Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков
Оценка 4.6
Повышение квалификации +2
rtf
воспитательная работа +2
8 кл—9 кл
12.05.2018
В настоящее время, наряду с радикальными политическими, экономическими, социальными преобразованиями, происходят серьезные изменения в области культуры, искусства и общественного сознания. В этих условиях эстрадная музыка занимает особую нишу в художественной культуре. Этому способствует интенсивное развитие средств массовой информации и телекоммуникационных технологий.Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков
1095.rtf
Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса
подростков
Оглавление
Введение
Глава 1. Эстрада как синтез искусств
1.1 История возникновения эстрадного искусства
1.2 Эстрадная музыка как часть эстрадного искусства
Глава 2. Воспитание музыкального вкуса подростков
2.1 Особенности подросткового возраста
2.2 Музыкальная культура и воспитание музыкального вкуса подростков
Заключение
Литература Введение
В настоящее время, наряду с радикальными политическими,
экономическими, социальными преобразованиями, происходят серьезные
изменения в области культуры, искусства и общественного сознания. В этих
условиях эстрадная музыка занимает особую нишу в художественной
культуре. Этому способствует интенсивное развитие средств массовой
информации и телекоммуникационных технологий.
Вследствие интенсивного развития средств массовой информации и их
доступности возникла опасность шумового загрязнения; на слушателей
обрушивается большое количество музыки сомнительного качества,
ревностно подхватываемой молодежью,
не
особенно подростками,
обладающими способностью отличить подлинное искусство от подделки.
Помимо этого существует угроза профанации музыкальных ценностей.
Принято считать, что профанация является естественным процессом по
причине особенности человеческой психологии. По определению народного
артиста России, композитора, профессора В.М.Лебедева, с музыкой которого
выросло не одно поколение россиян, сегодня эстрада, эстрадная музыка в
какойто степени подменила собой идеологию и является мощным методом
воздействия на молодежь. Сила и широта влияния популярной музыки на
молодежь и среднее поколение приобретает огромные масштабы. Все чаще
стала замечаться потеря музыкального вкуса у молодежи. Это напоминает
некую болезнь, причём быстро распространяющуюся и бесконтрольную. Всё
меньше внимания уделяется тому, какую музыку мы слушаем, какого
качества, какого содержания. Незаметно для нас меняется музыкальный вкус
всего поколения, всё больше искажается невероятная сила музыки. Подростковый возраст характеризуется стремлением к взрослению, к
самоутверждению, поиску собственного места в жизни, к самооценке. Именно
в этом возрасте происходит становление определенных ценностных
ориентаций, формируются художественноэстетические предпочтения, в
частности — музыкальные вкусы и пристрастия.
В качестве важнейшего фактора формирования музыкальной культуры
подростков рассматривается музыка массовых жанров. Под музыкой
массовых жанров следует понимать музыку, которая пользуется широкой
популярностью, характеризуется относительной легкостью восприятия,
доступностью и доходчивостью. Таковой является и эстрадная музыка.
Проблемой влияния музыки на развитие человека занимались такие
современные ученые как: В.В. Зубарев, Г.В. Шастак, И.М. Назаренко, И.Я.
Климук, О.В. Сапожник, А.С. Середюк, но влияние современной музыки
исследовано недостаточно.
В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии,
ориентации подростков в области музыки формируются, главным образом,
под воздействием средств массовой коммуникации и общения со
сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов
сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный
вкус в силу легкости восприятия. Такие разновидности современной музыки,
выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и
пользуются в подростковой среде широкой
фоновую функции,
популярностью, в то время как классическая, народная и современная
академическая музыка, а также произведения джаза и рокмузыки, несущие
определенную смысловую нагрузку, остаются за пределами внимания
подростков.
В связи с этим в последние десятилетия наблюдается повышенный
интерес ученых, исследователей к данному виду искусства, к его истокам, истории становления, вопросам теории и терминологии, к определению роли и
места музыкального искусства эстрады как целостном мире искусств.
Следует понимать, что музыка в целом может оказывать на человека как
положительное, так и отрицательное влияние. Музыка не бывает плохой,
некоторая музыка просто не находит своего слушателя и погибает. Музыка
просто разная. Эстрадная музыка может, как воспитывать музыкальный вкус,
так и извращать его.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв, академик и литературовед, очень точно
заметил: "Чрезвычайно опасно, что естественные науки опережают в своем
развитии гуманитарные. Люди начинают отставать в области художественного
творчества. Между тем гуманитарные науки и искусства формируют
нравственный мир каждого отдельного человека и всего общества в целом".
Возможно, именно этот факт и является первопричиной возникшей
проблемы, т.е. потери вкуса, как у подростков, так и у иных поколений.
