ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ учебная программа для 5 классов
Оценка 4.7

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ учебная программа для 5 классов

Оценка 4.7
docx
23.04.2020
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ учебная программа для 5 классов
35 Естествознание 5 кл рус++.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМ.И.АЛТЫНСАРИНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

 

учебная программа

для 5 классов уровня основного среднего образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астана

 

 

Утверждена приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115.

 

Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №8424 от 10 апреля 2013 года.

 

 

 

Естествознание: Учебная программа для 5 классов уровня основного среднего образования. – Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2013. – 7 с. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Национальная академия образования

им. И.Алтынсарина, 2013.

Приложение 35

к приказу Министра образования

и науки Республики Казахстан

от 3 апреля 2013 года №115

 

 

 

Типовая учебная программа по предмету «Естествознание»

для 5 класса уровня основного среднего образования

 

1 Пояснительная записка

 

1.    Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.

2.   Целью обучения курса естествознания является формирование у учащихся естественнонаучных знаний, понятий и целостных представлений о Земле как уникальной планете, системной взаимосвязи природы и общества, развитии функциональной грамотности и системно-комплексного мышления. Курс является пропедевтическим, интегрированным и его изучение в основной средней школе служит общим целям образования, воспитания и развития личности. Овладение учащимися основами функциональной грамотности, знаниями и умениями, необходимыми для общекультурного развития и ориентации в практической жизни, для развития любознательности, интересов и склонностей к естественнонаучным дисциплинам.

3.   Задачи обучения: курс продолжает преемственность в развитии знаний, навыков и умений полученных в начальной школе, а также дальнейшее воспитание общей культуры личности, полиязычие, высокую нравственность, патриотические чувства к Родине и родной природе.

4.   Все виды практической деятельности, указанные в программе, являются тренировочными и развивающими, обязательно оцениваемыми являются практические работы, имеющие номер.

5.   Межпредметные связи предмета:

1)   с географией при изучении зарождения Земли, ее формы, изображении, на карте и глобусе, земных оболочек;

2)   с литературой и музыкой при использовании произведений великих казахских, казахстанских, русских, советских поэтов, писателей и композиторов,  музыкальных произведений, песенных фрагментов;

3)   с математикой при изучении методов научного познания природы, выполнении простейших расчетов;

4)   с астрономией при изучении звездного неба и Вселенной;

5)   с физикой при изучении тел и веществ, физических явлений;

6)   с химией при изучении химических явлений;

7)   с биологией при изучении растительного и животного мира;

8)   с историей  при изучении выдающихся естествоиспытателей, их

вклада в познание мира.

6.   В соответствии с типовым учебным планом на изучение курса выделено 34 часа, по 1 часу в неделю.

 

2. Базовое содержание учебного предмета

 

7.      Введение (3 часа):

естествознание как система наук о природе, смысл слов «термины» и «понятия», понятие макро и микромира;

методы научного познания природы (наблюдение, эксперимент, опыт, знакомство с приборами для исследования);

экскурсия, ознакомление с основными методами изучения природы.

8.      На изучение раздела «Земля и Вселенная» (14 часов):

1)   небо над головой (3 часа), астрономия – как наука, звездное небо, понятия («Вселенная», «Галактика», «Звезда», «Планета», «Комета», «Астероид», «Спутник»), основные звездные системы;

Солнце и солнечная система, вещественная природа Вселенной;

исследование космоса и экология космоса;

2)     «Земля наша планета» (11 часов):

зарождение Земли, форма, размеры, движения планеты Земля;

Луна – спутник Земли, изображение Земли на глобусе и картах;

общая характеристика строения Земли, литосфера, вещественный состав Земли, горные породы и полезные ископаемые, материки и острова;

гидросфера – водная оболочка Земли, основные компоненты гидросферы, значение воды для жизни, свойства воды, охрана вод;

атмосфера – воздушная оболочка Земли, воздух, его состав, атмосферные явления, их влияние на живые организмы.

9. На изучение раздела «Тела и вещества в природе» выделено 7 часов:

1) физическое тело, физические величины (длина, масса и вес тела, время, температура, путь, траектория), характеристика физических тел и веществ, чистые вещества, растворы и смеси в окружающем мире, их значение, состав веществ, диффузия;

в мире физических и химических явлений, многообразие природных явлений (световых, тепловых, звуковых, электрических, магнитных), механическое движение, равновесие, силы в природе;

 2) практическая работа №1 «Работа с приборами для определения физических величин».

