Министерство образования и науки РД
МБОУ «Белиджинская гимназия№1»
им.А.Исрафилова
Республиканская научная конференция
молодых исследователей «Шаг в будущее»
«Забытые мелодии гор».
Секция: Социально-гуманитарные и экономические науки.
(Культорология)
Автор работы: Эфендиева Айшат Фаридовна, ученица 8 класса МБОУ
« Белиджинская гимназия №1» Дербентский р-н.
Руководитель: Эфендиева Рена Исмаиловна – учитель русского языка и литературы МБОУ «Белиджинская гимназия №1»
Аннотация
Данная работа представляет собой исследование жизненного и творческого пути народной артистки РСФСР Рагимат Гаджиевой. Всё реже и реже слышим мы на телевидении и радио замечательные песни Р.Гаджиевой. Гении прошлого создали для нас общечеловеческую культуру, которую вместе с первым глотком воздуха начинает впитывать младенец.События, подобные отмечаемому нами юбилею одной из выдающихся деятелей искусства Дагестана-Рагимат Гаджиевой, являются живительными источниками, из которых будут и обязаны черпать все поколения ,называющие себя цивилизованными.
Цель моего исследования: воспитание духовности, нравственности, патриотизма на примере знаменитых женщин республики Дагестан. Эпохальная задача человечества-бережное отношение к культуре и искусству, к великим созидателям, сотворившим это чудо. Возвращение блестящей личности Рагимат – это ещё один шаг к возрождению и расцвету культуры и искусства Дагестана.
Методы исследования: анализ литературы, Интернет-ресурсов, воспоминаний, анализ исторических документов, сбор информации из книг, журналов, газет. Собранный и оформленный в ходе исследовательской работы материал его будет интересен и полезен не только ученикам нашей школы, Ахтынского района, но и жителям всей многонациональной Республики Дагестан.
Содержание
Введение……………………………………………………… с -.1
1. Глава 1 Самородок с Ахты………… с.- 3
2. Глава 2. В песне была ее жизнь……………………… с.-4-5
3. Глава 3 Признана, любима, хранима .......................... с.5-6
Заключение………………………………………….............. с. 7
Список литературы…………………………………………. с. 8
Приложения………………………………………………….. с. 9-12
1
Введение
«Эта лезгинская малютка может и должна стать настоящей и большой певицей»
Узеир Гаджибеков
Сохранение памяти о прошлом является персональной обязанностью каждого из нас, поскольку в этой памяти мы познаем себя. Наш долг - раскрыть хотя бы одну судьбу, сыгравшую не последнюю роль в истории Отечества, в истории республики.
В 21 веке становится всё более очевидным, что если что-то и может ещё спасти мир, то это - красота, воплощенная в искусстве.
В истории села Ахты – богатой именами выдающихся правителей, полководцев, просветителей, деятелей культуры – немало женских имен, деятельность которых сыграла большую роль в судьбе района, в судьбе моей республики. В этом году – 1 июля исполнилось бы 113 лет талантливой нашей землячке, внесшей народный характер в песенное искусство. Свою работу я посвящаю народной артистке РСФСР, которая оставила глубокий след в дагестанской культуре. Ее имя Гаджиева Рагимат Абдулмуталибовна (Приложение №6)
Цель моего исследования: воспитание духовности, нравственности, патриотизма на примере знаменитых женщин республики Дагестан.
Задачи исследования:
- показать роль женщины и ее вклад в историю культуры Ахтынского района
республики Дагестан
- показать особенности народного жанра Гаджиевой Рагимат;
- Привлечь внимание к данной проблеме.
Актуальность данной работы в сохранении исторического наследия республики, сохранение музыкального наследия одного из самых звучащих регионов России – Республики Дагестан.
Объект исследования: Вклад женщины – горянки в историю, культуру и духовную жизнь Ахтынского района республики Дагестан.
Предмет исследования:
Жизненный и творческий путь Гаджиевой Рагимат Абдулмуталибовны.
Гипотеза исследования: несмотря на противоречивость взглядов на жизнь и творчество Р.Гаджиевой, она внесла значительный вклад в развитие культуры с. Ахты, ее называют «Соловьем Дагестана», она прославила и подняла песенное искусство лезгин на недосягаемую высоту. https://youtu.be/a6e6K1-F-2s
Методы исследования: анализ литературы, Интернет-ресурсов, воспоминаний, анализ исторических документов.
Практическая значимость работы: Практическая значимость нашего исследования определяется тем, что его результаты будут интересны и полезны не только ученикам нашей школы, Ахтынского района, но и жителям всей многонациональной Республики Дагестан.