"...Каждый выпуск студентов музыкальных учебных заведения более
говорит о потерях, нежели о расцвете культуры. Все меньше среди
выпускников музыкантов, просветителей, способных взять на себя заботу
музыкального воспитания народа", сказал Ражников Владимир Григорьевич.
Таким образом, напрашивается вывод, что падение музыкального вкуса
молодёжи вызвано не чем иным, как падением музыкальной культуры в целом.
Цель данной работы: выявить влияние эстрадной музыки на
воспитание музыкального вкуса подростков.
Задачи:
изучить историю возникновения эстрадного искусства
выявить влияние эстрадной музыки на формирование вкуса у
подростков
выявить причины падения музыкального вкуса у подростков предложить идею по созданию программы воспитания музыкального
вкуса средствами эстрадной музыки Глава I. Эстрада как синтез искусств
1.1 История возникновения эстрадного искусства
Слово "эстрада" (от латинского strata) означает – настил, помост,
возвышенность, площадка.
Самое точное определение эстрады как искусства, объединяющего
различные жанры, приводится в словаре Д.Н.Ушакова: "Эстрада это
искусство малых форм, область зрелищномузыкальных представлений на
открытой сцене. Её специфика заключается в лёгкой приспособленности к
различным условиям публичной демонстрации и кратковременности
в художественновыразительных средствах,
действия,
искусство,
содействующее яркому выявлению творческой индивидуальности
исполнителя,
острой общественнополитической
актуальности затрагиваемых тем, в преобладании элементов юмора, сатиры,
в злободневности,
публицистики".
Советская энциклопедия определяет эстраду, как происходящую от
вид искусства, включающий малые формы
французского estrade
драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка,
пантомимы и др. В концертах отдельные законченные номера, объединённые
конферансом, сюжетом. Как самостоятельное искусство сформировалось в
конце XIX века.
Также существует такое определение эстрады:
сценическая площадка, постоянная или временная, для концертных
выступлений артиста.
Эстрадное искусство своими корнями уходит в далекое прошлое,
прослеживаясь в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. Хотя эстрада тесно взаимодействует с другими искусствами, такими как, музыка,
драматический театр, хореография, литература, кино, цирк, пантомима, она
является самостоятельным и специфическим видом искусства. Основой
эстрадного искусства является — "Его Величество номер" — как говорил Н.
СмирновСокольский1.
Номер маленький спектакль, одного или нескольких артистов, со
своей завязкой, кульминацией и развязкой. Спецификой номера является
непосредственное общение артиста с публикой, от своего лица или от
персонажа.
В средневековом искусстве бродячих артистов, балаганных театров в
Германии, скоморохов на Руси, театра масок в Италии и т.д. уже имело место
прямое обращения артиста к зрителям, что позволяло последующему стать
непосредственным участником действия. Кратковременность номера (не
более 1520 минут) требует предельной концентрированности выразительных
средств, лаконизма, динамики. Эстрадные номера классифицируются по
признакам на четыре группы. К первой видовой группе следует отнести
разговорные (или речевые) номера. Затем идут музыкальные, пластико
хореографические, смешанные, "оригинальные" номера.
На открытом контакте с публикой строилось искусство комедии del
arte
(театр масок) XVI п.п.XVII века.
Спектакли обычно импровизировались на основе типовых сюжетных
сцен. Музыкальное звучание в качестве интермедий (вставок): песен, танцев,
инструментальных или вокальных номеров явилось прямым источником
эстрадного номера.
В XVIII веке появляются комическая опера и водевиль. Водевилями
называли увлекательные представления с музыкой и шутками. Главные их
герои простые люди всегда побеждали глупых и порочных аристократов.
А к середине XIX века рождается жанр оперетта (буквально малая
опера): вид театрального искусства, сочетавший в себе вокальную и инструментальную музыку, танец, балет, элементы эстрадного искусства,
диалоги. Как самостоятельный жанр оперетта появилась во Франции в 1850
году. "Отцом" французской оперетты, да и оперетты вообще, стал Жак
Оффенбах (18191880). Позже жанр развивается в итальянской "комедии
масок".
Эстрада тесно связана с бытом, с фольклором, с традициями. Причём
они переосмысливаются, осовремениваются, "эстрадизируются". Разные
формы эстрадного творчества используются как развлекательное
времяпровождение.
Это не случайно. В Англии пабы (общественные публичные заведения)
возникли в XVIII веке, стали прообразами мюзикхоллов (музыкальный зал).
Пабы стали местом развлечения широких демократических слоёв населения.
