Эстетическое и художественное воспитание. Цель, задачи, эффективность

  • Научные работы
  • docx
  • 26.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последней системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении.
Иконка файла материала Эстетическое и художественное воспитание. Цель, задачи, эффективность.docx
В   широком   смысле под   эстетическим   воспитанием   понимают целенаправленное   формирование   в   человеке   его   эстетического   отношения   к действительности.   Это   специфический   вид   общественно   значимой   деятельности, осуществляемой   субъектом   (общество   и   его   специализированные   институты)   по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последней системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей   в   соответствии   со   сложившимися   в   данном   конкретном   обществе представлениями о их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение   индивидов   к   ценностям,   перевод   их   во   внутреннее   духовное содержание   путем   интериоризации.   На   этой   основе   формируется   и   развивается способность   человека   к   эстетическому   восприятию   и   переживанию,   его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико­ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.  Эстетическое   воспитание   гармонизирует   и   развивает   все   духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано   с   нравственным   воспитанием,   так   как   красота   выступает   своеобразным регулятором   человеческих   взаимоотношений.   Благодаря   красоте   человек   часто интуитивно тянется и к добру. По­видимому, в той мере, в какой красота совпадает с   добром,   можно   говорить   о   морально­нравственной   функции   эстетического воспитания.  Эстетическое   воспитание   интенсифицирует   развитие   самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально­коммуникативную сферу детей, снижает остроту   реагирования   на   стрессовые   факторы   у   детей   с   повышенной чувствительностью, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения детей.  Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности   личности.   Исследователи   отмечают,   что   формируя   «эстетическое мышление»,   воспитание   способствует   целостному   охвату   на   индивидуальном уровне   особенностей   культуры   данной   эпохи,   пониманию   ее   единства   и стилистического родства, что по мнению польского ученого И. Войнара, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.  Вместе с тем, отдавая дань эстетическому воспитанию как специфическому способу   развития   «интеллектуальной   ориентации»,   нельзя   абсолютизировать гносеологический   подход,   что   на   практике   может   выразиться   в   сугубопросветительском   понимании   сущности   и   задач   эстетического   воспитания,   к сведению   последнего   к   художественному   образованию,   обучению.   Научить индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности — это важное,   но   отнюдь   не   исчерпывающее   всего   комплекса   задач   в   качестве специфической стороны любого вида творческой деятельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности и следует считать в качестве главной задачи эстетического воспитания.  Эстетическое   образование,   приобщение   людей   к   сокровищнице   мировой культуры   и   искусства   —   все   это   лишь   необходимое   условие   для достижения главной цели  эстетического  воспитания —  формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.  Полагаясь   на   сложившуюся   практику   воспитательной   работы,   обычно выделяют   следующие   структурные   компоненты   эстетического   воспитания: эстетическое   образование,   закладывающее   теоретические   и   ценностные   основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно­ теоретическом   и   художественно­практическом   выражении,   формирующее художественную   культуру   личности   в   единстве   навыков,   знаний,   ценностных ориентации,   эстетическое   самообразование   и   самовоспитание, ориентированные   на   самосовершенствование   личности;   воспитание   творческих потребностей   и   способностей.   Среди   последних   особую   значимость   имеют   так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.   вкусов;  Эстетическое   воспитание   осуществляется   на   всех   этапах   возрастного развития   личности.   Чем   раньше   она   попадает   в   сферу   целенаправленного эстетического   воздействия,   тем   больше   оснований   надеяться   на   его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается   к   познанию   окружающего   мира,   через   подражание   овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра — первичный и весьма продуктивный   способ   пробуждения   творческих   потенций,   развития   у   ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение   и   деятельность   опыт   формирует   у   детей   дошкольного   возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.  Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями   и   ближайшими   родственниками,   ответственность   которых   за формирование   мира   эстетических   чувств   и   представлений   ребенка   чрезвычайно велика.   Хорошо   известна   сила   детских   впечатлений,   их   долговечность.   