2
Глава 1
За сухими строчками биографии Рагимат Гаджиевой (Приложение №6), в которых отмечены только награды за заслуги, скрывается трудная и в то же время яркая жизнь выдающейся артистки. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Гаджиева,_Рагимат_Абдулмуталибовна)
Родина
Рагимат - горное село в Южном Дагестане – Ахты (Приложение №1), село знатных
садоводов, ученых, строителей, поэтов, спортсменов. Долгие годы семья Рагимат
жила в Баку, где отец
заведовал складами кормов владельца, снабжавшего город фургонами на лошадиной
тяге. Баку - город удивительно музыкальных людей. Пели везде: в
мастерских, в чайхане, в ларьках. На окнах домов стояли репродукторы, из
которых лилась музыка. Музыкальная атмосфера города не могла не сказаться на
одаренной Рагимат. Ещё в детстве мать Рагимат Гюлханум убаюкивала свою дочь под
напевы старинных лезгинских песен. Рагимат унаследовала от матери не только
прекрасный голос и старинные песни,но и любовь к пению. Учась в
русско-турецкой гимназии, она все свободное время занималась пением. Как-то ее
подружка по гимназии, племянница великого азербайджанского композитора Узеира
Гаджибекова, рассказала ему о голосистой Рагимат. Композитор с восторгом слушал
ее чистый, словно горный ручей, звонкий голос, советовал серьезно заниматься
музыкой и предсказывал Рагимат большое будущее певицы.
Но девушка не осмеливалась мечтать о певческой карьере и поступила учиться в
Азербайджанский женский педагогический институт. По окончании вуза она
учительствовала в Хунзахе, Ахтах.
К тому времени Ахтынский драматический театр пополнился новыми исполнителями ,страстными любителями театрального искусства . Собирались ставить пьесу «Пери –Ханум»,написанную рабочим-нефтяником Идрисом Шамхаловым. Пьеса была интересной и обещала успех. Главным действующим лицом была женщина Пери-Ханум..Возникла проблема, где найти ту актрису, которая успешно сыграла бы роль Пери. Взоры устремились в сторону Рагимат. Уговорить её было делом нелегким. Ахтынцы видели в ней замечательного учителя, воспитателя и талантливую певицу. Таланта и умения Рагимат хватало на всё. Весь вопрос заключался в том, что в душе у неё.
Наступил долгожданный день спектакля. Рагимат вышла на сцену и запорхала по ней. Её игра и голос вызывали восхищение. Пьеса «Пери-Ханум» с триумфом прошла по многим селам Южного Дагестана, вызывая восторг, радость и ликование зрителей.
Вернувшись в Ахты из своей первой гастрольной поездки, Рагимат узнала, что её кандидатура выдвинута в народные судьи. Вскоре она была избрана народной судьёй Ахтынского района. Так Рагимат стала первой женщиной – судьёй в Лезгистане. Но однажды по настоянию коллег-судей она выступила в концерте в честь приезда в республику министра тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Реакция на ее сольное пение последовала быстро.
3
Через три дня решением обкома партии и Верховного Совета республики члена коллегии Верховного суда ДАССР, члена партии Рагимат Гаджиеву перевели солисткой хора Дагестанского радиокомитета. Аргументация была простой: «судью легко найти, а такого голоса в республике больше нет». С 1937 года, более 30 лет, по радио объявляли: «Поет Рагимат Гаджиева». https://youtu.be/2rXAvJMFF_U?t=63
Глава 2
И музыка лилась. На фоне печального однотонного звука балабана, серебристый звук тары вел грустную мелодию вступления. Затем спокойным, мягким голосом в грудном регистре вступал кристально чистый женский голос:
Шагьсенем, я Шагьсенем!
КIанид хьайи бахтаварди
Вичин багьдай хабар гуда.
Кьисмат тахьай яр акурла,
Зун лампадин багъ хьиз куда.
Шахсенем, о Шахсенем!
Кому в любви не повезло,
По себе о счастье рассуждает.
Как вижу милого с другой,
Как фитилёк лампы я сгораю.
Со временем село Ахты, как и другие населённые пункты Дагестана, постепенно радиофицировали. Теперь концерты и из Махачкалы, и из Баку можно было слушать, не выходя из дома. Формат концертов из Баку был гораздо больше, чем из Махачкалы. В эти годы в зените славы были выдающиеся азербайджанские певцы, Народные артисты СССР Бюль-Бюль Мамедов, Рашид Бейбутов, Хан Шушинский, Шовкет Аликперова и многие другие. Но как только подходило время передачи концерта из Махачкалы, переключали радиоприемники на средние волны — 250 метров. Ахтынцы знали, что редкий концерт в эфире из Махачкалы обходится без голоса Р.Гаджиевой. Песни в её исполнении звучали из репродукторов и радиоприемников и в горных аулах, и в городских парках, всё больше завораживающе и призывно.