В отличие от аристократических салонов, где звучала преимущественно
классическая музыка, в пабах в сопровождении фортепиано исполнялись
песни, танцы, выступали комики, мимы, акробаты, демонстрировались сцены
из популярных спектаклей, состоявших из имитаций и пародий. Несколько
позднее, в первой половине XIX века, получили распространение кафе
концерты,
художественные кафе, где выступали со своими импровизациями поэты,
музыканты, актёры. В различных модификациях они распространялись по
первоначально представлявшие собой литературно
всей Европе и стали называться кабаре (кабачок). Развлечение не исключает
собой фактора духовности, для артиста эстрады особенно важна гражданская
позиция.
Лёгкая приспособленность эстрадного искусства к аудитории таит в
себе опасность заигрывания с публикой, уступок дурному вкусу. Для того
чтобы не сорваться в пропасть вульгарности и пошлости, артисту необходим
истинный талант, вкус и чутьё. Из отдельных эстрадных номеров режиссёр
формировал программу, что также являлось сильным выразительным средством. Свободное монтажное соединение малых форм, отделилось от
различных видов художественного творчества и зажило самостоятельно, что
привело к рождению пёстрого искусства варьете. Искусство варьете тесно
связано с театром, цирком, но в отличие от театра оно не нуждается в
организованном драматическом действии. Условность сюжета, отсутствие
развития действия (основной драмы) характерны и для большого
представления ревю (от фр. – обозрение). Отдельные части ревю связаны
общей исполнительской и общественной идеей. Как музыкальный
драматический жанр ревю сочетает в себе элементы кабаре, балета и варьете.
В спектакле ревю доминирует музыка, пение, танец. Варьете имеет свои
модификации:
варьете из отдельных номеров
варьетеспектакль
танцевальное кабаре
ревю
В XX веке ревю превратилось в пышное развлекательное представление.
Появились разновидности ревю в США, называвшиеся шоу.
Музыкальная эстрада включала в себя разные жанры лёгкой музыки:
песни, отрывки из оперетт, мюзиклов, варьете в эстрадной обработке
инструментальных произведений. В XX веке эстрада обогатилась за счёт
джаза и популярной музыки.
Таким образом, эстрадное искусство прошло долгий путь, и сегодня мы
можем наблюдать этот жанр уже в другом виде и исполнении, что говорит о
том, что его развитие не стоит на месте.
1.2 Эстрадная музыка как часть эстрадного искусства Эстрада — вид сценического искусства, подразумевающий собой, как
отдельный жанр, так и синтез жанров. Он включал в себя пение, танец,
оригинальное выступление, цирковое искусство, иллюзии. Важнейшей частью
эстрадного искусства является эстрадная музыка. Она представляет собой
вид развлекательного музыкального искусства, обращенный к самой широкой
слушательской аудитории.
Наибольшее развитие данный вид музыки получил в XX веке. К нему
обычно относят танцевальную музыку, различные песни, произведения для
эстрадносимфонических оркестров и вокальноинструментальных ансамблей.
Зачастую, эстрадную музыку отождествляют с бытующим понятием
"легкая музыка", то есть, лёгкая для восприятия, общедоступная. В
историческом плане к легкой музыке можно отнести несложные по
содержанию,
классические
завоевавшие всеобщую популярность,
произведения, например пьесы Ф. Шуберта и И. Брамса, Ф. Легара и Ж.
Оффенбаха, вальсы И. Штрауса и А. К. Глазунова, "Маленькую ночную
серенаду" В. А. Моцарта.
В этой обширной, а также чрезвычайно разнородной по характеру и
эстетическому уровню области музыкального творчества используются, с
одной стороны, те же выразительные средства, что и в серьезной музыке, с
другой — свои, специфические.
Термин "эстрадный оркестр" был предложен Л. О. Утёсовым в конце
40х гг., что дало возможность разделить два понятия: музыку собственно
эстрадную и джазовую.
У современной эстрадной музыки и джаза есть целый ряд общих
признаков: наличие постоянной ритмической пульсации, осуществляемой
ритмсекцией; преимущественно танцевальный характер исполняемых
эстрадными и джазовыми коллективами произведений. Но если джазовой
музыке свойственны импровизационность, особое ритмическое свойство — свинг, а формы современного джаза порой достаточно сложны для
восприятия, то эстрадная музыка отличается доступностью музыкального
языка, мелодичностью и чрезвычайной ритмической простотой.
Один из самых распространенных видов эстрадных инструментальных
составов — эстрадносимфонический оркестр (ЭСО). В нашей стране
становление и развитие ЭСО связано с именами В. Н. Кнушевицкого, Н. Г.
Минха, Ю. В. Силантьева. Репертуар эстрадносимфонических оркестров
чрезвычайно обширен: от оригинальных оркестровых пьес и фантазий на
известные темы до аккомпанемента песен и оперетт.
