МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМ.И.АЛТЫНСАРИНА
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
учебная программа
для 5 классов уровня основного среднего образования
Астана
Утверждена приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115.
Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №8424 от 10 апреля 2013 года.
Естествознание: Учебная программа для 5 классов уровня основного среднего образования. – Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2013. – 7 с.
© Национальная академия образования
им. И.Алтынсарина, 2013.
Приложение 35
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года №115
Типовая учебная программа по предмету «Естествознание»
для 5 класса уровня основного среднего образования
1 Пояснительная записка
1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.
2. Целью обучения курса естествознания является формирование у учащихся естественнонаучных знаний, понятий и целостных представлений о Земле как уникальной планете, системной взаимосвязи природы и общества, развитии функциональной грамотности и системно-комплексного мышления. Курс является пропедевтическим, интегрированным и его изучение в основной средней школе служит общим целям образования, воспитания и развития личности. Овладение учащимися основами функциональной грамотности, знаниями и умениями, необходимыми для общекультурного развития и ориентации в практической жизни, для развития любознательности, интересов и склонностей к естественнонаучным дисциплинам.
3. Задачи обучения: курс продолжает преемственность в развитии знаний, навыков и умений полученных в начальной школе, а также дальнейшее воспитание общей культуры личности, полиязычие, высокую нравственность, патриотические чувства к Родине и родной природе.
4. Все виды практической деятельности, указанные в программе, являются тренировочными и развивающими, обязательно оцениваемыми являются практические работы, имеющие номер.
5. Межпредметные связи предмета:
1) с географией при изучении зарождения Земли, ее формы, изображении, на карте и глобусе, земных оболочек;
2) с литературой и музыкой при использовании произведений великих казахских, казахстанских, русских, советских поэтов, писателей и композиторов, музыкальных произведений, песенных фрагментов;
3) с математикой при изучении методов научного познания природы, выполнении простейших расчетов;
4) с астрономией при изучении звездного неба и Вселенной;
5) с физикой при изучении тел и веществ, физических явлений;
6) с химией при изучении химических явлений;
7) с биологией при изучении растительного и животного мира;
8) с историей при изучении выдающихся естествоиспытателей, их
вклада в познание мира.
6. В соответствии с типовым учебным планом на изучение курса выделено 34 часа, по 1 часу в неделю.
2. Базовое содержание учебного предмета
7. Введение (3 часа):
естествознание как система наук о природе, смысл слов «термины» и «понятия», понятие макро и микромира;
методы научного познания природы (наблюдение, эксперимент, опыт, знакомство с приборами для исследования);
экскурсия, ознакомление с основными методами изучения природы.
8. На изучение раздела «Земля и Вселенная» (14 часов):
1) небо над головой (3 часа), астрономия – как наука, звездное небо, понятия («Вселенная», «Галактика», «Звезда», «Планета», «Комета», «Астероид», «Спутник»), основные звездные системы;
Солнце и солнечная система, вещественная природа Вселенной;
исследование космоса и экология космоса;
2) «Земля наша планета» (11 часов):
зарождение Земли, форма, размеры, движения планеты Земля;
Луна – спутник Земли, изображение Земли на глобусе и картах;
общая характеристика строения Земли, литосфера, вещественный состав Земли, горные породы и полезные ископаемые, материки и острова;
гидросфера – водная оболочка Земли, основные компоненты гидросферы, значение воды для жизни, свойства воды, охрана вод;
атмосфера – воздушная оболочка Земли, воздух, его состав, атмосферные явления, их влияние на живые организмы.
9. На изучение раздела «Тела и вещества в природе» выделено 7 часов:
1) физическое тело, физические величины (длина, масса и вес тела, время, температура, путь, траектория), характеристика физических тел и веществ, чистые вещества, растворы и смеси в окружающем мире, их значение, состав веществ, диффузия;
в мире физических и химических явлений, многообразие природных явлений (световых, тепловых, звуковых, электрических, магнитных), механическое движение, равновесие, силы в природе;
2) практическая работа №1 «Работа с приборами для определения физических величин».
10. На изучение раздела «Биосфера – сфера жизни» выделено 5 часов:
1) живая планета, многообразие растений и их значение (комнатные и лекарственные растения), сельскохозяйственные растения;
многообразие животных и их взаимоотношения;
грибы, микроорганизмы, их значение и разнообразие, виды сообществ;
2) практическая работа №2 «Знакомство с технологией выращивания растений».
11. На изучение раздела «Природа и человек» выделено 5 часов:
1) окружающая среда и место человека в ней, природные богатства и их рациональное использование;
заповедники, национальные парки, памятники природы. «Красная книга» Казахстана;
экология окружающей среды, защита природы, природоохранное законодательство Республики Казахстан
2) мини-исследовательские проекты.
3. Требования к уровню подготовки учащихся
12. Уровень подготовки обучающихся оценивается с учетом трех аспектов: предметные результаты, личностные результаты, системно-деятельностные результаты.
