ЭТИКЕТНЫЕ СИТУАЦИИ. Ситуативный практикум
Оценка 4.7

ЭТИКЕТНЫЕ СИТУАЦИИ. Ситуативный практикум

Оценка 4.7
docx
24.03.2020
ЭТИКЕТНЫЕ СИТУАЦИИ. Ситуативный практикум
Этикетные ситуации.docx

ЭТИКЕТНЫЕ СИТУАЦИИ. Ситуативный практикум

ЦЕЛЬ: формирование интереса к этикету, повышение уровня знаний по этикету, воспитание культуры этикета и общения с людьми, воспитание правил хорошего тона, таких качеств как вежливость, доброта, воспитанность, умение видеть в человеке прекрасное.

План воспитательного часа

1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию.

2. Работа в группах. Проблемные вопросы.

3. Разбор и оценка ситуаций. Кто здоровается первым?

4. Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея».

5. Подведение итогов.

Ход :

     Интерактивная беседа.        Мотивация к занятию. 

- Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая яблоня  от культурной, породистой яблони?

 

 

 

 

- Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?

 

 

- Как вы считаете, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?

 

- Яблоне  можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?

 

 

 

 

- Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?

 

- Что значит быть культурным человеком?

 

 

 

 

 

Хотите ли вы быть культурными людьми?

- За дикой яблоней никто не ухаживает, а культурную поливают, удобряют, прививают.

- Плоды у дикой яблони некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие.

 

 

- Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно.

 

 

С культурным человеком общаться интересно и приятнее.

 

- Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.

- Можно привить правила культурного поведения, хорошие манеры.

- Можно привить хорошие навыки, привычки.

 

-Культурным

 

 

- Это значит соблюдать правила культурного поведения.

- Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить.

- Значит вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.

 

Дети отвечают утвердительно.

Работа в группах. Проблемные вопросы.

- Жил-был мальчик Петя, его родные старались воспитать его культурным человеком. Мама часто говорила ему: «Ешь культурно!». Бабушка делала замечания как правильно и грамотно строить свою речь. А папа обучал и следил за его манерами. В ответ на все действия родных Петя задавал все время один и тот же вопрос «А кому нужны эти хорошие манеры? Какая разница как есть, говорить, вести себя? Зачем это нужно и кто все это выдумал?» Давайте поможем Пете с этим разобраться.

Итак, первый вопрос – Что же это: хорошие манеры, правильная грамотная речь, умение вести себя за столом?

Его можно разделить на следующие  виды, подумайте и назовите. Вспомните чему учили Петю его родные.

- Ребята, правила культурного поведения называются этикетом. Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься!

- А знаете ли вы откуда произошло это слово?

 

 

 

 

 

А теперь давайте поможем родным Пети с его обучением этикету.

- Для этого мы поработаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. Это у нас тоже ЭТИКЕТ. Каждой группе будет выдан вопрос, 3 итнуты на обсуждение вопроса, а затем каждая группа ответит на свой вопрос. Другие группы могут дополнить ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это ЭТИКЕТ.

 

- Речевой, общественный, столовый.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Людовик 14, был крайне недоволен манерами и поведением своих вельмож и придворных. И приказал раздать им специальные «этикетки», где были записаны правила ,как придворным следует себя вести. Вот от этих «ЭТИКЕТОК» и произошло слово ЭТИКЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 1. Почему некультурно ходить по тротуарам толпой?

 

 

 

2. Вторая группа: почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать?

 

3. Третья группа: Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться?

 

 

4. Четвертая группа: почему некультурно мусорить на улицах?

 

 

5. Пятая группа: почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках?

 

 

6. Шестая группа: почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой?

 

 

 

- Ну я думаю, что наша групповая работа помогла Пете понять , как важен и нужен в жизни этикет. И больше вопросов о его необходимости он родителям не задаст.

 

 

- Потому что это неуважение к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному движению людей.

 

- Потому, что можно задеть руками постороннего человека.

 

 

-Потому что это - неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать.

 

- Потому что - это неуважение к труду дворников и к другим людям, которым неприятно видеть мусор.

 

- Потому что это - неуважение к одноклассникам и к учителям: так одеваются для отдыха, а не для работы.

 

 

 

Это - неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора изо рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится.)

 

Разбор и оценка ситуаций. Кто здоровается первым?

 

Уважение к окружающим - это закон для культурного человека. Этот закон обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот закон?

Послушайте рассказ «Кто здоровается первым?».

«В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил Учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мВоспитательно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером в° дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5-Б. Он буквально сверлил ее базами - и представьте себе, она даже не сказала "привет". Всю ночь Димка МВоспитательно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг Него зреет заговор».

А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался?

 

 

 

 

 

 

Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.

- Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются.- А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-  Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену.

- Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.

- Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо.

- Когда встречаются двое мужчин одного возраста и положений (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первый протянет руку для рукопожатия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-  Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену.

- Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.

- Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо.

- Когда встречаются двое мужчин одного возраста и положений (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первый протянет руку для рукопожатия.

 

Разбор и оценка ситуаций. Кто здоровается первым?

 

А теперь продолжение этого рассказа.

«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!

Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках. "Здравствуйте, баба Катя!"- закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решила, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу - а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя математики!

Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в Воспитательской. Как только Воспитатель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: Здравствуйте Иван Иванович! Но Воспитатель торопливо отвел руки за спину и виновато улыбнулся: "Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего". Расстроенный, Димка пошел к 5-Б классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию».

Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил поведения. И, сам того не желая, оскорбил окружающих.