Кроме ритмсекции и медной группы в состав ЭСО входят и
традиционные группы инструментов симфонического оркестра — деревянные
духовые, валторны и струнные. Соотношение групп в ЭСО приближается к
симфоническому оркестру: струнная группа доминирует, что связано с
преимущественно мелодическим характером музыки для ЭСО; сам принцип
оркестровки весьма близок к принятому в симфоническом оркестре, хотя
наличие постоянно пульсирующей ритмсекции и более активная роль медной
группы напоминают порой звучание джазоркестра. Важную колористическую
роль в ЭСО играют арфа, вибрафон, литавры. В нашей стране ЭСО очень
популярны. Их выступления передаются по радио и телевидению, они чаще
всего исполняют киномузыку, участвуют в больших эстрадных концертах и
фестивалях. Многие советские композиторы писали музыку специально для
ЭСО. Это А. Я. Эшпай, И. В. Якушенко, В. Н. Людвиковский, О. Н.
Хромушин, Р. М. Леденев, Ю. С. Саульский, М. М. Кажлаев, В. Е. Тер
лецкий, А. С. Мажуков, В. Г. Рубашевский, А. В. Кальварский и другие. К
жанру эстрадной музыки относятся различные виды эстрадных песен:
традиционный романс, современная лирическая песня, песня в танцевальных
ритмах с развитым инструментальным сопровождением. Главное, что
объединяет многочисленные виды эстрадной песни, — стремление их авторов к предельной доступности, запоминаемости мелодии. Корни такого
демократизма — в старинном романсе и в современном городском
фольклоре. Эстрадная песня не сводится к чистой развлекательности. Так, в
советских эстрадных песнях звучат темы гражданственности, патриотизма,
борьбы за мир и т. д. Недаром песни И. О. Дунаевского, В. П. Соловьева
Седого, М. И. Блантера, А. Н. Пахмутовой, Д. Ф. Тухманова и других
советских композиторов пользуются любовью не только в нашей стране, но и
далеко за ее пределами. Поистине всемирное признание получила песня В.П.
СоловьеваСедого "Подмосковные вечера". В XX веке сменяли друг друга
различные виды танцевальной музыки. Так, танго, румбу, фокстрот сменил
рокнролл, на смену ему пришли твист и шейк, большую популярность имели
ритмы самбы и босановы. В течение ряда лет в эстраднотанцевальной музыке
был распространен стиль диско. Он возник из сплава негритянской
инструментальной музыки и элементов пения и пластики, характерных для
эстрадных певцов из Латинской Америки. Музыка стиля диско оказалась
одним из быстротекущих направлений эстраднотанцевальной музыки 2й
половины XX века. Среди советских композиторов, заложивших
отечественные традиции в жанре танцевальной музыки, — А. Н. Цфасман,
А.В. Варламов, А. М. Полонский и другие. К области эстрадной музыки
можно отнести современную рокмузыку. В музыкальной культуре Западной
Европы и США — это течение, очень пестрое по идейнохудожественному
уровню и эстетическим принципам. Оно представлено как произведениями,
выражающими протест против социальной несправедливости, войны, так и
сочинениями, проповедующими анархизм, аморальность, насилие. Столь же
разнородна музыкальная стилистика ансамблей, представляющих это течение.
Есть у них, однако, общая основа, некоторые отличительные черты. Одна из
таких черт — использование пения, сольного и ансамблевого, а
следовательно, и текста, несущего самостоятельное содержание, и человеческого голоса как особой тембровой окраски. Участники ансамблей
или групп нередко совмещают функции инструменталистов и вокалистов.
Ведущие инструменты — гитары, а также различные клавишные, реже
духовые. Звучание инструментов усиливается различными преобразователями
звука, электронными усилителями. В нашей стране элементы рокмузыки
получили свое отражение в творчестве вокальноинструментальных
ансамблей (ВИА). Советская эстрадная музыка благодаря своей массовости и
широкой популярности, играла значительную роль в эстетическом воспитании
подрастающего поколения. В настоящее время мы наблюдаем за изменениями
в эстрадной музыке, которая уже не несёт в себе той ценности воспитания
нынешнего поколения.
Российская эстрада в настоящее время представляет собой
разнообразную группу творческих лиц, представляющих как эстрадно
песенный жанр, так иные жанры сценического искусства. В прессе, пишущей
об эстрадных исполнителях и звёздах эстрады, принята аллегорическая
классификация добавляющая титул к имени эстрадного исполнителя.
