В данном материале представлено выступление на педагогическом совете по теме "Этапы применения технологии системного диагностирования
предметной обученности". В данном выступлении представлено, как с помощью диагностики предметной обученности оценить динамику изменений в учебном и личном росте ребенка, расписаны этапы применения данной технологии.
Этапы применения технологии системного диагностирования
предметной обученности
Предметная обученность является фундаментом качества образования. Как оценить
динамику изменений в учебном и личном росте ребенка? Заинтересованным в общем успехе
педагогу и обучающемуся гораздо больше нужны сведения не о самом результате, а о том, почему
не достигнуты или полностью не достигнуты ожидаемые результаты, как скорректировать
ситуацию в пользу ребёнка и помочь ему в достижении успеха. Обученность рассматривается как
владение учеником системой заданных учебной программой знаний и умений, приобретенных за
определенный период обучения. Привычный контроль за качеством обученности должен уступить
место технологии диагностики предметной обученности.
С помощью диагностики получаем целостное представление о личном росте ученика.
Технология диагностики предметной обученности учащихся это безотметочная оценка знаний и
умений учащихся на момент диагностирования, включающая в себя:
•
•
•
•
•
•
Каковы этапы применения данной технологии?
контроль;
проверку;
оценивание
накопление статистических данных и их анализ;
выявление их динамики;
прогнозирование результатов.
Технология системного диагностирования предметной обученности включает в себя 6
этапов. Остановимся подробнее на каждом из них.
1.
Дифференцирование и системное структурирование навыков и умений по
предмету и постановка учебных целей.
Анализ ФГОС НОО и учебных программ в части ЗУНов показал, что классифицированы на
данный момент лишь знания и умения. Однако опыт показывает, что с целью объективного
определения продуктивности учебного процесса необходимо дифференцировать умения и навыки.
Выделяются и классифицируются умения и навыки по следующей схеме:
итоговые умения и навыки по окончанию обучения
по окончании каждой ступени обучения
промежуточные по годам, полугодиям, четвертям
По окончании изучения каждой темы
Выделенные в каждом предмете умения и навыки структурируются в таблицы. Учителем
выделяются умения, которые будут формироваться в каждой четверти учебного года, а совместно
с обучающимися при изучении каждой темы. Для этого учащиеся определяют зону знания и
незнания по данной теме, используя разные формы и методы работы. Например, учитель предлагает
диагностическую контрольную работу, которая предполагается к концу изучения темы. Ребенок,
сталкиваясь с трудностями, самостоятельно определяет, что предстоит узнать, чему научиться и
какие навыки пригодятся для формирования новых. Таким образом, выстраивается дидактическая
траектория достижения цели изучения темы.
2. Подбор заданий для диагностических работ и составление диагностической
таблицы.
Это тексты, задания, различные тесты и опросники и т. д. Они могут быть составлены как учителем,
так и взяты готовые разработки авторских программ. Составляемые диагностические задания
следует рассчитывать по степени сложности и времени их выполнения. Выполняться они могут какполностью на одном уроке. Так и по частям на нескольких. Диагностическая работа не
превращается в контрольную и не оценивается отметкой. В зависимости от объёма, на выполнение
диагностической работы отводится либо 1015мин, либо урок, либо даже несколько уроков (по10
15мин), когда он выполняется частями. О дате данной работы не объявляется, т.е. она проводится
без спецподготовки, но цель её известна всем.
3. Проверка работ учащихся и заполнение диагностической карты.
Для контроля над процессом формирования выделенных умений по результатам работы
составляется диагностическая карта. Под таблицей подсчитываются обученность класса в
процентах, а также делаются статистические выводы. Основой оценивания знаний должно быть не
столько освоение школьником программных требований, сколько изменение его собственного
состояния, оценивать нужно лишь степень продвижения ученика в освоении предметных умений и
навыков по отношению ко «вчерашним» достижениям. И то с поправкой на врождённые
способности, на индивидуальный темп обучения. Такая оценка учебного труда ребёнка будет
способствовать мотивации, усилит воспитательный эффект. Учащиеся наглядно видят, какие
умения у него на данный момент сформированы, а над формированием каких умений надо еще
работать.
4. На этапе Анализа результатов диагностики подсчитывается количество учащихся,
имеющих пробелы в каждом конкретном умении или навыке на этот период обучения; показатели
записываются в нижней строке таблиц. Одновременно по всем показателям делаются
статистические выводы, которые позволяют учителю сделать достоверный анализ полученных
результатов, выявить показатели обученности и степень сформированности требуемых умений и
навыков школьников в исследуемой группе, классе, школе.
5. Планирование коррекционноразвивающей деятельности учителя. Завершает работу с
диагностической картой последующая дифференцированная работа учителя по выявленным
проблемам. Коррекционно развивающая работа проводится в рамках последующих уроков (510
минут в начале каждого урока или посвятить целый урок) через различные формы. На этом этапе
применения технологии очень удобно использовать дифференцированное обучение, ведь оно
строится на основе образовательного мониторинга, а также результатов диагностических
исследований.
6. Подбор и комплектование коррекционноразвивающих дидактических материалов.
Цель таких упражнений – в короткие сроки восполнить обнаруженные проблемы знаний
обучающихся, по возможности выровнять подготовку учащихся.
7.
На этапе Анализа результативности коррекционноразвивающей работы
диагностируются навыки и умения, которые корректировались учителем в определённый
промежуток времени. Время на ликвидацию пробелов в навыках рассчитывается в зависимости от
сложности темы и количества учащихся, допустивших аналогичные ошибки, а также от степени
продвижения каждого. Повторно проводится анализ. Вновь обнаруженные пробелы ликвидируются
в индивидуальном порядке.
Использование предметной диагностики в практике преподавания даёт возможность:
изучать и измерять обученность и обучаемость школьников; оценивать результативность и качество
обучения; прогнозировать успешность обучения на последующих этапах через выявление сильных и
слабых сторон личности обучающихся и воздействие на зону ближайшего развития; вовремя
обнаруживать скрытую неуспеваемость; разрабатывать и осуществлять стратегию коррекционно
развивающей работы. Тем самым – управлять качеством образования обучающихся по предметам.Список литературы
1. Журова Л.Е. Методика проведения педагогической диагностики // Начальная школа. – 2002. –
№3.
2. Засорина Л.Н. Педагогическая диагностика, как мониторинг качества образования / Л.Н.
Засорина, Е.М. Плюснина // Начальная школа. – 1999. – №1.
3. Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников.
4. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» – приказ от 6 октября 2009 г. №373.
5. Поташник М.М. Управление качеством образования. – М., 2008.
6. Яшина Н. Диагностика обученности как способ управления качеством образования // Народное
образование. – 2014. – №7.
7. Сайт Российской государственной детской библиотеки [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.rgdb.ru
8. Новая начальная школа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru
9. Открытый урок. Первое сентября [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/634512/