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-  Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену.

- Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.

- Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо.

- Когда встречаются двое мужчин одного возраста и положений (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первый протянет руку для рукопожатия.

 

 

 

 

 

 

Мальчики выходят к доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

Мальчики подходят к воспитателю, вытягивают из коробки билетики с номерами заданий. Воспитатель читает текст задания по книге и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.

 

 

 

 

- Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед.

С девочкой воспитателю нужно договориться заранее, что, как только выпадет этот билет, она выйдет к доске и медленно направится к двери.

 

 

- Нужно взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руки в рукава, потом сзади поправить воротник на куртке.

С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, вышла к доске с курткой, пиджаком или пальто.

 

- Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за партой, и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста, который час?»

 

 

- Нужно сказать: «Присаживайся, пожалуйста».

 

 

- Нужно сказать: «Простите».

 

 

 

- Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите, пожалуйста, войти».

Для этого упражнения мальчик должен выйти за дверь, постучать и войти.

 

Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея»

А теперь, ребята, у нас будет практическая работа. Я приглашаю сюда всех наших мальчиков.

 

Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведем с вами беспроигрышную лотерею. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на котором будет записано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете награду - аплодисменты наших девочек.

Итак, начинаем. Кто первый?

 

Задания для карточек:

1. Выйти с (имя, фамилия девочки) за дверь.

 

 

 

 

 

 

2. Помочь (имя, фамилия девочки) надеть куртку.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.

 

 

 

4. Подойти к (имя, фамилия девочки) и предложить ей сесть.

 

5. Вы чихнули в общественном месте. Ваши действия.

 

6. Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.

 

7. Вы звоните другу. Но вам отвечают: «Здесь таких нет». Ваши слова в ответ.

 

 

 

8. Сядьте на стул, затем уступите место воспитателю. Ваши слова и действия.

 

 

9. Поздравьте (имя, фамилия девочки) с днем рождения, пожелайте ей чего-то хорошего.

 

10. Вы идете по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь.

 

 

 

Наша лотерея подошла к концу- Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется беспроигрышной? Что вы выиграли в этой лотерее?

 

 

Мыс вами живем в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения?

 

Итак, культурный человек - это человек, который знает и выполняет правила поведения, знает этикет.

А закончить мне наш урок хотелось бы мудрыми мыслями великих людей об этикете. Откройте дневник на стр. …. Возьмите зеленую ручку и в графе для заметок выпишите то высказывание об этикете, которое вам больше всего понравилось. Надеюсь, что оно обязательно запомнится вам.

 

 

- Нужно сказать: «Извините, пожалуйста, я, наверное, ошибся номером».

 

 

- Нужно встать, обратиться к воспитателю и сказать: «Садитесь, пожалуйста (имя, отчество учителя)».

 

 

 

 

 

 

Нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я вам помогу».

Нужно попросить одну из девочек сыграть роль старушки (надеть платочек и взять большую сумку).

 

 

- Мы выиграли аплодисменты девочек, значит, мы вели себя культурно.

- Каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и выиграл.

- Мы выиграли знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.

 

 

- Сейчас правила поведения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг друга.

- Без правил нельзя жить в обществе, люди поссорятся.

- Правила очень нужны. Дети должны учиться у взрослых, как себя вести, иначе они превратятся в дикарей.

 

Французский философ Вольтер. Этикет - это разум для тех, кто его не имеет.  

Французский математик, физик, физиолог и философ Рене Декарт...  Уважение других дает повод к уважению самого себя.

Русский писатель Антон Павлович Чехов Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.

Французский моралист (писатель) Жан да Лабрюйер  Учтивые манеры оттеняют достоинства и придают им приятность.

1. Выйти с (имя, фамилия девочки) за дверь.

 

 

 

2. Помочь (имя, фамилия девочки) надеть куртку.

 

 

 

3. За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.

 

 

 

4. Подойти к (имя, фамилия девочки) и предложить ей сесть.

 

 

 

5. Вы чихнули в общественном месте. Ваши действия.

 

 

 

6. Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия

 

 

 

7. Вы звоните другу. Но вам отвечают: «Здесь таких нет». Ваши слова в ответ.

 

 

 

8. Сядьте на стул, затем уступите место воспитателю. Ваши слова и действия.

 

 

 

9. Поздравьте (имя, фамилия девочки) с днем рождения, пожелайте ей чего-то хорошего.

 

 

 

10. Вы идете по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь


 

Скачано с www.znanio.ru

ЭТИКЕТНЫЕ СИТУАЦИИ . Ситуативный практикум

ЭТИКЕТНЫЕ СИТУАЦИИ . Ситуативный практикум

Работа в группах. Проблемные вопросы

Работа в группах. Проблемные вопросы

Почему некультурно ходить по тротуарам толпой? 2

Почему некультурно ходить по тротуарам толпой? 2

Разбор и оценка ситуаций. Кто здоровается первым?

Разбор и оценка ситуаций. Кто здоровается первым?

Разбор и оценка ситуаций. Кто здоровается первым?

Разбор и оценка ситуаций. Кто здоровается первым?

Мальчики подходят к воспитателю, вытягивают из коробки билетики с номерами заданий

Мальчики подходят к воспитателю, вытягивают из коробки билетики с номерами заданий

Разбор и оценка ситуаций. Кто здоровается первым?

Разбор и оценка ситуаций. Кто здоровается первым?

Выйти с (имя, фамилия девочки) за дверь

Выйти с (имя, фамилия девочки) за дверь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2020