Этнические миграции
Оценка 5

Этнические миграции

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
география +2
Взрослым
05.01.2017
Этнические миграции
Данная тема актуальна для изучения, т.к. миграционные процессы на планете происходят и сейчас, причины миграций остаются почти те же, что и много веков назад. Но появляются и новые виды миграций и причины их побуждающие, поэтому цель работы: Изучить этнические миграции, происходившие в мире с начала эры по 15 век. Задачи: 1. Проанализировать специальную, научную, историческую литературы по данному вопросу. 2. Изучить этнические процессы, происходившие в мире, их значение. 3. Выявить и проанализировать причины расселения населения на территории Европы и Руси. Методы: статистический, сравнительный, картографический.
этнические миграции 1.doc

Содержание

стр.

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Этнические процессы в мире…………………………………………...5

1.1.Развитие этнических миграций на территории Европы……………………5

1.2.Этническая карта средневековой Европы…………………………………...9

1.3.Миграционные процессы в Центральной Азии……………………………15

Глава 2. Миграционные процессы на территории Руси………………………18

2.1.Откуда пошла русская земля………………………………………………..18

2.2. Славянская колонизация……………………………………………………25

Заключение……………………………………………………………………….28

Список литературы………………………………………………………………30

Приложение………………………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Под этническим делением подразумевается деление населения на особые группы - этносы, - отличающиеся своим языком, общностью территории и экономических связей, а также культурно-бытовыми особенностями и этническим самосознанием [14].

По Л.Г.Гумилеву этнос у человека - это форма существования вида Homo Sapiens и его особей, которая отличается как от социальных образований, так и от чисто биологических характеристик, какими являются расы. Но расы, на которые распадается вид Homo Sapiens, это условные биологические обозначения, которые могут иметь некоторое значение для нашей темы, но только вспомогательное, как любая классификация, которая ни в коей степени не отражает специфики этнического феномена. Этнос не биологическое явление, так же как и не социальное. Вот почему Гумилев предложил этнос считать явлением географическим, всегда связанным с вмещающим ландшафтом, который кормит адаптированный этнос. А поскольку ландшафты Земли разнообразны, разнообразны и этносы (Гумилев, 1989) [5].

В период эволюции Человечества 10 000 лет тому назад этнографы насчитывают примерно 17000 этносов, а лингвисты утверждают о существовании 21000 языков. Многочисленные захватнические войны уничтожали слабые племена и народы. Порабощённые народы перенимали язык и культуру победителей, смешивались и растворялись в массе другого народа. Поэтому количество этносов на Земле медленно снижается. За 5000 лет истории Человечества всего 292 года на Земле не было захватнических войн, классовых революций, восстаний бунтов, переворотов. За это время произошло 14513 войн, погибло 3 миллиарда 640 тысяч человек, а материальный убыток цивилизации от войн составляет 5000 триллионов долларов. За 5000 лет вынуждено было мигрировать из районов военных действий и угнано в рабство - 6 миллиардов человек. Войны и уничтожение малых по численности народностей способствовали снижению количества этносов и языковых диалектов. Так, например, современное население бывших колоний в Латинской Америке разговаривает на испанском языке, на языке своих захватчиков. А до 1500 года на территории Латинской Америки жили 4362 мелких и крупных племён американских индейцев, и каждое племя имело свой язык или свой языковый диалект. Вот почему сегодня на Земле этнологи насчитывают только 2011 этносов (включая мелкие племена лесов Амазонки и Центральной Африки), а лингвисты насчитывают 3103 языков, то есть в 6 раз меньшее количество, чем 10000 лет назад. Сейчас происходит бурный миграционный процесс по экономическим причинам. По прогнозам ученых в будущем, через 1 - 2 тысячи лет, будет существовать 1 язык и 1 этнос – земляне [15].

Данная тема актуальна для изучения, т.к. миграционные процессы на планете происходят и сейчас, причины миграций остаются почти те же, что и много веков назад. Но появляются и новые виды миграций и причины их побуждающие, поэтому цель работы: Изучить этнические миграции, происходившие в мире  с начала эры по 15 век.

Задачи:

1.     Проанализировать специальную, научную, историческую литературы по данному вопросу.

2.     Изучить этнические процессы, происходившие в мире, их значение.

3.     Выявить и проанализировать причины расселения населения на территории Европы и Руси.

Методы: статистический, сравнительный, картографический.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Этнические процессы в мире

1.1.          Развитие этнических миграций на территории Европы

Первое тысячелетие истории Европы насыщено событиями, связанными с кризисом Римского государства и поступательным движением Барбарикума. Значительная часть Старого Света переживала эпоху Великого переселения народов. К началу Переселения западную и южную часть Европейского континента занимала античная цивилизация, существовавшая в государственных рамках Римской империи. В Центральной и Восточной Европе обитали, жившие догосударственным строем, германские, славянские, балтские, финно-угорские, иранские, и другие племена. На Европейском континенте великое переселение ознаменовано движением германцев. Почти одновременно с ними из Азии в Европу хлынули многочисленные кочевнические племена и племенные объединения, вызвавшие значительные передвижения среди местных народов [2].

