Министерство образования, науки и молодежной политики
Нижегородской области
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Технология «Коллективного способа обучения»
Доклад
Работу выполнили:
Студентки группы ПНК-4Б
Щеблыкина Татьяна,
Холодова Ксения,
Кузьмина Дарья,
Кокеева Анастасия
Дзержинск - 2022
План:
1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………………….
- Сущность понятия коллективного обучения………………………………………
- Принципы КСО………………………………………………………………………
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…………………
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в сфере образования наиболее актуальными и востребованными оказались идеи самоорганизации, саморазвития и самореализации, что определило появление новых форм образовательного процесса. Ученик становится субъектом учебного процесса и реализует свой способ жизнедеятельности, свою индивидуальность, а учитель выполняет функции организатора и координатора деятельности учеников.
Учебная деятельность коллектива по своей природе и представляет собой систему социально-организуемых отношений. Совместная деятельность в коллективе самих учащихся является исходной формой индивидуальной учебной деятельности, а равноправное взаимодействие со сверстниками обуславливает владение ими такими действиями, как постановка и выбор целей, планирование, контроль и оценка, без которых невозможно учение.
Решение исходной проблемы практики образования включение каждого ребенка в учебный процесс.
Коллективная форма обучения представляет собой такую форму обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у учащихся самостоятельность и коммуникативные умения.
У истоков данной технологии стоял А. Г. Ривин, инженер и педагог, который в 1918 году впервые использовал коллективные учебные занятия для изучения почти всех предметов в старших классах средней школы, а в 1930 открыл неформальный вуз в г. Киеве, в котором в течение трех лет обучал будущих инженеров. Его методика получила несколько названий: оргдиалог (организационный диалог), сочетательный диалог, талгенизм (талант и гений). Идеи А. Г. Ривина были подвергнуты забвению, и только в послевоенные годы, несмотря на преграды, выстраиваемые официальной педагогикой и консервативной системой управления образованием, эти идеи реализовал на практике и развил в целостную систему В. К. Дьяченко, его поддержали М. А. Мкртчян, А. Г. Границкая и др.
Цель - определить возможности использования технологии коллективного способа обучения на уроках в начальной школе;
Задачи:
- раскрыть понятие, технологий коллективного и группового способов обучения, используя педагогическую и методическую литературу;
- показать специфику применения технологий коллективного способа обучения в начальной школе;
- провести фрагмент урока с использованием технологии коллективного способа обучения.
Коллективный способ обучения (КСО) - это такая форма организации учебных занятий, где каждый ученик по очереди работает с каждым, выполняя то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого.
2.1. Сущность понятия «коллективное обучение»
Коллективное обучение происходит при наличии связей не только между учителем и обучаемыми, но и между самими учащимися. Учитель устанавливает, организует, поддерживает эти связи, не дает им прерваться и выродиться в бесполезные разговоры.
Андрианова Г.А. раскрывает сущность методологического принципа обучения, основанном на становлении коллективного способа обучения как общественно-историческом этапе развития сферы образования и представляющем из себя интегрированную целостность двух естественно-стихийных и искусственно организованных процессов[1, с. 85].
Технология коллективной формы обучения дает возможность строить учебный процесс в соответствии с зоной ближайшего развития каждого школьника. Это задача, которая в 30-е годы была поставлена выдающимся психологом Л.С. Выготским.
Андрианова Г.А. считает, что технология коллективной формы обучения приводит к преобразованию всего педагогического процесса в школе в соответствии с зоной ближайшего развития каждого ученика. А это означает, что переход на коллективную форму обучения обеспечит развивающий характер обучения [1, с. 37].
Общие методики коллективных учебных занятий пока не стали предметами психологических и дидактических исследований, что существенно затрудняет их эффективное использование. Полностью отсутствуют исследования по проблемам содержания образования. Не случайно, что среди многочисленных базовых площадок нет ни одной педплощадки по проблемам содержания образования.
