эссе "Я учитель" написано мною к участию в школьном конкурсе "Учитель года - 2017". С этим документом я прошла во второй тур конкурса - муниципальный. Я попыталась передать своё отношение к профессии учителя, к учащимся школы. Пыталась анализировать прожитые совместно с моими учениками годы.
Кто постигает новое,
лелея старое,
тот может быть учителем.
Конфуций
Звенит звонок. Я снова спешу на встречу с детьми. Уроки, уроки, уроки!
Вот уже тридцать шесть лет я в школе – я учитель. Мысли уносят в уже
далёкий 1978 год. Десять лет школы позади. А впереди неизведанное. Куда
пойти учится? Всегда хотелось творить, создавать что то новое, интересное,
красивое. Очень нравилось наблюдать, как художники расписывают посуду.
Но художественного училища рядом не было, а вот педагогическое училище
было рядом. Профессия педагога мне была не знакома, но что то уже тогда
привлекало. Хорошо помню первую линейку в Педучилище №2 г. Вольска.
Звучит учительский гимн:
«Понимаешь, мама, я учитель.
Видишь, я вхожу, бледнея, в класс.
Это мне решили поручить их.
Сорок душ и восемьдесят глаз».
Слышу слова, мелодию и по спине мурашки, понимаю – это моё. Я
люблю детей, я хочу видеть их широко раскрытые глаза. Я хочу стать
учителем. По окончании училища я уже поняла, что моя профессия самая
творческая. Чтобы зажечь в глазах детей огонек интереса, нужно придумать,
найти, создать чтото новое. Затем записать или напечатать, вырезать,
наклеить, нарисовать. А потом оживить, дифференцировать, распределить,
воплотить, сыграть, прочувствовать! И тогда ни один урок не будет похож на
другой.
Два года пролетели незаметно. И вот я уже учитель начальных классов.
Когда я впервые вошла в класс, было страшно, что не смогу. А достаточно ли
во мне сил и мудрости, чтобы учить других? Что, кроме знаний, я могу дать
детям? Что я, как учитель, должна, могу, на что имею право? Да и что это
значит «Я – учитель»? но в тоже время было чувство предвосхищения чего–
то неизбежно интересного.
Пять лет работы и заочного обучения в Балашовском Государственном
педагогическом институте укрепили уверенность в том, что я на верном пути.
Школьная жизнь сразу и полностью захватила меня. Чего только не
приходится проделать в течение одного дня! Внеклассная работа с детьми,
роспись стен в школе, художественная самодеятельность и др. Но главное –
это урок. Оказывается, «стоять у доски – интересно». Ведь каждый урок –
открытие. Я поняла, что обучение и воспитание детей – занятие
многотрудное. В работе учителя важно всё: и свой почерк, то есть
методическое мастерство, и безупречное знание предмета, и искусствообщения. Убедилась, что существует своего рода закон воздействия
учительского слова на ученика. Если я хорошо вижу, чувствую, сопереживаю
то, о чём говорю, то слова мои действуют с большой силой и вызывают у
детей те мысли, чувства и состояния, которые я хотела до них донести.
С тех пор прошло уже много лет. Но каждый год первого сентября я вижу
лица учеников, радостные, воодушевлённые. И до сегодняшнего дня стараюсь
сделать так, чтобы очарование и неповторимость школьной жизни оставались с
моими учениками до выхода из начальной школы.
Называться учителем и быть им, на мой взгляд, не одно и то же. Что же даёт
право быть учителем, давать знания детям, советы родителям? Наивно было бы
считать, что учитель обладает этим правом, зная больше других. Особенно
сейчас, в век информационных технологий. Важно не только как много ты
знаешь, но и как можешь научить ребёнка добывать знания, заинтересовать,
увлечь процессом познания. Важно, как можешь обозначить нравственные
ориентиры для своих учеников. Самое прекрасное в школе – дети, в глазах
которых искрится желание продвигаться вперёд, преодолевая трудности и
неудачи, радуясь успехам и победам.