Многие народы в поисках новых мест обитания и лёгкой наживы оставляли насиженные места и «пускались в те великие и сказочные странствия, которые положили начало образованию народов в древней и новой Европе». Римская империя, раздираемая внутренними противоречиями, стала объектом устремлений варварских племён. Сначала это были германцы, которых сменили гунны, а позже авары и славяне. В ходе Великого переселения народов произошла гибель античной цивилизации и падение Римской империи. В её западной части сформировались «варварские королевства», созданные германцами. В восточной сложилась Византийская империя, смирившаяся с утерей значительной части своей территории к югу от Дуная, занятой славянами (и частью тюркоязычными болгарами). Германцы и славяне в ходе Переселения расселились на обширной территории от Британии, Галлии и Испании до Финского залива, Верхней Волги и Дона. Сформировалась новая средневековая цивилизация. Вследствие смешения латинизированного населения бывших римских провинций с варварами сформировались романские народы. Все это сказалось на этнической карте Европы: многие народы исчезли с лица земли.

В средние века, предшествовавшие эпохе Великих географических открытий, массовые миграции происходили больше по сухопутным маршрутам, хотя и морские не исключались (приложение 1).

Больше ста лет назад чешский учёный Любор Нидерле отметил на Балканах ряд географических названий, указывающих на присутствие здесь славян в античную эпоху. В наше время всё больше исследователей склоняются к той точке зрения, что славяне не впервые появились на Балканах в VI веке. Они жили здесь и раньше, а в раннем Средневековье они дозрели до образования собственной государственности и повели завоевательную политику. Возможно, что такой массовой и бурной миграции славян на Балканы, не было, а имела место длившаяся столетиями инфильтрация. Некоторые учёные считают, что славяне в Балкано-Дунайском регионе были известны античным географам и историкам под иными названиями, кроме венедов (как с I в. н. э. римляне называли славян, живших к северу от Карпат) (приложение 2.) [4].

В то время как средневековым европейцам немало волнений доставляли отголоски процессов, зарождавшихся в центральноазиатском этническом котле, на Востоке были свои проблемы. Сюда тоже докатывались волны ВПН, но тем же потомкам Чингисхана удалось здесь лишь основать несколько династий, и то ненадолго. А раньше (VII–VIII в.) - экспансия арабов сформировала облик обширных регионов Азии и Африки.

Экспансия была - политическая, религиозная, культурная. Но арабов из Аравии просто физически бы не хватило, чтобы стать преобладающим народом на пространстве от Гибралтара до Инда. Язык Корана, как и сам Коран, распространились тут на этнически родственном субстрате [6].

Сирийцам, ассирийцам, арамеям, финикийцам, пунийцам и другим семитским народам региона арабский язык был близок. Литературный язык был ими воспринят легко, а в разговорный арабский они внесли столько модификаций, он распался на несколько отдельных языков. То есть в Северной Африке и Юго-Западной Азии существенных этнических изменений в начале Средневековья на самом деле не произошло [7].

А вот колонизация мусульманами берегов и островов Индийского океана, развернувшаяся с VIII века, инфильтрация носителей арабского языка в иную этнокультурную среду. Фактории арабских купцов постепенно возникли от Мозамбика до Гуанчжоу, от Коморских островов до Филиппин. Арабы первыми открыли и заселили Сейшельские острова. На Мадагаскаре они встретили представителей миграционной волны первых веков н. э., пришедших туда из Индонезии. Этнических арабских анклавов здесь почти нигде не сохранилось, но их культурное влияние было значительным. В Восточной Африке, Бирме, Малайе, Большом Зондском архипелаге, на Мальдивах, Филиппинах местные правители принимали ислам.

Параллельно эти же берега пытались освоить китайцы, в XIV столетии даже нанеся их на географические карты - самые точные в тогдашнем мире (европейцы таких составлять ещё не умели). В портах Юго-Восточной Азии китайские купцы с этого времени угнездились крепко, а в Сиаме возникла многочисленная китайская община, по сей день играющая ключевую роль в стране, ныне более известной как Таиланд. Арабы, и китайцы шли вдоль берегов, ещё в I-IV веках исследованных и частично заселённых индийцами, о чём свидетельствует, до сих пор сохранившийся индуизм на острове Бали.

Путь китайским и арабским мореходам при этом указывал компас, изобретённый, как считают, в Китае в XI веке. Однако арабы оспаривают честь этого изобретения у китайцев, и, возможно, они правы в том, что сделали его сами. Во всяком случае, арабы стали раньше китайцев применять его на морских судах, с XII века пересекая напрямую Аравийское морс и Бенгальский залив, используя сезонные муссонные ветры. Но не исключено, что и это изобретение, подобно цифрам, ныне употребляемым во всём мире, было впервые сделано в Индии, в блестящую эпоху Гуптов (IV-V вв.), и вело ещё древнеиндийских мореходов, хотя это предположение не подтверждено.

