Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)
Оценка 4.8

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
17.09.2018
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)
С каждым годом увеличивается количество запросов к специалистам системы дополнительного образования от родителей школьников, испытывающих трудности не только в освоении образовательной программы, но и в процессе социализации, т.е. имеющих особые образовательные потребности и ограниченные возможности здоровья. Основная особенность развития детей с ДЦП – существование двигательных нарушений с самого рождения и их тесная связь с сенсорными нарушениями. Все двигательные расстройства составляют нарушения в моторике, что всегда влечет за собой сопутствующие нарушения. Детям с церебральным параличом свойственны не только невозможность тех или иных движений, но и слабость в ощущении этих движений, из-за этого у ребенка формируются неправильные представления о нужных движениях, и с большим трудом формируется ориентация во времени и пространстве. Из-за этих слабых ощущений ребенок не может на ощупь узнать предмет. Все это усиливает и еще больше затрудняет развитие целенаправленных движений и в свою очередь имеет неблагоприятное воздействие на общее психическое развитие ребенка. Согласованность в движениях глаз и рук имеет большое значение для развития познавательной деятельности, развития практических навыков и навыков самообслуживания. Настоящая АДООП (индивидуальный образовательный маршрут) предназначена для содействия социализации ребёнка с ДЦП.
ИОМ для ребенка с ДЦП.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ПРИНЯТА                                                                      УТВЕРЖДЕНА Методическим советом                                                 Приказом МБОУДО «ЦДТ» Протокол                                                                         от «____»____________20___г. от «___»__________20___г.                                          №______ №____                                                                              Директор_________ Н.Г. Васильева Председатель МС______ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП СОЦИАЛЬНО­ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ   Уровень: стартовый Адресат: обучающийся с ОВЗ в возрасте 13­14 лет Срок реализации:  1 год Автор­составитель:  Пидгаецкая Светлана Ивановна, педагог дополнительного образования с.Ловозеро 2017г. ОГЛАВЛЕНИЕ Пояснительная записка………………………………………………………….3 Психолого­педагогическая характеристика обучающегося на начало  учебного года……………………………………………………………….….12 Формы и методы обучения ……………………………………………..……..13 Программа сотрудничества с семьей..…………………………………..……14 Планируемые результаты освоения обучающимся ИОМ…………..………14 Содержание ИОМ………………………………………………………..……15 Средства мониторинга и оценки динамики обучения ………………………15  Примерное содержание  ИОМ (учебный  план)…………………..………….23 Перечень необходимых технических средств и  дидактических материалов для реализации программы……………………28  Литература, рекомендуемая для родителей………………………..…………29 2 Индивидуальный образовательный маршрут   (ФИО обучающегося), дата рождения, ученика МБОУ «…СОШ»  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА С   каждым   годом   увеличивается   количество   запросов   к   специалистам системы   дополнительного   образования   от   родителей   школьников, испытывающих трудности не только в освоении образовательной программы, но   и   в   процессе   социализации,   т.е.   имеющих   особые   образовательные потребности и ограниченные возможности здоровья. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее ­ОВЗ) – это   физическое   лицо,   имеющее   недостатки   в   физическом   и   (или)   которые   подтвердила   психолого­медико­ психологическом   развитии, педагогическая комиссия (далее­ ПМПК) и которые препятствуют получению образования   без   создания   специальных   условий   (ч.   16   ст.   2   Федерального закона от 29.12.2012 № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).  Специалисты ПМПК обследуют ребенка в возрасте от 0 до 18 лет и выдают   родителю   (законному   представителю)   заключение.   Заключение включает рекомендации, определяющие образовательную программу, форму обучения и направления работы специалистов сопровождения.  Обучающиеся с ОВЗ – это дети: • с   нарушениями   слуха   (глухие,   слабослышащие,   позднооглохшие, кохлеарно имплантированные); • нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); • тяжелыми нарушениями речи; • нарушениями опорно­двигательного аппарата; 3 • задержкой психического развития; • расстройствами аутистического спектра; • со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития); • с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Некоторые   дети   могут   иметь   справку   об   инвалидности   и   заключение ПМПК – глухие, слепые, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития и т. д. Статус инвалида гражданам РФ присваивает Бюро медико­ социальной   экспертизы   (п.   1   Правил   признания   лица   инвалидом,   утв. постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95). К детям с нарушением опорно­двигательного аппарата обычно относят детей   с   детским   церебральным   параличом   (ДЦП).   Детский   церебральный паралич   составляет   группу   расстройств     двигательной   сферы,   которые возникают   в   результате   поражения   двигательных   зон   и   двигательных проводящих путей головного мозга.  Основная   особенность   развития   детей   с     ДЦП   –   существование двигательных нарушений с самого рождения и их тесная связь с сенсорными нарушениями.   Все   двигательные   расстройства   составляют   нарушения   в моторике,   что   всегда   влечет   за   собой   сопутствующие   нарушения.  