Когда я слышу слова благодарности от родителей своих учеников, от
выпускников прошлых лет, которые сегодня уже стали учителями, врачами,
программистами, я хочу поклониться всем своим учителям. И воспитательнице
детского сада Антонине Васильевне Гришуниной, которая научила меня
многому. И первой учительнице – Нине Тимофеевне Наумовой, которая каждый
день одаривала нас не только новыми знаниями и открытиями, но и своей
лучезарной улыбкой, необыкновенной добротой и пониманием, верой в наши
силы. И моему классному руководителю – Черебаевой Марии Алексеевне,
которая, придя в школу после института, уже с первых дней, щедро делилась
своей добротой. И преподавателям института, интеллигентным, виртуозно
знающим свой предмет. Все эти годы они были и остаются для меня образцом
настоящего учителя.
Проработав немало лет, я поняла, что есть профессии вечные,
неподвластные времени, без них не может существовать ни одно государство.
Одна из таких профессий – учитель. Быть первым учителем – очень
ответственно, ведь мы, учителя начальных классов, во многом моделируем
судьбу каждого ребёнка: заметим искорку в его глазах, поможем, подтолкнём
– и он в будущем найдёт свой путь в жизни; не увидим, пройдём мимо – и он
незаметно, окольными путями будет брести по дороге жизни. Наши ошибки
самые серьёзные, самые жизненные, так как они ранят душу ребёнка,
заставляя его страдать. Но в большей мере детскую душу заставляет страдать
равнодушие учителя, несправедливость с его стороны. Неслучайно
справедливость как качество души человека дети ставят порой выше доброты.
Поэтому я убеждена: несправедливый и равнодушный человек не может быть
учителем. Наверное, потому и осталась учителем, несмотря, на то, что есть
профессии более «денежные» и менее «ответственные». Осталась и иду пожизненному пути рядом с порядочными и неравнодушными людьми – своими
коллегами и, конечно же, с детьми – искренними и чистыми душами.
Я не просто учитель. Я — первый учитель, который входит в жизнь
ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть –
своих детей. Наверное, нет ни одного родителя, которого бы не волновало,
как его ребёнок будет учиться в школе. Какие взаимоотношения у него
сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение для него будет
радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится
школьная жизнь ребёнка. Младший школьный возраст является тем временем
в жизни человека, когда формируется основа умения учиться. В этом
возрасте важно не упустить то, что будет залогом не только обучения в
школе, но и
фактором успешности на протяжении всей жизни. Без
объективной оценки своих действий ребенку очень сложно двигаться к
успеху. Каждый ребенок приходит в школу с открытой душой, с искренним
желанием хорошо учиться. Если не поддерживать в нем веру в успех, не уметь
«проектировать лучшее в человеке, пусть даже с риском ошибиться», огонёк
жажды знаний гаснет. Ребёнок теряет веру в свои силы, но ещё хуже, если он
свыкается с мыслью, что, ни к чему не имеет способностей. И тогда все
педагогические поиски и построения терпят крах.
Передо мной, как учителем, стоит задача не только научить, но и
заинтересовать ребёнка, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они
делают. Только тогда ученик с удовольствием идет на урок и с радостью
выполняет поставленную задачу. Все люди в любом возрасте любят играть,
рисовать, творить. Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем
«творили» урок. Ведь, не только и не столько знания определяют
эффективность процесса обучения, сколько готовность и желание детей
участвовать в общении, работать в группах, парах Я Уверена, успех
определяется не отметками, а приобретенным опытом, в том числе и на моих
уроках.
Я работаю в школе больше 36 лет. Изменилась наша профессия за последние
десятилетия? И да, и нет. С одной стороны, казалось бы, назначение учителя
всё в том же – учить, воспитывать, развивать. С другой стороны, содержание
учительской профессии уже другое. Учитель должен идти в ногу со временем
и меняться, подстраиваться под современные требования образования и
учащихся. В наше время учитель должен научить учащихся применять
полученные знания, научить анализировать такой поток информации, научить
учиться. Обучение в школе приобретает практикоориентированное
направление и деятельностный подход. Прав был древний мыслитель из
Китая Конфуций: «Расскажи мне и я забуду, покажи мне, и я пойму,
позволь мне сделать самому, и я научусь».Таким образом, учитель должен стать советникомконсультантом и
направлять ученика в его учебном поиске, включать ученика в познавательную
деятельность.
