Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемой в целостном педагогическом процессе, являются:1) руководство учебной работой учащихся (преподавание);2) воспитательная работа.
Учебную работу школьников организует учитель-предметник. Воспитательной работой занимается учитель-предметник (на своих уроках) и классный руководитель (во внеучебное время).
В структуре педагогической деятельности Н.В. Кузьмина выделила четыре взаимосвязанных компонента:
1. Гностический (деятельность учителя по изучению учащихся);
2. Конструктивный, или проектировочный. Конструктивная (проектировочная) деятельность педагога, в свою очередь, распадается на:
а) конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса);
б) конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся);
в) конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).
3. Организаторский (система действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности);
4. Коммуникативный (установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями).
Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях – гностических, конструктивных, организаторских, коммуникативных.
Подготовка учителя к уроку включает два этапа:
1. Предварительная подготовка (разработка учителем системы уроков по учебному предмету, осуществляемая до начала учебного года).
2. Непосредственная подготовка (т.е. подготовка к конкретному уроку, осуществляемая в течение учебного года).
1.тщательное изучение
требований учебной
программы и
объяснительной
записки к ней
2.внимательное озна-
комление со школь-
ными учебниками и
учебными пособиями
для учащихся
6. изучение школьной
документации и
личное знакомство
учителя с составом
учащихся тех классов,
в которых предстоит
преподавать;
7.составление календарно-
тематического плани-
рования по учебному
предмету в соответст-
вии с учебной програм-
мой и расписанием
уроков
5.критический анализ
собственного опыта;
4.ознакомление с опытом
работы лучших учителей
и проанализировать
опыт своих коллег;
3. проработка методи-
ческих пособий по
преподаваемому
предмету
В предварительную подготовку к уроку входят:
1. определяет место урока
в системе уроков по данной
теме и в общей системе
знаний, навыков,
умений и деятельности
по формированию научного
мировоззрения, умственного
развития школьников;
3. проверяет в действии
технические и наглядные
средства обучения
и другое учебное
оборудование.
2. отбирает и прорабатывает
к данному уроку необходимую
литературу, просматривает
внепрограммный материал
по профилю учебного
предмета
5.при подготовке к уроку языка учитель в
плане записывает слова, словосочетания,
предложения или делает ссылки на страницы
книги,которой он будет пользоваться на уроке
4. учитывает и намечает межпредметные связи,
чтобы связать знания по данному предмету с
материалом по другим учебным предметам
6. продумывает и отраба-
тывает голос,
мимику, интонацию.
7.продумывает и составляет
план урока.
На этапе непосредственной
подготовки к уроку учитель:
Виды плана урока по степени детализации:
1. План-конспект – весьма подробный, детализированный план (фактически сценарий урока), включающий отдельные реплики учителя и даже предполагаемые ответы учащихся. Данная разновидность плана урока рекомендуется в двух случаях:
а) начинающим учителям;
б) учителям, дающим открытый урок.
Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии со стандартами.
Технологическая карта отвечает на вопросы:
Какие операции необходимо выполнять.
В какой последовательности выполняются операции.
С какой периодичностью необходимо выполнять операции (если операция повторяется более одного раза).
Сколько уходит времени на выполнение каждой операции.
Результат выполнения каждой операции.
Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию
Тип урока | Деятельностная цель | Образовательная цель |
1.Урок «открытия» нового знания. | Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. | Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. |
2.Урок рефлексии. | Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). | Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. |
3.Урок общеметодологической направленности. | Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. | Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. |
4.Урок развивающего контроля | Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. | Образовательная цель: контроль и самоконтроль изучения понятий и алгоритмов. |
Вне зависимости от вида и формы, план урока должен содержать следующую информацию:
номер урока по порядку, учебный предмет, класс;
тема урока;
цели и задачи урока;
тип урока;
оборудование;
ход урока (поэтапно);
домашнее задание.
Цели и задачи урока формулируются одним из трех способов:
1. «Триединая цель»: к каждому уроку формулируется три цели – образовательная, развивающая, воспитательная.
2. Современный способ: для каждого урока формируется одна цель (образовательная). Далее она конкретизируется в задачах. Обычно ставится от 2 до 4 задач. Среди них должна быть хотя бы одна развивающая задача и хотя бы одна воспитательная.
3. Способ И. Я. Лернера – М. Н. Скаткина. Заключается в том, что для каждого урока формулируется четыре цели в соответствии с четырьмя компонентами содержания образования. Первая цель связана с формированием у учащихся знаний, вторая – с формированием навыков и умений, третья – с формированием опыта творческой деятельности, четвертая – эмоционально-ценностных отношений
Основное требование: цели и задачи урока ставятся диагностически, т.е. через указание на предполагаемый результат. Поэтому стандартные формулировки образовательной цели (задачи) урока выглядят так:
дать знание о…
сформировать представление о…
сформировать понятие о…
познакомить учащихся с …
сформировать (выработать) умение (навык)…
закрепить умение (навык)…
научить применять знания о… на практике и др.
Развивающая цель (задача) начинается с глагола «развивать …». Далее указывается, что именно предполагается развивать: логическое мышление, творческое воображение, монологическую и диалогическую речь и т.д.
Воспитательная цель начинается обычно со слова «воспитывать…». Далее указывается черта или качество личности, которое учитель считает целесообразным нужным воспитывать на данном уроке (например, патриотизм гордость за достижения отечественной науки и культуры, гражданственность, трудолюбие, бережливость и т.д.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.