Детям   с церебральным параличом свойственны не только невозможность тех или иных движений, но и слабость в ощущении этих движений, из­за этого у ребенка формируются неправильные представления о нужных движениях, и с большим трудом     формируется   ориентация   во   времени   и   пространстве.   Из­за   этих слабых   ощущений   ребенок   не   может   на   ощупь   узнать   предмет.   Все   это усиливает и еще больше затрудняет развитие  целенаправленных движений  и в свою   очередь   имеет   неблагоприятное   воздействие   на   общее   психическое развитие   ребенка. Согласованность   в   движениях   глаз   и   рук   имеет   большое 4 значение   для  развития познавательной   деятельности,   развития практических навыков и навыков самообслуживания.  Научная обоснованность программы Категория   детей   с   нарушениями   опорно­двигательного   аппарата   – неоднородная по составу   группа   школьников.   Группа   обучающихся   с нарушениями     опорно­двигательного   аппарата   объединяет   детей   со значительным   разбросом   первичных   и   вторичных   нарушений   развития. Отклонения     в     развитии     у     детей     с     такой     патологией     отличаются значительной полиморфностью  и  диссоциацией  в  степени  выраженности. В   зависимости   от   причины   и времени   действия   вредных   факторов отмечаются  следующие  виды  патологии  опорно­двигательного  аппарата. По  типологии  двигательных  нарушений,  предложенной  И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, выделяются: I.   Заболевания   нервной   системы:   детский   церебральный   паралич, полиомиелит.   II.   Врожденная   патология   опорно­двигательного   аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея,   косолапость   и   другие   деформации стоп,     аномалии     развития     позвоночника   (сколиоз),     недоразвитие     и дефекты  конечностей,  аномалии  развития  пальцев  кисти, артрогрипозы. III.     Приобретенные     опорно­ двигательного   аппарата: травматические   повреждения   спинного   мозга,   повреждения     заболевания     и   головного     мозга     и     конечностей,     полиартрит,   заболевания     скелета (туберкулез,     опухоли     костей,     остеомиелит),     системные     заболевания скелета (хондродистрофия, рахит). Для   детей   с   церебральным   параличом   характерно   своеобразное психическое  развитие,  обусловленное  сочетанием  раннего  органического поражения   головного   мозга   с   различными   двигательными,   речевыми   и сенсорными   дефектами.   Важную   роль   в   генезе   нарушений   психического 5 развития   играют   возникающие   в   связи   с   заболеванием   ограничения деятельности,     социальных     контактов,     а     также     специальные   условия обучения  и воспитания. Основаниями  для создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью служат нормативные требования; заключение ПМПК – для   обучающихся   с   ОВЗ   (п.   23   Положения   о   ПМПК);   индивидуальная программа   реабилитации   или   абилитации   –   для   детей­инвалидов (приложение 3 к приказу Минтруда России от 31.07.2015 № 528н3).  Условия   для   детей   с   ОВЗ   и   инвалидностью   образовательная организация обеспечивает в соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального закона № 273­ФЗ:  • специальные образовательные программы и методы обучения; • специальные   учебники,   учебные   пособия   и   дидактические материалы; • специальные технические средства обучения; • услуги   ассистента  (помощника),  который   оказывает   обучающимся необходимую техническую помощь;  • групповые и индивидуальные коррекционные занятия; • доступная   среда   (беспрепятственный   доступ   в   здание   и   на территорию и т. д.); Актуальность настоящей программы заключается в необходимости организации   социально­педагогического   сопровождения   ребёнка   с НОДА   в   соответствии с запросом   родителей (законных представителей) обучающегося,   задачами   которого   являются   правильное   распознавание наиболее   актуальных   проблем   его   развития,   своевременное   оказание социально­педагогической   помощи   ребенку   с   ДЦП   в   условиях   дома, направленных   на   смягчение   негативных   особенностей   эмоционального развития ребенка­инвалида. 6 Новизна   ДООП        для   обучающихся     с     нарушениями     опорно­ двигательного   аппарата   заключается   в   использовании   при   реализации программы   дифференцированного   и   деятельностного   подходов,   а   также активной включенности в образовательный процесс родителей обучающегося на   основе   программы   взаимодействия   и   психолого­педагогического сопровождения семьи. Дифференцированный  подход уже на этапе  построения  ДООП    для детей с  НОДА предполагает  учет  особых  образовательных  потребностей   обучающихся,     неоднородности этих   возможностей     освоения    содержания     образовательной   программы.    Это   которые   проявляются     в   предусматривает   возможность   создания   с   учетом   типологических   и индивидуальных   особенностей     развития     разных     вариантов         СИПР (специальной индивидуальной программы развития),  в  том  числе  и  в виде индивидуального  образовательного маршрута.   Применение     обеспечивает разнообразие   содержания,   предоставляя   детям   с   НОДА возможность   дифференцированного     подхода   реализовать индивидуальный потенциал развития.  