Эстрадный вокал (эстрадное пение) как направление возник с появлением городской культуры. В средние века это были мотеты, кантаты, позже – романсы. Отличала их простая повторная форма (чаще куплетная), светское содержание текстов не духовной тематики, и доступная манера исполнения. Главное отличие эстрадной музыки и по сей день – это простота формы и содержания, доступность понимания массам. Вплоть до конца ХХ столетия эстрадная песня была преимущественно композиторской, нынешняя эстрадная песня (с англ. сингл) – «исполнительская».
Для того чтобы начать рассмотрение проблем вокала как такового, следует понимать, что неотъемлемой частью вокального искусства, его сущностью является пение. С научной точки зрения, феномен пения является «особым звуковым разъяснением эмоционального строя, где смех и плач соединяются в одну целостную вокальную гамму чувств».
Напомним, что в процессе становления человеческой культуры музыкальное искусство развивалось последовательно в рамках трёх крупных направлений: народного, академического и эстрадного. Причём народное пение, которое явилось наиболее ранней формой самовыражения человека, стало основой, платформой для последующих направлений, как для академического, так и для эстрадного.
Разница заключается лишь в том, что академическая школа, взяв за основу народные традиции, уже к концу средневековья эти традиции существенно развила, что в итоге привело к совершенно иному качественному звучанию. Тогда как эстрадное направление, особенно эстрада конца XX века, стремиться максимально приблизиться к народному звучанию, возрождает самые архаичные пласты фольклорного творчества, как тембровый, так и ритмический его аспекты. Подражание народным тембрам, особенно тембрам внеевропейских народностей, привело к созданию совершенно новых вокальных техник, совершенно отличных от академических норм и требований.
И хотя пение как таковое связано в сознании каждого слушателя в первую очередь непосредственно с голосом, и лишь затем (далеко не всегда) с абстрактной личностью исполнителя, известно, что в процессе исторического развития в искусство пения устойчиво внедрились следующие средства, которые в эстрадном искусстве проявили себя наиболее эффективно:
· инструментальные средства
· семантико-речевой контекст, который подразумевает тесную взаимосвязь слова и музыкального звука
· певец как индивидуум, «носитель» внутренней личности, психической и интеллектуальной информационной энергии, которая перенаправленная извне, выражается в пении, поднимая явление вокала на новый уровень.
Как бы то ни было, происхождение пения связано со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса.
Сегодня существует множество музыкальных стилей, каждый из которых базируется на собственных законах, вокальных приемах и манере исполнения. Поп-музыка, блюз, рок, соул, фолк-музыка, рэп, Ритм-н-Блюз (R&B), классический джаз и иные направления являются составными частями эстрадного вокала. Каждому стилю соответствует своя манера исполнения, свои вокальные приемы, своя форма и образное наполнение содержания, однако, при своей художественной разности все упомянутые стили базируются на единой системе постановки дыхания и голоса.
Эстрадная вокальная школа возникла в США, но там она более известна как поп-вокал. И уже в постсоветском пространстве появилось понятие «эстрады» и, соответственно, «эстрадного» вокала. Можно смело сказать о том, что эстрадное пение – наиболее приближённый к разговорной речи и естественному звукоизвлечению вид вокала. В эстрадном вокале используются следующие приёмы:
· Расщепление (хрип, рок-вокал)
· Драйв
· Субтон
· Обертоновое пение (горловое)
· Вибрато
· Глиссандо
· Фальцет
· Микст
· Йодль
· Штробас
Как уже было отмечено выше, многие из перечисленных приёмов берут своё начало из народного творчества.
Эстрадный вокал – эстрадное пение, сочетающее в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более разговорным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом.
Часто для выступлений на сцене эстрадные певцы пользуются микрофоном. Разумеется, никакие технические усовершенствования не могут заменить природной красоты человеческого голоса. В то же время, следует понимать, что усиление звука посредством микрофона и электро-преобразователей – это не только внешний фактор, но и момент, который существенно влияет на манеру формирования звука.
По роли, которую вокалисты играют на сцене, их подразделяют на две группы. Лидер-вокалист – участник музыкального коллектива, исполняющий преимущественно основные вокальные партии. Бэк-вокалист – участник музыкального коллектива, исполняющий дополнительные, гармонические вокальные партии (своеобразные подпевки).
Джазовый вокал. Джаз возник в конце XIX века в США как результат слияния африканских ритмов и европейской гармонии. Джазовое мастерство, прежде всего, подразумевает идеальное чувство ритма и гармонии, а также подвижность голоса и умение импровизировать. В джазовом пении необходимо чувствовать форму произведения, уметь преподнести своё понимание мелодической темы, видоизменяя её но, не покидая нужной гармонии. Так же важно чуткое партнёрство музыкантов, умение импровизировать на ходу. Техника джазового вокала предполагает использование всех красок и возможностей голоса по максимуму (вплоть до подражания тембрам различных инструментов). Манера звукоизвлечения – эстрадная, и, конечно, поставленный на крепкую опору голос.
Рок вокал – обычно пение вокалиста в рок-группе. Рок-вокал отличается от джазового пения более эмоциональной подачей и предполагает не только вокальную, но и смысловую нагрузку. Однако рок-вокалисту необходимо иметь серьёзную вокальную подготовку. Он также должен иметь кураж и полную свободу в эмоциональном и музыкальном смысле.
