Схема-таблица, позволяющая помочь педагогам, работающим с проектной деятельностью. В данной таблице подробно рассматриваются этапы работы над проектом, цели и задачи каждого этапа, поэтапная работа педагога, работа учеников и возможное привлечение к проектной деятельности родителей. Материал также поможет определиться с темой проекта.Этапы работы над ученическим проектом.
Деятельность
родителей
Помогают в выборе
тематического
поля,
темы; в формулировке
проблемы, цели и задач
проекта.
Мотивируют детей.
Этапы работы
над проектом
1. Погружение в
проект
Этапы работы над проектом
Цели и задачи
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Цель – подготовка
учащихся к
проектной
деятельности.
Задачи:
– определение
проблемы, темы и
целей проекта в ходе
совместной
деятельности
педагога и
обучающихся;
– создание группы
(групп) учащихся для
работы над проектом.
Отбирает возможные
темы и предлагает их
учащимся.
Побуждает у учащихся
интерес к теме
проекта.
Помогает
сформулировать:
• проблему проекта;
• сюжетную ситуацию;
• цель и задачи.
Мотивирует учащихся
к обсуждению,
созданию проекта.
Организует поиск
учащимися
оптимального способа
достижения
поставленных целей
проекта.
Помогает в анализе
и синтезе, наблюдает,
Осуществляют вживание
в ситуацию.
Обсуждают тему проекта,
предмет исследования с
учителем.
Получают
дополнительную
информацию.
Определяют свои
потребности.
Принимают в составе
группы (или
самостоятельно) решение
по поводу темы (подтем)
проекта и аргументируют
свой выбор.
Осуществляют:
• анализ ресурсов и поиск
оптимального способа
достижения цели проекта;
• личностное присвоение
проблемы.контролирует.
Консультирует
учащихся при
постановке цели и
задач, при
необходимости
корректирует их
формулировку.
Формирует
необходимые
специфические умения
и навыки.
Направляет процесс
поиска информации
учащимися (при
необходимости
помогает определить
круг источников
информации,
рекомендует
экспертов).
Предлагает учащимся:
• различные варианты
и способы хранения и
систематизации
собранной
информации; •
организовать группы;
• распределить роли в
Формулируют
(индивидуально или в
результате обсуждения в
группе) цель проекта.
Консультируют в
процессе поиска
информации.
Оказывают помощь в
выборе способов
хранения и
систематизации
собранной информации,
в составлении плана
предстоящей
деятельности.
Осуществляют:
• поиск, сбор,
систематизацию и анализ
информации;
• разбивку на группы;
• распределение ролей в
группе;
• планирование работы;
• выбор формы и способа
презентации
предполагаемых
результатов;
• принятие решения по
установлению критериев
оценивания результатов и
процесса.
Продумывают продукт
2. Планирование
деятельности
Цель –
пооперационная
разработка проекта с
указанием перечня
конкретных действий
и результатов, сроков
и ответственных.
Задачи:
– определение
источников
информации,
способов сбора и
анализа информации,
вида продукта и
возможных форм
презентации
результатов проекта,сроков презентации;
– установление
процедур и критериев
оценки результатов и
процесса;
– распределение
задач (обязанностей)
между членами
группы.
3. Осуществление
деятельности по
решению
проблемы
Цель – разработка
проекта.
Задачи:
– самостоятельная
работа учащихся по
своим
индивидуальным или
группах;
• спланировать
деятельность по
решению задач
проекта;
• продумать
возможные формы
презентации
результатов проекта;
• продумать критерии
оценки результатов и
процесса.
Формирует
необходимые
специфические умения
и навыки.
Организует процесс
контроля
(самоконтроля)
разработанного плана
деятельности и
ресурсов.
Наблюдает, советует,
косвенно руководит
деятельностью,
отвечает на вопросы
учащихся.
Контролирует
соблюдение правил
групповой и/или
индивидуальной
деятельности на данном
этапе.
Проводят оценку
(самооценку) результатов
данного этапа работы.
Выполняют
запланированные
действия самостоятельно,
в группе или в
комбинированном
режиме.
При необходимости
Наблюдают.
Контролируют
соблюдение
техники безопасности.
Следят за соблюдением
временных рамок этапов
деятельности.
правил4. Оформление
результатов
групповым задачам
проекта.
– промежуточные
обсуждения
полученных данных в
группах, на
консультациях (на
уроках и/или во
внеурочное время).
Цель –
структурирование
полученной
информации и
интеграции
полученных знаний,
умений, навыков.
Задачи:
– анализ и синтез
данных;
– формулирование
выводов.
техники безопасности.
Следит за
соблюдением
временных рамок
этапов деятельности.
консультируются с
учителем (экспертом).
Осуществляют
промежуточные
обсуждения полученных
данных в группах.
Оказывают помощь в
сборе информации,
оформлении материалов
и портфолио проектной
деятельности.
Наблюдает, советует.
Помогает в обеспечении
проекта.
Мотивирует учащихся,
создает чувство успеха.
Наблюдает, советует,
направляет процесс
анализа.
Помогает в
обеспечении проекта.
Мотивирует учащихся,
создает чувство
успеха; подчеркивает
социальную и
личностную важность
достигнутого.
Оформляют проект,
изготавливают продукт.
Участвуют в
коллективном анализе
проекта, оценивают свою
роль, анализируют
выполненный проект,
выясняют причины
успехов, неудач.
Проводят анализ
достижений поставленной
цели. Делают выводы.5. Презентация
результатов
Цель – демонстрация
материалов,
представление
результатов.
Задачи:
– подготовка
презентационных
материалов;
– подготовка
публичного
выступления;
– презентация
проекта.
Консультируют в выборе
формы презентации.
Оказывают помощь в
подготовке презентации.
Выступают в качестве
эксперта.
Организует
презентацию.
Продумывает и
реализует
взаимодействие с
родителями.
При необходимости
консультирует
учащихся по вопросам
подготовки
презентации и
оформления
портфолио.
Репетирует с
учениками
предстоящую
презентацию
результатов проектной
деятельности.
Выступает в качестве
эксперта.
Принимает отчет:
• обобщает и
резюмирует
полученные
результаты;
• подводит итоги
обучения;
• оценивает умения:
Выбирают (предлагают)
форму презентации.
Готовят презентацию.
Продолжают оформлять
портфолио.
При необходимости
консультируются с
учителем (экспертом).
Осуществляют защиту
проекта.
Отвечают на вопросы
слушателей.
Демонстрируют:
• понимание проблемы,
цели и задач;
• умение планировать и
осуществлять работу;
• найденный способ
решения проблемы;
• рефлексию
деятельности и
результата.
Выступают в качестве
эксперта, т.е. задают
вопросы и высказывают
критические замечания
(при презентации других
групп \ учащихся) на
основе установленныхкритериев оценивания
результатов и процесса.
Консультируют в
оформлении отчета.
Осуществляют оценивание
деятельности и ее
результативности в ходе:
• коллективного
обсуждения;
• самоанализа.
общаться, слушать,
обосновывать свое
мнение, толерантность
и др.;
• акцентирует
внимание на
воспитательном
моменте: умении
работать в группе на
общий результат и др.
Оценивает усилия
учащихся,
креативность,
использование
источников,
неиспользованные
возможности,
потенциал
продолжения, качество
отчета, мотивирует
учащихся.
Наблюдает, направляет
процесс.
6. Оценка
результатов и
процесса
проектной
деятельности
Цель – оценка
результатов и
процесса проектной
деятельности.
Задачи:
– коллективное
обсуждение
результатов проекта;
– самоанализ
проектной
деятельности.