Эссе "Я учитель"
Оценка 4.7

Эссе "Я учитель"

Оценка 4.7
Библиография
docx
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
04.10.2017
Эссе "Я учитель"
эссе "Я учитель" написано мною к участию в школьном конкурсе "Учитель года - 2017". С этим документом я прошла во второй тур конкурса - муниципальный. Я попыталась передать своё отношение к профессии учителя, к учащимся школы. Пыталась анализировать прожитые совместно с моими учениками годы.
Эссе я учитель.docx
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций Звенит звонок. Я снова спешу на встречу с детьми. Уроки, уроки, уроки!  Вот уже тридцать шесть лет я в школе – я учитель. Мысли уносят в уже далёкий 1978 год. Десять лет школы позади. А впереди неизведанное. Куда пойти учится? Всегда хотелось творить, создавать что ­ то новое, интересное, красивое. Очень нравилось наблюдать, как художники расписывают посуду. Но художественного училища рядом не было, а вот педагогическое училище было рядом. Профессия педагога мне была не знакома, но что ­ то уже тогда привлекало. Хорошо помню первую линейку в Педучилище №2 г. Вольска. Звучит учительский гимн: «Понимаешь, мама, я учитель. Видишь, я вхожу, бледнея, в класс. Это мне решили поручить их. Сорок душ и восемьдесят глаз». Слышу  слова,  мелодию   и  по   спине  мурашки,  понимаю –  это   моё.  Я люблю   детей,   я   хочу   видеть   их   широко   раскрытые   глаза.   Я   хочу   стать учителем. По окончании училища я уже поняла, что моя профессия самая творческая. Чтобы зажечь в глазах детей огонек интереса, нужно придумать, найти,   создать   что­то   новое.   Затем   записать   или   напечатать,   вырезать, наклеить,   нарисовать.  А   потом   оживить,  дифференцировать,  распределить, воплотить, сыграть, прочувствовать! И тогда ни один урок не будет похож на другой. Два года пролетели незаметно. И вот я уже учитель начальных классов. Когда я впервые вошла в класс, было страшно, что не смогу. А достаточно ли во мне сил и мудрости, чтобы учить других? Что, кроме знаний, я могу дать детям? Что я, как учитель, должна, могу, на что имею право? Да и что это значит «Я – учитель»?  но в тоже время было чувство предвосхищения чего– то неизбежно интересного.         Пять лет работы и заочного обучения в Балашовском Государственном педагогическом институте укрепили уверенность в том, что я на верном пути.               Школьная жизнь сразу и полностью захватила меня. Чего только не приходится проделать в течение одного дня! Внеклассная работа с детьми, роспись стен в школе, художественная самодеятельность и др. Но главное – это урок. Оказывается, «стоять у доски – интересно». Ведь каждый урок – открытие.   Я   поняла,   что   обучение   и   воспитание   детей   –   занятие многотрудное.   В   работе   учителя   важно   всё:   и   свой   почерк,   то   есть методическое   мастерство,   и   безупречное   знание   предмета,   и   искусство общения.   Убедилась,   что   существует   своего   рода   закон   воздействия учительского слова на ученика. Если я хорошо вижу, чувствую, сопереживаю то, о чём говорю, то слова мои действуют с большой силой и вызывают у детей те мысли, чувства и состояния, которые я хотела до них донести. С тех пор прошло уже много лет. Но каждый год первого сентября я вижу лица учеников, радостные, воодушевлённые. И до сегодняшнего дня стараюсь сделать так, чтобы очарование и неповторимость школьной жизни оставались  с моими учениками до выхода из начальной школы. Называться учителем и быть им, на мой взгляд, не одно и то же.  Что же даёт право быть учителем, давать знания детям, советы родителям? Наивно было бы считать,   что   учитель   обладает   этим   правом,   зная   больше   других.   Особенно сейчас,   в   век   информационных   технологий.   Важно   не   только   как   много   ты знаешь,  но  и  как  можешь  научить  ребёнка     добывать  знания,  заинтересовать, увлечь   процессом   познания.   Важно,   как   можешь   обозначить   нравственные ориентиры   для   своих   учеников.  