Например "примадонна российской эстрады", "король гламура", "патриарх
эстрады". На данном этапе эстрадная музыка стала неотъемлемой частью
шоубизнеса. Власть над эстрадной музыкой в настоящее время захватил круг
частных лиц, обладающих весомым финансовым авторитетом. Занятие
музыкой стало лишь престижным средством заработка, а не творчеством. На
второй план отходит работа "живых" коллективов, всё больше упрощается
работа музыканта, современные технологии всё больше внедряются в мир
искусства и делают его менее интересным, более незамысловатым и
непринуждённым. В Советском Союзе детскоюношеские кружки, студии
эстрадного мастерства финансировало государство, а сейчас всё большую
популярность приобретает обучение в частных, элитных школах. Всё это говорит о том, что со временем нарушается целостность жанра,
понапрасну раздаривается богатство этой музыки, упрощается и
обесценивается работа музыканта. Глава 2. Воспитание музыкального вкуса подростков
2.1 Особенности подросткового возраста
Каждый период жизни человека хорош посвоему, и каждому периоду
свойственны свои особенности. Не составляет исключение и подростковый
возраст. Именно в этом периоде жизни происходит становление взрослой
личности. Особенности подросткового возраста связаны, в первую очередь, с
половым созреванием. Вследствие этого у подростков проявляется моральная
неустойчивость характера, начинают проявляться такие черты характера,
которые до последнего времени не давали о себе знать. Особенности развития
в подростковом возрасте характеризуются двоякой полярностью психики:
чрезмерная общительность резко переходит в желание уединиться, сочувствие
и нежность граничат с далеко не детской жестокостью. Непонятная
застенчивость перерастает в неудержимое желание быть в центре внимания.
Конечно, для любого подростка характерно чувство взрослости. Это не
удивительно. Именно в этом периоде жизни начинает меняться походка,
голос, манера поведения с близкими людьми и в незнакомом обществе. Как
раз в подростковом возрасте очень чётко проявляется такая особенность
характера, как лидерство или ведомость.
Противоречивость переживаний, свойственная подросткам, делает их
особо чувствительными к существующим в культуре формам организации
жизни, в том числе к самым обобщенным формам, содержащим идеал
человеческой жизни. Идеалы, естественно, соизмеримы с эпохой, но в них есть
общее – они связаны со стремлением к творчеству. Главный вопрос любого
подростка: "Зачем живут люди?". Отсюда главная проблема подросткового
возраста – освоение пространства жизни во всей ее полноте и целостности. В подростковом возрасте происходит существенная перестройка всего
организма: часто наблюдается повышенная эмоциональная возбудимость,
неуравновешенность, несдержанность, частая смена настроений.
Подростковый
возраст
характеризуется
стремлением к
самоутверждению, поиску собственного места в жизни, к самооценке. Именно
в этом возрасте формируются художественноэстетические предпочтения, в
частности — музыкальные вкусы и пристрастия.
Главная задача взрослых заключается в том, чтобы помочь становлению
личности, не навязывая свои приоритеты. Также очень важно не упустить
момент, когда формируется музыкальный вкус ребёнка, помочь ему
разобраться в разнообразии музыкальных направлений и дать возможность
выбрать подростку "свою" музыку, не навязывая свои предпочтений.
2.2 Музыкальная культура и воспитание музыкального вкуса
подростков
В качестве важнейшего фактора формирования музыкальной культуры
подростков рассматривается музыка массовых жанров. Под музыкой
массовых жанров следует понимать эстрадную музыку, танцевальные
разновидности попмузыки, традиционную рокмузыку, авторскую песню.
В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии,
ориентации подростков в области музыки формируются, главным образом,
под воздействием средств массовой коммуникации и общения со
сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов
сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный
вкус в силу легкости восприятия. Это музыка с запоминающейся мелодией,
танцевальным ритмом,
гармоническим языком,
незамысловатым содержанием. Большая часть современной музыки сугубо
элементарным развлекательного направления. Она выполняет не столько эстетическую,
сколько коммуникативную и фоновую функции, и пользуются в подростковой
среде широкой популярностью. А в то же время классическая, народная и
современная академическая музыка, а также произведения джаза и рок
музыки, несущие определенную смысловую нагрузку, остаются за пределами
внимания подростков.
Так как же всетаки поступать с поп и рокмузыкой, модными
новинками, привлекающими особое внимание подростков? Об этом
практически нигде не говорится. В методической литературе, в
высказываниях ученыхметодистов и педагоговмузыкантов довольно часто
встречается мысль, что слушание модной музыки опасно уже хотя бы потому,
что она не способствует воспитанию высоких музыкальных чувств и вкусов,
формированию глубоких эстетических переживаний. Ученик испытывает
лишь самое примитивное удовольствие на уровне физиологических
ощущений. Из этого следует вывод дурные вкусы подростков так или иначе
необходимо устранять.
