Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.
Оценка 4.6

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Оценка 4.6
Исследовательские работы +1
docx
Междисциплинарный 5
Взрослым
02.09.2017
Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.
На тему: Развитие творческого воображения у младших школьников на занятиях изобразительным искусства.Работа включает в себя раскрытие следующих аспектов:Глава. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии,Творческий потенциал и его компоненты.Глава. Психолого – педагогические особенности развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста, Формы и методы развития творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства.ворд42стр.
иследовательская работа методика.docx
Федеральное  агентство по  образованию Р.Ф. Нижнетагильская   государственная  социально – педагогическая академия. Научно­исследовательская работа По методике преподавания изобразительного искусства На тему: Развитие творческого воображения у  младших школьников на занятиях изобразительным искусством.                                                                           Выполнила М.Г.Пульникова                                                                           Студентка    ­ 331гр.,ХГФОЗО                                                                           Руководитель Филатова.Л.П.                                                           Преподаватель методики                                                                                                    изобразительного искусства г. Нижний  Тагил. 2007г 2 Содержание Введение……………………………………………………………………………………3  I Глава. Проблема творчества и творческих способностей в  современной педагогике и психологии……………………………………6 1.1  Творческий потенциал и его компоненты.…………………………………....6 1.2. Понятие воображение и творческого воображения……………………10 II Глава.  Психолого – педагогические  особенности развития   творческого воображения  у детей младшего школьного возраста..…12 2.1 Формы и методы развития  творческого воображения у младших  школьников  на уроках изобразительного искусства………………………18 2.3  Условия успешного развития творческих способностей………………20 Заключение……………………………………………………………….……………..39 Список литературы……………………………………………………………………....42 3           Введение Высказывание Л.С. Выготского о том, что “…в каждодневной окружающей  нас жизни творчество есть необходимое условие существования” человека, со  временем не только не потеряло своей актуальности, а наоборот стало еще  более значимым. Современный человек живет в мире далеком от статики, в  мире, где с огромной скоростью происходят изменения, затрагивающие все  сферы жизни: в геометрической прогрессии растет и ширится объем  информации, уходят в прошлое и рождаются новые технологии, претерпевает  изменение социальная ситуация. Простого овладения некоторой суммой  знаний в этих условиях явно недостаточно, повысились требования к таким  качествам личности как открытость новому опыту, умение находить решение  в нестандартной ситуации, нешаблонное  отношение к действительности.  В  связи с чем, формирование творческих способностей общих, для самых  различных видов деятельности, должно стать приоритетной задачей  современной школы.  Одним из таких основных психических процессов, на который  необходимо  уделить особое внимание в образовательном процессе,  на всех его этапах,  является –   воображение, так как это  неотъемлемый   компонент   любой    формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.  В последние годы  на страницах психологической и  педагогической   литературы  все  чаще  ставится вопрос о роли воображения в  умственном   развитии  ребенка,  об  определении сущности механизмов воображения.    Как показали исследования  Л.  С.  Выгодского,  В.  В.  Давыдова,  Е.  И.С.  Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А.  Крутецкого  и   многих других   ученых, воображение выступает не только предпосылкой  эффективного 4 усвоения  детьми новых знаний, но и является условием, трансформации,  преобразования  информации,  способствует  саморазвитию  личности,  тоесть в  значительной степени определяет  эффективность учебно­воспитательной  деятельности.  На этапе начального  обучения, развитие творческих способностей, в  частности творческого воображения,  является так же важной проблемой,  требующей своевременного решения, так как развивается  воображение    особенно интенсивно в возрасте от  5  до  15  лет.  И  если  в  этот  период,   данный психический процесс  специально не развивать,  то  в  последующем   наступает  быстрое снижение  активности  этой  функции.  Вместе   с    уменьшением   способности  фантазировать   у   детей   обедняется   личность, снижаются   возможности  творческого   мышления,   гаснет   интерес   к    искусству.  А Искусство, в свою очередь, обладает огромными возможностями по  развитию творческого потенциала детей. Поэтому в образовательном процессе  необходима особая организация  изобразительной деятельности.  В связи, с чем     Целью курсовой работы ­  является  исследование  особенностей  и  возможностей  развития  и  активизации  творческого  воображения  детей   младшего школьного возраста, в    процессе    занятий  изобразительной деятельностью. В ходе реализации данной цели, были поставлены  и выполнены  следующие   задачи. 