Самое   прекрасное   в   школе   –   дети,   в   глазах которых   искрится   желание   продвигаться   вперёд,   преодолевая   трудности   и неудачи, радуясь успехам и победам. Когда   я   слышу   слова   благодарности   от   родителей   своих   учеников,   от выпускников   прошлых   лет,   которые   сегодня   уже   стали   учителями,   врачами, программистами,  я хочу поклониться всем своим учителям. И воспитательнице детского   сада   Антонине   Васильевне   Гришуниной,   которая   научила   меня многому. И первой учительнице – Нине Тимофеевне Наумовой, которая каждый день   одаривала   нас   не   только   новыми   знаниями   и   открытиями,   но   и   своей лучезарной   улыбкой,   необыкновенной   добротой   и   пониманием,   верой   в   наши силы.   И   моему   классному   руководителю   –   Черебаевой   Марии   Алексеевне, которая, придя в школу после института, уже с первых дней, щедро делилась своей  добротой.   И   преподавателям   института,   интеллигентным,   виртуозно знающим свой предмет. Все эти годы они были и остаются для меня образцом настоящего учителя.               Проработав   немало   лет,   я   поняла,   что  есть   профессии   вечные, неподвластные времени, без них не может существовать ни одно государство. Одна   из   таких   профессий   –   учитель.   Быть   первым   учителем   –   очень ответственно, ведь мы, учителя начальных классов, во многом моделируем судьбу каждого ребёнка: заметим искорку в его глазах, поможем, подтолкнём – и он в будущем найдёт свой путь в жизни; не увидим, пройдём мимо – и он незаметно, окольными путями будет брести по дороге жизни. Наши ошибки самые   серьёзные,   самые   жизненные,   так   как   они   ранят   душу   ребёнка, заставляя его страдать. Но в большей мере детскую душу заставляет страдать равнодушие   учителя,   несправедливость   с   его   стороны.   Неслучайно справедливость как качество души человека дети ставят порой выше доброты. Поэтому я убеждена: несправедливый и равнодушный человек не может быть учителем. Наверное, потому и осталась учителем, несмотря, на то, что есть профессии более «денежные» и менее «ответственные». Осталась и иду по жизненному пути рядом с порядочными и неравнодушными людьми – своими коллегами и, конечно же, с детьми – искренними и чистыми душами.          Я не просто учитель. Я — первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих   детей. Наверное, нет ни одного родителя, которого бы не волновало, как   его   ребёнок   будет   учиться   в   школе.   Какие   взаимоотношения   у   него сложатся   с   учителем,   со   сверстниками,   насколько   учение   для   него   будет радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. Младший школьный возраст является тем временем в   жизни   человека,   когда   формируется     основа     умения   учиться.   В   этом возрасте   важно   не   упустить   то,   что   будет   залогом   не   только   обучения   в школе,   но   и     фактором   успешности   на   протяжении   всей   жизни.   Без объективной   оценки   своих   действий   ребенку   очень   сложно   двигаться   к успеху.  Каждый ребенок приходит в школу с открытой душой, с искренним желанием хорошо учиться. Если не поддерживать в нем веру в успех, не уметь «проектировать лучшее в человеке, пусть даже с риском ошибиться», огонёк жажды знаний гаснет. Ребёнок теряет веру в свои силы, но ещё хуже, если он свыкается с мыслью, что,   ни к чему не имеет способностей. И тогда все педагогические поиски и построения терпят крах.                Передо   мной, как учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать   ребёнка,   сделать   так,   чтобы   детям   нравилось   то,   что   они делают. Только тогда ученик с удовольствием  идет на урок и с радостью выполняет поставленную задачу. Все люди в любом возрасте любят играть, рисовать, творить. Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили»   урок.   Ведь,   не   только   и   не   столько   знания   определяют эффективность   процесса   обучения,   сколько   готовность   и   желание   детей участвовать   в   общении,   работать   в   группах,   парах  Я   Уверена,   успех определяется не отметками, а приобретенным опытом, в том числе и на моих уроках.    Я работаю в школе больше 36 лет. Изменилась наша профессия за последние десятилетия? И да, и нет. С одной стороны, казалось бы, назначение учителя всё в том же – учить, воспитывать, развивать. С другой стороны, содержание учительской профессии уже другое. Учитель должен идти в ногу со временем и   меняться,   подстраиваться   под   современные   требования   образования   и учащихся.   В   наше   время   учитель   должен   научить   учащихся   применять полученные знания, научить анализировать такой поток информации, научить учиться.   