Музыка имеет огромное влияние на человека, независимо от возраста,
статуса и национальности. Она влияет одновременно на эмоциональность,
интеллект, духовность, деятельность. С детства человек проходит так
называемую "эволюцию" слушания музыки. Детиноворожденные слушают
дошкольники детские песни из
первые колыбельные песни,
мультипликационных фильмов, взрослые, как правило, любят музыку своей
молодости. Особое значение современная эстрадная музыка приобретает в
подростковый период, так как именно этот период жизни человека лучший
для формирования музыкального вкуса. В наше время музыку можно слышать
везде: по радио и по телевидению, в городском транспорте и в магазине,
однако не классическую, а именно современную. Поэтому подростки слышат
ее невольно, а значит, она формирует их вкусы даже на уровне подсознания.
Они напевают современные песни, которые им нравятся, с удовольствием дети поют и инсценируют их на праздничных вечерах, выполняют танцы под
современную музыку. В школе этот процесс контролируют учителя. Но, как
мы можно заметить, чем старше ребенок, тем меньше можно контролировать
процесс слушания музыки.
Переход от детства к взрослости является трудным и сложным. Это
время, когда формируются нормы и средства общения, общечеловеческие
ценности добра, справедливости, красоты, ума, и это примеряется к
взаимоотношениям со сверстниками, взрослыми и к самому себе. Подросток
пытается познать себя. Музыка помогает ему в этот период развития: она
сопровождает подростка во всех его ежедневных занятиях, выполняя много
различных функций, она позволяет пережить и выразить свои эмоции, которые
нельзя передать словами, что очень необходимо в этом возрасте. С помощью
музыки подросток абстрагируется от социума, погружаясь в свой мир.
Музыка дает возможность побыть наедине с собой, в покое и гармонии,
полностью в своих раздумьях, о чем свидетельствуют многочисленные
подростки в наушниках в нашем городе.
Часто можно заметить, что подростки слушают современную музыку.
Это можно рассмотреть в нескольких аспектах. Вопервых, существует острая
проблема, которая проявляется в направленности подростка "быть таким, как
все", вовторых, это проблема музыкальной моды, и, втретьих, это может
указывать на то, что музыку навязывают. Поэтому музыка для подростков
выполняет несколько функций: она может быть как социальный протест
средство заявить о себе, а может быть средством формирования социально
эстетических идеалов нового поколения.
Существует музыка разная: есть качественная, а есть такая, которую
невозможно допускать в эфиры радиостанций и телевидения без угрозы
общественной деформации; есть музыка, которая может поднять настроение,
стимулировать к любой позитивной социальной деятельности, однако есть и
агрессивная. Существуют случаи, когда после выступления рокмузыкантов (в частности тяжелый рок) именно подростки совершали разрушительные
действия по отношению к обществу. Именно поэтому со стороны общества
должен осуществляться контроль над музыкальным продуктом, который
предлагается слушателю, поскольку от этого зависит не только эстетическое
определение, но и социальные ценности молодежи.
В современной отечественной культуре для подростков не так много
поля для деятельности, способствующей их самореализации. Поэтому
субкультура подростков, в частности их музыкальная культура, является
средством объединения нового поколения и заявки о себе в обществе. В этот
период душой подростка владеют высокие мысли, поэтому обязательно надо
направлять деятельность подростков в позитивное русло на благо социума.
Необходимо воспитывать социально здоровых личностей, которые бы
способствовали развитию общества, используя потенциальные возможности
всех видов искусств и в частности современной музыки.Таким образом,
развитие музыкального вкуса подростков средствами современной музыки
является актуальной проблемой воспитания. Данная проблема требует как
теоретического осмысления, так и разработки соответствующих программ.
На современном этапе развития нашего общества особенно актуальна
задача формирования духовной культуры подрастающего поколения.
Достаточно важный ее аспект музыкальная культура.
Л. Ванн Бетховен и М.П. Мусорский это композиторы мирового
масштаба, их творения вершина человеческого гения. Эта музыка не для
развлечения. Как раз эта музыка была создана для воспитания музыкального
вкуса, для души. Д.Б. Кабалевским был высказан ряд весьма плодотворных
идей, касающихся школьного музыкального образования. Ведь именно со
школы начинается формирование музыкального вкуса. И его позиция по
отношению к проблеме функционирования эстрадной музыки в школе
представляется вполне обоснованной. Вопрос заключается в том, какую
именно эстрадную музыку следует включить в школьную программу. Преподаватели порой недооценивают способность подростков
справедливо судить об истинном, объективном качестве музыкального
сочинения.
Если говорить о джазе, то и этот жанр на уроках в подростковых
классах современной общеобразовательной школы вполне может найти свое
место.