В 1950 году в Москве проходили вечера литературы и искусства Дагестана.Одной из ведущих исполнительниц песен дагестанских композиторов была Рагимат .Впервые в истории горских народов голос лезгинки Рагимат Гаджиевой прозвучал в Москве ,и её слушала вся страна, весь мир.(Приложение №3)
Во время Великой Отечественной войны Рагимат Гаджиева без устали давала концерты в воинских частях.Она пела вдохновенно ,пропуская песню через свою душу ,переплавляя каждое слово в пулю ,разящую врага. Её репертуар во время войны – это песенник ,зовущий к Победе. В самый тяжелый период войны в конце 1941 года Рагимат Абдулмуталибовна удостаивается почетного звания – народной артистки Дагестанской АСССР.(Приложение №7)
4
Рагимат Гаджиева записала на радио, а позднее и в телерадиофонд свыше ста песен различных по тематике и с разным сопровождением. Певица не стремилась давать продукцию на-гора. Она знала, что каждая новая песня в её исполнении является событием для слушателей и, поэтому тщательно готовилась к исполнению и записи каждой песни. Для неё, категория — известность композитора — не играла никакой роли. Для Рагимат Гаджиевой главное было — оригинальность музыки, то есть, чтобы в песне были мелодические обороты, не похожие ни на какие другие песни. И конечно, главную роль играла гармония слов и музыки. За выдающиеся творческие успехи в 1967 году Рагимат Гаджиевой присвоено почётное звание народной артистки РСФСР .(Приложение№7)
Певица наряду с
вокальными сочинениями широко известных в то время профессиональных
композиторов Г.Гасанова, Э.Ибрагимовой, С.Керимова, З.Гаджиева с удовольствием
исполняла и новые песни композиторов-песенников: А.Мехмана, О.Аюбова, Дж.
Мехтиева ,Г.Мурсалова…(Приложение№4)
Песня С. Керимова, также на стихи Т.Хрюгского «Дагестан», вот уже 60 лет
звучит во всех странах, где гастролирует знаменитый Заслуженный
Государственный ансамбль танца «Лезгинка». В фантастической
популярности этих песен, прежде всего большая заслуга первой их
исполнительницы Рагимат Гаджиевой. И такой нюанс. После ухода из жизни Рагимат Гаджиевой через 10-15 лет ее
песни стали звучать в республике все реже, а потом и смолкли вовсе. На
певческую сцену наступало «племя младое незнакомое», со своими перепевами
зарубежных песен и ритмами, ремейками, сообразно времени и событиям,
захлестнувшими страну. Пришла свобода творчества, которую некоторые
молодые исполнители трактовали как вседозволенность, и планка профессионализма
снизилась. А потому, когда концертные афиши скромно возвестили, что состоится
вечер, посвященный 100-летию со дня рождения Рагимат Гаджиевой, зритель
буквально «повалил» в концертный зал, чтобы услышать голос народной любимицы,
вспомнить произведения профессиональных композиторов, насладиться настоящим
искусством.
Глава№3
Я горда тем,что имею родственное отношение к Рагимат Гаджиевой. Моя бабушка является её племянницей. Как-то раз она рассказала мне курьёзный случай, который произошёл с моим папой. Моей бабушке нужно было пройтись по магазинам, а моего папу (ему было 4 месяца) оставили у Рагимат Гаджиевой. Она с удовольствием согласилась присмотреть за малышом. Но что-то пошло не так: мой папа проснулся и начал плакать. А успокаивался только тогда, когда начинала петь Рагимат. В честь моего отца был дан концерт в исполнении народной артистки. Когда вернулась моя бабушка, Рагимат сказала, что давала сольные концерты,но 3-хчасовые -никогда.
Это был очень интересным в интеллектуальном отношении, но очень простым в общении человеком. Она была «своя» со всеми. Бабушка мне рассказывала ,что когда они шли по рынку в г. Махачкала,с ней все здоровались,останавливались,справлялись о её здоровье, но самое интересное то, что Рагимат с каждым человеком разговаривала на его родном языке. Она владела аварским,даргинским,кумыкским.азербайджанским,лакским языками.
Мою бабушку недавно пригласили в с. Ахты на мероприятие,посвященное памяти Рагимат Гаджиевой. https://www.youtube.com/watch?v=qP3az-FhG8g
5
Вспоминали её песни, выступали местные редакторы ,поэты и директор музыкальной школы . Имя певицы сейчас носит Ахтынская детская музыкальная школа. Преподаватели этой школы стремятся привить учащимся любовь не только к высокой классической музыке, но и неповторимым народным напевам и ритмам.
А также улица, где жила Рагимат, гордо носит её имя. Это был человек с большой буквы. Рагимат прошла яркую, плодотворную жизнь. Она достигла в своей творческой деятельности самых высоких вершин искусства. Такие немеркнущие образы ахтынцев превратились в кумиры, стали образцами для подражания. Благодаря своим славным сыновьям и дочерям, село Ахты стало известно во многих уголках земли.