Деятельностный   подход основывается на теоретических положениях отечественной   психологической   закономерности  процесса  обучения  и воспитания  обучащихся с ОВЗ,  и   раскрывающих     науки,     основные строится  на  признании  того,  что  развитие личности  обучающихся  с НОДА     школьного     возраста     определяется     характером   организации доступной   им   деятельности,   в   данном   конкретном   случае   предметно­ практической. Педагогическая целесообразность программы заключается в особом   включающем   поддержку индивидуально­ориентированном   подходе, личностного развития ребёнка, формирование психологических предпосылок 7 обучения, оптимизацию детско­родительского взаимодействия, преодоление психогенных нарушений. Индивидуальная программа (ИОМ)  для ребёнка с ДЦП  разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка и направлена на коррекцию, воспитание и социальную адаптацию ребенка с ОВЗ   (с   тяжелыми   нарушениями   опорно­двигательного   аппарата   с сопутствующей   ЗПР),   создание   эффективной   системы   социально­ педагогической помощи ребенку с ДЦП в условиях дома, направленных на смягчение   негативных   особенностей   эмоционального   развития   ребенка­ инвалида. В   литературе   сформулированы   требования   к   работе   с   детьми, имеющими ДЦП:  1. Педагог должен рефлексировать происходящее  2. Не демонстрировать жалости. 3. Не переутомлять ребёнка (время занятия не более 20 минут). 4. Требования должны быть индивидуализированными. 5. Самостоятельность детей во время занятий следует поощрять Данная   программа  (ИОМ   для   ребёнка   с   ДЦП)     разработана   в результате социального заказа родителей и составлена с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и психолого­ педагогической   помощи   его   родителям.   Программа   предназначена   для   с   ДЦП   среднего   школьного   возраста.   Систематические мальчика   индивидуальные   занятия,   чередующиеся   работой   и   отдыхом,   оказывают положительное   влияние   на   психофизическое   состояние   организма,   тем самым способствуют развитию компенсаторных возможностей организма с учетом  имеющихся нарушений. Возраст   учащегося:  Средний школьный возраст – 13­14 лет. 8 Сроки  реализации:  Программа   рассчитана   на   1   год   работы   с ребенком,   но   в   зависимости   от   уровня   усвоения   курса   и   физических возможностей обучающегося срок реализации может быть продлен до 2 лет. Объем программы  – 72 часа.  Режим занятий:  Предположительная частота проведения – 2 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность занятий 20­30 минут, в зависимости от индивидуальных особенностей  и физического состояния ребенка. Вид программы: авторская. Направленность программы: социально­педагогическая.  Функциональное   назначение  –   обеспечение   индивидуальных потребностей развития ребёнка­инвалида, реабилитационная. Формы организации образовательного процесса:  • познание:   исследование   предметного   мира,   наблюдение   и экспериментирование;   освоение   правил   поведения   в   разных   контекстах ближайшего   социального   окружения;   освоение   собственных   физических возможностей; • общение:   установление   отношений   со   взрослыми   и   сверстниками индивидуальная   сюжетно­ролевая   игра   на   основе   образцов,   заданных ближайшим социальным окружением. Процесс   реализации   программы   включает   в   себя   несколько этапов: 1. Диагностический этап – проведение работы по уточнению запроса (взаимодействие   со   всеми   участниками   образовательного   процесса: родители, педагоги); углубленное исследование познавательных процессов с использованием диагностических методов. 2. Основной   этап – работа, направленная на коррекцию и развитие ВПФ. 9 3. Аналитический этап – проведение диагностического обследования с   целью   проверки   эффективности   реализации   ИОМ,   подготовка рекомендаций, планирование дальнейшей работы по запросу. 1.Диагностический этап. Первичная   диагностика   –   предваряет   коррекционно­развивающую работу. Задачи, решаемые на этом этапе: ­ получение запроса; ­ уточнение запроса; ­ подбор диагностических методик для обследования; ­ проведение диагностического обследования. Работа педагога включает: ­ первичное интервью с родителем; ­ изучение личного и медицинского дела ребенка; ­ наблюдение за ребенком в естественной ситуации (в разных видах деятельности). Информация, полученная педагогом в ходе диагностического этапа, необходима для решения нескольких задач. a) Проведение   предварительной   работы   по   организации индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).  Как   уже   указывалось   ранее,   в   период   адаптации   была   проведена работа, в задачи которой входила: ­ сбор первичной информации о ребенке; ­ отслеживание периода адаптации; в)   знакомство   с   ребенком,   установление   с   ним   доброжелательных отношений. Сюда входит также предварительное изучение всей информации о ребенке с ОВЗ. 10 2. Подготовка  индивидуального образовательного маршрута с учетом индивидуальных особенностей ребенка. 3. Подготовка материалов для проведения занятий. 2. Основной  этап. Непосредственная реализация ИОМ. Промежуточная   диагностика   –   отслеживается   динамика   развития   и эффективность коррекции.  В качестве диагностического материала используются   сами игры и упражнения, а то, как выполняет их ребенок – есть результаты диагностики. 