Потому что, познав на практике суть высокого музыкального искусства,
ознакомившись с каждым из жанров, учащиесяподростки сумеют лучше
разобраться в многочисленных образцах поп, рок и джазовой музыки.
Музыка, в том числе и эстрадная, имеет положительные влияния, о
которых, вероятно, знает далеко не каждый. По словам американских ученых,
уроки музыки и концерты положительно влияют на способность детей к
чтению и математике, особенно, подростков, которые учатся в старших
классах.Также ученые выявили, что в обеспеченных семьях больше внимания
уделяется музыкальному образованию детей, чем в бедных семьях. Ученые
пришли к выводу, что музыка только положительно сказывается на
способностях школьников и студентов, и поэтому музыкальному образованию
нужно уделять первостепенное значение. Заключение
Все чаще стала замечаться потеря музыкального вкуса у молодежи.
Однако решение этой проблемы есть. Как уже говорилось, эстрадная музыка
имеет как положительное, так и отрицательное влияние на воспитание
музыкального вкуса подростков. Очевидно, что на данном этапе богатство
эстрадной музыки не используется в полном объёме. Выделим причины, по
которым происходит искажение музыкального вкуса современных
подростков.
Вопервых, влияние СМИ. Прямая зависимость от средств массовой
информации очевидна, достаточно заглянуть в телефон почти любому
подростку: практически весь музыкальный хитлист известных радиостанций
или телевизионных музыкальных передач. Получается, что подростки
слушают то, что модно, а не то, что действительно стоило бы послушать. Но
дело не в том, что популярные дешевые композиции регулярно
"вкладываются" им в уши, а в том, что современная молодежь не стремится
узнать о музыке больше, чем позволяют СМИ. Многие не имеют понятия о
музыкальных жанрах, и в итоге получается, что музыкальное развитие
молодёжи стоит на месте.
Вовторых, влияние сверстников. Подросток, пока ещё не имеющий
достаточных познаний в области музыки, полагается на мнение ровесника,
друга, знакомого. Здесь уже начинает работать понятие "быть как все".
Неизвестно почему, но среди круга подростков самой актуальной музыкой
стал рэп и музыка тяжёлых направлений.
Есть подростки, которых в своё время не заинтересовали или не
сакцентировали внимание на том, насколько музыка разнообразна. Возможно
это "немузыкальность" семьи, возможно скучные уроки в школе, а возможно это трудное финансовое положение семьи стало преградой на пути к
музыкальной школе, но итог один – подросток практически ничего не знает о
музыке и не стремиться узнать.
Втретьих, программа по изучению дисциплины "Музыка" в школах
разработана не достаточно интересно для ребёнка, следовательно уроки
музыки изначально скучны и не вызывают интерес к более глубокому
познанию музыкально материала. Плюс ко всему, музыкальный материал
предоставляется в неполной мере, подросток постоянно остаётся в рамках
программы, отсюда исчезает интерес к музыке в целом.
Вчетвёртых, потеря понятия национальной культуры. Всё больше
молодых людей слушает зарубежную музыку, отставляя отечественных
исполнителей на второй план. Чаще всего просто не понимая о чём песня,
молодые люди подвержены недолговременным увлечением мелодиейхитом.
Из этого напрашивается очередной вывод, что содержание песни в связи с
этим стало маловажным фактором в эстрадной музыке для подрастающего
поколения. эстрадный искусство музыкальный вкус подросток
Попрощавшись с первым десятилетием XX века, хочется бросить
прощальный взгляд в прошлое. Если вспоминать предыдущие пять
десятилетий, то каждая декада ассоциируется с определённым музыкальным
стилем: в 50х – Рокнролл, в 60х – Британский бит и Психоделический рок, в
70х – Диско, в 80х – Хард рок, Хэви метал, Панк рок и Новая волна, в 90х –
Грандж, Брит поп и электроника. Выделить чтото одно просто невозможно. И
первые разговоры о том, что нас ждёт совсем невнятное музыкальное будущее
пошли ещё в конце прошлого века. Мол, музыка уже на перепутье, всё уже
придумано, и остаётся лишь стряхивать пыль с разного антиквариата и
пытаться продать старые идеи ещё раз. Именно эту тенденцию мы наблюдали,
как в новогоднем музыкальном телеэфире, так и в целом в музыке "нулевых",
когда всевозможные перепевки, ремиксы, ремейки стали отдельным и
заметным направлением в музыкальной индустрии. Конечно, появлялись новые имена. Они выпускали не самые годные пластинки, однако срок
годности этой музыки оказался крайне невелик. Здесь, наверное, можно
согласиться с теми экспертами, которые утверждают, что в этом виновата
сама музиндустрия, работавшая под девизом "Больше проектов для
быстрорастущих рынков". В результате такого дикого музыкального
капитализма, артисты, особенно это касается "новичков", стали чемто
похожи на клерков с обязательной нормой выработки. Своё "чёрное дело"
сделали технологии, которыми так приято восхищаться. Музыка теперь
звучит из всего, что имеет батарейку, а музыкантом может стать, пожалуй,
каждый, кто скачал пару несложных компьютерных программ. Может
показаться, что потребитель от этого только выигрывает, но это не совсем
так. Чудовищно музыкальный конформизм стал, наверное, самой уродливой
приметой ушедшего десятилетия. Жирные "заказняки" и жизнь под девизом
"Всё путём!", истребили у артистов всякое желание проявлять себя в качестве
творческий единиц, способных донести до публики свой альтернативный
взгляд на жизнь. Будем надеяться, что в следующем десятилетии многое
изменится.