1 Раскрыть особенности  творческого воображения детей младшего  школьного возраста, а также роль изодеятельности в развитии данного  психического процесса., на основе анализа психолого –педагогической  литературы. 2  Выявление эффективности форм, методов развития творческого  воображения учащихся, на основе анализа и обобщения передового  педагогического опыта. 5 3 Разработать и реализовать цикл творческих заданий, ориентированный на  развитие творческого воображения младших школьников.  4 Выполнить практическую часть работы  в виде  комплекта наглядных  пособий к разработанным занятиям. 5  Определение условий, благоприятных для развития творческих  способностей детей. Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический  процесс, а именно процесс развития творческих способностей в  младшем  школьном  возрасте.  Предмет исследования: развитие  творческого  воображения младших  школьников в учебном процессе средствами изобразительной деятельности.       Творческое  воображение  детей  представляет  огромный  потенциал   для реализации резервов комплексного подхода в обучении  и  воспитании.  Для этого, во­первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с возрастными возможностями   детей.   Во­вторых,   необходимо   ввести   в   занятие   со школьниками   особые   методические   действия   и   приемы,   обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков. Воображение и фантазия – это важнейшая  сторона  жизни  ребенка.  Усвоить какую­либо   программу   без     воображения     невозможно.     Оно     является 6 высшей   и   необходимейшей способностью человека. Вместе с тем   именно эта  способность нуждается в особой  заботе  в  плане  развития.   Проблема творчества и творческих способностей    в  современной педагогике и психологии.                                  Творческий потенциал и его компоненты. Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во  все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности  в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой,  стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные  открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся  человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом  изменилась. Жизнь в эпоху научно­технического прогресса становится все  разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных,  привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой  ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению  больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть  исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться 7 очевидным, что творческие способности человека следует признать самой  существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из  важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные  ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности  людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в  будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего  поколения. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются  со способностями к различным видам художественной деятельности, с  умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое  творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое  понятие тесным образом связано с понятием  "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью   принято понимать такую деятельность человека, в результате которой  создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение  мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее  новое отношение к действительности. Таким образом, в самом общем виде  определение творческих способностей выглядит следующим образом.  Творческие способности – это индивидуальные особенности качества  человека, которые определяют успешность выполнения им творческой  деятельности различного рода.(    ) Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос  о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор  открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез,  касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к  творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В  частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся 8 проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям  свойственно так называемое дивергентное мышление /6, 436/. Люди,  обладающие таким типом мышления, при решении какой­либо проблемы не  концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного  решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук,  опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и  музыкантов выделяет следующие творческие способности /14,6­36/ 1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие. 2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько  понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении  символы. 3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи  к решению другой. 4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на  части. 5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия. 6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту. 7. Гибкость мышления. 8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её  проверки. 9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся  системы знаний. 9 10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое  из того, что привносится интерпретацией. 11. Лёгкость генерирования идей. 12. Творческое воображение. 13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального  замысла. Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик  творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских  задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают,  что один из компонентов творческого потенциала человека составляют  следующие способности /9/. 1. Способность рисковать. 2. Дивергентное мышление. 3. Гибкость в мышлении и действиях. 4. Скорость мышления. 5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые. 6. Богатое воображение. 7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений. 8. Высокие эстетические ценности. 9. Развитая интуиция. 10 Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих  творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие  подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей., общего творческого потенциала  человека. Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии  творческих способностей детей: 1. Развитие воображения. 2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.                      Понятие воображение и творческого воображения. Говорят: "Без воображения нет соображения". А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что  без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что  холодному математическому расчету всегда предшествует воображение. Так что же включает в себя понятие – воображение? Иногда в житейском  обиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное,  легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же,  как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение ­  это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.  Существует множество трактовок понятия воображения, но во многом они  сходны. Воображение ­ это умение конструировать в уме из элементов  жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний)  посредством новых их сочетаний к соотношений что­либо новое, выходящее 11 за пределы Ранее воспринятого.(   ) Выгодский Л.С под воображением  понимает психический познавательный процесс  создания новых образов   путем  переработки  материалов  восприятия  и  представления, полученных  в прошлом  опыте.  Воображение  присуще  только  человеку.  Таким образом,    сравнивая представленные понятия, можно сказать что воображение это  психический  процесс  результатом которого является создание чего либо  нового, по средствам какой либо деятельности, а так же  позволяет  представить результат труда, рисования,  конструирования  и  любой  другой  деятельности до её  начала. Процессы  воображения  имеют  аналитико­синтетический  характер.  Образы  создаются   с   помощью   комбинирования, сочетания  различных  элементов,   сторон   предметов   и   явлений,   причем  сочетаются черты не случайные, а   соответствующие  замыслу, существенные  и обобщенные.  Преобразование может протекать  как  акцентирование,  заострение  каких­либо сторон в виде их преуменьшения или  преувеличения,  а  также   как типизация  –  выделение  существенного  в  группе   однородных   явлений  и воплощение их в конкретном  образе.  В  зависимости  от  степени   активности различают пассивное  и  активное  воображение,  когда  продукты  первого  не воплощаются в жизнь. Учитывая самостоятельность  и   оригинальность  образов, говорят о творческом и воссоздающем воображении. В  зависимости  от  наличия сознательно поставленной  цели  создать  образ    выделяют  преднамеренное  и непреднамеренное воображение. (37; 38; 46). В  данном случае нас интересует понятие творческого воображения, и отличие  его от воссоздающего воображения. Воссоздающее   воображение ­ это представление образов по заранее  составленному описанию, например при чтении книг, стихов, нот, чертежей,  математических знаков. Иначе этот вид воображения называют 12 репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим. Творческое  воображение ­ это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют "из головы".  Трактовка данных  понятий  представляет собой собирательный характер,  однако включает  некоторые основные черты, характеристик выделенных  различными авторами.  В связи с этим, в дальнейшем  исследовании, автор  опирается на представленные понятия, и рассматривает другие  психолого – педагогические явления относительно  них. Поэтому термины:  «творческое воображение»,  «воображение», «воссоздающие воображение»,  можно считать ключивыми. Психолого – педагогические  особенности развития  творческого воображения   у детей младшего школьного возраста Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно  помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует  представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание  заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками  человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является  продуктом творческого воображения. Весьма распространено мнение о том,  что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое  представление об изначально присущем дошкольнику, школьнику ярком 13 воображении существовало в прошлом и у психологов. Однако уже в 30­е  годы выдающийся русский психолог  Л. С. Выготский доказал, что  воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им  определенного опыта.  