Обучение   в   школе   приобретает   практико­ориентированное направление   и   деятельностный   подход.     Прав   был   древний   мыслитель   из Китая Конфуций:  «Расскажи мне и я забуду, покажи мне,   и я пойму, позволь мне сделать самому, и я научусь». Таким   образом,   учитель   должен   стать   советником­консультантом   и направлять ученика в его учебном поиске, включать ученика в познавательную деятельность.       Столько всего изменилось за последнее время! Технологии развиваются с необычайной скоростью; количество информации, обрушившейся на головы детей, возросло в разы; сами дети изменились: они стали более открытыми, более   любознательными,   не   боятся   задавать   вопросы   и   высказывать   свое мнение, они по­другому  воспринимают и перерабатывают информацию.          Сегодня миру не нужны люди с готовым багажом знаний, который они не знают где и как применить. Миру нужны люди, умеющие эти знания добывать на протяжении всей жизни, быть мобильными и коммуникабельными, способными к изменениям, умеющие адаптироваться в разных жизненных ситуациях. И основы всего этого должна заложить школа, а значит, и учитель. Отсюда и те изменения, которые учитель должен принять и пережить в себе.        Мне часто снится сон, что я вхожу в класс, вижу множество устремлённых на меня глаз, стою, не зная, что сказать. Наверно это осталось во мне с того самого   первого   дня,   когда   я   впервые   вошла   в   класс.   Этот   сон   каждый   раз напоминает мне, что учитель должен знать много, он должен идти в ногу со временем.   Надо   работать,   творить,   не   жалея   себя   и   своих   сил,   надо   быть интересной! Надо соответствовать требованиям Профессионального  стандарта и ФГОС. ФГОС ­ вовсе не страшная аббревиатура, это веяние нового времени.  Каким должен быть учитель сегодня, в XXI веке, когда темп жизни настолько стремительный,   что   необходимо   постоянно   адаптироваться   к   новым условиям?   Особенно   сложно   быть   учителем   в   эпоху,   когда   ее   основные приметы ­ изменчивость  и непостоянство.  Учителю важно уметь  учиться в течение всей жизни, важно включить рефлексию в свою профессиональную жизнь, постоянно  отвечать на вопросы: что я  знаю и чего еще не знаю, что умею и что не умею. Только   после таких размышлений я понимаю,   чему нужно учиться, что узнать, что попробовать.                      Да, требования к учителю   изменились,   изменились   и   цели.   Но   все   эти   изменения     будут эффективны и результативны, если учитель сам хочет изменений, а не действует по инерции под влиянием сверху спущенных требований.        Моя задача ­ организовать и создать условия для раскрытия способностей ребёнка с   учётом   его   интересов.   Формирование   и   развитие   мобильной саморазвивающейся   личности,   способной   к   обучению   на   протяжении   всей жизни.   Развитие   индивидуальных   возможностей   через   разные   виды деятельности:   ценностно­   исследовательскую. Единственный путь, ориентировочную, ведущий к знанию, - это деятельность. (Б.Шоу) Необходимо учить ребёнка  учиться, чтобы ученик не просто действовал, но и ставил   цели,   умел   контролировать   и   оценивать   свои   и   чужие   действия, творчески   подходил   к   выполнению   работы,   видел   продукт   своей деятельности.  Необходимо   вооружить   ребёнка   теми   умениями,   которые   познавательную,   творческую,   трудовую, обозначены   в   требованиях   Федерального   Государственного   образовательного Стандарта.        Что у меня за плечами? Долгая работа в школе? Нет не только. Ещё у меня есть семья, которую я люблю. Двое взрослых уже детей. А ещё моя радость,   моё   счастье   –  это   внуки.  Я   мама   и   бабушка.   И   поэтому   я   могу посмотреть на «учителя» глазами родителя.  Что он ждёт от меня? Конечно, ожидания родителей и их отношение к школе самые разнообразные. Собственный опыт   показывает,   что   нередко   встречается   позиция   сугубо   потребительская: «Вот вам мой ребёнок, и дайте мне готовый результат на выходе в среднюю школу». Но есть и другие родители – те, которые заинтересованы в том, чем и как живут их дети и чем живёт школа, в которой они учатся. Конечно, таких неравнодушных не так много, но они есть. В любом случае с родителем нужно сотрудничать, учитывать его запросы и потребности. Что ещё нужно родителю от меня, учителя? Нужно чтобы я дала качественные и прочные знания его ребёнку, которые помогут ему быть успешным. А еще родителю важно, чтобы ребёнку в школе было комфортно, чтобы он учился с желанием и интересом. А за всем этим стою я, учитель.        