Эстетическое воспитание как метод повышение нравственных качеств личности.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 14.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Роль эстетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?»
Иконка файла материала Эстетическое воспитание как метод повышение нравственных качеств личности.doc
Эстетическое воспитание как метод повышение нравственных качеств личности. Роль эстетического воспитания в развитии личности.             Роль эстетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь   эти   тяжелые   камни?»   Первый   отвечает:   «Приказали   везти   эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм». Видеть в труде созидательное начало   красоты   ­­   значит   творить   прекрасное   и   в   соответствии   с   ним преобразовывать окружающий мир. Исключительно   велико   и   многообразно   влияние   искусства   как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно прежде всего выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и  убеждений.  В.Г.  Белинский   отмечал,   что   в  познании   окружающего   мира имеются два пути: путь научного познания и познание средствами искусства. Он   указывал,   что   ученый   говорит   фактами,   силлогизмами,   понятиями,   а писатель, художник ­­ образами, картинами, но говорят они об одном и том же.   Экономист,   вооружаясь   статистическими   данными,   доказывает,   что положение  того   или   иного   класса  ухудшилось   или   улучшилось  вследствие таких­то и таких­то причин. Поэт же показывает эти изменения с помощью образного, художественного изображения действительности, воздействуя на фантазию и воображение читателей. В этой связи Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука. Большую   роль   играет   искусство   и   эстетическое   воспитание   в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и поскольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.  Отмечая   эту  сторону   воздействия   искусства   на  личность, A.M. Горький называл эстетику этикой будущего. Многие наши воины в годы Великой Отечественной войны, идя в бой, несли   в   своих   вещевых   мешках   полюбившиеся   им   художественные произведения. Нельзя не усматривать определенной связи между жизненным подвигом Николая Островского и почти полностью повторившего его судьбу писателя   Николая   Бирюкова,     автора   известного   романа   «Чайка»,     об отважной партизанке Великой Отечественной войны Лизе Чайкиной. Роман около 30 лет пролежал пораженный жестокой болезнью в постели и нашел всебе силы и мужество овладеть мастерством художественного слова, чтобы остаться   в   строю.   Такой   же   страдальческий,   но   почетный   путь   прошел белорусский писатель Виссарион Горбук, который после тяжелого ранения в боях с фашистскими захватчиками потерял способность к передвижению и, будучи надолго прикованным к постели, остался в жизненном строю, создал немало художественных произведений для детей и взрослых. Искусство,   в   особенности   литература,   является   могучим   средством духовного возвышения ­человека. Чем больше я читаю, писал A.M. Горький, тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь. А.И. Герцен отмечал, что без чтения,  нет и не может быть ни вкуса,   ни   стиля,   ни   многосторонней   шири   понимания.   Благодаря   чтению человек   переживает   века.   Книги   оказывают   влияние   на   глубинные   сферы человеческой психики. Недаром Э. Хэмингуэй сравнивал книгу с айсбергом, большая   часть   которого   находится   под   водой.   Искусство   развивает эстетическую культуру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по «законам красоты». Однако   влияние   искусства   на   воспитание   человека   в   определяющей мере   зависит   от   его   художественно­эстетического   развития.   В   восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба». Без   знания   законов   художественного   отражения   действительности,   без понимания   языка   и   художественных   средств   искусство   не   возбуждает   ни мыслей,   ни   глубоких   чувств.   Оно   приносит   удовольствие   и   наслаждение только   человеку,   который   имеет   соответствующую   подготовку   и,   в достаточной  степени,  эстетически  образован. Чтобы  воспринимать  красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки   жизни   и   чувств   и   воздействуют   на   мысли   и   эмоции   слушателей. Восприятие   поэзии   и   изобразительного   искусства   также   требует определенной подготовки и соответствующего понимания. Даже интересный рассказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного   чтения,   если   всю   свою   энергию   он   будет   затрачивать   на составление   слов   из   произносимых   звуков,   и   не   будет   испытывать   их художественно­эстетического   влияния.   Задача   школы   ­   обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства,   сделать   его   действенным   средством   познания   окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.