В связи с этим, логичным было бы создание специального курса
"Мировая музыкальная культура", предусматривающего изучение явлений,
происходящих в современной музыке, а также национальной, классической
музыке, создание образования доступного для всех, независимо от возраста и
финансового положения желающего учиться.
Имеет место быть создана программа, предполагающая ознакомление
подростков с основными жанрами, стилями и направлениями как
классической, народной, так и современной, массовой музыки. Также не
следует забывать о музыкальной культуре отдельной взятых национальностей.
Необходимо создание программы, как для общеобразовательных, так и для
средних специальных, высших учебных педагогических заведений. Не лишним будет создание программы факультативного курса, предполагающего более
глубокое ознакомление подростков с основными жанрами, стилями и
направлениями в музыке. Эстрадная музыка – это дитя поколений, лучшее,
что могло быть создано для человеческого слуха, следует сохранить и
обогатить это богатство наций.
В заключении хотелось бы сказать: "Не стоит забывать, что музыка – это
идеальное выражение души. Так давай те же не будем калечить наши души,
давайте будем делать их богаче, ярче и полнее". Литература
1.
Буравлёва Р.И. Лекционный материал по курсу предмета "Методика
обучения эстрадному пению"
2.
Охотникова Е.А. Лекционный материал по курсу предмета "История
стилей музыкальной эстрады"
3.
Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В.Г. Ражников. –
М.:ЦАПИ, 1994. – 141с.
Интернетресурсы:
4.
http://www.rian.ru/tv/tveditorialstaffchoice/?playlist=playlist_207184962 –
Видео передача. Музыкальные пристрастия с Артуром Гаспаряном.
5.
http://djspyker.ucoz.ru/forum/461 (Форум. Музыка Наша жизнь. Все о
Музыке. Музыка и молодежь)
6.
http://ru.wikipedia.org/wiki (Википедия. Свободная энциклопедия.
Эстрада)
7.
http://podrostoks.0pk.ru/viewforum.php?id=7 (Форум для подростков,
подростковый форум, Музыка)
8.
http://poslezavtra.com.ua/socialnyjrazvitiepodrostkovsredstvami
sovremennojmuzyki (Интернетгазета "Послезавтра", Социальное развитие
подростков средствами современной музыки)
9.
http://damed.ru/news/n494.html (Медицинский ГИД рунета, Новости:
Музыка помогает подросткам в математике и чтении)
10.
http://www.zvintsov.ru/zvintsov/podrostokilegkayamuzyka
(Сайт
Александра Звинцова, статья "Подросток и легкая музыка")
11.
http://ru.wikipedia.org/wiki (Википедия. Свободная энциклопедия.
Музыка СССР) 12.
http://donbass56.narod.ru/sbornayasssr.html (Народ.
Ру,
Записи
советских исполнителей)
13.
http://www.mirlo.ru/zadvokal_1.php (Vocal music, Эстрадный вокал,
Эстрадная музыка)
14.
http://www.chudopredki.ru/3385osobennostipodrostkovogovozrasta.html
статья "Особенности
раздел "Возраст ребёнка",
(ЧудоПредки.ру,
подросткового возраста")
15.
http://shostak.iatp.by/doc/article/AUTOREF.htm
(Г.В.
Шостак,
автореферат диссертации на тему "Музыка массовых жанров как фактор
формирования музыкальной культуры подростков
16.
http://www.muzurok.ru/operetta.htm (История оперетты)
Размещено на Allbest.ru
Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков
Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков
Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков
Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков
Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков
Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков
Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков
Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков
Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков
Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков
Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков
Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков
Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков
Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков
Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков
Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков
Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков
Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков
Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков
Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков
Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков
Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков
Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков
Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков
Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков
Эстрадная музыка как средство воспитания музыкального вкуса подростков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.