Эстетическое воспитание младших школьников на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства
Оценка 4.6
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Взрослым
01.04.2018
Эстетическое воспитание занимает важное место в воспитании школьников. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность мира.
эстетическое восприятие, эстетический интерес, эстетические чувства, длительное время не рассматривались как самостоятельные образования и часто сводились к художественным категориям. Обращение многих авторов последних исследований к проблеме содержания эстетического отношения и эстетического сознания свидетельствуют о важности этих понятий в эстетике и педагогике.Эстетическое отношение и эстетическое сознание развиваемое в процессе эстетической деятельности превращаются в личности в качественно-новое образование – эстетическую культуру, формирующуюся в процессе эстетического воспитания
Эстетическое воспитание младших школьников на занятиях кружка.docx
Эстетическое воспитание младших школьников
на занятиях кружка
декоративноприкладного искусства
Цыганкова Г.А.
Процессы модернизации российского образования, перехода его на
обуславливают поиск новых путей воспитания
стандартизацию,
подрастающего поколения. В соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО)
определены основные воспитательные ориентиры системы образования:
духовнонравственное воспитание подрастающего поколения, приобщения
школьника к миру культуры, подготовка обучающихся к взаимодействию с
другими культурами, жизни в многонациональном обществе. Решать
поставленные задачи необходимо с первых ступеней образования, уже в
начальной школе.
Несмотря на вызовы времени требующие глубоко переосмысления
ориентиров системы образования, основательной подготовки и системного
бесперебойного обеспечения и реализации их во всех сферах социализации и
воспитания личности, школа была и остается основным звеном в сложной
системе воспитания и духовного развития личности, в том числе и
эстетического. И тот факт, что в последнее время процессу эстетического
воспитания в школе уделялось недостаточно внимания, а также актуализация
внеклассной и внеурочной сфер деятельности младших школьников с учетом
ФГОС НОО, приводит нас к необходимости более внимательного
рассмотрения вопросов организации внеурочной деятельности школьников,
где эстетическому воспитанию, как и воспитанию личности в целом,
отводится первостепенное значение.
Эстетическое воспитание занимает важное место в воспитании детей. Без
эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным,
способным объективно и во всей полноте охватить действительность. «Как
невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить
себе культурного человека без развитых эстетических взглядов» (Дайн, 1973,
49).
Эстетические категории субъектного плана (эстетическое восприятие,
эстетический интерес, эстетические чувства, эстетическая деятельность и
т.д.) длительное время не рассматривались как самостоятельные образования
в силу своей «расплывчатости», «неуловимости» и часто сводились к
художественным категориям. Обращение многих авторов последних
исследований к проблеме содержания эстетического отношения и
эстетического сознания свидетельствуют о важности этих понятий в эстетике
и педагогике.
Эстетическое отношение не тождественно одному лишь прекрасному,
это синтез чувственновыразительных, оценочных качеств. Однако, человек не
только может созерцать и оценивать, но и в процессе эстетической
деятельности создавать эстетически выразительные предметы. При этом к
выразительным свойствам материала добавляются еще и качества
художественноэстетической выразительности,
целесообразные принципы мастерства и эмоциональное отношение мастера.
которые отражают и
Эстетическое отношение и эстетическое сознание развиваемое в
процессе эстетической деятельности превращаются в личности в качественно
новое образование – эстетическую культуру, формирующуюся в процессе
Проблемами эстетического воспитания
эстетического воспитания.
школьников занимались такие ученые как А.И. Буров, П.И. Ильинска, Г.С.
Коротаева, Б.Т. Лихачев, Л.П. Печко, В.А. Разумный, А.В. Репринцев, В.К.
Скатерщиков, Е.М. Торшилова и др. Вопросы воспитания школьников, в
частности их эстетического развития во внеурочное время разрабатывали
такие ученые как Ю.К. Бабанский, Байбородова Л.В., Б.З. Вульфов, Н.Ф.