10. На изучение раздела «Биосфера – сфера жизни» выделено 5 часов:

1) живая планета, многообразие растений и их значение (комнатные и лекарственные растения), сельскохозяйственные растения;

многообразие животных и их взаимоотношения;

грибы, микроорганизмы, их значение и разнообразие, виды сообществ;

2) практическая работа №2 «Знакомство с технологией выращивания растений».

11. На изучение раздела «Природа и человек» выделено 5 часов:

1) окружающая среда и место человека в ней, природные богатства и их рациональное использование;

заповедники, национальные парки, памятники природы. «Красная книга» Казахстана;

экология окружающей среды, защита природы, природоохранное законодательство Республики Казахстан

2) мини-исследовательские проекты.

 

3. Требования к уровню подготовки учащихся

 

12.       Уровень подготовки обучающихся оценивается с учетом трех аспектов: предметные результаты, личностные результаты, системно-деятельностные результаты.

13.       Предметные результаты. По завершении 5 класса учащиеся должны знать:

1)   смысл интегрированного курса естествознание, его значение в формировании мировоззренческих понятий об окружающем мире;

2)   сущность понятий макро и микромира;

3)   основные методы научного познания;

4)   основные естественнонаучные понятия о Земле и Вселенной, о планете Земля и ее природе;

5)   вклад Казахстана, казахстанских ученых и космонавтов в космические исследования;

6)   изображение поверхности Земли на плане, карте, глобусе;

7)   основные формы поверхности Земли и их развитие (суша и водная оболочка – их компоненты);

8)   горные породы и полезные ископаемые;

9)   правила поведения при стихийных природных явлениях и в природной среде;

10)      основные понятия о телах и веществах, их свойствах, строении;

11)      многообразие явлений природы и правила техники безопасности которые необходимо соблюдать человеку для сохранения своей жизни, жизни людей и имущества;

12)      физический смысл понятий и величин;

13)      структуру живой оболочки планеты, ее роль в развитии Земли;

14)      виды и характеристики природных сообществ;

15)      полезные и ядовитые растения;

16)      растения и животных своей местности;

17)      значение растений и животных в природе и жизни человека;

18)      взаимодействия природных компонентов и природных комплексов, находящихся на поверхности Земли;

19)      виды природных богатств;

20)      заповедники, национальные парки и памятники природы Казахстана;

21)      отдельные виды растений и животных занесенных в «Красную книгу».

14.       По завершении 5 класса учащиеся должны уметь:

1)   вести систематические наблюдения в окружающей среде, осуществлять анализ изменений;

2)   использовать методы научного познания: наблюдение, эксперимент, опыт;

3)   пользоваться приборами и инструментами для познания природы, вести записи в дневнике  наблюдений;

4)   определять отдельные звездные системы (Большую Медведицу, Малую Медведицу, Полярную Звезду и другие);

5)   работать с картами, определять и показывать разные формы поверхности Земли;

6)   определять основные физические свойства горных пород и минералов;

7)   описывать природные явления в атмосфере, в гидросфере, литосфере;

8)   умение работать с приборами для исследования природы;

9)   использовать современные информационно-коммуникационные источники, цифровые образовательные ресурсы;

10)      использовать инструменты и приборы для измерения физических величин: массы и объема тела, расстояний (линейкой и рулеткой), объема (мензуркой), влажности воздуха (гигрометром), температуры воздуха и тела (термометром), количества осадков (осадкомером), различий в солнечном освещении в течение года;

11)      соблюдать технику безопасности при работе с приборами; формулировать выводы и заключения по итогам наблюдении и опытов;

12)      выращивать и обеспечивать уход за комнатными растениями;

13)      соблюдать правила личной гигиены и профилактики инфекционных заболеваний;

14)      работать с лабораторным оборудованием, с биологическими объектами, гербариями, муляжами;

15)      дать оценку экологического состояния своей местности и презентация результатов;

16)      осуществлять экологические акции (через язык рисунков, плакатов и другие формы);

17)       работать через интернет в заочных конкурсах и олимпиадах в дистанционном режиме;

18)      организовывать действия по поддержанию чистоты территории по месту жительства.

