Этапы работы по коррекции звукопроизношения

  • docx
  • 04.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Этапы работы по коррекции звукопроизношения.docx

Этапы работы по коррекции звукопроизношения

 

Коррекция звукопроизношения включает в себя  следующие этапы:

I. Подготовительный - 4-12 занятий (количество занятий приблизительное);

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков;

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков – 4-12 занятий.

(количество занятий приблизительное).

I. Работа на подготовительном этапе направлена на:

- выработку чётких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.

На данном этапе, кроме артикуляционной гимнастики используются подготовительные упражнения:

 - Для всех звуков: «Заборчик», «Окошко», «Мостик»;

 - Для свистящих: «Лопата», «Холодный ветер», «Фокус»;

 - Для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок»;

 - Для [Р], [Р’]: «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Молоток», «Гармошка», «Дятел»;

 - Для [Л],[Л’]: «Блинчик», «Накажем язычок», «Пароход», «Поймаем мышку», «Лошадка»;

 - Развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи: «Что спрятано?», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Листопад», «Пропеллер».

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:

1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы- имитационный, механический, смешанный.

Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим)ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:

 - Свистящие [С] [З] [Ц] [С’] [З’]

 - Шипящий [Ш]

 - Соноры[Л][Л’]

 - Шипящий [Ж]

 - Соноры [Р][Р’]

 - Шипящие [Ч][Щ]

Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей.

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука,показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.

2.   Автоматизация поставленных звуков:

 - изолированного произношения;

 - в слогах;

 - в словах;

 - в словосочетаниях;

 - в предложениях;

 - в тексте.

3. Дифференциация:

 - изолированных звуков;

 - в слогах;

 - в словах;

 - в словосочетаниях;

 - в предложениях;

 - в тексте.

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.

При фонетико-фонематическом недоразвитие речи и общем недоразвитие речи одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха.

 

В коррекционную работу, кроме выше перечисленных, включаются следующие этапы:

I. Развитие слухового восприятия, внимания (осуществляется одновременно с подготовительным этапом) ;

II. Развитие фонематического слуха  (осуществляется одновременно

с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков);

I.                   Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза

слова (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков).

         На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:

 - упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности: «Угадай, чей голосок»,  «Поймай звук», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили»;

 - воспроизведение ритмического рисунка на слух : «Хлопни как я»

Этап развития фонематического слуха включает:

 - упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и

вычисление его из слова в различных позициях : «Хлопни когда услышишь звук»,  «Определи место звука в слове»;

 - упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам: «Подними нужный символ», «Раз, два,три, за мной повтори».

         Этап формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает:

 - последовательное вычисление и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры: «Звуковое домино», «Весёлый рыболов», «Домики», «Кто за кем», «Звуки поссорились», «Поймай звук», «Звук убежал»;

 - последовательное вычисление и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры: «Доскажи словечко», «Путаница», «Веселый поезд», «Пуговицы», «Пирамидка»;

 - обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов: «Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай», «Скажи наоборот»;

 - составление условно-графических схем «Телеграфист».

 При общем недоразвитие речи помимо выше перечисленных включаются следующие направления работы:

Пополнение словаря (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

 - номинальный словарь;

 - предикативный словарь;

 - словарь признаков;

 - числительные и местоимения;

 - навыки словообразования.

Совершенствование грамматического строя(осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

 - словоизменение;

 - согласование.

Совершенствование связной речи (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

пересказ;

 - рассказ по серии сюжетных картин;

 - рассказ по сюжетной картине.