Венгер А.Л. указывает на то, что начиная с 1984 года по мере понимания и развития представлений об образовании в будущем обществе неоднократно поднимался вопрос об отказе от словосочетания «Коллективный способ обучения». Претензии к будущему способу обучения вынуждают расширить содержание самого понятия «Коллективный способ обучения» с учетом становящихся норм, ценностей и способов организации будущей человеческой жизни. Это предполагает преодоление примитивного восприятия понятия «Коллективный способ обучения» как технологии организации учебного процесса и выводит на понимание его как способа общественного бытия [2, с. 47]. А представления о становлении образования в качестве определяющей и ведущей сферы развития человеческого общества порождают необходимость пересмотра и переосмысления ценностей, норм, подходов и принципов коллективной формы обучения. Для организации коллективной работы нужно разделить учеников на группы – рабочие коллективы, поставить перед каждым из этих коллективов учебные задачи, осуществляя при этом разделение труда между учащимися. Однако, невполне ясно, как подбирать членов групп, которые могли бы эффективно сотрудничать. Столь же неясно, как распределить обязанности между членами этих групп. Для квалифицированного осуществления этих действий от учителя требуется хорошее знание детской психологии и блестящее знание каждого ученика. Такие знания встречаются нечасто.
Как описывает Черных Г.В., попытка массового внедрения коллективных форм обучения была предпринята у нас в 20-е годы ХХ века, на заре советской власти. Она не дала хороших результатов. Провал этого «революционного» начинания был одним из поводов для последующего зажима всякой инициативы в советской школе [3, с. 99].
В.К.Дьяченко внёс практический и теоретический вклад в КСО:
● Поставил вопросы о материальности и объективности дидактики как науки, о наличии общественно-исторических этапов развития обучения и возможности научного прогнозирования будущих этапов.
● Дал определение сущности обучения как особым образом организованного общения людей, в ходе которого воспроизводится и усваивается общественно-исторический опыт, все виды человеческой деятельности.
● Ввёл понятие общих (базисных) форм организации обучения, на которых строится каркас процесса обучения.
● Разработал принципы организации будущего общественно-исторического способа обучения.
● Разработал разные приёмы и систему организации работы посредством взаимообучения в сменных парах, которые непосредственно сам применял в школьной практике.
Теоретические основы КСО сформулированы В.К.Дьяченко. Рассматривая обучение как частный случай общения, он выделяет четыре формы обучения:
1. Индивидуальная – учащийся работает самостоятельно по заданию, инструкции преподавателя.
2. Парная – «учитель - ученик», «ученик – ученик» (один объясняет материал, а другой слушает или совместно работают над одним материалом, но каждый выполняет свою часть работы).
3. Групповая – «учитель – ученики», «ученик – ученики» (один объясняет материал, а остальные слушают и задают вопросы). По мнению В.К.Дьяченко, к групповой форме относится не только работа в малой группе, но и фронтальная форма обучения.
4. Коллективная – «половина учеников говорит – половина слушает). К коллективной форме автор относит только работу в парах сменного состава по принципу игры «Ручеек». Задание у каждого индивидуальное, но обсуждение ведется в постоянных парах, затем происходит смена пар между детьми каждого ряда, например, тех, кто сидит справа. Движение учащихся происходит до тех пор, пока все дети, которые сидят справа не займут свои места. На следующий день можно провести смену пар между учениками, которые сидят слева или менять ряды.
5.
Работа
по вопросникам.
Устное
письменное выполнение упражнений:
1. Ученики выучивают правило и выполняют по нему упражнение.
2. Один ученик из пары проверяет как другой усвоил правило (теорию) и
предлагает выполнить упражнение.
3. Другой ученик из пары предлагает выполнить своему напарнику свое упражнение.
Затем они расходятся для работы в следующей паре.
Коллективное взаимообучение осуществляется посредством включения каждого учащегося в активную деятельность по обучению других учащихся. Для этого обучающийся на уроке должен:
1. изучить новую тему или выполнить задание самостоятельно (индивидуальная работа);
2. объяснить тему или порядок выполнения задания другому обучающемуся; выслушать объяснение другого учащегося или выполнить данное им задание (работа в паре);
3. найти нового партнера и осуществить действия, идентичные предыдущему этапу работы, а затем повторить их с другими участниками учебного процесса (работа в парах сменного состава);
4. отчитаться о выполнении задания в группе, быть готовым к управлению работой учебной группы (групповая форма).