Народное пение или этническое пение, как следует из самого термина, – пение, существующее со времени появления человека, и отличающееся характерными особенностями, свойственными той или иной народности, этнической группе. Отзвуки народной традиции можно найти и в академической (классической) музыкальной культуре, и в эстрадной (городской) музыкальной культуре. В целом для народного пения характерно плоское небо, пение на связках.
Так называемое горловое пение – разновидность народного пения, при которой певец во время пения использует не только связки, но само горло, резонирующие полости рта, гортани, благодаря чему становятся слышимыми обертоны основного тона.
Манера
Каждой вокальной культуре, будь то оперное пение, народное и т.д., соответствует характерная манера звукоизвлечения. Манера звукоизвлечения позволяет наиболее полно отобразить художественные особенности стиля, являясь его характерной особенностью. В эстрадной манере применяется немалое количество различных техник, для овладения которыми певцу необходимо иметь так называемый вокальный слух.
Вокальный слух – свойство человека не только слышать звучание голоса, но и ясно представлять работу голосового аппарата, приводящую к тому или иному звучанию.
Работа по обучению и самообучению музыканта-вокалиста должна вестись одновременно по трем направлениям:
1. Главная работа музыканта в развитии профессионального мастерства – это работа над совершенствованием музыкально-образной сферы конкретного музыканта.
2. Работа над постановкой голоса. Совершенствование техники владения аппаратом (голосом) – вторая, важнейшая задача эстрадного музыканта-вокалиста.
3. Третье из основных направлений музыкантской работы в области эстрадного пения – работа над стилем. Изложение материала пособия автор начинает с работы над стилем, так как считает его частью музыкально-образной сферы. Способ музыкального мышления певца определяет его стилевую ориентацию, а стилевая ориентация, в свою очередь, определяет манеру пения, а, следовательно, и звукоизвлечения.
Итак, как уже было замечено, вокальный слух – это особый чувственный комплекс, позволяющий успешно контролировать работу вокального аппарата во время пения. Важным компонентом, составной частью вокального слуха, является мышечное чувство, то есть ощущение мышц, мышечной работы. Хорошо развитое мышечное чувство позволяет эстрадному исполнителю успешно контролировать мышцы, участвующие в организации опоры дыхания и звука, в соблюдении формы аппарата. Сложность такого контроля заключается в том, что многие мышцы вокального аппарата имеют малое количество нервных окончаний, поэтому они мало ощущаемы. Поэтому каждого из начинающих эстрадных певцов учат заниматься развитием мышечного чувства, для повышения чувствительности нервных окончаний. Попутно рекомендуются различные прикладные методы, которые якобы способствуют отмеченному развитию: углубленные способы самоконтроля, аутогенная тренировка, система мышечного контроля из «хатха-йоги» и т. д.
В то же время эстрадные педагоги полагают, что вторым по важности компонентом вокального слуха является резонаторное чувство. Во время пения хорошо ощущается вибрация (то есть мелкое дрожание) различных частей голосового аппарата. Эта вибрация особенно ощущается в области резонаторов, и получаются от специальных нервных клеток – рецепторов, расположенных в слизистой оболочке бронхов, гортани, глотки, неба и т. д. Исполнителя учат развивать своё резонаторное чувство одновременно с углубленным самоконтролем во время занятий пением.
Работа по развитию мышечного и резонаторного чувств проводится комплексно. Эстрадного певца учат, что музыкальный слух – основа вокального слуха. Для вокалиста важной особенностью музыкального слуха является умение слышать тембр, его особенности. Особенность вокального слуха – умение слышать как, каким образом работает аппарат того или иного певца, достигающего определенного звучания. Такой слух позволяет копировать и запоминать работу аппарата выдающихся певцов, что является важной частью воспитания голоса. Хорошим считается вокалист, который достигает умения слушать звук как бы аппаратом, когда его аппарат способен воссоздавать форму аппарата кумира, воссоздавать любые оттенки формы, связанные с певческими нюансами.
Благодаря постоянному и точному контролю при помощи вокального слуха начинающий эстрадный певец постепенно усваивает и запоминает работу вокального аппарата, необходимую при правильном пении. Умение правильно петь приходит вместе с развитием вокального слуха. Со временем мышечная память аппарата перерастает в рефлекс, что облегчает выполнение художественных задач музыкального произведения.
На современном этапе развития наук о голосообразовании большинство исследователей, как в академической, так и в эстрадной областях сходятся в выводах и мнениях. Например, многие признают тот факт, что непосредственное регулирование процесса фонации (звучания, звукообразования) производится центральной нервной системой человека. Несомненным считается и то, что в функции голосообразования человека принимают участие сорок отдельных мышц – дыхательных, гортанных и артикуляторных; все они совмещают свою работу в рамках сложной физиологической модели.
Как академические, так и эстрадные певцы в процессе вокального обучения певцов, выделяют основные направления в работе: 1) работа над дыханием, интонацией и позицией в пении; 2) работа над дикцией; 3) развитие основных качественных характеристик певческого голоса.
В то же время между рядом методик эстрадного и академического вокала существуют отличия, от незначительных до весьма существенных. К примеру, в эстрадном вокале предпочтительным является пение в технике слабого импеданса (в речевой позиции), которое отвечает современным требованиям подготовки эстрадных певцов, и является наиболее целесообразным.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.