно и весело. Я раздавала всем тетрадки и ручки, диктовала диктанты и  ставила отметки. А долгими зимними вечерами одним из любимых занятий было –  устроиться уютно на диванчике и «проверять» старые книжки и журналы и ставить красной пастой огромные «пятёрки». Уже тогда я в глубине души знала, что буду учительницей, но  вот какого предмета, русского языка и литературы, математики, биологии (биологию,  кстати, очень любила) или географии, не задумывалась, просто учительницей и всё! Раньше не было интернета и сотовых телефонов, но я абсолютно счастлива сейчас,  что просматривала все детские художественные фильмы, в которых много или мало  говорилось о школе и учениках, представляя себя в той или иной роли какой­нибудь  учительницы и задумывалась, а как­бы я поступила на её месте, анализируя одновременно и детские  поступки. Я абсолютно счастлива сейчас, что прочитала достаточное количество  книжек про школу, и не просто читала, а старалась делать для себя пометки и оставляла   закладки в самых интересных местах, выписывала поучительные отрывки в тетрадь. И  всегда анализировала, думала, ставила себя на место какого­либо персонажа и жила его  жизнью. Современные же   дети и подростки, совершенно не знают о том, что существуют  интересные художественные книжки и детские фильмы.          Много раз в своей жизни спрашивала сама себя: почему выбрала профессию учителя.  Ответы наверное  были банальными: люблю школу и детей. Но сейчас отработав в школе девятнадцать лет, снова спрашиваю себя: почему решила стать учителем тогда, когда ещё  училась в десятом классе и надо было принимать решение, где продолжать учёбу после  школы, по какому пути отправиться дальше? Ведь я не могла тогда любить школу и детей  так, как сейчас, ещё не работая и не зная, что это такое.                                                                        Часто вспоминаю своих учителей: совсем молоденьких, только что пришедших в  школу после окончания педагогического института и пожилых, умудрённых богатым   жизненным и педагогическим опытом. И понимаю, что именно они своим примером  пробудили у меня первый интерес к профессии, потому что сами её очень любили.            Особенно тёплыми словами вспоминаю свою первую учительницу Зинаиду  Алексеевну, женщину с добрыми голубыми глазами и задорными мелкими кудряшками,  которая знала свою роль наизусть – роль не только учителя, но и воспитателя, роль не  только сценариста, но и артиста, одним словом роль Педагога с большой буквы,  выполняющего особую почётную важную миссию на Земле – с любовью встретить  маленького человечка, впервые переступившего порог школы, найти путь к его сердцу,  понять его, протянуть руку, распахнуть душу, быть рядом и в беде и в радости, всегда с  пониманием  идти навстречу, на каждого своего ученика найти силы, терпение и время, не  оттолкнуть, вытереть слёзы, обнять и решить все проблемы и ответить на все непонятные   вопросы. Просто надо любить то, что ты делаешь, и тех, для кого ты делаешь. И она  любила и навсегда осталась в моей памяти.           Учительница русского языка и литературы Валентина Ивановна…Мы шли в школу  одной и той же дорогой: я – учиться, а она – учить. Помню её  с добрым задумчивым  лицом,  спешащую к нам  на урок.            Великая сила слова творит чудеса! Слово ­ самый тонкий и самый острый  инструмент, которым мы, учителя, убеждённые в правоте и красоте своих взглядов, и  должны умело прикасаться к сердцам наших воспитанников. Кому же, как не учителю  литературы, найти прямой путь к душе ребёнка? Валентина Ивановна, как никто другой,  всегда приходила на помощь, помогая  подобрать  нужные слова и логически правильно  выстроить полный ответ на вопрос.            Именно урок литературы остался в моей памяти как урок откровения, как душевый  разговор,  который помогал мне  разобраться в себе. Урок литературы ­ сотворчество двух  моралистов: писателя и учителя, это нерасторжимый союз страниц и сердец. Каждая  судьба находит здесь свой отклик. Урок литературы – это театр одного актёра. Наша  Валентина Ивановна владела актёрским мастерством  в совершенстве. Выразительность и  сдержанность её  речи , интонация и сила голоса, жесты и пластика, взгляд и импровизация  ­ всё имело значение, что  поддерживало интерес к уроку от первой минуты до финала.        Природа щедро наделяет каждого творческим потенциалом. Как говорил Н.Рерих,   «Творчество ­ это природный  смысл жизни». Задача учителя рассмотреть всё ценное в  детях и заставить их самих поверить в себя.  И Валентина Ивановна видела в нас всё ценное и заставила каждого поверить в себя.                                                           Моя любимая учительница биологии Алевтина Владимировна была поистине учителем по  призванию, объединявшая в себе массу душевных качеств: твёрдость, безграничное  терпение, строгость и мягкость, доверие и умение быть примером во всём, а главное –  любовь, любовь к жизни, к своей работе, и прежде всего, к детям.  