Этапы работы по коррекции звукопроизношения
Коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы:
I. Подготовительный - 4-12 занятий (количество занятий приблизительное);
II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков;
III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков – 4-12 занятий.
(количество занятий приблизительное).
I. Работа на подготовительном этапе направлена на:
- выработку чётких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.
На данном этапе, кроме артикуляционной гимнастики используются подготовительные упражнения:
- Для всех звуков: «Заборчик», «Окошко», «Мостик»;
- Для свистящих: «Лопата», «Холодный ветер», «Фокус»;
- Для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок»;
- Для [Р], [Р’]: «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Молоток», «Гармошка», «Дятел»;
- Для [Л],[Л’]: «Блинчик», «Накажем язычок», «Пароход», «Поймаем мышку», «Лошадка»;
- Развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи: «Что спрятано?», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Листопад», «Пропеллер».
II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:
1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы- имитационный, механический, смешанный.
Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим)ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:
- Свистящие [С] [З] [Ц] [С’] [З’]
- Шипящий [Ш]
- Соноры[Л][Л’]
- Шипящий [Ж]
- Соноры [Р][Р’]
- Шипящие [Ч][Щ]
Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей.
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука,показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.
2. Автоматизация поставленных звуков:
- изолированного произношения;
- в слогах;
- в словах;
- в словосочетаниях;
- в предложениях;
- в тексте.
3. Дифференциация:
- изолированных звуков;
- в слогах;
- в словах;
- в словосочетаниях;
- в предложениях;
- в тексте.
III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.
При фонетико-фонематическом недоразвитие речи и общем недоразвитие речи одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха.
В коррекционную работу, кроме выше перечисленных, включаются следующие этапы:
I. Развитие слухового восприятия, внимания (осуществляется одновременно с подготовительным этапом) ;
II. Развитие фонематического слуха (осуществляется одновременно
с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков);
I. Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза
слова (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков).
На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:
- упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности: «Угадай, чей голосок», «Поймай звук», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили»;
- воспроизведение ритмического рисунка на слух : «Хлопни как я»
Этап развития фонематического слуха включает:
- упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и
вычисление его из слова в различных позициях : «Хлопни когда услышишь звук», «Определи место звука в слове»;
- упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам: «Подними нужный символ», «Раз, два,три, за мной повтори».
Этап формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает:
- последовательное вычисление и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры: «Звуковое домино», «Весёлый рыболов», «Домики», «Кто за кем», «Звуки поссорились», «Поймай звук», «Звук убежал»;
- последовательное вычисление и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры: «Доскажи словечко», «Путаница», «Веселый поезд», «Пуговицы», «Пирамидка»;
- обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов: «Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай», «Скажи наоборот»;
- составление условно-графических схем «Телеграфист».
При общем недоразвитие речи помимо выше перечисленных включаются следующие направления работы:
Пополнение словаря (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):
- номинальный словарь;
- предикативный словарь;
- словарь признаков;
- числительные и местоимения;
- навыки словообразования.
Совершенствование грамматического строя(осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):
- словоизменение;
- согласование.
Совершенствование связной речи (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):
пересказ;
- рассказ по серии сюжетных картин;
- рассказ по сюжетной картине.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.