Первые«кирпичики»   в   фундамент   эстетической   культуры   будущей   личности закладываются   именно   в   семье,   в   самые   ранние   этапы   становления,   когда умственное   развитие   ребенка   идет   особенно   бурно.   А   потому   так   важна педагогическая   грамотность   родителей,   характер   их   эстетических   запросов, культурный климат в семье. Существенное   значение   в   эстетическом   воспитании   ребенка   играет организация   детского   быта   —   чистоты,   порядка,   удобства,   красоты,   где   все соразмерно,  согласовано   по   цвету,  форме,  величине   и   т.п.  Уже   с 2­3 –  летнего возраста,   детей   следует   приобщать   к   созданию   мира   красоты   через   наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так самым, утверждая их в понимании того, что красота – дела рук человеческих.  Эстетическое   постижение   предметов   происходит   через   их   форму,   цвет, величину.   Важно,   чтобы   игрушки   отвечали   требованию   разнообразия   и праздничности.   Способность   анализировать   и   схватывать   форму   развивается   с помощью   и   посредством   предметного   моделирования,   конструирование,   по картинам.  Формирование   в   начальный   период   воспитания   навыки,   знания, эмоционально­смысловые   ориентации,   оставаясь   исходной   базой,   получают   в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. В школьные годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно­чувственными   приемами   постижения   художественных   и   эстетических явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении эмоциональных реакций.  Идёт   накопление   знаний   о   художественных   и   эстетических   явлениях, овладение   ценностными   ориентирами,   развитие   личностных   мотивов   общения   с эстетическими   и   художественными   объектами,   формируется   эмоционально психологические   установки,   оценочно­вкусовые   представления,   осваиваются многообразные   способы   образно­эмоционального   мышления   в   художественной   и эстетической сферах.  В   современной   школе   при   декларировании   формирования   гармонически развитой личности в качестве цели обучения и воспитания наблюдается между тем уклон   в   специализацию:   создаются   классы   физико­математического   профиля,   с углубленным   изучением   иностранных   языков   и   т.   п.,   нацеленные   в   основном   на развитие   только   соответствующих   специальных   способностей.   В   этих   условиях значимость   изучения   учащимися   предметов   эстетического   цикла   возрастает. Психолого­педагогические исследования подтверждают это.Выводы,   сделанными   учеными   таковы:   эстетическое   воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально­ коммуникативную сферу неуравновешенных, возбудимых детей, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной чувствительностью, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности и   общения   детей.   При   недостаточной   коммуникативной   активности   подростков эстетическое   воспитание   выполняет   компенсаторные   функции,   гармонизируя   их эмоционально­оценочную сферу. Оценивая   роль  эстетического  воспитания  в  развитии  подростков, в  целом, можно   утверждать,   что   оно   способствует   формированию   их   творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности. В   последующие   возрастные   этапы   духовное   и   предметно­практическое освоение системы культурных ценностей, непосредственное участие в их создании продолжается. Отмечена прямая зависимость быстроты овладения специальностью, мастерством от культурно­эстетического уровня молодых рабочих, специалистов самых разных профилей. К   сожалению,   приходится   констатировать,   что   многогранные   возможности эстетического воздействия на личность работника со стороны трудового коллектива ныне практически не используется.  Постепенно   происходит   свертывание   и   размывание   доставшейся   от советского периода системы эстетического воспитания, она все больше приобретает фрагментарный   частичный   характер.   Практически   разрушена   сеть   культурно­ просветительских   учреждений,   в   плачевном   состоянии   находится   большинство библиотек, музеев, парков, киностудий и др. На «голодном пайке содержатся художественно­образовательные заведения. Все это дает основание пессимистам утверждать, что Россия «погружается во тьму»  Вместе с тем, Россия остается по­прежнему страной с традиционно высоким уровнем художественной культуры, профессионального искусства самой высокой пробы.   Говоря   об   эстетическом   воспитании   народа   и,   особенно,   его   части   ­ подрастающего   поколения,   с   надеждой   устремляешь   взор   именно   к   этому достоянию. ЛИТЕРАТУРА 1. Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности.— М., 1988.2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.— М., 1908. 3. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство.— М, 1980. 4. Герман Ш.М., Скатерщиков В. К. Беседы об эстетике.— М., 1982 5. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества.— М., 1977. 6. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе.— М., 1973. 7. Кривцун О. А. Искусство в системе общественных отношений. М., 1982. 8. Шендрик А. И. Духовная культура советской молодежи: сущность, состояние,  пути развития.—М., 1990. Источник: Эстетика: Учебное пособие для вузов./ под ред. А.А. Радугина. ­  М.: Центр, 2000. ­ 240с.

Посмотрите также