Этимологический анализ проводится со словарными словами, которые надо запомнить или проверить по словарю.
Работа должна проводиться регулярно, оптимальным вариантом является проведение подобной языковой разминки один-два раза в неделю.
Ход работы:
1) показ изображения предмета, в названии которого содержится заимствованная морфема;
2) фиксация наименования этого предмета на доске с пропуском орфограммы;
3) подбор учащимися слов с затруднительной морфемой и определение их лексического значения, фиксация учителем слов на доске с пропуском затруднительной буквы;
4) определение учащимися связи между названными предметами;
5) комментарий учителя: приведение исторической справки, ее фиксация на доске, вставка пропущенных букв;
6) закрепление изученного материала: составление предложений с подобранными словами.
Пример работы с морфемой АКВА-
Начинается занятие с показа картинки на слайде (например, фотографии акваланга) и вопроса к обучающимся, что на ней изображено.
После ответа детей учитель фиксирует слово на доске, пропустив букву, написание которой может вызвать затруднение (акв…ланг).
Далее ребятам предлагается вспомнить слова, которые также начинаются с аква- и учитель фиксирует их на доске (вновь с пропуском «проблемной» буквы).
Ученики определяют значения этих слов, предлагая следующие толкования:
Аквариум — прозрачная емкость с водой для содержания рыбок и водорослей.
Акваланг — водолазное снаряжение для погружения под воду. Аквапарк — развлекательный центр с водными аттракционами. Акватория — участок водной поверхности, имеющий границы. Акварель — краски, растворимые водой, рисунок такими красками.
Аквамарин — (полу)драгоценный камень цвета морской воды. «Аквафор» — российская компания, производящая фильтры для очистки воды.
Далее учитель спрашивает, что же объединяет все эти предметы. Школьники самостоятельно делают вывод, что все приведенные слова так или иначе связаны с водой.
И уже после этого заключения дается историческая справка:
Аква — латинское aqua — «вода».
фиксируется на доске, вставляются пропущенные орфограммы и выделяются.
Подобным образом на последующих занятиях проводятся разминки с применением этимологического анализа для изучения правописания слов, содержащих морфемы авто-, теле-, гео-, -терра и другие.
Закрепление изученного материала происходит в процессе составления учениками предложений, в состав которых будут входить зафиксированные в схеме слова.
На День рождения мне подарили аквариум.
Я никогда не видел настоящий акваланг.
По субботам с родителями мы ходим в аквапарк.
На следующий урок рисования нам сказали принести акварель. У моей мамы бусы из аквамарина.
Из моего окна виден магазин «Акватория».
Семиклассникам задали отметить на контурных картах продуктивные акватории Мирового океана.
Мама купила очень хороший фильтр — «Аквафор».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.