Самые далёкие морские миграции раннего Средневековья совершали норманны - предки нынешних шведов, датчан и норвежцев [1].

Викинги с VIII века бороздили Балтийское и Северное моря, высаживаясь на берега Европы, Британии, Ирландии, насилуя, грабя, сжигая. На своих ладьях они заходили даже в Средиземное море, а по рекам Европы поднимались до Парижа и Майнца. С течением времени характер экспедиций неизбежно менялся - от набегов викинги переходили к оседлости на захваченных землях. Викинги брали жён у местных, вожди викингов - конунги - основывали новые династии (приложение 3).

Наиболее известными из их государств стали: с X века - герцогство Нормандия на севере Франции и с XI века - Неаполитанское королевство на юге Италии. В середине XI столетия нормандский герцог Вильгельм со своей дружиной завоевал Англию. Историки довольно долго объясняли возникновение Древнерусского государства в конце IX века норманнским завоеванием, считая норманнами варягов (приложение 4).

Пиратские набеги викингов обогащали Скандинавию, превратившись в организованные военные экспедиции нарождающихся норманнских государств. Экспансия викингов стала приобретать иные черты: переселение вместе с семьями с целью основания прочных колоний на новом месте.

Дольше всего колонии викингов должны были сохраниться там, где прежде не было туземного населения или оно стояло на очень низком уровне развития. В противном случае, как то произошло в Британии, Франции, Ирландии, на Руси, пришлые норманны должны были раствориться в местной среде. Зато с конца IX века начинается заселение норманнами Исландии, где их потомки живут до сих пор [1].

В конце X века норманны основывают первые колонии в Гренландии. В начале XI века они закладывают поселения на территории современной Канады - на острове Ньюфаундленд и севере полуострова Лабрадор. Колонисты назвали открытую ими землю Винланд (Винная страна; в переносном смысле - изобильная страна). В 60-х годах прошлого века там были открыты следы норманнских поселений, просуществовавших около двух столетий. В Гренландии колонии викингов продержались до XVI века. Нынешнее белое население самого большого в мире острова - потомки тех, кто прибыл туда уже в Новое время (приложение 5).

Еще одна крупная средневековая миграция, не отражённая в письменных источниках, известная нам только по данным археологии и антропологии, - заселение Новой Зеландии предками нынешнего народа маори, приплывшими с островов Полинезии. Оно происходило в IX-XIII веках. Сами острова Тихого океана были заселены по большей части ещё в древности выходцами главным образом из Юго-Восточной Азии [2].

 

1.2.Этническая карта средневековой Европы

Основное этническое образование периода феодализма - народность, сменившая племенные объединения доклассового общества и народности рабовладельческой эпохи. Народность в период феодализма проходит долгий путь становления и развития и формируется к концу его; ее сменяет зарождающаяся нация. Помимо народностей средневековье знало и другие формы этнических образований - этнические группы, входившие в состав народностей, и более крупные этнические объединения, состоящие из нескольких народностей [6].

Народность феодальной эпохи обладает рядом специфических особенностей. Пути ее становления в разных странах были разнообразны. Так, в одних местах отсутствовали или запаздывали в развитии одни ее характерные черты (общность территории, экономики), в других - другие.

На протяжении всего средневековья на формирование народностей оказывало влияние существование внутри них отдельных этнических групп, нередко также приобретавших характер народностей (саксонцы, баварцы, швабы в Германии; галисийцы, баски, каталонцы в Испании) [9].

Основу каждой народности составляло трудовое население - крестьяне, ремесленники, и именно особенности их культуры, быта выступали в качестве характерных этнографических признаков всего народа; что же касается феодальной верхушки общества, то ей нередко был присущ своего рода космополитизм и иногда в ее среде господствовали язык и культура другого народа (английские феодалы после норманского завоевания, онемеченная часть чешских феодалов).

Еще одной особенностью этнической структуры средневековья было отсутствие резких и твердых границ между этническими группировками. Феодализм, характеризуется постоянным взаимопроникновением и ассимиляцией разных этнических групп, что было связано с войнами, походами, завоеваниями. Современные европейские нации сложились в процессе многовекового взаимовлияния разнообразных этнических комплексов средневековой Европы [3].

Этническая карта Западной Европы к началу средневековья представляла пеструю картину. В ее формировании нашли отражение самые разнообразные этнические слои античности: лигуры, этруски, италики, кельты, иберы. Наибольший отпечаток на дальнейшее этническое развитие Европы наложили кельты.

Во времена Поздней Римской империи кельты занимали большую часть современной Франции (аквитаны, галлы, белги), Англии (бриты), Северной Испании (кельтиберы), Швейцарии (гельветы). Самыми многочисленными из них были галлы, насчитывавшие 80 племен. Значение кельтского элемента в средневековой истории огромно. Многие из кельтских племен (бриты, галлы, белги) явились ядром формирования средневековых народностей и оказали воздействие на их культуру. Особая роль среди них принадлежит галлам, которые раньше и больше других кельтских племен подверглись романизации, они выступали носителями римских традиций, сыгравших столь важную роль в средневековой истории [9].

