Занимаясь естественными науками, вы можете исследо
вать причины возникновения и развития вещей. Занимаясь
математикой, можете исследовать возможности новых ма
тематических игр. Но почти во всякой другой дисциплине
единственным,чтовозможноисследовать,иединственным,
что вы можете изучить досконально, является история.
Историясостоялась.Историядоступнадляизучения.Ее
можно исследовать во всех подробностях. Этим и занима
ютсястуденты.
Естественные дисциплины
Занимаясь естественными науками, вы можете исследо
вать причины возникновения и развития вещей. Занимаясь
математикой, можете исследовать возможности новых ма
тематических игр. Но почти во всякой другой дисциплине
единственным,чтовозможноисследовать,иединственным,
что вы можете изучить досконально, является история.
Историясостоялась.Историядоступнадляизучения.Ее
можно исследовать во всех подробностях. Этим и занима
ютсястуденты.
Конечно, воздавать должное великим умам прошлого
во всех областях — это только справедливо, но практиче
ской пользы для сегодняшних нужд от этих умов может
быть очень мало. Если вы изучаете психологию, требуется
ли вам на самом деле знать все, что думали великие психо
логипрошлого?
Если вы не слишком творческий человек, вы можете
найти точку приложения своих сил и проделать немалую
работу в истории. Можете исследовать и сопоставить фак
ты лучше, чем остальные. И это замечательно.
Несправедливо было бы утверждать, что историки — не
творческие люди, потому что это далеко не так. В то же вре
мявизученииисторииможнодалекопродвинутьсяинебу
дучитворческимчеловеком.
Что же не то в этой одержимости историей? Проблема
достаточно серьезна. Эта одержимость отнимает время,
деньги, ресурсы, место и т. д., и вытесняет другие предме
ты,которыеважнынеменее— атоиболее,—чемистория.
В каких университетах уделяется столько же времени,места, денег и ресурсов «проектированию», сколько исто
рии?
История дает знание того, что произойдет далее. Исто
риядаетзнаниетого,кчемуприведеттаилиинаяситуация.
С «проектированием» дело обстоит совсем по-другому.