Л. С. Выготский утверждал, что все образы  воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех  представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он  писал: "Первая форма связи воображения с действительностью заключается в  том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых  из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека". /5, 8/Из этого  следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой  зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного,  заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим  создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем  больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем  большим количеством элементов действительности он располагает в своём  опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет  деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается  всякое воображение. Интенсивно развиваются представления воображения детей  школьного   возраста. Этому содействует процесс обучения и воспитания,  в  ходе   которого  ребенок знакомится с очень широким кругом предметов и явлений.  Однако среди  младших школьников есть  дети,  не  умеющие  произвольно   вызывать  представления  и оперировать ими. С такими детьми надо много  работать, обогащать их  реальные представления, тренировать в умении  делать волевые усилия для того,  что  бы произвольно вызывать то или иное  представление. Большое значение имеет включение  школьника  в  работу   творческих  кружков. Важна здесь роль специальных методических приемов –  рассказы и сочинения  по картинкам,  рисование  иллюстраций  к  текстам, 14 мысленное  путешествие  по невиданным  мирам. Накопление знаний, опыта ­  это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые  знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с  ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для  этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную  информацию в своей деятельности. На что и следует обращать внимание  в  учебно­познавательном  процессе при его проектировании. Однако на каждом  этапе  обучения именно возрастные особенности в большей степени,  обуславливают методы и приемы, которые направлены на развитие различных  психических процессов. В частности и творческого воображения. В  связи, с  чем необходимо рассмотреть, в контексте данной исследовательской работы,  основные особенности развития творческого воображения с дошкольного   возраста до младшего школьника.   Видимое богатство   воображения ребенка связано  с  низкой  критичностью   детского  мышления.  Это  недостаток   и   достоинство детского  воображения.  До достижения детьми 5­6 лет, почти на  протяжении  всего   дошкольного возраста,  у  них  отсутствует  замысел  или  он  крайне   неустойчив,  легко разрушается. Ребенка привлекает сам процесс  комбинирования,  создания  новых  ситуаций, персонажей, событий, имеющий  яркую эмоциональную окрашенность.  На  первых  порах  воображение    неразрывно   связано   с   предметом, выполняющим  функцию  внешней   опоры.  Постепенно  необходимость  во  внешних  опорах отпадает.   Происходит  интериоризация  действий  воображения  в  двух  планах. Во­ первых, переход к  игровому  действию  с  предметом,  которого  в  действительности нет. Во­вторых, переход к игровому использованию   предмета,  придание ему нового смысла  и  представление  действий  с  ним  в  уме,  без реального  действия.  В  этом  случае  игра  происходит  полностью  в плане представления. Таким образом,  воображение  превращается  в  особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование   окружающую  мира.  Опорой  для  создания  образа  теперь  служит   не    только   реальный   объект,   но   и представления, выраженные в слове.  Рост  произвольности воображения проявляется у  школьника  в  развитии  умения   создавать  замысел  и  планировать  его  достижение.   15 С возможностью планирования прямо связано умение  создавать  целостные  произведения (О.М. Дьяченко).         Целенаправленное развитие воображения  у детей сначала  происходит  под  влиянием взрослых, которые побуждают  их произвольно  создавать  образы.  А затем дети самостоятельно представляют  замыслы  и  план  по  их  реализации. Причем в первую очередь этот  процесс   наблюдается   в  коллективных  играх, продуктивных видах деятельности, то  есть там, где деятельность  протекает  с использованием  реальных  объектов   и  ситуаций  и  требует  согласованности действий ее участников. Позже   произвольность   воображения   проявляется   в   индивидуальной  деятельности,  которая  не  обязательно  предполагает  опору   на   реальные  предметы и внешние действия. Воображение  позволяет  ребенку  познавать   окружающий  мир,   выполняя  гностическую функцию. Оно  заполняет   пробелы  в  его  знаниях,  служит  для  объединения разрозненных  впечатлений, создавая целостную картину мира.   Детский сказочник   Иб   Спанг  Ольсен  писал:  «Когда  нам,  взрослым, кажется, что ребенок большой  фантазер,  то  вполне  возможно,  что  ребенок   просто пытается найти чему­ то разумное объяснение…».Такая  ситуация  роднит  воображение  и    мышление.   Как  подчеркивал Л.С.Выгодский, «эти два процесса развиваются взаимосвязано».  Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления,  а воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения   задач, позволяет  преодолеть  стереотипы.  И   решение   интеллектуальных 16 проблем  становится творческим процессом. Фантазируя,  дети  выделяют   объективные  закономерности  окружающего. Создание  новых  образов  –  это  не  умозрительный,  а  тесно  связанный  с действительностью  процесс.  