ЭСТЕТИКА - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Оценка 4.6
Занимательные материалы +3
docx
Междисциплинарный 7
11 кл +1
22.04.2019
Эстетическая потребность может рассматриваться как объективно существующие отношения между человеком и окружающей средой, что приводит к необходимости понятию красоты, сохранения пропорции, усвоения и распространения эстетических эмоций, индивидуальных и социальных чувств, усвоении знаний, ценностей и идеалов и их объективных решении в становлении личностью.
ЭСТЕТИКА - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ_7.2 _Кожабаев.docx
ЭСТЕТИКА ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
К.Г. Кожабаев, Р.К. Мусайбеков, А.О. Даутов, Г.К. Бейсенбаева
Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова, г. Кокшетау
labdid_2008@mail.ru, rashid1956@bk.ru, d.abeke@mail.ru, galiya_ardak@mail.ru
Эстетическое воспитание – процесс формирования творческой
личности, которая может воспринимать, чувствовать прекрасное в математике;
воспитания у школьника стремления к самостоятельному участию в изучении
предмета, приобщения к творческой деятельности. Эстетическое воспитание
организует обогащение эмоциональной сферы личности, чувственного опыта,
влияет на познание действительности, повышает творческую, познавательную
активность, развивает способности каждого учащегося. Осуществляется оно в
различных видах творческой деятельности: олимпиадной, литературной,
изобразительной, музыкальной и т.п. В процессе воспитания происходит
эстетическое развитие ребенка [1]. Эстетическое воспитание современного
ребенка сегодня происходит в условиях динамичного развития информационных
технологий, демократизации жизни общества, его экономический рост.
Современные ученики, с которыми мы встречаемся каждый день, это те дети,
подростки, для которых главным близким другом становится смартфон,
планшет или компьютер. Любую информацию они черпают не из книг в
библиотеке, а из всемирной интернет паутины. Поэтому нам, современным
учителям, колоссально трудно заинтересовать учеников познать азы
математики, организовать окружение "привязанности и любви" к предмету,
превратить процесс воспитания и обучения в увлекательное занятие.
Природа – это самый совершенный объект для эстетического воспитания
коголибо, она всегда находится в полном олицетворении перед нами [2]. Но
ребенок должен научиться воспринимать присущие и скрытые ей разнообразные
формы, гармонию красок, звуков и испытывать при этом эстетические чувства.
В этом могут посодействовать взрослые, организуя экскурсии и походы на
природу. Все новое, как правило, привлекает внимание, очаровывает, удивляет.
Можно просто погулять по лесу, прислушаться, посмотреть вокруг себя, подняв
голову вверх. Возможно, гдето мы можем услышать журчание криницы, или
увидеть лесных жителей, которые так же наблюдают за нами.
Конечно, все педагоги нынче хотят видеть своих учеников творческими,
культурно образованными людьми, обладающих высоким эстетическим вкусом.
Развитие ученика будет более эффективным, если рядом есть педагог, искренне
увлеченный преподаваемым предметом – математикой, музыкой, театром,
изобразительным искусством,
который чувствует красоту природы,
окружающего мира, человеческих взаимоотношений. Воспитание школьников
посредством математики начинается с раннего возраста в процессе изучения
цифр и чисел на уроках математики, ментальной арифметики. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении учащихся с
различными видами вычисления, в приучении их к эстетическому восприятию и
эстетическим суждениям. Одна из задач педагога – стремиться сделать процесс
обучения привлекательным, то есть показать изящество математики [34].
Поэтому для педагога важны слова К.Д.Ушинского: “Ученье, лишенное всякого
интереса и взятое только силою принуждения, убивает в ученике охоту к
учению” [5].
Издавна на устах всех педагогов есть крылатая пословица, что хороший
учитель – учит, а талантливый – вдохновляет! Только учитель в процессе
творческого взаимодействия помогает раскрыть и развить творческий потенциал
ученика (см.рис.2). Показателем результативности эстетического воспитания
выступает критерий развития эстетического сознания воспитанников, их
творческоинтеллектуальное отношение ко всему освоенному кругу эстетически
ценных предметов, знаний, разновидностей преподносимых методов. Верить в
себя, в творческий идеал и стремление вперед учат слова великого Абая,
«Лишь знаньем жив человек,
Лишь знаньем движется век,
Лишь знанье светоч сердец…» [6].
Существуют определенные этапы эстетического воспитания. Условно их
можно разбить на группы:
1группа направлена на приобщение детей к искусству, то есть первичное
восприятие, творческое воссоздание в сознании наглядных образов. Основными
методами для решения этих задач являются: наблюдение, объяснение, показ,
приведение примеров, анализ. С самого начала при знакомстве детей с
математикой необходимо развивать комплекс способностей и восприятия:
слушание, зрительное запоминание.
