Цель исследования:
выявить причины использования молодёжного сленга, его взаимодействие с литературным языком;
понять, как через этот лингвистический пласт отображается сознание молодёжи,
её ценностные и нравственные ориентиры.
Задачи:
сформулировать понятие «сленг»;
определить, какое место занимают молодёжные сленги в речи школьников;
провести социологическое исследование (анкетирование) среди обучающихся среднего звена с целью определения:
а) причин употребления школьниками сленговых выражений,
б) способов формирования правильной и грамотной речи.
Молодёжный сленг – социальный диалект людей в возрасте 13-30лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской.
Способы образования сленга: аффиксация, то есть образование слов с помощью суффикса: показ – показуха, спокойствие – спокуха; -неморфологические способы образования сленга: ботаник - чересчур прилежный ученик. Примеры усечения: препод- преподаватель, комп- компьютер, клава – клавиатура, репа - репетиция.
Как говорит современный школьникбатоны –кнопки клавиатурыгоблин – старомодный человек карандаши в стакане – родители домаклава – клавиатуралафа – счастьене париться – не думатьпешкарусом – пешкомрепа – репетицияродичи – родителитвикс- двойкатормоз – медлительный человек, плохо соображающий.халява – отдыхчеснок – честный человекящик - телевизорИ ещё много других слов.
Причины использования сленга: -социальные факторы (приоритет материальных ценностей, разделение общества на богатых и бедных)-значимость «своего» языка для общения (общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста для молодёжи продолжает быть значимым, школьники хотят проводить с ними как можно больше времени – гулять, отдыхать, развлекаться; -влияние СМИ на речь современной молодёжи.
Рекомендации для тех, кто желает исключить из речи сленговые слова , советую: 1) читать хорошую литературу;2) включить самоконтроль за речью своей и чужой;3) практиковать выступления перед аудиторией; 4) повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах. Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, в том числе и культуры речи.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». И.С. Тургенев
Литература: 1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Современное написание : в 4 т. / В. И. Даль. - М. : Астрель : АСТ, 2002. - 2002. - 1158 с. 2. Розина Р.И. Состояние и тенденции развития общего русского сленга. [Текст] / Р.И. Розина. – М.: Русский язык, 2000. – 142 с.3. Кронгауз М. И. Русский язык на грани нервного срыва. [Текст] / М.И. Кронгауз – М.: Языки славянских культур, 2007. – 90 с.4. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 кл.- М.: Дрофа, 2001. – 464 с.5. Интернет-ресурсы:file:///C:/sputnik/Resurs/http_rus.1september.ru_urok
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.