Именно  в  реальном  мире  находится    источник образов воображения. Воображение помогает  ребенку  найти   нестандартное творческое    решение    познавательной    проблемы.     Поэтому    важнейшей характеристикой воображения детей является его   реализм,  понимание  того, что может быть и чего не может.  Реалистический подход к фантастике в  сказке  возникает в дошкольном  возрасте.   Развитие воображения приводит к тому, что  в  возрасте  5­7  лет   дети  создают воображаемые миры, населяют их  персонажами,  имеющими   определенные  характеристики и действующими в соответствующих  ситуациях. В создании фантазий может  участвовать  развивающая  защитная   функция воображения. Воображение помогает  решить эмоциональные  и   личностные  проблемы, неосознанно избавиться от   тревожных   воспоминаний,  восстановить  психологический  комфорт,  преодолеть   чувство  одиночества.  Таким  образом,  происходит становление  психологической защиты. Творческий характер  зависит  от  того,  в  какой   мере  дети  владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и  художественной  деятельности.   При  создании  образов  дети   используют  прием  антропоморфизации   – одушевления предметов;   поскольку  часто  встречается  с  ним  при  слушании сказок.  Более сложным приемом  выступает агглютинация. Ребенок, создавая новый  образ, соединяет в нем,  казалось  бы, несоединимые  стороны  разных   объектов.  Смещение  величины,  приводящее  к преуменьшению  или   преувеличению  величины  персонажей,  приводит  также  к созданию  оригинальных образов.  В  изобразительном  творчестве  дети  создают   фантастические   образы  сначала  с  помощью  элементарных  приемов  –   изменяя  цвет  или  изображая необычное взаиморасположение объектов. 17 Такие образы бедны по  содержанию  и, как  правило,  невыразительны.   Постепенно  рисунки  приобретают  конкретную содержательность. У  младших школьников образы в рисунках  становятся   все более  оригинальными. Освоение приемов и средств создания образов приводит  к   тому,  что  и сами  образы  становятся   разнообразнее,   богаче.   Сохраняя    конкретный, наглядный характер,  они  приобретают  обобщенность,  отражая  типическое  в объекте.  Образы воображения у  ребенка  становятся  все   более  эмоциональными, пронизанными  эстетическими, познавательными,  личностным смыслом.   «Чем богаче опыт человека, тем больше  материал,   которым  располагает  его воображение». Для развития  воображения важно   «…приобщение  ребенка  к  эстетическому  опыту  человечества…включить   психику ребенка в ту общую мировую работу, которую  предлагало   человечество в течение тысячелетий…»(10)  Поэтому немаловажными  являются  уроки ­ беседы о мировом искусстве, в общем педагогическом  процессе. Продуктивное творческое воображение характеризуется не только  такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых  образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение  направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым  целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к  тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения.  Поэтому важнейшая линия в развитии воображения  ребенка ­ это развитие  направленности воображения.  Дальнейшее развитие способностей к концу младшего школьного  возраста  порождает значительное увеличение индивидуальных различий между детьми, что сказывается на их успехах в учении и является одним из оснований для принятия психолого­педагогически обоснованных решений относительно  дифференцированного обучения детей с различными способностями. 18 Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая  является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре  ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Кроме того, для  развития воображения и творческих способностей существуют специальные  игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время.  Интересные развивающие игры разработаны Б.Н. Никитиным /18, 25/, О. М. Дьяченко и Н.Е. Вераксой /7, 135/.   Взрослые должны всячески поощрять творческий подход детей к решению  любой проблемы. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной  поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики  творчества. Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции  для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно  развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо  создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно  использовать для развития творческих способностей в семье. А при  построении урока, для наиболее  эффективного развития творческого  воображения, необходимо учитывать некоторые условия: например новые  понятия должны вводиться только в знакомом содержании;  содержание  развивающих  техник  должно  ориентироваться  на  личность ребенка и его  взаимодействие с другими детьми. А также  следует  учить  ребенка  искать   решение,  учитывая  прежде   всего, возможные последствия, а не абсолютные  достоинства; стимулировать  детей  к  высказыванию  собственных  идей  по   поводу решаемой проблемы. Формы и методы развития  творческого воображения у младших школьников  на уроках изобразительного искусства. 