2группа направлена на формирование практических навыков в творческой
деятельности. Взаимосвязь с педагогом обратной связью усвоения материала,
развития интеллектуальных и интуитивных способностей. Педагог может
использовать практические методы: моделирование, показ, объяснение,
упражнение, совместная или индивидуальная работа.
3группа – это учащиеся, достигшие результата в творческой деятельности.
В качестве основных методов служат методы теоретическопрактического и
научного анализа.
Выбор теорий, методов эстетического воспитания определяется прежде
всего индивидуальными особенностями детей, целями, задачами.
Одной из главных целей воспитания является: готовность развития
личности к освоению, восприятию, оценке эстетических моментов предметной
красоты; совершенствование эстетических взглядов, гармоничное саморазвитие;
формирование творческих способностей каждого ученика в области
математики. Опираясь к целям, можно отметить основные задачи воспитания
школьника: развитие эстетических эмоций, чувств, суждений, идеалов, отношений и интересов; формирование эстетического сознания; формирование
творческоэстетической деятельности через приобщение к различным видам
высказываний; развитие творческоэстетических способностей.
Задачи
творческоэстетического воспитания находятся в непрерывной связи,
обеспечивая гармоничное развитие учащегося, что позволяет педагогу
демонстрировать ученикам замечательную стройность формул, доказательств,
красоту пространственных фигур в стереометрии (например, правильных
многогранников), красоту связей между величинами площадей поверхностей и
объемов фигур вращения: конуса, цилиндра, шара. Эта зависимость когдато
вызвала такое восхищение у Архимеда, что он завещал высечь чертеж шара,
вписанного в цилиндр, на своем могильном памятнике [7]. Если мы установим,
что ощущение красоты математических образов стало достоянием школьников,
то вполне можно сказать, что математика стала действенным средством
воспитания.
Художественная литература – самый эффективный, доступный вид
искусства для формирования эстетической культуры школьника. Словесный
образ воспринимается, в первую очередь, умом [8]. Поэтому именно литература
является важнейшим средством развития интеллекта учеников. Выбирая
литературное произведение для ребенка, нужно помнить, что моральное влияние
произведения зависит, прежде всего, от его художественной ценности. В свое
время В.Г. Белинский предъявил два основных требования к детской
литературе: этическое и эстетическое [9]. Если ученик начинает задумываться
над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, с помощью каких
художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие
впечатления, значит, он овладел культурой чтения.
Музыка живой инструмент для развития творческой индивидуальности
человека. Она тесно связана с поэзией и является последующим шагом на этапе
эстетического воспитания ребенка. Гармоничное сочетание эстетических
отношений, духовной чистоты в жизни и в искусстве, в целом являются
основными условиями для формирования личности [10]. Музыка и пение в
школах являются не просто учебными предметами, но и средством воспитания,
которое должно как эстетически, так и эмоционально украсить духовную жизнь
ребенка [11].
Преподавание математики является одним из ключевых предметов
приобщения детей к изяществу – красоте науки. Вычислительная способность
имеет колоссальное отображение в развитии ребенка, начиная с малых лет.
Измерительные формы фигуры позволяют ребенку передать то, что он видит в
окружающей его действительности. Это побуждает в личности иллюстративно
подать масштабы чертежа к соответствующей реальности изображаемого
предмета в натуральную величину [12]. Основами изображения ученики
овладевают благодаря обучению их таким видам численным и именным.
Ключевой отличительной особенностью карты от рисунка является наличие масштаба. Все картографические произведения принято классифицировать
согласно масштабу (мелкомасштабные, среднемасштабные, крупномасштабные),
в котором они выполнены. Тем самым школьники учатся классифицировать
отображение, анализировать и делать выводы, понимая масштаб и виды
действующих карт. Математика как – искусство, помогает ребенку познать
жизнь, развивает творческую фантазию, что окружающий нас мир полон
математическими тайнами. В геометрии запечатлено мгновение, один момент в
цепи событий. А ребенок с помощью своего воображения «оживляет» фигуру,
видят за ней отображения, формы расположения и т.д. Рассматривание фигур с
разных граней, как на мир это сложный метод эстетического воспитания, как
литература или музыка. Это углубленное состояние живого, и что особенно
важно, познание мира чувств.
Математика в отличие от большинства других дисциплин, преподаваемых в
школе, имеет предмет обучения не непосредственно вещей, окружающего нас
мира, а количественных отношений и пространственных форм, свойственных
этим вещам [13]. Математика раскрывает перед человеком красоту внутренних
связей, существующих в природе, и указывает на внутреннее единство мира.
Пушкин А.С. рисует величавую Царевну – Лебедь со звездой во лбу
(красота – симметрия) и окривевших злодеек ткачиху с поварихой (уродство –
асимметрия).
“Золотое сечение” мы находим всюду: в изобразительном и прикладном
искусстве, в архитектуре и музыке, в литературе, в предметах быта и машинах.
Оригами способствует четкому запоминанию таких геометрических
понятий, как угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.