Кельты оказали значительное воздействие и на топонимическую карту Европы; многие из названий европейских государств, областей и населенных пунктов кельтского происхождения: Британия, Бельгия, Бретань, Аквитания, Овернь, Пуату, Реймс, Нант.

На протяжении средневековья Западная Европа испытывала воздействие различных этнических групп. Наибольшей сложностью состав европейского населения отличался в период Великого переселения народов. В это время на территории Западной Европы жили представители самых разнообразных народов, настоящий конгломерат этнических группировок: тюрки (гунны, авары), угры (венгры), семиты (арабы), славяне и германцы.

Важную роль в формировании этнического облика средневековой Западной Европы сыграли германцы. Прародиной древних германцев считается Восточная Прибалтика - Скония (Южная Швеция), побережье и острова Балтийского моря. Отсюда в III-II вв. до н. э. германские племена двинулись на юг: по Эльбе к верховьям Рейна и Дуная и по Висле к нижнему течению Дуная, в Северное Причерноморье. Причины этой миграции, положившей начало постоянным перемещениям племен, населявших земли Восточной и Центральной Европы, были разнообразными.

Немалую роль в них сыграли физико-географические факторы (начавшийся период увлажнения степной зоны Восточной Европы), но большее значение, имели внутренние мотивы: экономические потребности экстенсивного хозяйства и возросшее в условиях внутренней дифференциации племен стремление к обогащению, удовлетворявшееся грабежом и завоеваниями [4].

В результате этих перемещений в первые столетия нашей эры на территории Центральной, Восточной и отчасти Западной Европы сложились две основные группировки германских племен, находившиеся в постоянном движении, - восточные и западные германцы. Они перемещались на запад, на плодородные земли римских провинций и самой метрополии. Первая волна германских завоеваний, начало которой было положено еще вторжениями кимвров и тевтонов, достигла своего наивысшего размаха во времена Цезаря и в последующие десятилетия; именно тогда западные германцы основали первые устойчивые поселения в районе Верхнего и Среднего Рейна, Майна, Неккара, Саара, Верхнего Дуная, где лесостепная флора и плодородные лёссовые почвы явились базой оседлого земледельческого хозяйства [7].

Следующая волна германских завоеваний приходится на период Великого переселения народов; в результате ее была разрушена Римская империя и германские племена расселились по всей территории Западной Европы. Плацдармом их вторжений были Десятинные поля (область между Верхним Рейном и Дунаем), нижнее течение Рейна и южные проходы (Паннония). Крупнейшими были передвижения восточногерманских племен - вандалов и свевов, готов, бургундов, лангобардов и западногерманских племенных объединений саксов, англов и ютов, алеманнов, франков, баваров. Многие из них привели к образованию собственных племенных королевств на территории бывшей империи.

На новых землях «варвары» подселялись в имения к прежним римским собственникам или отбирали у них лучшие земли (бургунды в Лионской Галлии, вестготы в Южной Франции и Испании); нередко они расселялись и по свободным пространствам (франки, бургунды в Савойе, частично остготы); иногда же завоевание принимало характер массового истребления прежнего населения (лангобарды).

О характере расселения германских племен помимо письменных источников дает нам ценные сведения и топонимика; например, наименования, включающие суффикс или окончание ingen, ing, ange, равноценные русскому «ичи»,  т.е. «сыновья такого-то лица», или общегерманский элемент heim, франкский fere, лангобардский fara, указывают на первоначальное компактное расселение какой-либо родовой группы; формирование названия из римского «вилла» и имени германского происхождения (Бузонвиль - Busonis villa) чаще всего говорит о совместном поселении покоренного населения и завоевателей [2].

Германское завоевание оказало влияние на этническую историю средневековья, оно повлияло на состав населения европейских стран, на его быт, экономику, язык и культуру, даже на его внешний облик. Главное же значение германских завоеваний заключалось в том, что, оседая как на захваченных римских, так и на нероманизированных землях, эти племена давали толчок развитию новых общественных отношений.

К концу раннего средневековья по многим районам Западной Европы прокатилась еще одна волна нашествий северогерманских племен - норманское завоевание. Скандинавские викинги совершали набеги по всему  северному и западному побережью Европы, обосновывались в Средиземноморье и проникали далеко в глубь континента, поднимаясь по течению Рейна, Сены, Луары и Роны. Особую роль норманские завоевания сыграли в истории Англии, Южной Италии и Нормандии, где завоеватели основали свои государства. Германским племенам датчан, например, захватившим в начале X в. устье Сены и дважды (в IX и XI вв.) завоевавшим Англию, принадлежит важное место в процессе формирования английской и северофранцузской народностей.