19 20 Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего  детства возраста – речь, для дошкольного – восприятие, для младшего  школьника – мышление и воображение. Если ребенок недостаточно был  вовлечен в соответствующую для данного периода деятельность, то может  наступить задержка психических образований данного периода, которая  повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на  следующий возрастной этап. Поэтому очень важно создать благоприятные  условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями  ребенка. Так у младших школьников сензитивный период – это период  развития мышления и воображения. Какую же форму это развитие  приобретает на уроках изобразительного искусства? Форму творчества, через  которую у детей учитель развивает творческое воображение различными  педагогическими методами и приемами.Обладая системой понятий,  отражающих действительные связи и отношения предметов и явлений,  школьник знакомится с закономерностями объективного мира. Постепенно  ученик классифицирует объекты и явления действительности. Учится  анализировать и обобщать, систематизировать. Интенсивному развитию  воображения способствует целенаправленность учебных занятий. Так с 1­го  класса учитель учит детей организованной целенаправленной творческой  деятельности, формирует умение подчинять весь творческий процесс  решению конкретной задачи. Это очень сложная задача, т.к. у учащихся  начальных классов проявляется часто пассивность воображения. Поэтому с 1­ го класса применяются самые разнообразные приемы, активизирующие  творческую деятельность. По мере перехода из одного класса в другой  школьники все больше знакомятся с понятиями. Мыслительная деятельность  младшего школьника имеет наглядный характер и в значительной степени  связана с чувственным познанием. Поэтому в начальных классах широко  используются наглядные методы и приемы, которые успешно могли бы 21 развивать творческое воображение на уроках изобразительного искусства.В  начальных классах на уроках изобразительного искусства главным принципом обучения является наглядность и постепенность; широко используются  словесные, наглядные, практические методы и игровые приемы, которые  способствуют развитию творческого воображения. Рассмотрим в схемах  методы и приемы.                              Словесные методы ∙  Вопросы  (наводящие, поисковые) ∙ Беседа  (выступает в форме  вопросов) ∙        Рассказ  (используется в  первой части  урока, должен  быть кратким и  соответствовать теме) ∙     Указания  (общие и  индивидуальные,  используется на  протяжении  всего урока) ∙     Пояснения  (направлены на  последовательность проведения работы, на планирование  конкретного  материала) Художественное слово  (используется на  уроке в любой  части, придает  красочность и  выразительность  заданной теме)                                           Наглядные методы ∙        рассмотрение ∙        наблюдение ∙        показ   Практические   методы играют большое значение на уроках изобразительного  искусства. Формы работы представляются ведением уроков (работа с натуры.  Тематическое рисование, декоративно­прикладное, беседа). Отсюда следует,  что учителю на уроке изобразительного искусства необходимо грамотно,  используя выше перечисленные формы, методы и приемы работы с детьми,  развивать творческое воображение у детей 1­3 классов, потому что за  учебными столами не только будущие художники, но и зрители. Они зададут  степень приобщенности к подлинным высотам искусства и от того, какие  знания они получат, каким мастерством они овладеют, будет зависеть уровень художественной культуры общества в целом. Учитывая данные методы, формы организации учебного процесса, и был  разработан цикл  занятий   направленный на развитие творческого воображения младших  школьников на  уроках изобразительного искусства. 22 Условия успешного развития творческих способностей. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита /7, 123/, Б.Н. Никитина /18, 15, 16/, и Л.Кэррола /9, 38­39/, можно  выделить шесть  основных условий успешного развития творческих способностей детей. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является  раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее  ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с  различными инструментами и материалами.  Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка  является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо,  насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой  системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную  творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в  соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих  способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который  требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности  развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все  выше и выше. 23 Четвертое условие успешного развития творческих способностей  заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе  деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким­ либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес,  эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее  напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот,  предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых –  это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей.  