Структура (звенья) процесса обучения
Обучение состоит из четырёх основных звеньев:
1) Восприятие материала, подлежащего усвоению;
2) Его осмысление, образование понятий;
3) Закрепление и совершенствование знаний, образование умений и навыков;
4) Применение на практике полученных знаний, умений и навыков.
https://znanio.ru/person/z98576333
1. Организуя восприятие учащимися изучаемого материала, учитель с учётом их жизненного опыта и уровня подготовки предварительно объясняет и показывает материал в целом, создавая о нём общее представление.
Структура (звенья) процесса обучения
https://znanio.ru/person/z98576333
2. На основе общего представления об изучаемом объекте идёт постоянно углубляющееся осмысливание, обеспе-чивающее понимание. Целью этого звена обучения является формирование научных понятий.
Структура (звенья) процесса обучения
https://znanio.ru/person/z98576333
3. Усвоение в процессе восприятия и осмысливания учебного материала требует в дальнейшем закрепления и совершенствования. При этом применяются упражнения, способ-ствующие формированию умений и навыков.
Структура (звенья) процесса обучения
https://znanio.ru/person/z98576333
4. Заключительным звеном обучения является процесс применения знаний, умений и навыков на практике. Этот процесс организуется с постепенным и последовательным усилением самосто-ятельности занимающихся.
Структура (звенья) процесса обучения
https://znanio.ru/person/z98576333
Движущие силы процесса обучения основаны на его противоречиях:
Проявляются между возникающими в ходе обучения познавательными и практическими задачами, требующими решения и имеющимися у учеников уровнем знаний, умений и навыков, умственного развития и ценностных отношений.
https://znanio.ru/person/z98576333
Движущие силы процесса обучения основаны на его противоречиях:
Противоречие становится движущей силой если:
а) оно осознается учеником, как требующее разрешения;
б)разрешение является посильным для ученика данного уровня развития;
в) данное противоречие является закономерным звеном в системе противоречий, требующих постепенного разрешения.
https://znanio.ru/person/z98576333
Движущие силы процесса обучения
Быстрый рост научной информации и ограниченность сроков обучения.
Нормативные требования и возможность обучаемого овладеть содержанием в строго отведенные сроки
Индивидуально-познавательные особенности отдельного ученика и унифицированные программы обучения.
Уровень достигнутого знания и новые учебные задачи, выдвигаемые наукой и практикой, и др.
https://znanio.ru/person/z98576333
Цель (образовательная) – то, к чему стремиться обучение, на которое направлены его усилия;
Содержание – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми необходимо овладеть в процессе обучения;
Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для лучшей реализации поставленной цели.
Компоненты педагогического процесса
https://znanio.ru/person/z98576333
Компоненты педагогического процесса
Форма – способ существования учебного процесса. Форма связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления;
Метод (способ)- путь достижения цели и задач обучения;
Средство- предметная поддержка учебного процесса: голос педагога, учебники, классное оборудование и т.д.;
Результат – это то, к чему приходит обучение, степень реализации конечной цели.
https://znanio.ru/person/z98576333
Закономерности обучения
Закономерностями называют существенные, устойчивые, повторяющиеся, необходимые связи между определёнными явлениями.
Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные. Закономерности, охватывающие своим действием всю дидактическую систему, называются общими. Те же, действие которых распространяется на отдельный компонент (аспект) системы, — частными (конкретными).
https://znanio.ru/person/z98576333
Закономерности обучения
Общие закономерности процесса обучения характеризуются выделением генеральных или комплексных факторов, обусловливающих своим воздействием общую продуктивность (эффективность) обучения и вполне определенным, не допускающим ложных толкований выделением сущностей и фиксаций общих связей между ними.
https://znanio.ru/person/z98576333
Классификация закономерностей обучения
— Закономерность цели: цель обучения зависит от уровня и темпов развития общества, его потребностей и возможностей и от уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.
— Закономерность содержания: содержание обучения (образования) зависит от общественных потребностей и целей обучения, темпов социального и научно-технического прогресса, возрастных возможностей школьников, уровня развития теории и практики обучения, от материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.
— Закономерность качества обучения: эффективность каждого нового этапа обучения зависит от продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов, характера и объема изучаемого материала, организационно-педагогического воздействия обучающих, обучаемости учащихся и времени обучения.
https://znanio.ru/person/z98576333
Классификация закономерностей обучения
— Закономерность методов обучения: эффективность дидактических методов зависит от знаний и навыков в применении методов, цели и содержания обучения, возраста учащихся, учебных возможностей (обучаемости) учащихся, материально-технического обеспечения и организации учебного процесса.
— Закономерность управления обучением: продуктивность обучения зависит от интенсивности обратных связей в системе обучения и обоснованности корректирующих воздействий.
— Закономерность стимулирования: продуктивность обучения зависит от внутренних стимулов (мотивов) обучения и внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.
https://znanio.ru/person/z98576333
Всякое обучение требует взаимодействия обучающего, обучаемого и изучаемого объекта.
Обучение происходит только при активной деятельности учащихся.
Навыки могут быть сформированы при условии многократного воспроизведения операций и действий, лежащих в их основе.