Рис. 1. Набеги норманов в VIII-X вв.:

 1 - места постоянных поселений норманов; 2 - территории, наиболее часто подвергавшиеся набегам; 3 - даты набегов.

Наибольшей активностью среди скандинавов отличались выходцы из Норвегии, основавшие свои колонии на огромном пространстве от Сицилии и Африки до Исландии, Гренландии и Ньюфаундленда. Экспансия шведов была направлена на юг и восток, в славянские земли [1].

Другим большим этническим пластом, следы которого обнаруживаются на территории ряда стран Западной Европы, были славяне.

В раннем средневековье племена западных славян занимали часть земель Центральной Европы, местами заходя далеко на запад от Эльбы; южные славяне колонизовали территорию Балкан. Славянские племена проявляли активность, проникая на земли соседей как мирным путем, так и совершая продолжительные военные походы. Отпечаток на историю средневековой Италии наложила славянская колонизация Фриуля и южного побережья Апеннинского полуострова, а славянские политические образования на территории Польши и Чехии (впоследствии часть Священной Римской империи), а также Австрии (герцогства Каринтия и Крайна) сыграли большую роль в истории западноевропейского средневековья [9].

Несколько меньшая роль в формировании этнического состава европейского населения принадлежит угро-финнам и арабам. Хотя венгры в IX-X вв. неоднократно совершали набеги на страны Западной Европы (Северную Италию, Германию, Францию), их влияние на этническую картину европейского населения было незначительным. Своеобразным было воздействие арабов. Они захватили европейские территории - большую часть пиренейских земель, острова Средиземноморья и города на Апеннинском полуострове и в Южной Франции; в моменты наивысшей экспансии на континенте их отряды доходили до Роны и Луары. Но религия ставила непреодолимый барьер ассимиляции местного христианского и пришлого мусульманского населения; влияние арабов на западноевропейские страны шло по линии культурного и научно-технического воздействия; в этих сферах оно было весьма велико.

Такова картина этнических напластований в Западной Европе в средние века. Этническая неустойчивость в большой степени сказалась на процессе формирования основной этнической ячейки той эпохи - народности. Можно полагать, что народность в основных своих чертах сложилась только к концу развитого средневековья и лишь в наиболее феодально развитых странах Западной Европы - Англии и Франции. Но и в них к этому времени окончательно сформировались далеко не все признаки народности. Что же касается большинства западноевропейских стран, то в них этот процесс принял гораздо менее четкие формы и растянулся на гораздо больший промежуток времени. В результате этническая карта средневековой Европы отличалась чрезвычайной пестротой [1].

 

1.3.Миграционные процессы в Центральной Азии

Гунны, авары, булгары, хазары, венгры, печенеги, половцы - вот неполный перечень народов, во времена переселения народов приходивших в Европу из глубин Центральной Азии.

ВПН казалось европейцам постоянным наплывом людских волн с востока. Но этот же процесс китайцам, например, представлялся таким же нашествием мигрантов с запада. В течение тысячелетий по Великой степи перемещались, в том числе и на далёкие расстояния, в самых разных направлениях самые различные народы (приложение 1.).

Одна из волн ВПН в IV-VI веках захлестнула северную Индию. Пришедший тогда кочевой народ известен в источниках под именами белых гуннов, или эфталитов. В последние столетия деление человечества по языкам явно не совпадает с делением по расам. Это следствие интенсивных миграционных процессов. Так, носителями языков индоевропейской семьи являются ныне представители всех больших человеческих рас. Но ведь миграции были присущи людям издавна. Поэтому нет оснований считать, что в глубокой древности лингвистические границы совпадали с антропологическими. Когда-то изначально носители одного языка представляли собой одну расовую группу [3].

В I тысячелетии нашей эры европеоидное население наряду с монголоидным было широко представлено в глубинах Центральной Азии.

В 751 году в долине Таласа на границе современных Казахстана и Киргизии произошло крупное сражение войск арабского халифа и китайского императора - ключевая битва одной из глобальных войн прошлого. Среди китайских солдат, по сообщениям арабских источников, было немало воинов белого цвета кожи. Арабы, сообщившие это, а потом и воспринявшие их известие европейцы, сочли белых китайцев потомками воинов Александра Македонского. Такое объяснение вполне удовлетворяло средневековому научному мышлению.

Гумилёв объяснял присутствие белых народов в Центральной Азии в историческое время их давним обитанием на данной территории. Это была ветвь белой расы, отколовшаяся от основного ствола ещё в доисторическую эпоху.

В наше время считается доказанным приход на земли нынешнего Синьцзяна (северо-западного Китая) где-то в I тысячелетии до н. э. тохаров - впоследствии исчезнувшего народа индоевропейского корня. Вероятно, они жили там и раньше. Многие исследователи связывают с тохарами знаменитые «таримские мумии», найденные в прошлом веке в различных местах Синьцзяна. Наиболее известна из них т. н. «лоуланьская красавица» - мумифицированный труп высокой светловолосой женщины, найденный в 1980 г. в окрестностях Урумчи и относимый ко времени примерно за 1800 лет до н. э.