Самое главное здесь ­ не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка ­ распространенный среди родителей  способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что­либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам  может додуматься. Давно известно, что для творчества необходимо  комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени,  поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей –  тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые  должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка  из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно  стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам,  терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной  жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с  высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и  сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо  только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает,  что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к 24 созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и  педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие  методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества,  создают произведения более высокого уровня, чем их необученные  самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские  кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется  еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить  надо не вызывает сомнений. Так же  воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на  достижение конечной цели. К сожалению, традиционно существующая в  нашей стране система  школьного воспитания почти не содержит мер,  направленных на последовательное систематическое развитие творческих  способностей детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном  стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития. В связи  с этим  проблема развития творческого воображения у детей   младшего школьного возраста,  а также у   учащихся других  возрастов,  является немаловажной и актуальной на данный момент. А изучение  и  разработка  условий  способствующих  этому развитию, а также  методов,  форм и  заданий, активизирующих  воображение, представляет собой  немаловажный  аспект  в  эволюции педагогического процесса. 25 Заключение Универсальные творческие способности ­ это индивидуальные особенности,  качества человека, которые определяют успешность выполнения им  творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными  направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте  являются: 1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое  характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и  направленность. 2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими  качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность  мышления. Младший школьный  возраст имеет богатейшие возможности для развития  творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее  использовать их в  дошкольном  и школьном детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании  определенных условий, благоприятствующих их формированию. 26 Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с  высокоразвитыми творческим  воображением.  Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.  Уроки изобразительного  искусства необходимы и очень важны в системе общего образования, так как  не только способствуют развитию  воображения, творческого воображения, но и развивает умение наблюдать, анализировать; творческие способности,  художественный вкус, эстетические чувства (умение видеть красоту форм,  движений, пропорций, цвета, цветосочетаний), способствует познанию  окружающего мира, становлению гармонически развитой личности, развивает  органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии  мышления. Отсюда следует, что на уроках изобразительного искусства итогом работы является рисунок. Это лишь внешний результат учеников, но в нем  зашифрован весь путь развития тех мыслеобразов, которые были заданы  темой. Рисунок – это та материальная форма, в которую вылились мысли. И  от того, насколько они были многообразны и активны зависел результат. Здесь мы понимаем огромное значение развития воображения на уроках  изобразительного искусства, как важного фактора в решении тех или иных  художественных задач. Отсюда мы делаем вывод, что воображение на уроках  изобразительного искусства носит активный творческий характер. Любой  художественной работе присуще понятие – творчество, т.к. оно (творчество) в изобразительном искусстве связано с необходимостью создания чего­то  нового, своего, ранее не существовавшего. Это просматривается в детских  рисунках. Творческое  воображение является необходимым условием для  любой деятельности человека. Особенно важное значение приобретает этот  психический процесс для детей при обучении. Любой школьный предмет  (математика, литература, развитие речи, музыка изобразительное искусство и  т.д.) требуют эффективной работы этой психической функции. Вот почему  важно целенаправленно развивать творческое воображение на уроках  изобразительного искусства в начальной школе. Формированию творческого воображения способствуют: 1. Использование на начальном этапе обучения  специальных знаний на конструирование, которые выполняются учащимися на предметно­действенном уровне. 2. Использование заданий, моделирующих  деятельность воображения на наглядно­образном уровне. 27 3. Использование на уроках предметно­практического обучения и во  внеклассной работе широкого ассортимента природных и синтетических  материалов для обобщения чувственного опыта учащихся. 