2.2. Принципы КСО:
- завершенность;
- непрерывная и безотлагательная передача знаний;
- всеобщее сотрудничество и взаимопомощи;
- обучение в соответствии со способностями каждого учащегося;
- разделение и делегирование учебных заданий;
-педагогизация отношений .
Таким образом, КСО позволяет реализовать потенциалы индивидуальной, парной, групповой и коллективной деятельности обучающихся.
Этап 1. Начало работы. Самостоятельное знакомство с материалом урока.
Этап 2. Работа в парах
Организуется в малых группах (по 4, 6, но не более 12 человек, исходя из возможностей смены партнеров). Существует несколько видов пар:
- статическая пара – совместно работают учащиеся, сидящие рядом.
- динамическая пара – пара сменного состава, наиболее удобна работа посредством смены партнеров в четверке. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров.
- вариационная пара - работа в четверках осуществляется в четыре такта, так как учащиеся по окончании работы в паре каждый раз меняются карточками.
Необходимо определить маршрут работы учащегося (с кем и в какой последовательности он будет работать), минимизировать время на поиск партнера с помощью цветовых сигналов или карточек разного цвета (один цвет – один и тот же материал).
Этап 3. Работа в малых группах
Проработав определенную тему в парах сменного состава, учащийся выступает перед МГ. Данный этап может осуществляться в нескольких вариантах в зависимости от цели работы.
Таким образом, технология коллективного взаимообучения не исключает, а предполагает групповые формы работы, но они не должны занимать большую часть времени.
1. Фронтальная работа. На этом этапе происходит проблематизация и предъявляется необходимый минимум учебного материала. Учителю необходимо помнить, что фронтально решаются организационные вопросы, он обеспечивает психологический настрой, а также предъявляет информацию с обязательной ее фиксацией учениками и самим учителем на доске с целью обеспечения опоры для дальнейшего понимания.
2. Работа в постоянных парах – повторение, закрепление материала, предъявленного ранее в этапе фронтальной работы.
Последующая проработка учебного материала в постоянных парах должна помочь восстановить его содержание, проверить знания. Задания ученикам должны соответствовать содержанию учебного материала. Например, повторить текст учителя, задать вопросы, выделить главную мысль, озаглавить части текста, выразить свое отношение, выдвинуть гипотезу т.д.
3. Работа в парах сменного состава – глубокое усвоение отдельных моментов материала по изучаемой теме.
Важные задачи и понятия требуют разностороннего рассмотрения. Ученик, рассматривая одну и ту же проблему с разных сторон, смотрит на нее своими глазами и глазами других учеников. Происходит обогащение разными техниками мышления, эмоциями. За счет других вовремя обнаруживаются проблемы, происходит коррекция.
Работу в парах можно организовать по-разному, для этого целесообразно применять различные приемы и технологии, методики коллективных занятий. Один из приемов работы в сменных парах – «Ручеек».
В «Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы учитель заготавливает к уроку карточки по числу учеников в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. После работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики следующего варианта не займут свои места. Можно проводить «Ручеёк» по вариантам, между группами.
На первом этапе в группе работают «сильные» ученики, лидеры. Причём, сначала дети невнимательно слушают, что говорят товарищи в группе, но так как оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности, они начинают вслушиваться в ответ товарищей, если необходимо оказывать помощь.
4. Индивидуальная работа – самостоятельное выполнение заданий по теме урока.
Структура четырехактного урока – это последовательность оргформ. Но эта последовательность не жестко задана, ее можно изменить: 1,2,3; 1,3,4 и т.д. Может быть объединение 2, 3 этапа.