Столько всего изменилось за последнее время! Технологии развиваются с
необычайной скоростью; количество информации, обрушившейся на головы
детей, возросло в разы; сами дети изменились: они стали более открытыми,
более любознательными, не боятся задавать вопросы и высказывать свое
мнение, они подругому воспринимают и перерабатывают информацию.
Сегодня миру не нужны люди с готовым багажом знаний, который они не
знают где и как применить. Миру нужны люди, умеющие эти знания добывать на
протяжении всей жизни, быть мобильными и коммуникабельными, способными к
изменениям, умеющие адаптироваться в разных жизненных ситуациях. И основы
всего этого должна заложить школа, а значит, и учитель. Отсюда и те изменения,
которые учитель должен принять и пережить в себе.
Мне часто снится сон, что я вхожу в класс, вижу множество устремлённых
на меня глаз, стою, не зная, что сказать. Наверно это осталось во мне с того
самого первого дня, когда я впервые вошла в класс. Этот сон каждый раз
напоминает мне, что учитель должен знать много, он должен идти в ногу со
временем. Надо работать, творить, не жалея себя и своих сил, надо быть
интересной! Надо соответствовать требованиям Профессионального стандарта и
ФГОС. ФГОС вовсе не страшная аббревиатура, это веяние нового времени.
Каким должен быть учитель сегодня, в XXI веке, когда темп жизни настолько
стремительный, что необходимо постоянно адаптироваться к новым
условиям? Особенно сложно быть учителем в эпоху, когда ее основные
приметы изменчивость и непостоянство. Учителю важно уметь учиться в
течение всей жизни, важно включить рефлексию в свою профессиональную
жизнь, постоянно отвечать на вопросы: что я знаю и чего еще не знаю, что
умею и что не умею. Только после таких размышлений я понимаю, чему
нужно учиться, что узнать, что попробовать. Да, требования к
учителю изменились, изменились и цели. Но все эти изменения
будут
эффективны и результативны, если учитель сам хочет изменений, а не действует
по инерции под влиянием сверху спущенных требований.
Моя задача организовать и создать условия для раскрытия способностей
ребёнка с учётом его интересов. Формирование и развитие мобильной
саморазвивающейся личности, способной к обучению на протяжении всей
жизни. Развитие индивидуальных возможностей через разные виды
деятельности:
ценностно
исследовательскую. Единственный путь,
ориентировочную,
ведущий к знанию, - это деятельность. (Б.Шоу)
Необходимо учить ребёнка учиться, чтобы ученик не просто действовал, но и
ставил цели, умел контролировать и оценивать свои и чужие действия,
творчески подходил к выполнению работы, видел продукт своей
деятельности. Необходимо вооружить ребёнка теми умениями, которые
познавательную,
творческую,
трудовую,обозначены в требованиях Федерального Государственного образовательного
Стандарта.
Что у меня за плечами? Долгая работа в школе? Нет не только. Ещё у
меня есть семья, которую я люблю. Двое взрослых уже детей. А ещё моя
радость, моё счастье – это внуки. Я мама и бабушка. И поэтому я могу
посмотреть на «учителя» глазами родителя. Что он ждёт от меня? Конечно,
ожидания родителей и их отношение к школе самые разнообразные. Собственный
опыт показывает, что нередко встречается позиция сугубо потребительская:
«Вот вам мой ребёнок, и дайте мне готовый результат на выходе в среднюю
школу». Но есть и другие родители – те, которые заинтересованы в том, чем и
как живут их дети и чем живёт школа, в которой они учатся. Конечно, таких
неравнодушных не так много, но они есть. В любом случае с родителем нужно
сотрудничать, учитывать его запросы и потребности. Что ещё нужно родителю от
меня, учителя? Нужно чтобы я дала качественные и прочные знания его ребёнку,
которые помогут ему быть успешным. А еще родителю важно, чтобы ребёнку в
школе было комфортно, чтобы он учился с желанием и интересом. А за всем
этим стою я, учитель.