Голованова, Л.И. Маленкова, Э.И. Медведь, Рожков М.И., Н.Е. Щуркова и др. Эстетическое воспитание должно осуществляться на всех этапах
возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу
целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований
надеяться на его результативность. В процессе эстетического воспитания
происходит приобщение человека к ценностям, перевод их во внутреннее
духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и
развивается способность учащихся к эстетическому восприятию и
переживанию, их эстетический вкус и представление об идеале. Поэтому
процесс эстетического воспитания школьников необходимо начинать как
можно раньше, то есть уже в начальной школе.
Именно школа является важнейшим центром эстетического воспитания,
призванным заложить прочные основы высокой эстетической культуры. И уже
сегодня она делает очень многое в этом отношении. Причем не только на
уроках художественного цикла (технология, изобразительное искусство,
музыка), но и в процессе всей учебной и воспитательной работы в урочное,
внеурочное и свободное время учащихся.
Педагогиноваторы демонстрируют своей деятельностью, какой
эстетический воспитательный эффект дает интенсификация преподавания
декоративноприкладного искусства на основе передовых методов. Их опыт
чаще и чаще становиться достоянием общественности и других учителей.
Конечно, на этом пути существуют свои проблемы и объективные
сложности. Можно ли, например, достичь желаемого результата в развитии
художественной культуры школьника на одном уроке в неделю. Положение
усугубляется тем, что в большинстве школ отсутствуют педагоги –
специалисты соответствующих художественных профилей.
Таким образом, преподавание дисциплин художественного цикла в
школе не дает желаемого эффекта в условиях, когда общекультурный
потенциал страны достиг уровня, о котором раньше можно было только
мечтать. Необходим принципиально новый подход к делу эстетического
воспитания, так как оно сложно и многоступенчато. А эстетическое
воспитание средствами искусства – лишь шаг в нескончаемом стремлении
человека к познанию прекрасного.
Полноценное эстетическое развитие каждого – это не роскошь, а
абсолютно необходимый компонент всестороннего, гармоничного развития
личности, при отсутствии которого нет, и не может быть полноценного
усвоения нравственных принципов отношения к людям, природе, культуре. Так
же система эстетического воспитания призвана научить видеть прекрасное
вокруг себя и в окружающей действительности.
Основным средством эстетического воспитания выступает искусство и
в младшем школьном возрасте – это, в первую очередь, искусство
декоративноприкладное, понятное и доступное ребенку. Оно лежит в основе
художественной обработки материалов, художественного конструирования,
художественного руда младших школьников в урочное и внеурочное время.
Декоративноприкладное искусство как и художественный труд младшего
школьника – это творческая деятельность ребенка по изготовлению каких
либо изделий, имеющая огромный развивающий и образовательный потенциал.
Учащиеся познают мир через непосредственную практическую деятельность,
учатся творить, планировать свою деятельность и исправлять ошибки,
создавать чтото новое. На таких занятиях школьники учатся не только
создавать эстетически значимые вещи в соответствии с художественными
канонами, но и оценивать их с позиций эстетических категорий, выносить
эстетическое суждение; развиваются эстетические чувства, эстетическое
восприятие, эстетический вкус младших школьников и все компоненты
эстетической культуры личности как результата эстетического воспитания
младших школьников. Из всего вышесказанного можно предположить, что,
приобщая младших школьников к богатейшему опыту человечества,
накопленному в декоративноприкладном искусстве, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного
человека.
Кружковые занятия по декоративноприкладному искусству
предполагают неформальную обстановку, где ребенок может больше
раскрыться, чувствовать себя более комфортно, что особенно важно в
эстетическом воспитании, основанном на чувственном познании мира.
Содержание кружковых занятий часто носит художественную направленность,
ознакамливает школьников с декоративноприкладным искусством, со
свойствами и качеством различных материалов. Большие возможности для
этого имеют занятия в кружке мягкой игрушки, где учащиеся получают
необходимые эстетические знания, умения и навыки эстетической
деятельности, имеют возможности для развития эстетического восприятия,
эстетических чувств, вкусов, оценок, суждений.
Эстетическое воспитание младших школьников на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства
Эстетическое воспитание младших школьников на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства
Эстетическое воспитание младших школьников на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства
Эстетическое воспитание младших школьников на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства
Эстетическое воспитание младших школьников на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.