ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка 4.7

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оценка 4.7
Исследовательские работы +6
docx
Междисциплинарный 5
Все классы
06.11.2017
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общие положения в изучении проблемы исследования эстетического воспитания младших школьников в коллективной творческой деятельности: актуальность, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, теоретико-методологическая основа, методы, база, организация по трем этапам, научная новизна, творческая и практическая значимость, апробация и внедрение результатов, достоверность и обоснованность результатов исследования.Документ Word 2016 (.docx)
Выдержки из автореферата.docx
Карантаева Серафима Владимировна ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  Выдержки из автореферата магистерской диссертации Актуальность исследования. Проблема эстетического воспитания младших  Елец – 2012 школьников связана с мобилизацией системы образования. Духовно­нравственное  становление личности является одной из проблем и требует поиска новых путей  формирования эстетического восприятия, эстетических чувств, эстетической  деятельности младших школьников в этом процессе.  В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской   Федерации   было   подчеркнуто:   «Духовное   единство   народа   и объединяющие нас моральные ценности ­ это такой же важный фактор развития, как   политическая   и   экономическая   стабильность...  и   общество   лишь   тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая   система   нравственных   ориентиров,  когда   в  стране   хранят   уважение   к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к   памяти   своих   предков,   к   каждой   странице   нашей   отечественной   истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для   экономических   и   политических   отношений».   На   этом   основании   была разработана   «Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания личности гражданина России». Новый ФГОС на одно из главных мест выдвигает воспитание   личности   в   образовательном   процессе,   причём   особое   значение придаётся   духовно­нравственному   становлению   учащихся,   в   том   числе   и младших   школьников.   Как   известно,   именно   в   этом   возрасте   закладываются основы понимания красоты и гармонии окружающего мира.  Именно в школе должна   быть   сосредоточена   не   только   интеллектуальная,   но   и   духовная   и культурная   жизнь   обучающегося.   Ребёнок   школьного   возраста   наиболее восприимчив к эмоционально­ценностному, духовно­нравственному развитию и воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Разработчики стандартов второго поколения во главу образования ставят личность   ученика,   её   саморазвитие,   самосовершенствование,   разрабатывают концепцию,   направленную   на   развитие   творческой   неординарно   мыслящей личности, способной к активному восприятию прекрасного и преобразованию окружающего мира, поиску оригинальных решений в нестандартных ситуациях и самоопределению.   Однако   осуществление   эстетического   воспитания   в коллективной   творческой   деятельности   в   учебно­воспитательном   процессе   в начальной школе ещё не означает то, что дети  быстро и легко адаптируются к школе,   что   в   них   будут   воспитаны   положительные   качества,   и   они   будут эстетически   развиты,   потому   что   эстетическое   воспитание   в   коллективной творческой   деятельности   необходимо   правильно   организовать. обуславливается актуальность нашего исследования.   Этим Проблема эстетического воспитания младших школьников до настоящего  времени не имеет однозначного толкования. Философским основанием для изучения эстетического воспитания служат работы   Г.В.Ф.   Гегеля,   И.   Канта;   Н.А.   Бердяева,   Н.Г.   Чернышевского;   Ю.Б. Борева, А.И. Бурова, В.В. Бычкова, Л.П. Печко, Е.Г. Яковлева и др. Психологические аспекты формирования эстетического воспитания нашли отражение в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, А.А. Мелик­Пашаева, С.Л. Рубинштейна, В.Г. Ражникова, Б.М. Теплова и др. Механизмы   эстетического   воспитания   и   их   значение   в   умственном   и эмоционально­чувственном развитии нашли отражение в исследованиях елецких ученых: Д.Б. Кабалевского, В.А. Мальцевой, В.И. Мясцовой, Б.М. Неменского, В.К.   Рвачёва,     а   также   в   работах   елецких   ученых:   И.Г.   Алмазовой,   Ж.А. Воробьёвой,   С.А.   А.Ж. Овчинниковой, и др.    В.А.Мальцевой,   В.И.Мясовой,   Воробьёвой, Разнообразные   аспекты   проблемы   исследования   отражены   в   работах зарубежных учёных: Р. Арнхейма, Г. Айзенка, Д. Гилфорда, Ж. Пиаже, Ж.