В данном материале подробно отражены все этапы развития речи детей дошкольного возраста в рамках примерной общеобразовательной программы дошкольного образования "Детство" (автор Т.и.Бабаева, А.Г. Гогобидзе). Материал излагается в таблице, что будет удобно использовать в своей работе воспитателям детских садов и специалистам дошкольных образовательных организаций.В данном документе описаны этапы развития речи детей дошкольного возраста в рамках примерной общеобразовательной программы дошкольного образования "Детство".
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»
пгт. Пряжа
Этапы развития речи детей дошкольного возраста
в рамках примерной общеобразовательной программы
(Т.И. Бабаева, А.Г. Гогобидзе, З.А. Михайлова и др. – 2014г.)
с 1 младшей группы до подготовительной группы.
дошкольного образования:
«Детство»
Составитель: Атрушкевич Н.В.,
учитель-дефектолог,
высшая квалификационная категория
2016гОбразовательная область «Речевое развитие»
Извлечение из ФГОС ДО
«Речевое развитие включает:
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения
грамоте».
Содержание образовательной деятельности
Словарь
Грамматически
й строй речи
Связная речь
Развитие звуковой и
интонационной культуры
речи, фонематического
слуха (Формирование
звуковой аналитико-
синтетической активности
как предпосылки
обучения грамоте)
В звукопроизношении для
детей
характерно
физиологическое
смягчение практически
всех согласных звуков. В
1
д
а
л
м
я
а
ш
В словарь входят:
— названия предметов и
действий с предметами,
Освоение
большинства
основных
грамматически
х категорий:
Понимание обращенной речи сначала с
опорой на наглядность, а постепенно и
без нее. Реагирование на обращение с
использованием доступных речевых
средств, ответы на вопросы воспитателя2
д
а
л
м
я
н
а
д
ш
е
р
С
я
ш
я
р
а
т
С
я
о
а
г
д
о
П
е
т
и
в
о
т
правильно
Ребенок
гласные
произносит
звуки; твердые и мягкие
согласные звуки ([м], [б],
[п], [т], [д], [н], [к], [г], [х],
Освоение произношения
свистящих и шипящих
звуков;
четкое
Освоение
чистого
произношения
сонорных
звуков ([л], [л’], [р], [р’]);
упражнение в чистом
звукопроизношении
в
Автоматизация
и
дифференциация сложных
для произношения звуков в
речи; коррекция имеющихся
в
нарушений
Использование в речи:
названий предметов и
объектов
близкого
окружения,
их
назначения,
частей и
Освоение и использование
в речи: названий предметов и
материалов, из которых они
Обогащение
активного
словаря за счет слов,
обозначающих:
названия
профессий,
учреждений,
предметов и инструментов
Освоение умений:
— подбирать точные
слова для выражения
мысли;
— выполнять операцию
над
Работа
умением
согласовывать
прилагательны
е
и
Использование
суффиксов и
приставок при
словообразован
Умение
грамматически
правильно
использовать в
речи:
Умение
образовывать
сложные слова
посредством
слияния основ
сообщать
желаниях;
Освоение умений диалогической речи:
отвечать на вопросы и обращения
взрослого;
о
своих
задавать
впечатлениях,
вопросы в условиях наглядно
Использование в речи полных,
распространенных
с
однородными
и
сложноподчиненных предложений для
Освоение умений: самостоятельно строить
игровые и деловые диалоги; пересказывать
литературные произведения самостоятельно
по ролям, по частям, правильно передавая
идею и содержание, пользоваться прямой и
Освоение умений пересказа литературных
произведений по ролям, близко к тексту, от
лица литературного героя, передавая идею и
содержание, выразительно воспроизводя
диалоги действующих лиц. Понимание и
членами
простых
Список литературы:
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В.
Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования