эссе "Я учитель"

  • Библиография
  • docx
  • 04.10.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

эссе "Я учитель" написано мною к участию в школьном конкурсе "Учитель года - 2017". С этим документом я прошла во второй тур конкурса - муниципальный. Я попыталась передать своё отношение к профессии учителя, к учащимся школы. Пыталась анализировать прожитые совместно с моими учениками годы.
Иконка файла материала Эссе я учитель.docx
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций Звенит звонок. Я снова спешу на встречу с детьми. Уроки, уроки, уроки!  Вот уже тридцать шесть лет я в школе – я учитель. Мысли уносят в уже далёкий 1978 год. Десять лет школы позади. А впереди неизведанное. Куда пойти учится? Всегда хотелось творить, создавать что ­ то новое, интересное, красивое. Очень нравилось наблюдать, как художники расписывают посуду. Но художественного училища рядом не было, а вот педагогическое училище было рядом. Профессия педагога мне была не знакома, но что ­ то уже тогда привлекало. Хорошо помню первую линейку в Педучилище №2 г. Вольска. Звучит учительский гимн: «Понимаешь, мама, я учитель. Видишь, я вхожу, бледнея, в класс. Это мне решили поручить их. Сорок душ и восемьдесят глаз». Слышу  слова,  мелодию   и  по   спине  мурашки,  понимаю –  это   моё.  Я люблю   детей,   я   хочу   видеть   их   широко   раскрытые   глаза.   Я   хочу   стать учителем. По окончании училища я уже поняла, что моя профессия самая творческая. Чтобы зажечь в глазах детей огонек интереса, нужно придумать, найти,   создать   что­то   новое.   Затем   записать   или   напечатать,   вырезать, наклеить,   нарисовать.  А   потом   оживить,  дифференцировать,  распределить, воплотить, сыграть, прочувствовать! И тогда ни один урок не будет похож на другой. Два года пролетели незаметно. И вот я уже учитель начальных классов. Когда я впервые вошла в класс, было страшно, что не смогу. А достаточно ли во мне сил и мудрости, чтобы учить других? Что, кроме знаний, я могу дать детям? Что я, как учитель, должна, могу, на что имею право? Да и что это значит «Я – учитель»?  но в тоже время было чувство предвосхищения чего– то неизбежно интересного.         Пять лет работы и заочного обучения в Балашовском Государственном педагогическом институте укрепили уверенность в том, что я на верном пути.               Школьная жизнь сразу и полностью захватила меня. Чего только не приходится проделать в течение одного дня! Внеклассная работа с детьми, роспись стен в школе, художественная самодеятельность и др. Но главное – это урок. Оказывается, «стоять у доски – интересно». Ведь каждый урок – открытие.   Я   поняла,   что   обучение   и   воспитание   детей   –   занятие многотрудное.   В   работе   учителя   важно   всё:   и   свой   почерк,   то   есть методическое   мастерство,   и   безупречное   знание   предмета,   и   искусствообщения.   Убедилась,   что   существует   своего   рода   закон   воздействия учительского слова на ученика. Если я хорошо вижу, чувствую, сопереживаю то, о чём говорю, то слова мои действуют с большой силой и вызывают у детей те мысли, чувства и состояния, которые я хотела до них донести. С тех пор прошло уже много лет. Но каждый год первого сентября я вижу лица учеников, радостные, воодушевлённые. И до сегодняшнего дня стараюсь сделать так, чтобы очарование и неповторимость школьной жизни оставались  с моими учениками до выхода из начальной школы. Называться учителем и быть им, на мой взгляд, не одно и то же.  Что же даёт право быть учителем, давать знания детям, советы родителям? Наивно было бы считать,   что   учитель   обладает   этим   правом,   зная   больше   других.   Особенно сейчас,   в   век   информационных   технологий.   Важно   не   только   как   много   ты знаешь,  но  и  как  можешь  научить  ребёнка     добывать  знания,  заинтересовать, увлечь   процессом   познания.   Важно,   как   можешь   обозначить   нравственные ориентиры   для   своих   учеников.  Самое   прекрасное   в   школе   –   дети,   в   глазах которых   искрится   желание   продвигаться   вперёд,   преодолевая   трудности   и неудачи, радуясь успехам и победам. Когда   я   слышу   слова   благодарности   от   родителей   своих   учеников,   от выпускников   прошлых   лет,   которые   сегодня   уже   стали   учителями,   врачами, программистами,  я хочу поклониться всем своим учителям. И воспитательнице детского   сада   Антонине   Васильевне   Гришуниной,   которая   научила   меня многому. И первой учительнице – Нине Тимофеевне Наумовой, которая каждый день   одаривала   нас   не   только   новыми   знаниями   и   открытиями,   но   и   своей лучезарной   улыбкой,   необыкновенной   добротой   и   пониманием,   верой   в   наши силы.   И   моему   классному   руководителю   –   Черебаевой   Марии   Алексеевне, которая, придя в школу после института, уже с первых дней, щедро делилась своей  добротой.   И   преподавателям   института,   интеллигентным,   виртуозно знающим свой предмет. Все эти годы они были и остаются для меня образцом настоящего учителя.               Проработав   немало   лет,   я   поняла,   что  есть   профессии   вечные, неподвластные времени, без них не может существовать ни одно государство. Одна   из   таких   профессий   –   учитель.   Быть   первым   учителем   –   очень ответственно, ведь мы, учителя начальных классов, во многом моделируем судьбу каждого ребёнка: заметим искорку в его глазах, поможем, подтолкнём – и он в будущем найдёт свой путь в жизни; не увидим, пройдём мимо – и он незаметно, окольными путями будет брести по дороге жизни. Наши ошибки самые   серьёзные,   самые   жизненные,   так   как   они   ранят   душу   ребёнка, заставляя его страдать. Но в большей мере детскую душу заставляет страдать равнодушие   учителя,   несправедливость   с   его   стороны.   Неслучайно справедливость как качество души человека дети ставят порой выше доброты. Поэтому я убеждена: несправедливый и равнодушный человек не может быть учителем. Наверное, потому и осталась учителем, несмотря, на то, что есть профессии более «денежные» и менее «ответственные». Осталась и иду пожизненному пути рядом с порядочными и неравнодушными людьми – своими коллегами и, конечно же, с детьми – искренними и чистыми душами.          Я не просто учитель. Я — первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих   детей. Наверное, нет ни одного родителя, которого бы не волновало, как   его   ребёнок   будет   учиться   в   школе.   Какие   взаимоотношения   у   него сложатся   с   учителем,   со   сверстниками,   насколько   учение   для   него   будет радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. Младший школьный возраст является тем временем в   жизни   человека,   когда   формируется     основа     умения   учиться.   В   этом возрасте   важно   не   упустить   то,   что   будет   залогом   не   только   обучения   в школе,   но   и     фактором   успешности   на   протяжении   всей   жизни.   Без объективной   оценки   своих   действий   ребенку   очень   сложно   двигаться   к успеху.  Каждый ребенок приходит в школу с открытой душой, с искренним желанием хорошо учиться. Если не поддерживать в нем веру в успех, не уметь «проектировать лучшее в человеке, пусть даже с риском ошибиться», огонёк жажды знаний гаснет. Ребёнок теряет веру в свои силы, но ещё хуже, если он свыкается с мыслью, что,   ни к чему не имеет способностей. И тогда все педагогические поиски и построения терпят крах.                Передо   мной, как учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать   ребёнка,   сделать   так,   чтобы   детям   нравилось   то,   что   они делают. Только тогда ученик с удовольствием  идет на урок и с радостью выполняет поставленную задачу. Все люди в любом возрасте любят играть, рисовать, творить. Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили»   урок.   Ведь,   не   только   и   не   столько   знания   определяют эффективность   процесса   обучения,   сколько   готовность   и   желание   детей участвовать   в   общении,   работать   в   группах,   парах  Я   Уверена,   успех определяется не отметками, а приобретенным опытом, в том числе и на моих уроках.    Я работаю в школе больше 36 лет. Изменилась наша профессия за последние десятилетия? И да, и нет. С одной стороны, казалось бы, назначение учителя всё в том же – учить, воспитывать, развивать. С другой стороны, содержание учительской профессии уже другое. Учитель должен идти в ногу со временем и   меняться,   подстраиваться   под   современные   требования   образования   и учащихся.   