3. Аналитический этап – проведение диагностического обследования с   целью   проверки   эффективности   реализации   ИОМ,   подготовка рекомендаций, планирование дальнейшей работы по запросу. Итоговая   диагностика   –   проводится   по   окончании   изучения   ИОМ, оценивается состояние ребенка «на выходе». Принципы   построения   индивидуального   образовательного маршрута ­ Учет генетического хода основных линий развития предполагающих обучение   с   опорой   на   актуальный   уровень   развития   ребенка   и   его   зоны ближайшего развития. ­ Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. ­ Единство требований к воспитанию ребенка в семье. ­ Деятельный подход к развитию личности ребенка, в рамках ведущей и типичных видов деятельности в соответствии с интересом ребенка. ­ Коррекционная направленность воспитательного процесса. ­   Доступность   повторяемость   и   концентричность   предложенного материала. Цель программы: 11 Основной целью  ИОМ является  социальная  адаптация ребенка, при условии   содействия   развитию   эмоционально­волевой   сферы,   развитию внимания,   памяти,   мышления,   воображения,   восприятия,   речи,   основных двигательных навыков и мелкой моторики рук обучающегося, формирования и совершенствования навыков общения. Задачи программы: 1. Развитие   двигательных   умений   и   навыков,   развитие   мелкой моторики, координированных движений рук, развитие зрительно­моторной координации  2. Развитие   представлений   об   окружающей   действительности, формирование   пространственно­временных   отношений   и   активной ориентировки в пространстве и времени. 3. Содействие социализации ребёнка Предполагаемый результат: ­ социальная адаптация ребенка; ­создание благоприятной среды для его развития; ­реализация   родителями   знаний   о   социально­психолого­ педагогическом   развитии   и   воспитании   ребенка   с   ОВЗ,   с   учетом индивидуальных особенностей ребенка и семьи; Участники программы: родители,  педагог­психолог. Условия реализации программы: ­ Ключевые позиции в реализации программы принадлежат педагогу, но обязательным является участие родителей. ­   Организация   коррекционно­развивающей   среды,   стимулирующей личностное развитие ребенка. Психолого­педагогическая характеристика  на начало учебного года. 12 Семья полная, состоит из 3­х человек. Мама – служащая ОУ, папа ­ технический   служащий.   Семья   проживает   в   благоустроенном   доме.   Все члены семьи заботливо и доброжелательно относятся к мальчику. Родители заинтересованы в социализации и возможно приемлемом варианте  развития ребенка.  1 По   заключению   ПМПК   у   К.   тяжелая   умственная   отсталость,   ДЦП, несформированность   языковых   средств   на   фонетико­фонематическом   и лексико­грамматическом уровнях с преобладанием недоразвития смысловой стороны   речи.   Мальчик   самостоятельно   не   передвигается,   сидит   на инвалидной  коляске с полной фиксацией. К. воспринимает происходящее вокруг него посредством зрительного и слухового восприятия. В течение 3­5 секунд   удерживает   вложенный   в   руку   предмет.   Взгляд   на   предмете   не фиксирует, звук не локализует.  Эмоциональное   состояние   ребенка   устойчивое.   Мальчик   спокоен. Реагирует на шум и крик вокализацией, мимикой.  Понимает обращённую речь, соотносит себя с именем,  эмоционально реагирует   на   интонацию   говорящего   с   ним:   улыбается,   вокализирует. Характерно полное отсутствие словесных средств общения. Ему нравится, когда   окружающие   взаимодействуют   с   ним:   тактильные   прикосновения, игры­взаимодействия. Активная речь не развита.  К.  спокойно   реагирует   на   воду,  краску,  сыпучие,  твердые   и  вязкие материалы.  У ребенка отсутствует контроль выделений, он находится в памперсе. Ест   протертую   пищу.   Во   время   приема   пищи,   одевания,   раздевания требуется полная помощь взрослого.  ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 13 Ребенок   с   тяжелыми   и   множественными   нарушениями   может производить   очень   мало   действий   и   определение   его   интересов   крайне затруднено.   В   этом   случае   задача   педагога   занимать   более   активную   и творческую   позицию   в   стимулировании   внимания   и   интереса   ребенка, поддерживать   интерес   ребенка   имеющимися   материалами   (яркие   цвета, громкие и необычные звуки, текстура материала или его температура), при этом   наблюдая   за   собственными   действиями   ребенка   и   применяя вмешательство   в   соответствии   с   ними.   Важной   предпосылкой   развития является   формирование   восприятия   и   представлений   об   окружающих предметах и явлениях.  Восприятие необходимо развивать  в повседневной жизни путем специальной организации разных видов деятельности, которые ребенка учат смотреть, наблюдать, слушать, т.е. осмысление воспринимать предметы   и   явления   окружающего   мира.   Все   это   обогащает   кругозор, формирует функцию активного внимания, а главное, развивает  у ребенка обобщенный способ умственной деятельности. Все   занятия   осуществляются   на   основе   предметно­практической деятельности   ребенка.   В   работе   сочетается   проведение   педагогом   и/или родителями   большого   количества   игровых,   предметно­практических   и занимательных   упражнений   (кинезиологические   упражнения,   пальчиковая гимнастика, музыкотерапия, прослушивание сказок). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  УЧАЩИМСЯ  ИОМ   Для детей  с  ОВЗ  результативность  обучения может  оцениваться только  строго  индивидуально  с  учетом  особенностей  психофизического   и     особых   развития     каждого обучающегося.     В     связи     с     этим,   требования   к   результатам   освоения   образовательных     потребностей   14 индивидуального образовательного маршрута представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающегося.  Обучение   данного   ребенка   затруднено   в   связи   с   низкой работоспособностью,   повышенной   утомляемостью   и   истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности.  