По мнению Г. И. Саранцева [14], процесс обучения, являясь объектом
методики математики, должен обладать рядом новых функций, среди которых
одной из важных является эстетическая функция.
Учитель математики непременно должен формировать у своих учеников
эстетический мотив, обращая их внимание на значимость определении в
достижении основной цели — гармонии и совершенства окружения всего.
Способность человека быть творцом воспитывается прежде всего в школе.
Уже простое самостоятельное решение задач по математике – работа
творческая, но это лишь начальная ступень развития творческих сил и
способностей человека, начальная стадия эстетической зрелости. Дальнейшие
шаги по этому пути – умение самому поставить вопрос, самому
сконструировать задачу. А что такое творческие способности и эстетический
подход? Четкого ответа на этот вопрос психология не дает. Практика
показывает: если школьник проявляет большой интерес к математике, если он с
успехом, а часто и с удовольствием решает трудные математические задачи, то с
большей уверенностью можно предположить, что у этого школьника имеются не
только математические способности, но и ясность в мышлении, порядок в
логике. Эстетическое воспитание в условиях единства компонентов цели и
содержания нельзя совместить с упрощенным взглядом на искусство и
литературу как разновидность гарнира с особой приправой или украшения
педагогического, или дидактического блюда.
Процесс обучения обладает собственной красотой. Эстетика процесса
обучения берет свое начало в его логике, в дидактическом отношении между
преподаванием и учением, имеющим гуманистическую целевую ориентацию,
направленную на усвоение научного и эстетического содержания обучения.
Следовательно, эстетику обучения не надо "изобретать"; она свойственна
постановке дидактической проблемы.
Итак, главным мотивом в
обеспечении желания и
активности учеников во владении учебным материалом по
математике мы считаем последовательное использование
эстетико-педагогических средств проведения урока. Подлинное
эстетическое воспитание детей средствами литературы, музыки и математики –
получение длительного и сложного результата в плодотворной работе по
освоению прекрасного. Творческая среда школы – это не только уроки
литературы, музыки и математики, а это общая обстановка, создаваемая
образовательной средой,
на развитие
творческого потенциала учащихся. Эстетическое воспитание формирует
отношение к труду, способствует развитию навыка самореализации в творчестве
для развития его нравственноэстетических потребностей.
целеустремленно направленной
Список литературы:
1. Ванслова Е. Раздвигаем границы эстетического образования [Текст]/ Е.
Ванслова // Искусство. – 2008. – №2. – С. 2829.
2. Киященко Н.И. Эстетика жизни: Учебн. пособ. – М.: ИНФРАМ, 1999
3. Roseau, A. Naturalism in the Philosophy of Mathematics // The Stanford
Encyclopedia of Philosophy [Электронный ресурс] URL: https:// plato.stanford.edu/
archives/ win2016 /entries/ naturalism mathematics / (Дата обращения 11.01.2018)
4. Шапошников, В. А. Философия математики // Философия науки: учебник
для магистратуры / А. И. Липкин [и др.]; под ред. А. И. Липкина. 2е изд.,
перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2016. 512 с. [Электронный ресурс]
URL:
org/ 41742/filosofiya/pifagoreizm matematicheskiy
platonizm (Дата обращения 13.09.2017).
https://m.
studme.
5. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической
антропологии. // Пед. сочинения: В 6 т. Т. 5 — М.: «Педагогика», 1990.
6. Абай Кунанбаев. Избранное. Серия «Мудрость веков». – М.: Русский
раритет, – 426 с. 3 Құнанбаев А. Книга слов / Пер. с каз. Р. Сейсенбаева. –
Семипалатинск, 2001. – 218 с.
7. Погорелов, А. В. Геометрия: Учебник для 7 – 11 кл. сред. шк. / А. В.
Погорелов. 3е изд. – М.: Просвещение, 1992. – 383 с. 8. Волкова Е. Произведение искусства предмет эстетического анализа. М.,
1976.
9. Белинский В.Г. Поли. собр. соч. М., 1954. Т. 4. С. 96.
10. Раппопорт С. Реализм и музыкальное искусство // Эстетические очерки.
Вып. 5. М., 1979.
11. Пролл Д. Эстетический анализ // Современная книга по эстетике, М.,
1957.
12. Китчер, Ф. Математический натурализм // Методологический анализ
оснований математики. М.: Наука. 1988. 175 с.
13. Adorno Th. Philosophie der neuen Musik. Frankfurtа. M. Berlin Wien,
1972.
14. Саранцев, Г. И. Методика обучения математике, Учеб, подобие для
студентов мат. спец. пед. вузов / Г.И. Саранцев, М.: Просвещение, 2002. 224с.
ЭСТЕТИКА - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ЭСТЕТИКА - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ЭСТЕТИКА - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ЭСТЕТИКА - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ЭСТЕТИКА - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ЭСТЕТИКА - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.