Предисловие
Одним из критериев оценивания экзаменационных
изложения и сочинения является критерий
«Соблюдение речевых норм» (ГК4): 1. Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок – 2 балла2. Допущены 3 ошибки – 1 балл3. Допущены 4 ошибки и более – 0 баллов
Данная презентация расскажет вам о том, какие ошибки
называют речевыми, и продемонстрирует основные
типы речевых ошибок, допускаемых выпускниками в
экзаменационной работе.
Какие ошибки называют речевыми?
Речевые ошибки - это ошибки, допущенные
в употреблении слова.
Например: Они потеряли на войне двух
единственных сыновей.
Комментарий: Само по себе слово «единственный»
ошибки не содержит, оно лишь неудачно
употреблено, не «вписывается» в контекст, не
сочетается по смыслу со своим ближайшим
окружением.
Употребление слова в несвойственном ему значении
Например: Мы были шокированы прекрасной
игрой актёров.
Комментарий: В данном случае неуместно слово
«шокированы», т.к. шокировать – значит вызывать
чувство неловкости, приводить кого-л. в смущение
своим поведением, нарушением правил приличия,
общепринятых норм поведения. Это слово нужно
заменить словом «восхищены».
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
Неразличение синонимичных слов
Употребление слов иной стилевой окраски
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов
Неоправданное употребление просторечных слов
Нарушение лексической сочетаемости
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
Например: молодой юноша
очень прекрасный
бесплатный подарок
Комментарий: В этих словосочетаниях
выделенные слова являются лишними, т.к. они
дублируют лексическое значение невыделенных
слов.
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
Например: В этом рассказе
рассказывается о реальных событиях.
Комментарий: В данном предложении
необоснованно повторяются однокоренные слова.
Одно из них следует заменить синонимичным:
вместо «рассказ» - «произведение» или вместо
«рассказывается» - «повествуется».
Неоправданное повторение слова
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Например: Когда писатель пришёл в
редакцию, его принял главный редактор.
Когда они поговорили, писатель отправился
в гостиницу.
Комментарий: В данном случае оба предложения
построены однотипно: они представляют собой
сложноподчинённое предложение с придаточным времени,
которое находится перед главным. Чтобы устранить эту
речевую ошибку, придаточное во втором предложении
можно заменить существительным с предлогом
«после разговора».
Неудачное употребление местоимений
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.