15.  Личностные результаты, учащиеся должны проявлять:

1)   уважение к Конституции Республики Казахстан, проявление высоких патриотических чувств;

2)   активную  гражданскую позицию в вопросах охраны окружающей среды;

3)   стремление увидеть, сохранять и беречь красоту природы родного края, своей страны;

4)   мотивированность, способности и желание к самообразованию и самореализации в учебном труде;

5)   практические  виды деятельности по заданному плану, индивидуально и в группах;

6)   заботу о сохранении, укреплении своего здоровья и ведении здорового образа жизни;

7)   навыки сохранения своей безопасности и безопасности окружающих людей;

8)   культуру человеческого общения, соблюдение этических и нравственных норм;

9)   эколого-ориентированное поведение через экологические акции.

16. Системно-деятельностные результаты достигаются через разнообразие практической деятельности учащихся:

1)   организация наблюдения за погодой и прогнозирование погоды по местным приметам, на ближайшие дни;

2)   ознакомление с основными методами изучения природы;

3)   организация наблюдения за природными, сезонными явлениями в окружающем мире;

4)   ознакомление с микроскопом и микропрепаратами;

5)   начало наблюдения за освещенностью (углом падения солнечных лучей) на поверхности Земли в разные сезоны года;

6)   дополнительное чтение о ученых и естествоиспытателях: Аль-Фараби, Аль-Бируни, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Герард Меркатор, Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Карл Линней, Михаил Васильевич Ломоносов, Чарльз Дарвин, Шокан Уалиханов, Каныш Сатпаев;

7)   наблюдение звездного неба, созвездий Большой и Малой Медведицы, заката и восхода Солнца;

8)   наблюдение поверхности Луны с помощью телескопа, бинокля;

9)   экскурсия на ближайшую метеостанцию, ознакомление с методами изучения погодных явлений;

10)      формирование базовых навыков работы по карте;

11)      нанесение на карту объектов указанных в тексте;

12)      сравнение массы тел состоящих из разных веществ (массы разных веществ в одинаковом объеме, массы тел разного объема). Наблюдение за деформацией тел (растяжение, сжатие, сдвиг, изгиб, кручение);

13)      преломление света с помощью линзы и составление схемы светового спектра;

14)      наблюдение воды в различных агрегатных (лед, вода, пар) состояниях и использование полученных знаний в быту;

15)      наблюдение за колебанием тел и звукопроводностью различных веществ;

16)      свойства и действия магнитных и электрических явлений;

17)      наблюдение за инерцией и взаимодействием тел (например, на транспорте, при спортивных играх, при движении человека);

18)      наблюдение за признаками химических явлений: выделение газа, света, тепла, изменение цвета, появление нового вещества (при горении свечи) и выпадения осадка (в растворах);

19)      наблюдение за растениями окружающей местности;

20)      наблюдение движения растений к свету;

21)      проращивание семян и рассаживание комнатных растений;

22)      знакомство с плесневыми грибами;

23)      наблюдение за животными (дома, в зоопарке и в естественных условиях);

24)      экскурсия с целью анализа экологического состояния своей местности;

25)      мини-исследовательские проекты о животных и растениях.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Утверждена приказом Министра образования и науки

Утверждена приказом Министра образования и науки

Приложение 35 к приказу Министра образования и науки

Приложение 35 к приказу Министра образования и науки

В соответствии с типовым учебным планом на изучение курса выделено 34 часа, по 1 часу в неделю

В соответствии с типовым учебным планом на изучение курса выделено 34 часа, по 1 часу в неделю

На изучение раздела «Природа и человек» выделено 5 часов: 1) о кружающая среда и место человека в ней, природные богатства и их рациональное использование ;…

На изучение раздела «Природа и человек» выделено 5 часов: 1) о кружающая среда и место человека в ней, природные богатства и их рациональное использование ;…

Казахстана; 2) отдельные виды растений и животных занесенных в «Красную книгу»

Казахстана; 2) отдельные виды растений и животных занесенных в «Красную книгу»

Системно-деятельностные результаты достигаются через разнообразие п рактическ ой деятельност и учащихся: 1) организация наблюдения за погодой и прогнозирование погоды по местным приметам, на ближайшие дни;…

Системно-деятельностные результаты достигаются через разнообразие п рактическ ой деятельност и учащихся: 1) организация наблюдения за погодой и прогнозирование погоды по местным приметам, на ближайшие дни;…

1) свойства и действия магнитных и электрических явлений; 2) наблюдение за инерцией и взаимодействием тел (например, на транспорте, при спортивных играх, при движении человека); 3)…

1) свойства и действия магнитных и электрических явлений; 2) наблюдение за инерцией и взаимодействием тел (например, на транспорте, при спортивных играх, при движении человека); 3)…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020