IV. Дифференциация звука
это различение звуков, схожих по каким-то признакам. Ребенок научился произносить звуки правильно, но в самостоятельной речи заменяет их на звуки, сходные по звучанию.
Особенность подбора речевого материала на данном этапе состоит в том, что в нем постоянно присутствуют оба смешиваемых ребенком звука, которые он и должен научиться больше не смешивать. Это довольно сложная для него задача, требующая постоянного самоконтроля.
Как и на предыдущем этапе, сложность
речевого материала нарастает постепенно.
Дифференциация звуков проводится в той же самой последовательности, что и на этапе автоматизации
Родители должны постоянно контролировать правильность произношения поставленных звуков, во время выполнения заданий, в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Делать это надо тактично, в спокойной форме.
Работа по коррекции звукопроизношения считается законченной лишь тогда, когда ребенок овладеет навыком правильного произнесения нового звука в обычной разговорной речи.
Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Только
ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка. Не
укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрение придадут малышу уверенность в своих
силах и помогут быстрее овладеть правильным звукопроизношением.
Длительность коррекционной работы по исправлению нарушений звукопроизношения, в значительной степени зависит от участия родителей.
Пропустили день занятий? Не выполнили домашнее задание? Просто увеличили время до желаемого результата.
Консультацию учителя-логопеда можно получить в ГБУСОН РО «СРЦ Цимлянского района»
г. Цимлянск
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения
Ростовской области
«Социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних Цимлянского района»
Этапы
коррекции звукопроизношения
Учитель-логопед
Коровина Т. Л.
Логопедическая работа по преодолению нарушений
звукопроизношения проводится в определенной последовательности, поэтапно. Каждый
из этапов имеет огромное значение преследует свою цель.
I. Предварительная работа
Развитие мелкой моторики
Проводится пальчиковая гимнастика, шнурование, конструирование из палочек
и др.
Артикуляционная гимнастика призвана в увлекательной форме развивать достаточную подвижность органов артикуляции: языка, губ, щёк нижней челюсти.
Развитие дыхания
Проводятся дыхательные упражнения с целью
усилить, удлинить речевой выдох. Используют дыхательные упражнения: «Желобок», «Прохладный
ветерок» (дуем на вертушку, султанчик, вату и др.).
В домашних условиях для развития длительного физиологического выдоха используем надувание воздушных шариков и мыльных пузырей, дутьё в свистульки, задувание свечки и др.
Задача
родителей на данном этапе, регулярно выполнять вместе с ребенком комплекс
упражнений.
II. Постановка звука
представляет собой процесс обучения ребенка правильному произношению определенного звука. Ребенка учат придавать своим артикуляторным органам то положение, которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечит правильность его звучания.
Помощь родителей на данном этапе заключается в дальнейшем развитии артикуляционного аппарата и выполнении приемов по вызыванию отсутствующих звуков, которые объясняются учителем-логопедом.
III. Автоматизация звука
Сразу после постановки
звука ребенок не сможет произносить все слова с новым звуком правильно.
Автоматизация звука осуществляется при условии постепенного нарастания
сложности речевого материала.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
Автоматизация звука в слогах
Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом.
Автоматизация звука в словах
На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры.
Автоматизация звука
словосочетаниях
Автоматизация звука в
предложениях, чистоговорках, скороговорках
Автоматизация звука в стихах,
загадках
Автоматизация звука в тексте
Автоматизация звука в свободной
речи
Вначале предлагается материал с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.
На этом этапе помощь родителей ребенку просто неоценима.
Родители вместе с ребенком отрабатывают речевой материал.
Содержание его наполнено именно тем звуком, который в данный момент необходимо
автоматизировать. Сначала, поставленный звук необходимо произносить утрировано,
т.е. более длительно и четко, по сравнению с другими звуками слова, постепенно
переходя к нормальному произнесению.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.