Роль эстетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?»
Эстетическое воспитание как метод повышение нравственных
качеств личности.
Роль эстетического воспитания в развитии личности.
Роль эстетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем
формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу
мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека. Об
этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха. Три раба везут тачку с
камнями. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты
везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту
проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб».
Третий же сказал: «Строю прекрасный храм». Видеть в труде созидательное
начало красоты значит творить прекрасное и в соответствии с ним
преобразовывать окружающий мир.
Исключительно велико и многообразно влияние искусства как
важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности
на человека. Оно прежде всего выполняет большую познавательную функцию
и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов
и убеждений. В.Г. Белинский отмечал, что в познании окружающего мира
имеются два пути: путь научного познания и познание средствами искусства.
Он указывал, что ученый говорит фактами, силлогизмами, понятиями, а
писатель, художник образами, картинами, но говорят они об одном и том
же. Экономист, вооружаясь статистическими данными, доказывает, что
положение того или иного класса ухудшилось или улучшилось вследствие
такихто и такихто причин. Поэт же показывает эти изменения с помощью
образного, художественного изображения действительности, воздействуя на
фантазию и воображение читателей. В этой связи Белинский подчеркивал, что
искусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше,
чем наука.
Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в
формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна
оказывать влияние на эстетическую сторону души, и поскольку она обладает
таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания
молодежи. Отмечая эту сторону воздействия искусства на личность, A.M.
Горький называл эстетику этикой будущего.
Многие наши воины в годы Великой Отечественной войны, идя в бой,
несли в своих вещевых мешках полюбившиеся им художественные
произведения. Нельзя не усматривать определенной связи между жизненным
подвигом Николая Островского и почти полностью повторившего его судьбу
писателя Николая Бирюкова, автора известного романа «Чайка», об
отважной партизанке Великой Отечественной войны Лизе Чайкиной. Роман
около 30 лет пролежал пораженный жестокой болезнью в постели и нашел всебе силы и мужество овладеть мастерством художественного слова, чтобы
остаться в строю. Такой же страдальческий, но почетный путь прошел
белорусский писатель Виссарион Горбук, который после тяжелого ранения в
боях с фашистскими захватчиками потерял способность к передвижению и,
будучи надолго прикованным к постели, остался в жизненном строю, создал
немало художественных произведений для детей и взрослых.
Искусство, в особенности литература, является могучим средством
духовного возвышения человека. Чем больше я читаю, писал A.M. Горький,
тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится
для меня жизнь. А.И. Герцен отмечал, что без чтения, нет и не может быть ни
вкуса, ни стиля, ни многосторонней шири понимания. Благодаря чтению
человек переживает века. Книги оказывают влияние на глубинные сферы
человеческой психики. Недаром Э. Хэмингуэй сравнивал книгу с айсбергом,
большая часть которого находится под водой. Искусство развивает
эстетическую культуру человека, учит его понимать прекрасное и строить,
как уже отмечалось, жизнь по «законам красоты».
Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей
мере зависит от его художественноэстетического развития. В восточных
странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба».
Без знания законов художественного отражения действительности, без
понимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни
мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовольствие и наслаждение
только человеку, который имеет соответствующую подготовку и, в
достаточной степени, эстетически образован. Чтобы воспринимать красоту
оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать
язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все
оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей.
Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует
определенной подготовки и соответствующего понимания. Даже интересный
рассказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника
выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на
составление слов из произносимых звуков, и не будет испытывать их
художественноэстетического влияния. Задача школы обеспечить
необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир
искусства, сделать его действенным средством познания окружающей
действительности, развития мышления и нравственного совершенства.