Ещё замечательный русский философ Василий Розанов говорил: «Школа – это в первую очередь учитель, во вторую очередь учитель и в третью очередь учитель. А потом всё остальное».  Как я понимаю своё «я ­  учитель»?  Ведь  это я –  тот самый учитель,  на которого   смотрит   государство,   администрация,   чиновники   и   методисты, родитель, ученик. А как, собственно, я ощущаю себя в роли учителя, чем живу? Что мне важно и дорого в моей профессии? Я сама для себя определяю свои жизненные   и   профессиональные   приоритеты,   сама   сделала   выбор   своей профессии и тех принципов, которыми буду в ней руководствоваться. Сама для себя  решаю,  какие   ценности  будут  сопровождать   меня  в жизни.  И я  должна научить этому выбору тех, кого мне доверяют.   А мне важно и нужно, чтобы меня   понимали   и   со   мной   считались,   ведь   я   –   живой   человек,   а   не запрограммированный исполнитель должностных инструкций. Мне важно, чтобы дети мне верили и доверяли, и для этого я должна быть честной с ними и сама с собой.   А   иначе   нельзя.   Учитель   по   природе   своей   профессии   –   созидатель. Созидатель с большой буквы, ибо он творит Человека. Мне важно, чтобы у меня была возможность творчества и чтобы эту возможность у меня не забирали. Мне важно, чтобы меня не ограничивали жёсткими рамками. Мне важно чувствовать себя востребованной и нужной школе. В школе как нигде ощущаешь дефицит времени. Но очень важно, чтобы у меня,   кроме   работы,   была   другая   жизнь,   были   интересы,   которые   я   могу реализовать не только в профессии и чтобы для этого у меня оставалось время. Говорят,   при   нелюбимом   деле   время   ползёт   волом,   при   любимом   мчится скакуном. Выходит, я люблю своё дело. Потому что время летит, и его всегда не хватает.       Сегодня самый главный участник образовательного процесса (как принято говорить на языке Стандарта) и самый главный человек в школе – это Ученик. Вот этот конкретный ученик, со своими достоинствами  и недостатками, с феноменальной   памятью   или   заиканием,  с   невероятными   математическими способностями   или   абсолютной   функциональной   неграмотностью, дисциплинированный или непослушный. И у него тоже свой взгляд на учителя. Что важно и нужно ученику видеть и чувствовать во мне? Умение доступно объяснить   учебный   материал?   Провести   интересно   урок?   Увлечь   полезным делом? Наверное, ребёнку важно, чтобы учитель мог стать для него другом и помощником, не носителем готовых истин, а человеком, который эти истины помогает открывать. И здесь вспоминаются слова Пауло Коэльо: «А что такое «учитель»? Я тебе отвечу: это не тот, кто учит чему­либо, а тот, кто побуждает ученика выявить самое лучшее, что есть в нём, чтобы раскрыть то, что ему уже известно». Сложно быть таким учителем? Думаю, да. Но именно такой учитель нужен сейчас школе.           Я люблю школу. Люблю ее утром, еще сонную, только наполняющуюся гулом детских голосов. Люблю школу днем – деловую, шумную, и веселую. Люблю вечером ­ немного уставшую от дел, иногда чем – то недовольную. Люблю свой класс, запоздалый звонок, который как­то обиженно прозвенел, как бы спрашивая: что, никого нет? Люблю уходить последней, выключать свет, думать о том, что завтра опять будет новый день, полный неожиданных открытий,   интересных   событий,   день   общения   с   моими   учениками   и коллегами…         Я – учитель. Это моё дело. Это мой выбор. Это моя жизнь. Выберите себе   работу   по душе,   и вам   не придется   работать   ни одного   дня в своей жизни. (Конфуций). Считаю, что в этих словах есть правда жизни. Я   верю,   что   затраченные   силы   моей   души   вернутся   ко   мне   победами, успехами моих учеников.

Эссе "Я учитель"

Эссе "Я учитель"

Эссе "Я учитель"

Эссе "Я учитель"

Эссе "Я учитель"

Эссе "Я учитель"

Эссе "Я учитель"

Эссе "Я учитель"

Эссе "Я учитель"

Эссе "Я учитель"

Эссе "Я учитель"

Эссе "Я учитель"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2017