Речевые ошибки 9 класс (Повторение)

  • Подготовка к тестированию
  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • pptx
  • 22.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Речевые ошибки.pptx

Речевые ошибки

КК по русскому языку 9 класс

Предисловие

Одним из критериев оценивания экзаменационных
изложения и сочинения является критерий
«Соблюдение речевых норм» (ГК4): 1. Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок – 2 балла 2. Допущены 3 ошибки – 1 балл 3. Допущены 4 ошибки и более – 0 баллов
Данная презентация расскажет вам о том, какие ошибки
называют речевыми, и продемонстрирует основные
типы речевых ошибок, допускаемых выпускниками в
экзаменационной работе.

Какие ошибки называют речевыми?

Речевые ошибки - это ошибки, допущенные
в употреблении слова.
Например: Они потеряли на войне двух
единственных сыновей.
Комментарий: Само по себе слово «единственный»
ошибки не содержит, оно лишь неудачно
употреблено, не «вписывается» в  контекст, не
сочетается по смыслу со своим ближайшим
окружением.

Употребление слова в несвойственном ему значении

Например: Мы были шокированы прекрасной
игрой актёров.
Комментарий: В данном случае неуместно слово
«шокированы», т.к. шокировать – значит вызывать
чувство неловкости, приводить кого-л. в смущение
своим поведением, нарушением правил приличия,
общепринятых норм поведения. Это слово нужно
заменить словом «восхищены».

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом


Например: Были приняты эффектные
меры.

Комментарий: В данном контексте слово
«эффектный» неуместно, т.к. «эффектный» -
значит «производящий эффект, впечатляющий».
Его следует заменить однокоренным
«эффективный» - значит «дающий эффект,
действенный».

Неразличение синонимичных слов


Например: В конечном  предложении
автор применяет градацию.

Комментарий: В данном случае вместо
прилагательного «в конечном» необходимо
употребить существительное «в конце».

Употребление слов иной стилевой окраски


Например: Автор, обращаясь к этой
проблеме, пытается направить людей
немного в другую колею.

Комментарий: Вместо «колею» уместнее будет
звучать в данном контексте слово «русло».

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов


Например: Астафьев то и дело прибегает
к употреблению метафор и олицетворений.

Комментарий: Эмоционально-окрашенное
выражение «то и дело» следует заменить
стилистически нейтральным синонимом
«неоднократно».

Неоправданное употребление просторечных слов


Например: Таким людям всегда удаётся
объегорить других.

Комментарий: В данном предложении
просторечное слово «объегорить» следует
заменить стилистически нейтральным синонимом
«обмануть».

Нарушение лексической сочетаемости


Например: Автор увеличивает впечатление.
Автор использует художественные
особенности.

Комментарий: Слово «особенности» необходимо
заменить словом «средства».

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Например: молодой юноша
очень прекрасный
бесплатный подарок

Комментарий: В этих словосочетаниях
выделенные слова являются лишними, т.к. они
дублируют лексическое значение невыделенных
слов.

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

Например: В этом рассказе
рассказывается о реальных событиях.

Комментарий: В данном предложении
необоснованно повторяются однокоренные слова.
Одно из них следует заменить синонимичным:
вместо «рассказ» - «произведение» или вместо
«рассказывается» - «повествуется».

Неоправданное повторение слова


Например: Герой рассказа не задумывается
над своим поступком. Герой даже не
понимает всей глубины содеянного.

Комментарий: Во втором предложении
повторяющееся слово «герой» уместнее заменить
личным местоимением «он».

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Например: Когда писатель пришёл в
редакцию, его принял главный редактор.
Когда они поговорили, писатель отправился
в гостиницу.

Комментарий: В данном случае оба предложения
построены однотипно: они представляют собой
сложноподчинённое предложение с придаточным времени,
которое находится перед главным. Чтобы устранить эту
речевую ошибку, придаточное во втором предложении
можно заменить существительным с предлогом
«после разговора».

Неудачное употребление местоимений


Например: Данный текст написал В.Белов.
Он относится к художественному стилю.

Комментарий: Употребление личного
местоимения «он» делает второе предложение
двусмысленным: то ли ТЕКСТ относится к
художественному стилю, то ли В.БЕЛОВ.

Послесловие

Будьте внимательны!
Не допускайте ошибок!