В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последней системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении.
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают
целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к
действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности,
осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по
отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью
выработки у последней системы ориентации в мире эстетических и художественных
ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе
представлениями о их характере и назначении. В процессе воспитания происходит
приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное
содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается
способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его
эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту
формирует не только эстетикоценностную ориентацию личности, но и развивает
способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой
деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные
способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно
связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным
регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто
интуитивно тянется и к добру. Повидимому, в той мере, в какой красота совпадает
с добром, можно говорить о моральнонравственной функции эстетического
воспитания.
Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания,
способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических
ценностях; гармонизирует эмоциональнокоммуникативную сферу детей, снижает
остроту реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной
чувствительностью, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности
совместной деятельности и общения детей.
Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной
способности личности. Исследователи отмечают, что формируя «эстетическое
мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном
уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и
стилистического родства, что по мнению польского ученого И. Войнара, является
необходимой предпосылкой ее теоретического познания.
Вместе с тем, отдавая дань эстетическому воспитанию как специфическому
способу развития «интеллектуальной ориентации», нельзя абсолютизировать
гносеологический подход, что на практике может выразиться в сугубопросветительском понимании сущности и задач эстетического воспитания, к
сведению последнего к художественному образованию, обучению. Научить
индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности — это
важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве
специфической стороны любого вида творческой деятельности, поскольку именно
развитие творческих способностей личности и следует считать в качестве главной
задачи эстетического воспитания.
Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой
культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для
достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной
личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.
Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно
выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:
эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы
эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно
теоретическом и художественнопрактическом выражении,
формирующее
художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных
ориентации,
эстетическое самообразование и самовоспитание,
ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих
потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так
называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное
мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и
др.
вкусов;
Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного
развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного
эстетического воздействия,
тем больше оснований надеяться на его
результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок
приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает
элементами культуры действий и общения с людьми. Игра — первичный и весьма
продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка
воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через
общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста
элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.
Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен
родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за
формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно
велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые«кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности
закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда
умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна
педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов,
культурный климат в семье.
Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет
организация детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все
соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 23 – летнего
возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения
порядка в комнате, опрятность одежды, так самым, утверждая их в понимании того,
что красота – дела рук человеческих.
Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет,
величину. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и
праздничности. Способность анализировать и схватывать форму развивается с
помощью и посредством предметного моделирования, конструирование, по
картинам.
Формирование в начальный период воспитания навыки,
знания,
эмоциональносмысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в
последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической
культуры личности. В школьные годы этот процесс находит выражение в овладении
сенсорночувственными приемами постижения художественных и эстетических
явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении
эмоциональных реакций.
Идёт накопление знаний о художественных и эстетических явлениях,
овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов общения с
эстетическими и художественными объектами, формируется эмоционально
психологические установки, оценочновкусовые представления, осваиваются
многообразные способы образноэмоционального мышления в художественной и
эстетической сферах.
В современной школе при декларировании формирования гармонически
развитой личности в качестве цели обучения и воспитания наблюдается между тем
уклон в специализацию: создаются классы физикоматематического профиля, с
углубленным изучением иностранных языков и т. п., нацеленные в основном на
развитие только соответствующих специальных способностей. В этих условиях
значимость изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает.
Психологопедагогические исследования подтверждают это.Выводы,
сделанными учеными таковы:
эстетическое воспитание
интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной
позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально
коммуникативную сферу неуравновешенных, возбудимых детей, снижает остроту
реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной чувствительностью, то
есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности
и общения детей. При недостаточной коммуникативной активности подростков
эстетическое воспитание выполняет компенсаторные функции, гармонизируя их
эмоциональнооценочную сферу.
Оценивая роль эстетического воспитания в развитии подростков, в целом,
можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого
потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных
свойств, входящих в творческий комплекс личности.
В последующие возрастные этапы духовное и предметнопрактическое
освоение системы культурных ценностей, непосредственное участие в их создании
продолжается. Отмечена прямая зависимость быстроты овладения специальностью,
мастерством от культурноэстетического уровня молодых рабочих, специалистов
самых разных профилей.
К сожалению, приходится констатировать, что многогранные возможности
эстетического воздействия на личность работника со стороны трудового коллектива
ныне практически не используется.
Постепенно происходит свертывание и размывание доставшейся от
советского периода системы эстетического воспитания, она все больше приобретает
фрагментарный частичный характер. Практически разрушена сеть культурно
просветительских учреждений, в плачевном состоянии находится большинство
библиотек, музеев, парков, киностудий и др.
На «голодном пайке содержатся художественнообразовательные заведения.
Все это дает основание пессимистам утверждать, что Россия «погружается во тьму»
Вместе с тем, Россия остается попрежнему страной с традиционно высоким
уровнем художественной культуры, профессионального искусства самой высокой
пробы. Говоря об эстетическом воспитании народа и, особенно, его части
подрастающего поколения, с надеждой устремляешь взор именно к этому
достоянию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности.— М., 1988.2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.— М., 1908.
3. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство.— М, 1980.
4. Герман Ш.М., Скатерщиков В. К. Беседы об эстетике.— М., 1982
5. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества.— М., 1977.
6. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе.— М., 1973.
7. Кривцун О. А. Искусство в системе общественных отношений. М., 1982.
8. Шендрик А. И. Духовная культура советской молодежи: сущность, состояние,
пути развития.—М., 1990.
Источник: Эстетика: Учебное пособие для вузов./ под ред. А.А. Радугина.
М.: Центр, 2000. 240с.