Наряду с крупными передвижениями народов по Великой степи с востока на запад в историческое время не могло не быть миграций и в обратном направлении - с запада на восток. Кроме тохаров, как в более ранние периоды, так и поздние, в Центральную Азию из Восточной Европы проникали и другие группы европеоидного населения. В этом контексте актуальное звучание принимает и гипотеза о «потомках воинов Александра Македонского».

На примере Центральной Азии мы выявили три крупных универсальных миграционных периода древности:

1. Миграции сложившихся исторических народов.

2. Более ранние миграции, в результате которых складывались исторические народы.

3. Наиболее древние миграции, в ходе которых возникла первичная картина расселения человеческих рас и предков современных языковых семей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Миграционные процессы на территории Руси

2.1.Откуда пошла русская земля

Проблема происхождения народа, давшего название Русскому государству, соединяется с проблемой прародины славян и путей их расселения в Восточной Европе. Долгое время в науке господствовало мнение, что исходно русы, варяги и норманны были одним и тем же народом.

Больше ста лет назад В.О. Ключевский писал о расселении славян по Восточно-Европейской равнине с Карпат в VI–VII веках. Но для многих исследователей уже тогда было очевидным, что не мог народ за два столетия расселиться из узкого очага по огромной территории. Л. Нидерле придерживался версии о более раннем расселении славян к северу и востоку от Карпат и об их проникновении к югу от Карпат ещё в Античности.

В наше время имеются три версии размещения славянской прародины, сформулированные ещё в XIX веке: 1) дунайская; 2) висло-одерская; 3) днепровская [8].

Первоначально славянская общность формировалась на Среднем Дунае, в Паннонии (ныне - Венгрия, Словакия, Хорватия и Словения) в III-II тысячелетиях до н. э. Но уже в середине I тысячелетия до н. э. часть славян проникла в среднее течение Днепра, где позднее выделилась восточная ветвь славян. Академик Б.А. Рыбаков использовал эту гипотезу и доказывал, что часть скифов, упоминаемых Геродотом («скифы-земледельцы»), на самом деле была славянами [10].

Несомненный факт, что уже в первые века нашей эры славяне расселялись на широкой территории к северу от Карпат. Воспользуемся концепцией известного русского археолога академика В.В. Седова. Он придерживается висло-одерской привязки славянской прародины, но для реконструкции путей славянской миграции по Русской равнине отличия этой теории от двух других представляются несущественными. Его точка зрения, убедительнее прочих объясняет происхождение названия Русь.

В своих главных чертах концепция академика Седова не противоречит построениям других авторитетных историков. Она не перечёркивает, а развивает прежние достижения науки. В этом - основа для доверия ей со стороны тех, кому сложно разобраться во всех тонкостях научной аргументации, но кто в целом знаком с предметом [11].

Реконструкция Седовым раннего этапа славянской истории до нашей эры носит весьма гипотетический характер. Для более позднего времени сведения становятся более определёнными.

Положение славян в этот период Седов представляет так:

«В первые века нашей эры славяне заселяли части территорий двух археологических культур: пшеворской, занимающей среднеевропейские земли от Эльбы до Западного Буга и верховьев Днестра, и Черняховской, распространившейся в Северном Причерноморье от нижнего Дуная на западе до Северского Донца на востоке. Эти культуры были крупными полиэтническими образованиями провинциально-римского облика. На территории Черняховской культуры сложился славяно-иранский симбиоз; в результате на Подолии и в Среднем Поднепровье обособилось отдельное диалектно-племенное образование славян, известное в исторических источниках как анты» [12].

Нашествие гуннов взорвало стабильность ситуации, привело к гибели прежних культур и спровоцировало новый, более сильный виток ВПН. В конце IV века исчезает Черняховская культура, последние памятники пшеворской культуры относятся к началу V века. Этнополитические изменения наложились на начавшееся похолодание климата, которое в свою очередь усилило миграции. Были вынуждены сдвинуться и славяне [13].

«В эпоху Средневековья славяне вступили далеко не монолитной массой. Территориально они оказались разбросанными на широкой территории Средней и Восточной Европы. Связи между отдельными регионами нередко отсутствовали. Историческая ситуация в каждом из них была своеобразной, в ряде мест группы славян расселились среди иноэтничных аборигенов. В результате в V–VII веках сложилось несколько различных славянских культур, фиксируемых современной археологией».

Очевидно, колонизационное движение славян по Русской равнине началось раньше. Ученый не исключает, например, что ещё на заре нашей эры славяне ассимилировали балтское и прочес иноязычное население некоторых известных культур Восточной Европы (например, зарубинецкой).

