Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; на основе
авторской программы «Этика: азбука добра» авторы И.С. Хомякова, В.И. Петрова, (Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой 1
4 класс, Москва Издательский центр «ВентанаГраф» 2013 год).
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности,
способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление
младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
развитие личности, обладающей качествами воспитанного человека – добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;
расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;
воспитание уважения к людям, традициям;
усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших
школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовнонравственной культуры народов России»),
так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебновоспитательном процессе. Оно направлено
прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения
осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным
проблемам и созданию общественного мнения;
развивающие нравственное сознание;
активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в
яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся
двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать
эмоционально образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»
Учитель: Людмила Владимировна Гончарова Место курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» в учебном плане
Внеурочная деятельность «Этика: азбука добра» изучается в рамках духовнонравственной направленности в объёме 0,5 час в неделю. Курс рассчитан 67,5
часов.
В 1 классе – 16,5 часа (33 учебные недели), во 2, 3, 4 классах по 17 часов (34 учебные недели).
Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности,
В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания
доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного
сознания младшего школьника.
характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических
представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и
формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор
сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и
причинноследственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается
установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям
(определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния
героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания,
их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые
помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа,
альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в
библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и
коммуникативных задач. К 4ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной
тематике с помощью различных каталогов.
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»
Содержание курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»
2 Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия
воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных
произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой
практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия
использовать в речи слова вежливости;
участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
описывать сюжетную картинку (серию);
оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии.
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и
старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других
людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия
проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств;
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»
3 Культура внешнего вида.
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия
воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет.
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте,
во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить
«спасибо» и «пожалуйста» и.д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать
обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия
использовать доброжелательный тон в общении.
оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»
4 Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Этикет: азбука добра»
Наименование раздела
1 класс 16,5ч
Количество часов
Школьный этикет
Правила общения
О трудолюбии
Культура внешнего вида
Внешкольный этикет
Школьный этикет
Правила общения
О трудолюбии
Культура внешнего вида
Внешкольный этикет
Школьный этикет
Правила общения
О трудолюбии
Культура внешнего вида
Внешкольный этикет
Школьный этикет
Правила общения
О трудолюбии
Культура внешнего вида
2 класс 17ч
3 класс 17ч
4 класс 17ч
2,5ч
5,5ч
3ч.
2ч
3,5ч
2.5ч
5,5ч
3.5ч.
2ч
3.5ч
2,5ч
5,5ч
4ч.
2ч
3ч
4ч
4ч
3.5ч.
2ч
№
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»
5 5.
Внешкольный этикет
3.5ч
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»
6
Этика: азбука добра, рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 кл.
Этика: азбука добра, рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 кл.
Этика: азбука добра, рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 кл.
Этика: азбука добра, рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 кл.
Этика: азбука добра, рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 кл.
Этика: азбука добра, рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 кл.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.