В   наше   время   учитель   должен   научить   учащихся   применять полученные знания, научить анализировать такой поток информации, научить учиться.   Обучение   в   школе   приобретает   практико­ориентированное направление   и   деятельностный   подход.     Прав   был   древний   мыслитель   из Китая Конфуций:  «Расскажи мне и я забуду, покажи мне,   и я пойму, позволь мне сделать самому, и я научусь».Таким   образом,   учитель   должен   стать   советником­консультантом   и направлять ученика в его учебном поиске, включать ученика в познавательную деятельность.       Столько всего изменилось за последнее время! Технологии развиваются с необычайной скоростью; количество информации, обрушившейся на головы детей, возросло в разы; сами дети изменились: они стали более открытыми, более   любознательными,   не   боятся   задавать   вопросы   и   высказывать   свое мнение, они по­другому  воспринимают и перерабатывают информацию.          Сегодня миру не нужны люди с готовым багажом знаний, который они не знают где и как применить. Миру нужны люди, умеющие эти знания добывать на протяжении всей жизни, быть мобильными и коммуникабельными, способными к изменениям, умеющие адаптироваться в разных жизненных ситуациях. И основы всего этого должна заложить школа, а значит, и учитель. Отсюда и те изменения, которые учитель должен принять и пережить в себе.        Мне часто снится сон, что я вхожу в класс, вижу множество устремлённых на меня глаз, стою, не зная, что сказать. Наверно это осталось во мне с того самого   первого   дня,   когда   я   впервые   вошла   в   класс.   Этот   сон   каждый   раз напоминает мне, что учитель должен знать много, он должен идти в ногу со временем.   Надо   работать,   творить,   не   жалея   себя   и   своих   сил,   надо   быть интересной! Надо соответствовать требованиям Профессионального  стандарта и ФГОС. ФГОС ­ вовсе не страшная аббревиатура, это веяние нового времени.  Каким должен быть учитель сегодня, в XXI веке, когда темп жизни настолько стремительный,   что   необходимо   постоянно   адаптироваться   к   новым условиям?   Особенно   сложно   быть   учителем   в   эпоху,   когда   ее   основные приметы ­ изменчивость  и непостоянство.  Учителю важно уметь  учиться в течение всей жизни, важно включить рефлексию в свою профессиональную жизнь, постоянно  отвечать на вопросы: что я  знаю и чего еще не знаю, что умею и что не умею. Только   после таких размышлений я понимаю,   чему нужно учиться, что узнать, что попробовать.                      Да, требования к учителю   изменились,   изменились   и   цели.   Но   все   эти   изменения     будут эффективны и результативны, если учитель сам хочет изменений, а не действует по инерции под влиянием сверху спущенных требований.        Моя задача ­ организовать и создать условия для раскрытия способностей ребёнка с   учётом   его   интересов.   Формирование   и   развитие   мобильной саморазвивающейся   личности,   способной   к   обучению   на   протяжении   всей жизни.   Развитие   индивидуальных   возможностей   через   разные   виды деятельности:   ценностно­   исследовательскую. Единственный путь, ориентировочную, ведущий к знанию, - это деятельность. (Б.Шоу) Необходимо учить ребёнка  учиться, чтобы ученик не просто действовал, но и ставил   цели,   умел   контролировать   и   оценивать   свои   и   чужие   действия, творчески   подходил   к   выполнению   работы,   видел   продукт   своей деятельности.  Необходимо   вооружить   ребёнка   теми   умениями,   которые   познавательную,   творческую,   трудовую,обозначены   в   требованиях   Федерального   Государственного   образовательного Стандарта.        Что у меня за плечами? Долгая работа в школе? Нет не только. Ещё у меня есть семья, которую я люблю. Двое взрослых уже детей. А ещё моя радость,   моё   счастье   –  это   внуки.  Я   мама   и   бабушка.   И   поэтому   я   могу посмотреть на «учителя» глазами родителя.  