Прочность усвоения тем больше, чем систематичнее организовано повторение.
Обученность учащихся сложным способам деятельности зависит от того, насколько обучающий обеспечил успешное предшествующее овладение простыми видами деятельности, входящими в состав сложного способа.
К основным закономерностям процесса обучения также относятся следующие закономерности:
https://znanio.ru/person/z98576333
Принципы обучения
Принципы обучения – это основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методики обучения;
Принципы учебного процесса - это устоявшиеся и проверенные практикой его закономерные связи и зависимости.
https://znanio.ru/person/z98576333
Принцип научности направлен на формирование у учащихся комплекса научных знаний. Принцип реализуется в процессе анализа учебного материала, его основных идей, которые выделяет дидактика. В педагогике это учебный материал, отвечающий критериям научности, – опора на достоверные факты, наличие конкретных примеров и четкого понятийного аппарата (научные термины).
Принцип научности
https://znanio.ru/person/z98576333
Принцип доступности (посильности).
Акцент делается на реальных возможностях учащихся таким образом, чтобы избежать физических и психических перегрузок. При несоблюдении данного принципа в процессе обучения, как правило, происходит снижение мотивации учащихся. Также страдает работоспособность, что приводит к быстрой утомляемости.
Другая крайность – чрезмерное упрощение изучаемого материала, что также не способствует эффективности обучения. Со своей стороны, дидактика как отрасль педагогики определяет принцип доступности как путь от простого к сложному, от известного к неизвестному, от частного к общему и т.д.
Принцип доступности.
https://znanio.ru/person/z98576333
Принцип прочности определяет дидактика в педагогике. Что это такое? С одной стороны, принцип прочности обусловлен задачами учебного заведения, с другой – закономерностями самого процесса обучения.
Для опоры на приобретенные знания, умения и навыки (ЗУНы) на всех последующих этапах обучения, а также для их практического применения необходимо их четкое усвоение и длительное удержание в памяти.
Принцип прочности.
https://znanio.ru/person/z98576333
Принципы дидактики в педагогике направлены не только непосредственно на сам процесс обучения, но также на формирование соответствующего поведения учащихся.
Так, принцип сознательности и активности подразумевает целенаправленное активное восприятие учащимися изучаемых явлений, а также их осмысление, творческую переработку и практическое применение. Речь идет прежде всего об активности, направленной на процесс самостоятельного поиска знаний, а не на обычное их запоминание.
Для применения данного принципа в процессе обучения широко используются различные методы стимулирования познавательной активности учащихся. Дидактика, педагогика, психология в равной степени должны ориентироваться на личностные ресурсы субъекта обучения, в том числе на его креативные и эвристические способности.
Принцип сознательности и активности
https://znanio.ru/person/z98576333
Принципы дидактики в педагогике направлены не только непосредственно на сам процесс обучения, но также на формирование соответствующего поведения учащихся. Так, принцип сознательности и активности подразумевает целенаправленное активное восприятие учащимися изучаемых явлений, а также их осмысление, творческую переработку и практическое применение. Речь идет прежде всего об активности, направленной на процесс самостоятельного поиска знаний, а не на обычное их запоминание. Для применения данного принципа в процессе обучения широко используются различные методы стимулирования познавательной активности учащихся. Дидактика, педагогика, психология в равной степени должны ориентироваться на личностные ресурсы субъекта обучения, в том числе на его креативные и эвристические способности.
Принцип сознательности и активности
https://znanio.ru/person/z98576333
Дидактика в педагогике – это прежде всего упор на определенную систематичность передаваемых знаний. Согласно основным научным положениям, субъект может считаться обладателем действенного, настоящего знания только в том случае, когда у него присутствует в сознании четкая картина окружающего внешнего мира в форме системы взаимосвязанных между собой понятий.
Формирование системы научных знаний должно проходить в определенной последовательности, заданной логикой учебного материала, а также познавательными возможностями учащихся. При несоблюдении данного принципа скорость процесса обучения значительно замедляется.
Принцип систематичности и последовательности
https://znanio.ru/person/z98576333
Я. А. Коменский писал о том, что процесс обучения должен строиться на личном наблюдении учащихся и их чувственной наглядности. При этом дидактика как раздел педагогики выделяет несколько функций наглядности, варьирующихся в зависимости от специфики определенного этапа обучения: изображение может выступать в качестве объекта изучения, в качестве опоры для осмысления связей между отдельными свойствами предмета (схемы, рисунки) и т.д.
Таким образом, в соответствии с уровнем развития абстрактного мышления учащихся выделяют следующие виды наглядности (классификация Т. И. Ильиной):
естественная наглядность (направлена на предметы объективной реальности);
экспериментальная наглядность (реализуется в процессе экспериментов и опытов);
объемная наглядность (использование моделей, макетов, различных фигур и т.д.);
изобразительная наглядность (осуществляется при помощи рисунков, картин и фотографий);
звуко-изобразительная наглядность (посредством кино- и теле- материалов);
символическая и графическая наглядность (использование формул, карт, схем и графиков);
внутренняя наглядность (создание речевых образов).
Принцип наглядности
https://znanio.ru/person/z98576333
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.