­Ж. Руссо и др. В   исследовании   эстетического   воспитании   младших   школьников структурно­содержательные   характеристики   совместной   творческой деятельности,   коллективной творческой   деятельности   получили   глубокое   осмысление   в   различных направлениях.   коллективного   творческого   воспитания, Ценность   теории   коллектива   в   приобщении   его   членов   к   различным аспектам   культуры,   творчества,   развития   творческой   индивидуальности определяется в трудах И.П. Иванова, Т.Е. Конниковой, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, Л.И. Новиковой, В.А. Сухомлинского. Специфические   особенности   коллективного     и закономерностей в организации коллективной творческой деятельности детей нашли отражение в работах И.Г. Алмазовой, М.С. Дядищевой, С.В. Кульневич, Т.П. Лакоцениной, Ю.Н. Тарана, Т.С. Комаровой, И.Н. Турро, С.А. Шмакова. творчества В работах И.Г. Алмазовой, О.С. Газмана, Л.Ю. Гордина, Б.Т. Лихачёва, Ю.Н. Тарана,   С.А. Шмакова отмечается, что раскрыта методика эстетического воспитания   в   коллективной   творческой   деятельности,   способствующая деформализации   воспитания   школьников,   способом   демократической организации   коллектива   как   гуманистической   общности   детей   и   взрослых, имеющей   целью   свободное   развитие   каждого.   Специфические   особенности коллективного   творческого   воспитания  определяют   такие   авторы,   как   Л.В. Байбородова, Л.И. Маленкова, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, С.Д. Поляков, М.И. Рожков, Н.П. Суслова, С.А. Шмаков, Н.Е. Щуркова. Таким   образом,   теоретическое   осмысление   проблемы   достаточно   полно отражает   изучаемый   феномен,   однако,   в   практике   школы   учителя   постоянно испытывают трудности в эстетическом воспитании детей в процессе коллективной творческой деятельности.  Причина   этого   в   недостатке   жизненного   опыта   ребенка, неумения   работать   в   группах,   неразработанности   педагогических условий эстетического воспитания в коллективной творческой деятельности. Возникает  противоречие  между   необходимостью   использования коллективной   творческой   деятельности   как   важного   средства   эстетического воспитания младших школьников и неразработанностью педагогических условий эстетического   воспитания   детей   средствами   коллективной   творческой деятельности. Исходя из данного противоречия, была выбрана тема, проблема которой:   каковы   педагогические   условия   эстетического   воспитания   младших школьников в коллективной творческой деятельности.  Цель  исследования:  выявить   и   реализовать   педагогические   условия эффективного   формирования   эстетического   воспитания   у   детей   младшего школьного возраста в коллективной творческой деятельности.  Объектом исследования является эстетическое воспитание младших  школьников в образовательном процессе школы. Предмет исследования ­ педагогические условия эстетического  воспитания младших школьников в коллективной творческой деятельности. Гипотеза исследования: эстетическое воспитание младших школьников в коллективной   творческой  деятельности  будет более эффективно,  если будут использованы следующие педагогические условия: 1)   создание   эстетической   среды   в   образовательном   процессе   начальной школы;  2)     разработка   технологии   проведения   коллективных   творческих   дел, направленных   на   осмысление   младшими   школьниками   эстетического   в окружающем мире;   3)  использование различных форм организации коллективной творческой деятельности в эстетическом воспитании младших школьников. Задачи исследования:   уточнить содержание феномена эстетического воспитания младших школьников в коллективной творческой деятельности.  определить   критерии,   показатели   и   уровни   эстетической воспитанности младших школьников в коллективной творческой деятельности.  реализовать   педагогические   условия   эстетического   воспитания младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности.  разработать   программу   эстетического   воспитания   младших школьников в коллективной творческой деятельности. Теоретико­методологической   основой   исследования  являются: культурологический    (М.М.  Бахтин,  В.С.  Библер,  Н.К.  Рерих,  У.  Эко  и  др.), средового (Ю.С. Мануйлов, Л.П. Печко, Г.С. Тараскина и др.), творческий  (К.А. Абульханова­Славская, Е. Торренс, С.А. Шмаков и др.) подходы к эстетическому воспитанию   и   развитию   личности;  концептуальные   положения,   связанные   с эстетическим познанием окружающего мира (С.П. Баранов, А.И. Буров, Б.Т. Лихачёв, В.А.   Мальцева,   А.