Программа направлена не только на ребенка, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям. Программа сотрудничества с семьей. Задачи Повышение  осведомленности  родителей об особенностях развития и специфических  образовательных  потребностях ребенка Обеспечение участия семьи в разработке и реализации  СИПР, единства  требований к  обучающемуся в семье и  специалистов  образовательной  организации Организация регулярного  обмена информацией о  ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее  освоения Организация участия родителей   во   внеурочных мероприятиях   Мероприятия ●  индивидуальные консультации родителей со  специалистами (раз в месяц и по запросу  родителей) ●  индивидуальные консультации родителей по  темам: «Реализация СИПР в домашних  условиях », «Кинестетическое развитие  ребенка», «Двигательное развитие детей с  ДЦП» ● ­участие родителей в разработке СИПР  ● ­посещение родителями уроков/занятий; ● ­консультирование родителей по вопросам  обучения ребенка в домашних условиях,  выбор единых подходов и приемов работы; ● ­домашнее визитирование  ● личные встречи, беседы;  ●  обсуждение видео­ и аудио записей  занятий с ребенком  дома. ● привлечение родителей к планированию и  реализации мероприятий: «1 Сентября – День Знаний»  «Декада инвалидов» «Новый год» «8 марта» «Праздник Севера» 15 Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Уровни освоения (выполнения) действий / операций  Условные  обозначения 1. Пассивное участие / соучастие.   ­ действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что­либо  сделать с ним). 2. Активное участие.  действие выполняется ребёнком: ­ со значительной помощью взрослого ­ с частичной помощью взрослого ­ по последовательной инструкции (изображения или  вербально) ­ по подражанию или по образцу  ­ полностью самостоятельно  ­ дд д ди до + Способы изучения результативности программы. ­ Наблюдение за ребенком во всех видах деятельности ­ Тестовые задания, помогающие понять родителям, как идет развитие  СОДЕРЖАНИЕ ИОМ Предлагаемая   программа     разработана   с   учетом психофизических, интеллектуальных и соматических особенностей ребёнка с (ИОМ) целью   развития   крупной   и   мелкой   моторики,   мышления,   внимания. Программа   (ИОМ)   делится   на   темы­разделы   (направления).   Каждое направление   включает   последовательные   уровни   сложности,   каждое   из которых   представляет   собой   самостоятельную   часть   в   развитии   ребёнка. Данные   направления   в   ИОМ   выделены   условно,   потому   что   каждое 16 упражнение или игра может иметь несколько целей. Так, например, задания по   развитию   мелкой   моторики   корригируют   и   развивают   мышление   и внимание. РАЗДЕЛ 1. «РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В данном разделе  коррекционно­развивающая работа  проводится по следующим направлениям: 1. Формирование   навыков   предметно­манипулятивной   и   игровой деятельности. 2. Развитие мелкой моторики. 3. Формирование   элементов   продуктивных   видов   детской деятельности (рисование, конструирование и пр.). 1.1. Формирование навыков предметно­манипулятивной и игровой деятельности. Предметная деятельность является базисным видом деятельности для формирования   всех   других   видов   деятельности.   В   процессе   развития предметных   действий   у   ребенка   формируются   соотносящие   и   орудийные действия,   при   выполнении   которых   у   него   происходит   становление ориентировочно­познавательной деятельности и появляются предпосылки к развитию   речи.   Кроме   того,   в   ходе   выполнения   предметных   действий   у ребенка улучшаются физиологические возможности рук, их согласованность и плановость в действиях, развивается тонкая ручная моторика и зрительно­ двигательная координация. Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещение в   пространстве,   через   взаимодействия   с   игрушками.   Чем   более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Развитость движений – один из показателей положительной динамики нервно­психического развития.  1.2. Развитие мелкой моторики. 17 Формирование   мышления   и   речи   ребенка   начинается   тогда,   когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование   данных   процессов   совершается   под   влиянием   импульсов, идущих от рук. Это важно как при своевременном психическом развитии, так и в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и   мысль,   и   глаз   ребенка   двигаются   с   той   же   скоростью,   что   и   рука. Следовательно,   систематические   упражнения   по   тренировке   движений пальцев   являются   мощным   средством   повышения   работоспособности   Для   развития   мелкой   моторики   используются головного   мозга. «пальчиковые игры». Эти игры способствуют развитию мышления, внимания, памяти и речи ребенка. В ходе «пальчиковых игр» у  ребёнка активизируется моторика рук,  стимулируются мыслительные процессы. Кроме   пальчиковой   гимнастики   и   кинезиологических   упражнений   в   дифференцированные   движения занятия   включены   упражнения   на   пальчиками и кистями рук по примеру и с помощью взрослого; пальчиковые соответствующей упражнения, сопровождаемые словом       в   последовательности;  1.3. Формирование элементов продуктивных видов деятельности. Работа по развитию деятельности осуществляется:  в процессе непосредственного общения с ребенком на занятиях;  в   ходе   игр   и   упражнений   по   ознакомлению   ребёнка   с пространственными и качественными свойствами и признаками предметов;  в   ходе   специальных   дидактических   игр,   направленных   на формирование ориентировочно­исследовательских действий;  в работе по развитию коммуникативного поведения; С помощью   коррекционно­развивающих   упражнений педагог будет формировать   у   ребёнка   интерес   к   выполнению   изображений   различными средствами – фломастерами, карандашами, красками;  18 • учить правильно держать карандаш, фломастер. • учить   наблюдать   за   действиями   взрослого   при   рисовании, соотносить графические изображения с реальными объектами и явлениями природы;  • формировать   положительное   отношение   интерес   к   процессу конструирования, играм со строительным материалом;  • знакомить с основными формами строительного материала (кубики, кирпичики, пластины);  Примерный перечень игр:   пальчиковая гимнастика:«Моя семья», «Сорока», «Замок», «Дружба», «Зайчики», «Коза   и   козленок», «Снежный ком» и др.  