Ещё замечательный русский философ Василий Розанов говорил: «Школа –
это в первую очередь учитель, во вторую очередь учитель и в третью очередь
учитель. А потом всё остальное».
Как я понимаю своё «я учитель»? Ведь это я – тот самый учитель, на
которого смотрит государство, администрация, чиновники и методисты,
родитель, ученик. А как, собственно, я ощущаю себя в роли учителя, чем живу?
Что мне важно и дорого в моей профессии? Я сама для себя определяю свои
жизненные и профессиональные приоритеты, сама сделала выбор своей
профессии и тех принципов, которыми буду в ней руководствоваться. Сама для
себя решаю, какие ценности будут сопровождать меня в жизни. И я должна
научить этому выбору тех, кого мне доверяют. А мне важно и нужно, чтобы
меня понимали и со мной считались, ведь я – живой человек, а не
запрограммированный исполнитель должностных инструкций. Мне важно, чтобы
дети мне верили и доверяли, и для этого я должна быть честной с ними и сама с
собой. А иначе нельзя. Учитель по природе своей профессии – созидатель.
Созидатель с большой буквы, ибо он творит Человека. Мне важно, чтобы у меня
была возможность творчества и чтобы эту возможность у меня не забирали. Мне
важно, чтобы меня не ограничивали жёсткими рамками. Мне важно чувствовать
себя востребованной и нужной школе.
В школе как нигде ощущаешь дефицит времени. Но очень важно, чтобы у
меня, кроме работы, была другая жизнь, были интересы, которые я могу
реализовать не только в профессии и чтобы для этого у меня оставалось время.
Говорят, при нелюбимом деле время ползёт волом, при любимом мчится
скакуном. Выходит, я люблю своё дело. Потому что время летит, и его всегда
не хватает.
Сегодня самый главный участник образовательного процесса (как принято
говорить на языке Стандарта) и самый главный человек в школе – это Ученик.Вот этот конкретный ученик, со своими достоинствами и недостатками, с
феноменальной памятью или заиканием, с невероятными математическими
способностями или абсолютной функциональной неграмотностью,
дисциплинированный или непослушный. И у него тоже свой взгляд на учителя.
Что важно и нужно ученику видеть и чувствовать во мне? Умение доступно
объяснить учебный материал? Провести интересно урок? Увлечь полезным
делом? Наверное, ребёнку важно, чтобы учитель мог стать для него другом и
помощником, не носителем готовых истин, а человеком, который эти истины
помогает открывать. И здесь вспоминаются слова Пауло Коэльо: «А что такое
«учитель»? Я тебе отвечу: это не тот, кто учит чемулибо, а тот, кто побуждает
ученика выявить самое лучшее, что есть в нём, чтобы раскрыть то, что ему уже
известно». Сложно быть таким учителем? Думаю, да. Но именно такой учитель
нужен сейчас школе.
Я люблю школу. Люблю ее утром, еще сонную, только наполняющуюся
гулом детских голосов. Люблю школу днем – деловую, шумную, и веселую.
Люблю вечером немного уставшую от дел, иногда чем – то недовольную.
Люблю свой класс, запоздалый звонок, который както обиженно прозвенел,
как бы спрашивая: что, никого нет? Люблю уходить последней, выключать
свет, думать о том, что завтра опять будет новый день, полный неожиданных
открытий, интересных событий, день общения с моими учениками и
коллегами…
Я – учитель. Это моё дело. Это мой выбор. Это моя жизнь. Выберите
себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня
в своей жизни. (Конфуций). Считаю, что в этих словах есть правда жизни.
Я верю, что затраченные силы моей души вернутся ко мне победами,
успехами моих учеников.