Есть ли у красоты свои законы
Сл 4 -5 (гармония)У красоты действительно есть свои законы! Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптуры или изделие народных умельцев, старинное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра – все они созданы по законам красоты.
Сл 6-7 (Симметрия)Древние греки, открывшие понятие гармонии, тесно связывали ее с понятием меры. «Меру во всем соблюдай», — советовали древнегреческие мудрецы. Мера заставляла постоянно выявлять внутренние связи через симметрию, пропорции, ритм — базовые понятия и в природе, и в искусстве, и в науке.
Сл.8 -13 (композиция) Пропорции строения тела человека в Античности определяли красоту и пропорциональность греческой архитектуры. Особенно важную роль в искусстве играет золотая пропорция — пропорция золотого сечения, применявшаяся со времен Античности. Лучшие произведения искусства — архитектуры, музыки, живописи, литературы — построены по правилам золотого сечения.
Сл.14 Биоритмы — условие его существования. Ритм есть во всем, что зависит от времени. Это своего рода мера времени и закономерность процессов. В природе буквально все подчинено ритму: смена дня и ночи, времен года, фаз луны и т. д. Типичный признак ритма — определенная закономерность в повторяемости явлений, форм, элементов.
Сл. 15В картине Веласкеса "Сдача
Бреды" ритм — одно из главных средств выражения идейного замысла
автора. В картине использован принцип антитезы: противопоставлены друг другу
два войска — голландское и испанское. Изображён момент передачи ключа от города
Бреды голландским полководцем Юстино Нассау испанскому полководцу Амбросио
Спиноле 2 июня 1625 года. Веласкес с уважением изображает голландских воинов,
проявивших стойкость и мужество при длительной обороне своей крепости.
Голландцы добились права покинуть город с оружием в руках и развёрнутыми
знаменами. Из уважения к мужеству и доблести противника Спинола спешился, снял шляпу
и, вытянув вперед руку, не позволяет Нассау стать на колени.
Основную причину победы испанских войск Веласкес видит в организованности,
дисциплине профессиональной испанской армии. Мысль о превосходстве
организованной испанской армии над голландским ополчением ярко выражена ритмом
картины, проявляющемся в повторах одежд, поз, лиц, оружия и т. д. Испанские
военачальники в латах, воины в похожей одежде, почти в униформе. У испанцев
схожие прически, усы, выражения лиц. Они образуют организованный строй, стоя
тесно, единой сплочённой массой.
Неорганизованность и стихийность голландского ополчения передана разнообразием
одежд, поз голландцев. Каждый голландец индивидуален. Несмотря на
значительность момента, регламентированность процедуры передачи ключей,
голландцы не соблюдают воинского строя: один стоит спиной к зрителю, другой
боком, молодой человек в белом разговаривает с товарищем по оружию, надев шляпу
на свой мушкет. Да и другие голландцы держат оружие произвольно.
Напротив, монолитность, дисциплинированность испанской армии, её упорядоченный
строй подчёркнут стройным, величественным ритмом копий, взметнувшихся вверх.
Недаром старое название картины — "Копья".
В картине есть и ещё один ритм — ритм симметричных групп. Слева голландское
войско, справа — испанское, в центре — пустое пространство, пауза. При
симметричном построении картины внимание всех действующих лиц обычно обращено
на происходящее в центре, что подчёркивает его значимость. Поэтому подобный
ритм часто применяют, если хотят передать торжественность момента. Здесь этот
ритм подчёркивает торжественность события передачи ключа от Бреды,
изображённого как раз в центре картины. Склонённые фигуры полководцев в центре
напоминают триумфальную арку, символизирующую победу.
Сл.16-17 В этой картине Гойя с помощью ритма
характеризует силу власти как бездушную машину насилия, подавляющую любое
сопротивление ей.
На картине изображён расстрел испанских повстанцев оккупационными войсками
Наполеона. Французские солдаты армии Мюрата стоят плотно, как стена, они
изображены почти со спины, мы не видим их лиц — это безликая, бездушная машина.
Ритм положений ног, склонённых поз французских солдат, целящихся в повстанцев;
ритм высоких киверов, сабель, ранцев на спинах солдат; ритм ощетинившихся
ружейных стволов со штыками создают напряжение, подчёркивают организованность,
агрессивность и беспощадность наполеоновской армии. Французские солдаты стоят в
тени, в сумраке ночи — это представители тёмных, враждебных сил.
Повстанцы ярко освещены светом фонаря, поставленного на землю. Это светлые силы
свободы и справедливости. Они и стоят у холма, символизирующего высоту их духа.
На повстанце, воздевшем к небу руки, белая рубаха, что символизирует как
чистоту его идеалов, так и близость к гибели, смерти. Цвет его ярко-жёлтых
штанов тоже символичен: этот цвет солнца, божественной сущности. Повстанец
прикрывает своим телом нескольких других расстреливаемых. На его руках —
стигматы, следы крестных мук Спасителя за всех людей, направления рук и ног
образуют форму андреевского креста, на котором был распят апостол Андрей. Гойя
тем самым поднял этот образ до библейских высот, освятил борьбу своего народа
за освобождение от иноземного ига.
Сл. 18 К. П. Брюллов в картине "Последний день Помпеи" при помощи пересекающихся ритмических линий создаёт впечатление хаоса, сумятицы, царящих в огромной толпе. Одну ритмическую диагональ составляют линии, параллельные линиям падающих с крыши статуй: вытянутая вверх рука отца, которого несут сыновья, склонённая влево семейная группа с маленьким ребенком, склонившаяся в ту же сторону дочь в группе матери с дочерьми в левом углу картины. Каждая из этих линий продолжена позами других персонажей. Этот ритм пересекает другой, встречный ему. Он создаётся из линии руки девушки в левом углу картины и воздетой вверх руки отца из семейной группы с маленьким ребенком, позой отца в зелёной тоге. Пересечение этих ритмов хорошо видно в группе Плиния Младшего и его матери в правом углу картины. Третий, пересекающийся с двумя другими ритм, — вертикальный. Его образуют стены зданий. Именно такое разнообразие пересекающихся ритмов и создаёт впечатление хаоса, придаёт напряжённость и динамизм всему действию.
Сл.19 Вместе с тем при постепенном, психологически мотивированном переходе композитор часто использует
знания временных законов связи жизненных эмоций. Одни эмоции подвижны, изменчивы, другие отличаются постоянством. Эта глубина погружения в эмоциональное состояние и находит отражение в музыке. Логика эмоциональных переходов часто отражается в форме произведения, пропорциях его частей.
В узком смысле слово «ритм» подразумевает ритмический рисунок — последовательность звуков разной длительности, определяющую характер мелодии. Например, пунктирный ритм характерен для маршевой, энергичной музыки, а мерное чередование ровных длительностей — для колыбельной песни.
Сл. 20 Наряду с ритмами работающих машин, стука колес бегущих поездов, всевозможных сигналов музыка может передать и «застывшее время» космоса, Вселенной, стихию мерцающих звезд. В мировом эфире границ не существует. И часто именно ритмы становятся посланцами культур. Достоянием всего человечества стали ритмы народов Африки, коренных народов Америки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.