Что он ждёт от меня? Конечно, ожидания родителей и их отношение к школе самые разнообразные. Собственный опыт   показывает,   что   нередко   встречается   позиция   сугубо   потребительская: «Вот вам мой ребёнок, и дайте мне готовый результат на выходе в среднюю школу». Но есть и другие родители – те, которые заинтересованы в том, чем и как живут их дети и чем живёт школа, в которой они учатся. Конечно, таких неравнодушных не так много, но они есть. В любом случае с родителем нужно сотрудничать, учитывать его запросы и потребности. Что ещё нужно родителю от меня, учителя? Нужно чтобы я дала качественные и прочные знания его ребёнку, которые помогут ему быть успешным. А еще родителю важно, чтобы ребёнку в школе было комфортно, чтобы он учился с желанием и интересом. А за всем этим стою я, учитель.        Ещё замечательный русский философ Василий Розанов говорил: «Школа – это в первую очередь учитель, во вторую очередь учитель и в третью очередь учитель. А потом всё остальное».  Как я понимаю своё «я ­  учитель»?  Ведь  это я –  тот самый учитель,  на которого   смотрит   государство,   администрация,   чиновники   и   методисты, родитель, ученик. А как, собственно, я ощущаю себя в роли учителя, чем живу? Что мне важно и дорого в моей профессии? Я сама для себя определяю свои жизненные   и   профессиональные   приоритеты,   сама   сделала   выбор   своей профессии и тех принципов, которыми буду в ней руководствоваться. Сама для себя  решаю,  какие   ценности  будут  сопровождать   меня  в жизни.  И я  должна научить этому выбору тех, кого мне доверяют.   А мне важно и нужно, чтобы меня   понимали   и   со   мной   считались,   ведь   я   –   живой   человек,   а   не запрограммированный исполнитель должностных инструкций. Мне важно, чтобы дети мне верили и доверяли, и для этого я должна быть честной с ними и сама с собой.   А   иначе   нельзя.   Учитель   по   природе   своей   профессии   –   созидатель. Созидатель с большой буквы, ибо он творит Человека. Мне важно, чтобы у меня была возможность творчества и чтобы эту возможность у меня не забирали. Мне важно, чтобы меня не ограничивали жёсткими рамками. Мне важно чувствовать себя востребованной и нужной школе. В школе как нигде ощущаешь дефицит времени. Но очень важно, чтобы у меня,   кроме   работы,   была   другая   жизнь,   были   интересы,   которые   я   могу реализовать не только в профессии и чтобы для этого у меня оставалось время. Говорят,   при   нелюбимом   деле   время   ползёт   волом,   при   любимом   мчится скакуном. Выходит, я люблю своё дело. Потому что время летит, и его всегда не хватает.       Сегодня самый главный участник образовательного процесса (как принято говорить на языке Стандарта) и самый главный человек в школе – это Ученик.Вот этот конкретный ученик, со своими достоинствами  и недостатками, с феноменальной   памятью   или   заиканием,  с   невероятными   математическими способностями   или   абсолютной   функциональной   неграмотностью, дисциплинированный или непослушный. И у него тоже свой взгляд на учителя. Что важно и нужно ученику видеть и чувствовать во мне? Умение доступно объяснить   учебный   материал?   Провести   интересно   урок?   Увлечь   полезным делом? Наверное, ребёнку важно, чтобы учитель мог стать для него другом и помощником, не носителем готовых истин, а человеком, который эти истины помогает открывать. И здесь вспоминаются слова Пауло Коэльо: «А что такое «учитель»? Я тебе отвечу: это не тот, кто учит чему­либо, а тот, кто побуждает ученика выявить самое лучшее, что есть в нём, чтобы раскрыть то, что ему уже известно». Сложно быть таким учителем? Думаю, да. Но именно такой учитель нужен сейчас школе.           Я люблю школу. Люблю ее утром, еще сонную, только наполняющуюся гулом детских голосов. Люблю школу днем – деловую, шумную, и веселую. Люблю вечером ­ немного уставшую от дел, иногда чем – то недовольную. Люблю свой класс, запоздалый звонок, который как­то обиженно прозвенел, как бы спрашивая: что, никого нет? Люблю уходить последней, выключать свет, думать о том, что завтра опять будет новый день, полный неожиданных открытий,   интересных   событий,   день   общения   с   моими   учениками   и коллегами…         Я – учитель. Это моё дело. Это мой выбор. Это моя жизнь. Выберите себе   работу   по душе,   и вам   не придется   работать   ни одного   дня в своей жизни. (Конфуций). Считаю, что в этих словах есть правда жизни. Я   верю,   что   затраченные   силы   моей   души   вернутся   ко   мне   победами, успехами моих учеников.