Она всегда знала всё обо  всех своих учениках: не только  ­ кого как учить, но и почему Вася или Петя не пришёл  сегодня в школу; если ребёнок заболел, то какая у него температура или на какой стадии  ангина и какие он принимает лекарства, и когда ему на приём к доктору, и когда он снова  придёт в школу, всегда знала, за что похвалить и какой совет дать родителям, если ребёнок слаб в учёбе.                                                      С юных лет нас окружают учителя. Они  раскрывают перед нами законы чисел, объясняют законы природы, знакомят с шедеврами  мировой культуры. В большей степени они открывают перед нами двери в этот прекрасный мир, наполненный радостью познания. Настоящие учителя учат нас не только науке,  сколько умению учиться, самим находить источник знаний. Они пробуждают в нас тягу к  доброму, светлому. Именно такие преподаватели и вдохновляют!                                             Как много в жизни человека зависит от того, кто будет его учителем. Ведь учителя дают  нам знания не только по предмету, они учат нас жизни, воспитывают в маленьком  человечке умение радоваться и любить, быть сильным и смелым, выносливым и верным,  умным и уверенным в своих силах. Древнегреческий философ Плутарх писал, что ученик – это факел, который нужно зажечь. И сделать это может только настоящий Учитель.              Я с детства знала, что буду учителем, но предмет выбрала уже будучи в выпускном классе. Не потому, что пора было определиться с поступлением, а потому, что к нам пришла новая учительница немецкого языка, Сильнова Галина Николаевна. Её фамилия сама за себя  говорила об этом человеке. Галина Николаевна имела волевой, властный, но в то же время   сдержанный характер. Мы даже иногда её побаивались.  Но  меня всегда поражала  глобальность и глубина её мышления. Её слова и поступки носили зачастую особый,  скрытый смысл, некий подтекст, раскрывая который, я каждый день делала для себя новые открытия. Именно поэтому я полюбила её предмет. И сейчас искренне благодарна моей  учительнице за то, что та, сама не подозревая, помогла мне с выбором моей профессии. О  том,что я поступила в педагогический институт на факультет иностранных языков, Галина  Николаевна узнала позже, когда я уже училась на первом курсе, была по­доброму  поражена и искренне рада за то, что выбрала именно её предмет и на «отлично» сдала  вступительные экзамены. За  годы учёбы в институте и  работы в школе, преподавая  немецкий язык, ни разу не усомнилась в правильности моего выбора.         И до сих пор,  спустя годы, в моей душе хранится частичка тепла, подаренная мне моими учителями. Не  случайно, даже спустя много лет, я с волнительным трепетом переступаю порог родной  школы и с благодарностью и теплотой вспоминаю моих учителей.                                             Студенческая жизнь – совершенно новый, наполненный сумасшедшей энергетикой и  жаждой познания всего интересного, этап в моей жизни.  В Саратовском государственном  педагогическом институте им. К.Федина я познакомилась с удивительным человеком,  укрепившим во мне интерес к учительской профессии. Катровская Галина Семёновна  читала нам лекции по методике преподавания немецкого языка. Это поистине талантливая  женщина, у которой не только лекции были интересными, но и семинары, на которых мы  постигали тайны мастерства педагогической прфессии. Очень трепетно подходила Галина  Семёновна к вопросу прохождения педагогической практики: выбирала талантливейших  учителей – педагогов­новаторов, известных не только в нашей стране, но и за рубежом,  которые могли поделиться с нами – студентами своим богатым опытом. Когда уезжали в  другой город, она приходила проводить на вокзал как мама: предостерегала, учила,  объясняла, беспокоилась.  До сих пор храню и использую в работе толстые исписанные в  каждой клеточке тетрадки, заведённые во время педагогической практики.                             После окончания института, уже работая в селе в своей родной школе, несколько раз  приезжала в Саратов и всегда старалась найти время навестить моего любимого  преподавателя, Галину Семёновну, уже довольно пожилую, но безудержно энергичную   женщину,  постоянно куда­то бегущую, спешащую,  с кем­то увлечённо беседующую с  всегла доброжелательной   улыбкой на лице. Мы взахлёб рассказывали друг дружке всё о  своих делах, о работе, об учениках и студентах, о семьях, о детях и внуках. Ей было  интересно всё и ей можно было рассказать всё и спросить совета. Как в студенческие годы,  ещё разочек хотелось поприсутствовать у неё на  лекции,  послушать и понять, КАК надо  УЧИТЬ и КАК это ИНТЕРЕСНО!      Осенний лист колышится на ветру и не хочет улетать, как­будто желает дальше послушать мои размышления.                                                              