на конструирование: «Построим башню: кубик на кубик», «Разные домики», «Машина в гараже» и т.д.  на рисование: «Скатаем большой снежный ком», «Мячики», «Следы на снегу», «Листья падают», «Травка выросла», «Дорожки», «Ладошки» и др. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО РАЗДЕЛУ «РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»: Ребёнок может научиться:  выполнять   согласованные   и   координированные   движения   глаз   и руки, концентрировать внимание на одном виде деятельности;  производить движения кистью руки одновременно с произнесением педагогом текста потешки или рифмованных историй, выполнять движения по подражанию;  различать   фасоль,   макароны   в   играх   с   «сухим   бассейном», захватывать их большим и указательным пальцем;  играть   с   пирамидкой,   снимать   и   нанизывать   кольца   на   стержень, проявлять   эмоциональную   отзывчивость   при   восприятии   иллюстраций, 19 игрушек,   объектов   и   явлений   природы;   радоваться   созданным   ими индивидуальным и коллективным работам;  уметь   брать   карандаш   пальцами,   держать   его   и   правильно действовать с ним;  изображать   отдельные   предметы,   явления   с   помощью   ритмичных мазков, цветовых пятен («листочки»), штрихов карандашом, фломастером («дождь»),   линий   прямых   и   замкнутых,   горизонтальных,   вертикальных («дорожки», «ленточки» и т.п.); РАЗДЕЛ 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ 2.1. Сенсорное восприятие  формирование сенсорно­перцептивной способности: учить ребёнка воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;  развитие   зрительного,   слухового   и   тактильно­кинестетического восприятия и сосредоточения;  развитие системы зрительно­слухо­двигательной связи;  обучение сравнению и различению предметов по форме, величине, цвету;  обогащение сенсомоторного опыта;  формирование потребности в предметной «новизне». Примерный перечень игр:  на выделение предметов из фона: «Цветные фоны», «Одинаковые игрушки», «Предметы и картинки» и т.д.  на   идентификацию   предметов   и   движений:  «Кто   что   делает?», «Нравится – не нравится», «Что звучит?» и др.  на развитие представлений о форме предметов: «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Коробочки разной формы»,   на   развитие   восприятия   отношений   по   величине:  «Гаражи   и машины», «Матрешки», «Пирамидки», и др. 2.2. Ознакомление с окружающим миром. 20  формирование   целостного   восприятия   представлений   об окружающем мире.  знакомить   с  предметами   и  объектами  ближайшего  окружения,  их назначением   и   функциями,   расширять   представления   о   ближайшем окружении.  формировать   первоначальные   представления   о   макросоциальном окружении (деятельность людей, транспорт).  формировать интерес к объектам и явлениям природы. 2.3. Развитие психических функций. Развитие внимания:   привлечение  внимания  ребенка  с  помощью   объектов, связанных   с удовлетворением его органических потребностей;   стимуляция   непроизвольного   внимания   с   использованием раздражителей разной модальности;   развитие устойчивости непроизвольного внимания;   формирование предпосылок для развития произвольного внимания; расширение объема внимания;   развитие способности к переключению внимания. Развитие памяти:   развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов;   расширение круга узнаваемых предметов;   развитие   воспоминания   на   основе   формирования   у   ребенка элементарных представлений о предметах;   развитие непроизвольной памяти;   увеличение объема запоминаемого материала;   совершенствование процессов запоминания и воспроизведения. Формирование мышления:   создавать предпосылки к развитию наглядно­образного мышления;  21  установление связей «восприятие – образ», «предмет – действие», установление   закономерных   связей   посредством   мыслительных   операций, которые на данном этапе развития неотделимы от практических действий с предметами;   Примерный перечень игр: «Матрешка», «Найди мишку», «Дорожка для зайчиков», «Шумит лес», «Рисуем клубок», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши   пальчики?»,   «Закрой   окошко»,   «Кто   играет?»,   «Музыкальная минутка», и т.д. 2.4.  Развитие   пространственных   и   элементарных математических представлений.  знакомство с пространственными свойствами предметов (освоение геометрических фигур и форм ­ круг, квадрат, треугольник);   выявление   отношений   групп   предметов   по   количеству   и   числу (много, мало, один, ни одного).  обучение   ориентировке   в   схеме   собственного   тела   и   основных направлениях от себя. Примерный перечень игр: «Что   катится?»,   «Гаражи   и   машины»,   «Закрой   коробочки», «Матрешки», «Пирамидки», «Достань колечко» и др. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО РАЗДЕЛУ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»: Ребёнок может научиться:  воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого;  идентифицировать предметы и движения в окружающей среде;  различать разнообразные звуки и шумы, подражать им.  различать свойства и качества предметов (величина, форма, цвет). 