6
Заключение.
Культура и искусство – важнейшие проявления творческого гения человечества. Они связующее звено между временами и цивилизациями.
Культура и искусство как две сестры будут играть свою неоценимую роль созидателей человеческих душ. Задача человечества – бережное отношение к культуре и искусству, к великим созидателям, сотворившим это чудо. Гении прошлого создали для нас общечеловеческую культуру. И мы должны помнить добрым словом, чтить память каждого из творцов. Личность великой певицы Рагимат Гаджиевой должна быть путеводной звездой всех поколений настоящих и будущих. Она заслужила это своим беззаветным служением самобытному и прекрасному искусству Дагестана. В 2009 году для достойной встречи 100-летия со дня рождения Рагимат Гаджиевой республиканское общество «Дагестан-Азербайджан» обратилось к президенту республики Дагестан с предложениями:
Выпустить кинофильм о Рагимат;
Издать книгу о жизни и творческой деятельности народной артистки; (Приложение №5),
Выпустить аудио-и видео диски с песнями в исполнении Рагимат:
Установить мемориальную доску на фасаде дома с. Ахты, в котором родилась и жила Рагимат Гаджиева;
Учитывая огромный вклад выдающегося Азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова в становлении Рагимат Гаджиевой как талантливой певицы и большую роль Бакинской Государственной консерватории в подготовке кадров музыкального искусства для Дагестана ,обратиться с просьбой к президенту Азербайджанской Республики Ильхаму Алиеву о проведении и в г. Баку вечера ,посвященного дружбе и сотрудничеству в развитии культуры и искусства братских народов. Президент Дагестана поддержал предложения и дал соответствующие поручения правительству. В основном все предложения по увековечению памяти Рагимат Гаджиевой были реализованы.
Но почему так быстро забывают выдающихся композиторов, певцов, музыкантов, которые своим неповторимым искусством прославляли Дагестан. Можно было закончить так: «Песни Рагимат будут всегда с нами!» Хорошо звучит и никого ни к чему не обязывают. Конечно, «ничто не вечно под луной». И это действительно так. В мире всё меняется: и люди, и нравы, и песни.…
Как не потерять это великое песенное искусство? От кого зависит, чтобы народная песня не забывалась и исполнялась? Начать нужно с себя. Уходят из жизни наши прабабушки, а мы, вдруг, осознаем, что не спросили у них, как они жили, как любили, о чем пели. Теперь и я знаю и ценю этот бесценный дар, который просто обязана сохранить и передать дальше.
7
«Без песни нет жизни, как нет её без солнца. А нам песня нужна вдвойне»
Поколение, которое любило неповторимое исполнительское искусство Р.Гаджиевой, должны сделать все, чтобы сохранить и передать эту любовь будущим поколениям.
Я горжусь тем, что являюсь потомком великой певицы. К сожалению, у меня нет слуха, но я тоже занимаюсь творчеством: рисую картины, пишу небольшие рассказы. Память о ней я пронесу через всю свою жизнь.
8
Список литературы:
1.Абдул-Гафар Ахмедов «Жизнь – песня». К 100-летию народной артистки РСФСР Рагимат Гаджиевой.
2.Шерифалиев Дашдемир Шерифалиевич «Ахты;история и современность»
3. http://lezgi-yar.ru/news/ragimat_gadzhieva_dagestanskij_solovej/2011-10-09-438
4. http://lezgikim.narod.ru/Pages/Raznoe/Ragimat_Gadzhieva.html
5. https://www.alamjurnal.com/187-pesni-na-vse-vremena/
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гаджиева,_Рагимат_Абдулмуталибовна
7. https://youtu.be/2rXAvJMFF_U?t=63
8. https://www.youtube.com/watch?v=qP3az-FhG8g
9
Приложения
Село Ахты(Приложение №1)
(Приложение№2)
(Приложение №3)
(Приложение №4)
(Приложение №5)
Рагимат Гаджиева (Приложение№6)
Государственные награды Рагимат Гаджиевой (Приложение №7)
Ордена:
1. Орден Знак почёта-1943г.
2.Орден знак почёта-1945г.
3. Орден Ленина -1960г.
Медали:
1. «За оборону Кавказа»-1944г.
2. «За победу над Германией»-1945г.
3. «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения в.И.Ленина»-1970г.
4. «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945г»-1945г.
5. «Ветеран труда»-1974г.
Почётные звания Рагимат Гаджиевой:
1.Заслуженная артистка ДАССР-1940г.
2.Народная Артистка ДАССР -1941г
3.Заслуженная артистка РСФСР-1959г
4.Народная артистка РСФСР-1967г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.