13. Предметные результаты. По завершении 5 класса учащиеся должны знать:
1) смысл интегрированного курса естествознание, его значение в формировании мировоззренческих понятий об окружающем мире;
2) сущность понятий макро и микромира;
3) основные методы научного познания;
4) основные естественнонаучные понятия о Земле и Вселенной, о планете Земля и ее природе;
5) вклад Казахстана, казахстанских ученых и космонавтов в космические исследования;
6) изображение поверхности Земли на плане, карте, глобусе;
7) основные формы поверхности Земли и их развитие (суша и водная оболочка – их компоненты);
8) горные породы и полезные ископаемые;
9) правила поведения при стихийных природных явлениях и в природной среде;
10) основные понятия о телах и веществах, их свойствах, строении;
11) многообразие явлений природы и правила техники безопасности которые необходимо соблюдать человеку для сохранения своей жизни, жизни людей и имущества;
12) физический смысл понятий и величин;
13) структуру живой оболочки планеты, ее роль в развитии Земли;
14) виды и характеристики природных сообществ;
15) полезные и ядовитые растения;
16) растения и животных своей местности;
17) значение растений и животных в природе и жизни человека;
18) взаимодействия природных компонентов и природных комплексов, находящихся на поверхности Земли;
19) виды природных богатств;
20) заповедники, национальные парки и памятники природы Казахстана;
21) отдельные виды растений и животных занесенных в «Красную книгу».
14. По завершении 5 класса учащиеся должны уметь:
1) вести систематические наблюдения в окружающей среде, осуществлять анализ изменений;
2) использовать методы научного познания: наблюдение, эксперимент, опыт;
3) пользоваться приборами и инструментами для познания природы, вести записи в дневнике наблюдений;
4) определять отдельные звездные системы (Большую Медведицу, Малую Медведицу, Полярную Звезду и другие);
5) работать с картами, определять и показывать разные формы поверхности Земли;
6) определять основные физические свойства горных пород и минералов;
7) описывать природные явления в атмосфере, в гидросфере, литосфере;
8) умение работать с приборами для исследования природы;
9) использовать современные информационно-коммуникационные источники, цифровые образовательные ресурсы;
10) использовать инструменты и приборы для измерения физических величин: массы и объема тела, расстояний (линейкой и рулеткой), объема (мензуркой), влажности воздуха (гигрометром), температуры воздуха и тела (термометром), количества осадков (осадкомером), различий в солнечном освещении в течение года;
11) соблюдать технику безопасности при работе с приборами; формулировать выводы и заключения по итогам наблюдении и опытов;
12) выращивать и обеспечивать уход за комнатными растениями;
13) соблюдать правила личной гигиены и профилактики инфекционных заболеваний;
14) работать с лабораторным оборудованием, с биологическими объектами, гербариями, муляжами;
15) дать оценку экологического состояния своей местности и презентация результатов;
16) осуществлять экологические акции (через язык рисунков, плакатов и другие формы);
17) работать через интернет в заочных конкурсах и олимпиадах в дистанционном режиме;
18) организовывать действия по поддержанию чистоты территории по месту жительства.
15. Личностные результаты, учащиеся должны проявлять:
1) уважение к Конституции Республики Казахстан, проявление высоких патриотических чувств;
2) активную гражданскую позицию в вопросах охраны окружающей среды;
3) стремление увидеть, сохранять и беречь красоту природы родного края, своей страны;
4) мотивированность, способности и желание к самообразованию и самореализации в учебном труде;
5) практические виды деятельности по заданному плану, индивидуально и в группах;
6) заботу о сохранении, укреплении своего здоровья и ведении здорового образа жизни;
7) навыки сохранения своей безопасности и безопасности окружающих людей;
8) культуру человеческого общения, соблюдение этических и нравственных норм;
9) эколого-ориентированное поведение через экологические акции.
16. Системно-деятельностные результаты достигаются через разнообразие практической деятельности учащихся:
1) организация наблюдения за погодой и прогнозирование погоды по местным приметам, на ближайшие дни;
2) ознакомление с основными методами изучения природы;
3) организация наблюдения за природными, сезонными явлениями в окружающем мире;
4) ознакомление с микроскопом и микропрепаратами;
5) начало наблюдения за освещенностью (углом падения солнечных лучей) на поверхности Земли в разные сезоны года;
6) дополнительное чтение о ученых и естествоиспытателях: Аль-Фараби, Аль-Бируни, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Герард Меркатор, Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Карл Линней, Михаил Васильевич Ломоносов, Чарльз Дарвин, Шокан Уалиханов, Каныш Сатпаев;
7) наблюдение звездного неба, созвездий Большой и Малой Медведицы, заката и восхода Солнца;
8) наблюдение поверхности Луны с помощью телескопа, бинокля;
9) экскурсия на ближайшую метеостанцию, ознакомление с методами изучения погодных явлений;
10) формирование базовых навыков работы по карте;
11) нанесение на карту объектов указанных в тексте;
12) сравнение массы тел состоящих из разных веществ (массы разных веществ в одинаковом объеме, массы тел разного объема). Наблюдение за деформацией тел (растяжение, сжатие, сдвиг, изгиб, кручение);
13) преломление света с помощью линзы и составление схемы светового спектра;
14) наблюдение воды в различных агрегатных (лед, вода, пар) состояниях и использование полученных знаний в быту;
15) наблюдение за колебанием тел и звукопроводностью различных веществ;
16) свойства и действия магнитных и электрических явлений;
17) наблюдение за инерцией и взаимодействием тел (например, на транспорте, при спортивных играх, при движении человека);
18) наблюдение за признаками химических явлений: выделение газа, света, тепла, изменение цвета, появление нового вещества (при горении свечи) и выпадения осадка (в растворах);
19) наблюдение за растениями окружающей местности;
20) наблюдение движения растений к свету;
21) проращивание семян и рассаживание комнатных растений;
22) знакомство с плесневыми грибами;
23) наблюдение за животными (дома, в зоопарке и в естественных условиях);
24) экскурсия с целью анализа экологического состояния своей местности;
25) мини-исследовательские проекты о животных и растениях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.