22 • рассматривать   последовательно   2­3   объекта   и   ясно   их воспринимать; • сознательно направлять внимание на определенные предметы; • переключать свое внимание с одной игрушки на другую; • понимать и выполнять указания взрослого; • освоить  способы  действий с  предметами,  использовать  предметы­ орудия в игровых и бытовых ситуациях; • воспринимать   целостные   сюжеты   (ситуацию),   изображенные   на картинках. • различать   геометрические   фигуры   и   формы   –   круг,   квадрат, треугольник; • группировать предметы по величине и форме; • различать группы предметов по количеству и числу (много, мало, один, ни одного); • ориентироваться   в   схеме   собственного   тела   и   основных направлениях от себя (спереди, сзади, вверху, внизу); РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНО­ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ  формировать   представления   о   своем   «Я»,   о   своей   семье   и взаимоотношениях в семье.  формировать   представления   о   частях   собственного   тела,   их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях.  формировать   интерес   к   эмоционально­деловому   контакту   со взрослым.  формировать   потребность   эмоционально­личностного   контакта   со взрослым.  формировать адекватное поведение в конкретной ситуации: поднять руку, показать пальцем, двигать ногами и т.д. 23  формировать   интерес   к   игрушками,   предметам   и   адекватным способам действия с ними.  обучать   выполнению   элементарной   речевой   инструкции, регламентирующей какое­либо действие ребенка в определенной ситуации.  привлекать   внимание   к   различным   эмоциональным   состояниям человека, учить подражать выражению лица взрослого и его действиям.  развивать   способность   выражать   свое   настроение   с   помощью мимики. Примерный перечень игр: Театрализованные игры по сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба»; «Азбука настроений», «Нравится – не нравится», «Кошка и котята», «Зайчики на полянке», «В гостях у ежика», «Зоопарк настроений» и др. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО РАЗДЕЛУ «СОЦИАЛЬНО­ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Ребёнок может научиться: • демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым, принимать помощь взрослого; • выполнять предметно­игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения; • адекватно вести себя в привычных ситуациях; • выполнять   по   речевой   инструкции   2­3   элементарных   действия   с игрушками. ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИОМ  (УЧЕБНЫЙ  ПЛАН) Раз дел № Тема Что должен уметь Материалы, оборудование 24 Формирование навыков предметно­ манипулятивной и игровой деятельности. Зрительное прослеживание постоянства предметов Постоянство предметов: двигательное и зрительное Слуховая локализация и постоянство предметов » И Т С О Н Ь Л Е Т Я Е Д Е И Т И В З А Р «     .   1 Л Е Д З А Р Развитие психических функций. Внимание и память Расположить предметы по разные стороны   от   ребенка,   работая   над этой проблемой: Разноцветная большая пирамида, 1. Смотрит   на   предмет, крайней мере, в течение 3­5 сек.   по яркие игрушки большого размера   2. Следит   предметом, перемещаемым   по   горизонтали вправо и влево. за   3. Следит   предметом, перемещаемым   по   вертикали   от уровня лба до уровня груди. за 4. Следит   за   предметом, перемещаемым по кругу. 5. Смотрит   туда,   где   скрылся человек. 1. Стягивание ткани с лица. х/б ткань яркой расцветки, размер 40*40   под Записи природных звуков, шумов, разговорной речи детей, взрослых, музыки и мелодии аудиозаписи детских песен, звуковых дорожек 1. Успокаивается воздействием шума. 2. Ищет глазами источник звука 3. Поворачивает   голову   и   ищет глазами источник звука (тихий), или тянется   к   нему,   если   он   рядом   с ухом (в случае, если ребенок лежит).   1. Предвосхищает регулярно повторяющиеся   события   согласно режимным моментам и определенной программе (начало занятия, любимой песенки   в   записи,   телерекламы   и т.д.). 2. Предвосхищает   многократно происходящие   события   в   знакомых «играх» (песенки, потешки, детские стихи и т.д.) после 2­3 повторов. 3. Заранее   ожидает   появление характерных   событий   в   знакомой «игре». 25 Е И Т И В З А Р     Е О Н Ь Л Е Т А В А Н З О П     .   2 Л Е Д З А Р Формирование понятий Восприятие пространства Развитие мелкой моторики. Функциональное использование предметов и символическая игра Развитие пространственных и элементарных математических представлений. Зрительное восприятие 1. По­разному   реагирует   на теплое   и   холодное,   на   гладкое   и шершавое. 2. По­разному   реагирует   на членов семьи и незнакомых людей. 3. По­разному реагирует на детей и взрослых (как своих, так и чужих). 4. Смеется или улыбается, когда с ним заигрывают. 1. Переключает внимание (зрительная   фиксация,   ориентация тела) с одного предмета на другой.   Предметы и игрушки Колокольчик, звучащая игрушка 2. Задевает звучащий колокольчик для того, чтобы позвать няню.   3. Ищет   глазами   игрушку, которая   упала,   издавая   при   этом звук. 1. Подносит руку ко рту. 2. Обследует предметы ртом. 3. Играет   с  игрушками,  которые Игрушки­ погремушки, пищалки держит в руке, трясет, стучит ими. 1. Пододвигает крупный предмет круглой   формы   в   соответствующее по форме отверстие в коробке. 2. Двигает   крупный   предмет в   форме квадратной   формы соответствующее   отверстие в коробке. по   Игрушки большого размера: круг и квадрат 26 словарь » Предсловарь/ Е И Т И В З А Р Е О К С Е Ч И Г О Л О Х И С П О Н Ь Л А И Ц О С « жесты ­ Имитация: звуки и Эмоциональная поддержка 1. Сигнализирует   определенным образом   о   состоянии   голода, дискомфорта, удовольствия. 2. Смеется.  3. Показывает   голосом   три   и более чувств. 4. Лепечет   звукосочетания   из гласных и согласных. 5. Использует   2   или   более жестов, ассоциируемых с языковыми понятиями («нет», «пока­пока»). 6. Осмысленно   говорит   или показывает «нет». 1. Успокаивается   при   звуках Эмоциональная голоса. 2. Смотрит   в   сторону   человека, поддержка который говорит. 