С удовольствием знакомой дорогой иду на работу  в школу. По одному, по двое или  стайками  на уроки спешат дети, весело переговариваясь, обсуждая предстоящий рабочий день. Часто бывает ( наверное у всех учителей), что кто­то из учеников догоняет и идёт  рядом, стараясь не отставать, может быть зная о том, что есть минутка для душевного  разговора, так как именно в это время можно поговорить на отвлечённые от школы темы.   А. дети очень любят рассказывать и о своей семье, о своих личных делах и увлечениях,  может быть потому, что многим и не с кем бывает поговорить дома, так как мама с папой  всегда на работе, а в выходные им хочется отдохнуть или сделать домашние дела. Вот и  ищет бедный ребёнок общения. А уж как радуется, когда ты искренна с ним и не боишься  на какое­то время представить себя таким же ребёнком, разговаривать на его языке, играть в его игры, прыгать вместе с ним от радости, восклицать от удивления и понимать его в это время как никто другой!       Не часто нам в нашей, наполненной бешеным ритмом жизни удаётся услышать: Я  люблю свою работу! (Щербакова А.В.)  Замечательная у меня работа! Дети приходят ко  мне в ожидании чуда. Они растут, и каждый день для них – приключение, путешествие,  познание. Они в моих руках. Это мне предстоит научить их всем премудростям наук и  пройти шаг за шагом по тернистому пути становления личности. Это я их проводник во  взрослый мир, и самые волнительные минуты их побед и разочарований предстоит увидеть  тоже мне. Буду стараться, как настоящий волшебник, создавать в нашем царстве  атмосфера радости познанья.          Однажды прочитала слова философа Ральфа Эмерсона: « Учитель – человек, который может делать трудные вещи лёгкими.» И была поражена глубиной заложенного в них  смысла. Я считаю, что у каждого здравомыслящего и уважающего себя человека должна  быть цель в жизни (может и не одна, а несколько). Пытаясь достичь поставленной цели, мы  двигаемся вперёд – кто­то быстро, кто­то чуть медленнее, двигаемся развиваясь, так как  любое достижение цели осуществляется в движении и развитии. У детей тоже есть цели:  маленькие и большие, реальные и (как им кажется иногда) недостижимые. Разница между  взрослым состоявшимся человеком и ребёнком заключается в том, что взрослый человек  сам в состоянии добраться до поставленной цели, а ребёнка (пусть, а даже лучше, если  он(ребёнок) будет думать, что он сам всё делает) необходимо направлять, помочь не  заблудиться, не запутаться, не потерять интерес к своему делу во время преодоления  трудностей и принятия правильных решений. Все дети  разные: кто­то думает сам, кто­то  списывает и подсматривает (тоже умение), кто­то крутит головой из стороны в сторону­ никто не хочет быть неудачником.            И вот здесь, кто как не учитель  может помочь своим ученикам, помочь  стать  успешными.  Только успех пробуждает желание стремиться к чему­ либо, формирует  позитивное отношение к любому делу. Главное правильно ответить на вопросы: ПОЧЕМУ? и ЗАЧЕМ? (вариантов два: потому что… и для того чтобы..)         Если урок­ общение, а не просто работа; искусство, а не только учебное занятие;  жизнь, а не часы в расписании. Если тебя и себя слушают, как одного, которому можно во  всём довериться,­ не предел ли желаемого учителя?          По особому ощущает себя учитель, у которого есть « своя школа». Сознавая себя  именно в таком качестве, находишь и ресурсы, чтобы соответствовать этому качеству, а  точнее ­  себе, масштабом собственного творчества. Всё дело в масштабе, от него – и  возможности. Ф.Достоевский говорил: «Надо молитвенно желать быть лучше!»           Интересно учителю – всем интересно. А за себя, интересную, нужно бороться! Не  бояться рисковать, меняться, учиться жизни, пробовать, дерзать, творить!           Жить не только ради детей, но и вместе  с ними.            Учить слушать и слышать, смотреть и видеть, думать и высказывать, а главное  чувствовать.             Воспитывать жизнелюбивых, честных, культурных, активных людей. И мне очень хочется, чтобы вновь и вновь идя на работу в школу, среди спешащих  мне навстречу или обгоняющих меня состоявшихся, знающих, как и зачем они живут,  людей, ­ были мои ученики.                                                                       Кто вздумал отдохнуть, пройдя лишь полдороги,­                                                                       Ему ли одолеть подъём?                                                                       Жить – значит жечь себя огнём                                                                       Борьбы, исканий и тревоги.

Эссе "Я - учитель"

Эссе "Я - учитель"

Эссе "Я - учитель"

Эссе "Я - учитель"

Эссе "Я - учитель"

Эссе "Я - учитель"

Эссе "Я - учитель"

Эссе "Я - учитель"

Эссе "Я - учитель"

Эссе "Я - учитель"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.09.2017