4. Направленность обучения на развитие у учащихся способностей к  сюжетному конструированию, включению заданных элементов в простой, а  затем в развернутый контекст. 5. Акцентирование внимания на изображении  создаваемых объектов в динамике. 6. Выделение деятельности работы с  формой, предлагающей создание на основе форм исходных материалов  образов различных объектов. 7. Предоставление учащимся свободы в выборе  материалов для изготовления объектов. 8. Включение в качестве  структурного элемента на уроках предметно­практического обучения  режиссерских и сюжетно­ролевых игр. 9. Создание в процессе занятий  проблемных ситуаций, неоднозначность решения которых стимулирует  деятельность творческого воображения и способствует формированию  механизмов комбинаторики данного психического процесса. В условиях  личностно ориентированной модели обучения каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей.  Кусочек фантазии есть в каждом ребенке, который, чувствуя, мысля,  действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу своего «Я». Отсюда следует, что  роль творческого воображения на уроках изобразительного искусства велика.  И развитие творческого воображения является одной из главных задач в  системе эстетического обучения, т.к. рисунок является источником  творческой деятельности. 28 Литература. 1. Брунер Д. С.  Психология познания. За пределами непосредственной  информации. –  М.  1977. /Представление. Воображение у детей: 304 – 319/ 2. Боровик О. В.   Развитие воображения. Методические  рекомендации.  –   М.:  ООО  «ЦГЛ   «Рон»» 2000. – 112с. 3. Веккер Л. М.   Психические  процессы.  –   Т.1   –   л.,   1974.   /Воображение и   психологическое время: 262 – 271. Представление / воображение/:  278  –  295. 4. Выгодский Л. С.  Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2  –  М.,  1982   /Воображение  и  его   развитие в детском возрасте: 436 – 455/. 5. Выгодский Л. С.   Проблемы  возрастной  периодизации  детского   развития.  //  Вопросы   психологии. 1972. № 2. с. 114 – 123. 6. Дьяченко О. М.   Об основных направлениях развития воображения у   детей.  //  Вопросы   психологии. 1988. № 6. с. 52 – 59. 7. Дьяченко О. М., Кириллова А. И.   О некоторых  особенностях  развития   воображения  детей  дошкольного  возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51. 8. Игнатьев Е. И.  О некоторых особенностях изучения представлений и  воображения.  Вып.  76. М., 1956. 29 9. Коршунова Л. С.   Воображение и  его  роль  в  познании.  –  М.,  1979.   /Трудности  в  определении  воображения:  3  –  7.   Воображение   и    практическая   деятельность: 8 – 30. Воображение как отражение  действительности: 31  – 85. Воображение и научное познание мира: 86 – 131/. 10. Кириллова Г. Д. Начальные формы  творческого  воображения  у  детей.  //  Дошкольное воспитание. 1971. – № 2. с. 41 – 46. 11. Карандашов Ю. Н. Развитие представления у детей.  Учебное  пособие.  –   Минск,  1987. /Возрастная динамика развития представлений: 74 – 87/. 12. Коршунова Л. С., Пружинин Б. И.        Воображение  и  рациональность.    Опыт   методологического   анализа    познавательной функции  воображения.  –  М.  1989.  /Психологический    подход к воображению. Перспектива и  границы: 18 – 39. Воображение  и     игровая  деятельность:  83   –   97.    Чувственное   отображение   и     воображение: 113 – 122. Воображение и  мышление: 122 – 138/. 13. Лейтес Н. С.    Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии. 1988.     №    4. с. 98 – 108. 14. Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция». Москва. Гуманитарный  издательский центр «Владос». 2005.  Натадзе Р. Г.   Воображение как фактор поведения. Экспериментальное  исследование.  –   Тбилиси, 1972. 15. Немов Р. С.    Психология: Учебник  для  студентов  высших   педагогических  учебных     заведений: В 3кн. – 4е.  издание  –  М.:   Гуманитарный  издательский    центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы  психологии /  Воображение:    260 – 271. 17Неменский Б.М. Программы общеобразовательных учреждений;  изобразительное  искусство  и художественный  труд 1­9 классы, ­ М.:  Просвещение,2006. 30 18. Найссер У.     Познание и реальность. – М. 1981. /Воображение и память:  141 – 165/. 19. Никифорова О. Н.    Познавательные  процессы  и  способности  в   обучении.  –  М.  1990.    /Представление и воображение: 80 – 100/. 20. Рубинштейн С. А.   Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 1989.  /Воображение  344    – 360/. 21. Розетт И. М.    Психология  фантазии.  Эксперементально­теоретическое    исследование     внутренних закономерностей умственной деятельности. –   Минск,  1977.     /понятие фантазии: 13 – 24.  Теоретические  концепции   фантазии:  25  –78.  Психологические  механизмы  фантазии:  169  –   228.    Условия    протекания процесса фантазии: 229 – 270/. 22.Сокольникова  Н.М. «Основы композиции», «Основы рисунка»,          «Краткий словарь терминов» Обнинск. Издательство «Титул». 1996. 23 Субботина Л. Ю.    Развитие воображения  детей.  Популярное  пособие   для  родителей  и     педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль:   «Академия  развития»,   1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся,  играем»/. 31

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.

Научно-исследовательская работа .По методике преподавания изобразительного искусства.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2017