Например, можно организовать овладение учащимися программного материала в свободных группах, например, для изучения какого-либо текста. Класс делится на группы по 6 человек. В каждой группе выбирается ведущий. Урок начинается с фронтальной работы, в ходе которой учитель ставит проблему и выясняет уровень знаний по данной теме, задав вопросы. Ответы могут быть правильными и ошибочными. Опираясь на ответы учащихся, учитель обозначает проблему и помогает каждому ученику определить конечный результат, спланировать дальнейший алгоритм действий. Затем в сводных группах учащиеся работают парами различного состава, изучают текст. Продуктом этой работы будет план текста. Кроме этого учащиеся отвечают на вопросы к тексту, составляют свои проблемные вопросы. Сильным учащимся можно предложить задания более сложного уровня. Каждая группа ведет свой «маршрутный лист», в котором записывает тему урока, план текста, выписывается важнейшие термины.
Урок заканчивается фронтальной работой, где каждая группа представляет свой план, предлагает свои вопросы. В ходе обсуждения выясняется, насколько план точен и соответствует содержанию.
Большая роль в КСО отводится работе с «маршрутным листом» . Маршрутный лист – это ежедневный маршрут учащегося, который он выбирает сам. Маршрутный лист – это документ, позволяющий не только контролировать, но и анализировать работу ученика на уроке.
На практике используется разные методики коллективных учебных занятий. Но нельзя сводить методику к какому-либо приему парного взаимодействия. Каждая методика включает в себя разные организационные формы обучения,алгоритмы и приемы работы в парах.
Методики отличаются друг от друга :
1. по предназначению и реализуемым дидактическим задачам,
2. по процедурам запуска,
3. особенностям управления и учета деятельности учащихся,
4. сочетанию различных организационных форм обучения,
5. приемам, используемым в этих оргформах.
Каждая методика соответствует определенной учебной задаче:
· для изучения сложных учебных,научных, художественных текстов используются методики А.Г.Ривина и взаимопередачи тем;
· для написания сочинений, рефератов, изучения вопросов, недостаточно освещенных в учебниках, подходит обратная методика А.Г.Ривина;
· для первоначального обучения решению стандартных, типовых задач подходит методика взаимообмена заданиями;
· для повторения, закрепления учебного материала и тренировки учащегося используются методики взаимотренажа и взаимопроверки индивидуальных заданий;
· для обеспечения понимания небольшого, сложного фрагмента текста (теоремы, определения, правила и т.п.) можно использовать методику доводящей карточки.
· в результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
· в процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
· каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха ;
· повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
· обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение;
· работа в парах способствует успешному формированию коммуникативных навыков.
Среди минусов выделяют:
необходимость предварительного обучения школьников такой деятельности
затраты педагогом серьезных усилий для организации работы
сложность разделения класса на отдельные группы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении доклада можно отметить, что технология коллективного способа обучения в современном мире занимает важную часть для лучшего усвоения и мотивации детей на изучение нового. Благодаря методам групповой работы, ребята учатся объяснять, доказывать свою точку зрения, выражать свои мысли
В результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
В процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха ;
Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение;
Работа в парах способствует успешному формированию коммуникативных навыков.
В докладе были выявлены возможности использования технологии коллективного способа обучения на уроках в начальной школе. Также было раскрыто понятие коллективного и группового способов обучения - По мнению В.К.Дьяченко, к групповой форме относится не только работа в малой группе, но и фронтальная форма обучения. К коллективной форме автор относит только работу в парах сменного состава по принципу игры «Ручеек». Задание у каждого индивидуальное, но обсуждение ведется в постоянных парах, затем происходит смена пар между детьми каждого ряда, например, тех, кто сидит справа. Движение учащихся происходит до тех пор, пока все дети, которые сидят справа не займут свои места.
По фрагменту урока русского языка можно еще раз отметить важность технологии коллективного способа обучения. Дети получают информацию разными способами и не только усваивают ее, но и объясняют тему своим одноклассникам, тем самым лучше усваивая тему и запоминая ее на долгое время.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы : кн. Для учителя / В. К. Дьяченко. - Москва : Просвещение, 1991. – 102 с. – Текст : непосредственный.
2. Дьяченко, В. К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах / В. К. Дьяченко. – Москва : Народное образование, 2004. – 352 с. – Текст : непосредственный.
3. Дьяченко, В. К. Новая педагогическая технология в действии / В. К. Дьяченко // Начальная школа. – 1994. - № 4. – Текст : непосредственный.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.