Ж.   Овчинникова,   Л.П.   Печко,   В.А.   Сухомлинский   и   др.)   и коллективной   творческой   деятельностью   (Л.С.   Выготский,   О.С.   Газман,       И.П. Иванов, С.В. Кульневич, Л.И. Новикова, С.А. Шмаков и др.). Методы исследования: теоретические: анализ литературы по проблеме  исследования; эмпирические: беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ продуктов учебной деятельности, эксперимент в его констатирующей,  формирующей и контрольной функциях.  База исследования: МБОУ СОШ №1 г. Ельца им. М.М. Пришвина. Было  обследовано 28 человек 2 класса. Организация   исследования. осуществлялось с 2010 по 2012 годы в три этапа.  Диссертационное   исследование Первый   этап  (2010­2011   гг.)   –  проблемно­аналитический  –   анализ философской,   психолого­педагогической   и   методической   литературы; разработка аппарата исследования, изучение состояния проблемы в теории и практике начальной школы, составление плана экспериментальной работы. Второй   этап  (2011г.)   –  проектно­экспериментальный  –   проведение констатирующего,   формирующего   и   контрольного   этапов   эксперимента   по реализации   педагогических   условий,   технологии   и   авторской   программы Эстетического   воспитания   младших   школьников   в   коллективной   творческой деятельности.  Третий этап (2011­2012 гг.) – обобщающе­аналитический – проведение качественного   и   количественного   анализов   полученных   результатов,   в   ходе которых дано их обобщение и сформулированы основные выводы. Научная новизна исследования:   уточнено содержание понятия «эстетическое воспитание младших школьников в коллективной творческой деятельности»;   определены   критерии   и   уровни   эстетической   воспитанности младших школьников в коллективной творческой деятельности; реализованы   следующие   педагогические   условия   эффективного эстетическое   воспитания   младших   школьников   в   коллективной   творческой деятельности:   1)   создание   эстетической   среды   в   образовательном   процессе начальной   школы;     2)     разработка   технологии   проведения   коллективных творческих   дел,   направленных   на   осмысление   младшими   школьниками эстетического   в   окружающем   мире;     3)  использование   различных   форм организации коллективной творческой деятельности в эстетическом воспитании младших школьников.  разработана   технология   реализации   педагогических   условий эстетического   воспитания   младших   школьников   в   коллективной   творческой деятельности. Теоретическая   значимость   исследования  состоит:   в   том,   что полученные   результаты:   а)   вносят   реальный   вклад   в   теорию   эстетического воспитания   младших   школьников,   обогащая   и   уточняя   содержание   понятия «эстетическое   воспитание   младших   школьников   на   основе   коллективной творческой   деятельности»;   б)   теоретически   обосновывают   и   углубляют представления   об   эстетическом   воспитании   младших   школьников   в образовательном процессе школы. Результаты   исследования   могут   послужить   основой   для   дальнейших исследований   теоретических   аспектов   эстетического   воспитания   учащихся   в учебно­воспитательном процессе и системе дополнительного образования.  Практическая значимость исследования  заключается: во внедрении  в практику   начальной     школы  педагогических   условий   эффективного формирования   эстетического   воспитания   в   коллективной   творческой деятельности. Результаты исследования могут быть использованы в практике начальной школы и внешкольных воспитательных учреждений, в подготовке методических рекомендаций   для   учителей   начальных   классов   и   педагогов   внешкольных воспитательных учреждений.  Апробация   и   внедрение   результатов   исследования.  Основные положения   и   результаты   исследования   обсуждались   на   научно­практических студенческих   конференциях;   материалы   исследования   нашли   отражение   в   2 научных статьях и тезисах: опубликованных в г. Ельце.  Авторская   программа     эстетическому   воспитанию   младших школьников   в   коллективной   творческой   деятельности   была   апробирована   и получила одобрение в  МБОУ СОШ №1 г. Ельца им. М.М. Пришвина.   по   Достоверность   и   обоснованность   результатов   исследования обеспечивается   исходными   методологическими   позициями,   комплексов, методов   педагогического   исследования,   адекватных   объектов   и   целей исследования, статистическую значимость опытных данных, преемственность и взаимосвязанность результатов исследования, репрезентативностью выборочной совокупностью.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017