В том, что расселение славян и до IV века н. э. было шире, чем обычно представляют, нас убеждает появление в V-VI веках славянских культур на очень большом удалении от исторической прародины славян, где бы она ни находилась. Одна переселенческая волна славян в IV веке докатилась до Среднего Поволжья, где на землях нынешнего Татарстана и сопредельных регионов создала именьковскую культуру, просуществовавшую более трёх столетий. Отдельные группы славян, сохранившись от ассимиляции, вошли позднее в состав Волжской Булгарии (IX-X вв.), как о том свидетельствуют арабские путешественники, перечисляя этнические группы этого государства. Они же называют Волгу (Итиль) «рекой славян» [8].

В конце IV–V веков в результате миграций формируется северная ветвь славянства, изолированная от основного массива славян. Не известно точно, откуда шёл этот переселенческий поток. Одни исследователи полагают, что основной путь направлялся с берегов Балтики по Западной Двине, другие - с юга. Седов, основываясь на концентрации в Прибалтике артефактов провинциальноримского типа, характерных для пшеворской культуры, считает доказанным первый путь.

Таким образом, славянские переселенцы ознакомили балтских и финно-угорских «аборигенов» с культурой, соприкасавшейся с великой культурой Древнего Рима. В верховьях Западной Двины и Днепра сложилась тушемлинская культура славян, на будущих новгородско-псковских землях - т. н. культура длинных курганов, на Верхней Волге - культура, которую долго связывали с финно-угорским народом меря. На последнем следует остановиться особо, так как до сих пор часто можно встретиться с утверждением, будто на территории Москвы ко времени её основания обитали в основном финно-угорские племена [12].

Первые славяне приходят в будущую Ростово-Суздальскую землю в V веке. Их появление надёжно маркируется многочисленными находками височных колец определённого типа, что считается однозначным признаком древнеславянского населения. Их племенное название не зафиксировано никакими письменными источниками, и, скорее всего, в процессе взаимной ассимиляции они заимствовали местный этноним. Важно то, что меря, которая называется летописью в числе первых племён Древнерусского государства, в то время (IX в.) была уже славянской по преимуществу.

Вот как в представлении Седова происходил этот процесс:

«Славяне… осевшие в середине I тысячелетия н. э. в западных районах Волго-Окского междуречья и в междуречье Волги и Клязьмы, в течение нескольких столетий ассимилировали проживавшие здесь балтские и финноязычные племена и стали ядром-основой древнерусского населения Северо-Восточной Руси. В условиях продолжительного славяно-мерянского симбиоза этноним местного поволжско-финского племени - меря, по всей вероятности, распространился, как это нередко было в древней истории, на всё население междуречья Волги и Клязьмы, и в период становления Древнерусского государства все жители Ростовского края назывались мерей» [12].

Основная часть славян Русской равнины в это время располагалась на юге. С ними были связаны пеньковская и пражско-корчакская культуры. Первая возникла на части разрушенной Черняховской культуры и протянулась в лесостепной полосе от Днестра до Северского Донца. С нею связывается народ анты, знаменитый по раннесредневековым источникам. Вторая тянулась от Днепра до Верхней Эльбы. В её восточной части, на территории нынешней Северо-Западной Украины, сформировалась этническая общность дулебов, известная по нашим летописям. Она, по мнению Седова, в дальнейшем дала начало племенам полян, древлян, волынян и дреговичей [10].

В конце VII века на левобережье Днепра пеньковская культура и сложившаяся несколько севернее её колочинская культура сменяются под напором пришлого населения. В результате симбиоза туземных и пришлых элементов возникает волынцевская культура, существующая весь VIII век.

На рубеже VIII–IX веков она переходит в роменско-боршевскую культуру. По мнению Седова, памятники материальной культуры, тип поселений, самый характер экономики волынцевской культуры полностью идентичны таковым именьковской культуры, о которой говорилось выше. Той самой, которую создали славянские переселенцы на Волге ещё в IV веке. Теперь, спустя столетия, их потомки возвратились на прежнюю историческую родину, не потерявшись, не растворившись за это время в среде иноплеменников.

«Установлено, что в конце VII века основная масса именьковских поселений (их археологам известно 600) и могильников прекращают функционировать. Раскопки их показывают, что селения не были разгромлены или сожжены. Они были оставлены именьковским населением. В силу каких-то обстоятельств обширные плодородные земли Среднего Поволжья оказались опустошёнными. Земледельцы этого региона вынуждены были искать новые территории для своего расселения [11].

В конце VII в. в Днепро-Донском междуречье археологически документируется появление крупных масс нового населения, которое создаёт волынцевскую культуру, безусловно продолжившую традиции именьковской».

Реэмигранты принесли с собой архаический, мало изменившийся за столетия жизни в изоляции, славянский диалект, о чём свидетельствуют многочисленные названия рек и речек данной местности.

Ареал волынцевской, сложившихся на её основе роменско-боршевской и родственных ей культур IX веке охватывал земли от Среднего Днепра на юго-западе до Верхней и Средней Оки на северо-востоке, от Сожа и Угры на северо-западе до верхних течений Дона и Северского Донца включительно на юго-востоке.