3. Повторяет что произведенные звуки, когда взрослый ему подражает. только       . 3     Л Е Д З А Р 4. Изменяет   собственные   звуки,   произносимые имитируя   звуки, взрослым. 5. Имитирует   интонацию (например, высоту голоса). 6. Пытается   подражать   новым звукам. 7. Имитирует звуки окружающей Ответы на среды во время игры. 1. Оборачивается, коммуникацию зовут по имени.   когда   его Эмоциональная поддержка 2. Прекращает   действия,   когда его зовут по имени. 3. Отвечает, используя правильные   жесты   на   «привет»   или «пока­пока».   4. Реагирует   на (прекращает действия).   «нельзя» 5. Идентифицирует   две   части тела,   когда   их   называют   или указывают на них. 6. Выполняет   простые   команды 27 Разговорные навыки (покажи язык, убери язык, проглоти слюну, поцелуй и т.д.). 1. Улыбается   человеку,   который Эмоциональная поддержка говорит. 2. Голосом выражает протест или недовольство   действиями   или событиями. 3. Повторяет   которые взрослого.   вызывают вокализацию, реакцию   4. «Просит» знакомую песню или игру,   начиная   двигаться,   издавать звуки. 5. Ждет,   пока   взрослый   в   свою очередь сделает что­то.       слушать 6. Начинает – координирует   наблюдения   со слушателем. 7. Меняет громкость производимых звуков в зависимости от силы желаний. Замечает и издает звуки,   когда   родитель   собирается уйти. Или когда зашел к ним в гости чужой человек. Эмоциональная поддержка Самостоятельность Социальные навыки 1. Сопротивляется 8. Приветствует   членов   семьи   и знакомых соответствующим звуком.   попыткам взрослых, помочь ему во время игры. 2. Выражает   свое   недовольство при отключении ПК или телевизора. плакать, успокаивается, если с ним начинают разговаривать. 1. Перестает   2.   Улыбается   в   ответ   на звуковую и тактильную стимуляцию. 3. Приветствует   педагога   перед началом занятия. 4. Демонстрирует благорасположенность,   одобрение (показывает   воздушный   поцелуй движением губ). 5. По­разному   реагирует   на 28 членов семьи и посторонних. Самообслужива­ 1. Подносит   ложку   ко   рту, Чашка, ложка ние закусывает ложку. чайная 2. Очищает нижнюю губу зубами. 3. Делает намеренные действия с языком. 4. Помогает, когда пьет из чашки, которую держит взрослый. 1. По­разному   реагирует   на холодное   или   горячее,   шершавое   и гладкое. 2. По­разному   реагирует   на членов семьи и чужих. Навыки мелкой моторики: тактильная интеграция Навыки мелкой 1. Активно   двигает   руками, увидев или услышав предмет. 2. Выпускает   один   предмет, чтобы взять другой. Различные предметы, «сухой бассейн» Звучащий предмет или игрушки моторики: дотягивание, хватание и выпускание предмета из рук Навыки мелкой моторики руки: манипулирование Навыки мелкой моторики руки: билатеральные навыки Навыки мелкой моторики руки: владение карандашом и рисование Навыки крупной моторики: в положениисидя в кресле и лежа на спине 1. Смотрит   в   сторону   руки   или игрушки. 2. Определяет   местоположение «звучащей» игрушки по звуку. Звучащие игрушки 1. Сдвигает     ладошки   как   для Эмоциональная поддержка Лист А4 и карандаш, колокольчик Звуковые сигналы хлопка. 1. Спонтанно рисует каракули на листе бумаги. 2. Совершает колебательные движения   кистью   руки,   звоня   в колокольчик.   1. Поворачивает   голову   из стороны   в   сторону,   реагирует   на звуковой и зрительный стимул. 2. Сгибает   и   выпрямляет   кисти рук, поднимает поочерёдно ноги. 3. Подносит руки ко рту. 4. Вытягивает   руку,   лежа   на спине. Навыки крупной моторики: 1. Подтягиваясь   за   руки Эмоциональная (взрослый помогает), привстает. поддержка 29 вертикальное положение  Перечень необходимых технических средств и  дидактических материалов для реализации программы.  ● Подъемник, кресло­коляска, вертикализатор. ● Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы  материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности,  сенсорные панели, наборы аромобаночек, мяч­суджок, массажер для рук ● Средства для фиксации ног, головы; мягкие формы и приспособления  для придания положения полулежа, сидя;  ● Пена, тесто, пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный  материал (каштаны, желуди, шишки) ● Музыкальные игрушки, музыкальный центр, аудиозаписи, музыкальные инструменты (бубен, колокольчики разного размера ложки деревянные,  музыкальная шкатулка). 30 Литература для педагога 1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой  психического развития: Учеб. пособие. – М.: Изд­во НЦ ЭНАС, 2006. 2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 3. Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. СПб.,1999 4. Дефектология. Словарь – справочник/ Авт. – сост. С.С. Степанов; Под ред.  Б.П.Пузанова – М.ТЦ «Сфера» 2007  5. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". ­ М.: АРКТИ, 2004. 6. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". ­ Ярославль: "Академия  развития", 2006. 7. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В.  Семенович, 1998 г. 8. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". ­ Ярославль: "Академия развития",  2001. 9. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. Авт.–сост.  Е.В.Полозова. – Воронеж, 2007. 10.Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М.: Эксмо, 2003. 11. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в  развитии. – Москва: Владос, 2005. ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: 1. Диченскова А.М. Страна пальчиковых игр: идеи для развития мелкой моторики. – Изд. 3­е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. 2. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений  рук. – М.: Эксмо, 2003. 31

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (ДЦП)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2018