Именно эту территорию (включавшую Киевскую, Черниговскую, Сумскую области Украины, Брянскую, Курскую, Орловскую, Калужскую, Тульскую области РФ) Седов считает местом окончательного формирования славянского народа русь, в VIII–IX веках создавшего государственность своего имени. Характерно, что вплоть до начала XIII века в русских летописях название «Русская земля» применяли только к этой территории, а не ко всей земле, заселённой русскими [11].

Безусловно, русь первоначально - не славянское имя. Как и многие другие названия славянских племён, оно восходит ко временам черняховской культуры (предположим от себя - а быть может, и раньше) - временам тесного сожительства славянских и иранских племён, или славяно-иранского симбиоза, по Седову.

 «Географические названия, содержащие в своей основе этноним русь. фиксируются разрозненно в Нижней и Верхней Австрии, в Штирии, окрестностях Зальцбурга и Регенсбурга. В Раффельштеттенском таможенном уставе, датируемом 904/906 г., названы две славянские племенные группы - богемы и руги».

В западных источниках той поры русов всегда называли ругами, поэтому идентификация этноса не вызывает сомнений. Седов считает, что это та часть русов, которая оторвалась от основного аптского массива в результате гунно-аварских миграций IV–VI веков. Некоторые исследователи находят этот этноним и в старом названии провинции на востоке Австрии - Ругенланд (ныне переиначенном в Бургенланд) [8].

Седов, на основании археологических данных, отмечает для VIII–IX веков интенсивную миграцию славян из Среднего Подунавья на Русскую равнину. Памятники материальной культуры дунайских славян этого времени находят по всей восточно-славянской территории, в том числе и па землях волынцевской и роменско-боршевской культур. Пойдём немного дальше исследователя и предположим, что часть этих переселенцев носила этноним русь [10].

По западным и арабским письменным источникам известен Русский каганат - сильное государство, соперник Хазарии, господствовавшей в степях юга России. Арабы часто говорят о «хакане русов» - русском кагане. О том, что русы того времени были славянами, свидетельствуют арабские источники. «Что касается русских купцов - а они вид славян…» - указывает ибн Хордадбех (ок. 847 г.). Ибн ал-Факих (примерно в то же время) там, где ибн Хордадбех говорит о русах, пишет о славянах (ас-сакалиба). Как свидетельствует около 851–852 годов ал-Йа’Акуби, вожди кавказского племени ценаров обратились за помощью против арабов к императору ромеев (т. е. Византии), хазарскому кагану и «сахиб ас-сакалиба», т. е. владыке славян.

Принятие владыкой русов-славян титула «каган» сигнализировало соседям о полной независимости первого известного в истории Русского государства.

Народ русь сформировался и вошёл в историю на той территории, которая и поныне является ядровой для великорусского и малорусского этносов. Таким образом, русы не были пришлой дружиной, «варягами». Это было славянское племя, сформировавшееся за несколько веков до образования Русского государства в сердце великой равнины, унаследовавшей его имя.

Русский каганат полностью исчезает в середине IX века. «Согласно русским летописям, накануне образования Киевской Руси поляне, северяне и вятичи платили дань хазарам, а под 885 годом говорится и о взимании хазарами дани и с радимичей. Когда были установлены эти даннические отношения, сказать затруднительно. Возможно, такая ситуация сложилась в 60-70-х годах IX века. Под натиском хазар Русский каганат как единое государственное образование, объединявшее земли полян, северян, вятичей и донских славян, может быть, тогда перестал существовать».

Русская равнина заселялась двумя потоками древнеславянской колонизации - с юга, из бассейна Днепра, и с севера, с берегов Балтики. Это подтверждено данными археологии, лингвистики и антропологии. Ветвь восточного славянства возникла не в ходе распада изначальной славянской общности, а сформировалась уже на Русской равнине вследствие смешения двух славянских миграционных потоков, положившего начало древнерусской народности. А встретились эти два потока там, где спустя несколько веков русская государственность стала возрождаться после монгольского нашествия - в районе возникшей в XII веке Москвы.

 

2.2. Славянская колонизация

Славянская колонизация Северо-Восточной Руси - процесс заселения славянами финно-угорских земель Волго-Окского междуречья и, в более широком смысле, Русского Севера, начавшийся в IX веке и продлившийся несколько столетий. Следствием славянской колонизации стало начало формирования в этом регионе великорусской народности, а в политическом измерении - возвышение Владимиро-Суздальской земли среди удельных княжеств Древнерусского государства (приложение 6.).

1.Ранняя племенная миграция

Первым этапом стало прониковение в Северо-Восточную Русь в IX-X веках славянских поселенцев, при котором отдельные территории начали осваиваться представителями тех или иных племён. Главными путями миграции в условиях отсутствия дорог служили реки.

По Волге на север и восток Волго-Окского междуречья начали проникать кривичи, составившие этническую основу Суздальского ополья. В более северные земли, в том числе в регион Белого озера, стали проникать ильменские словене, позже составившие этническую основу поморов [8].

В южной части Подмосковья и в Рязанской земле славянская колонизация шла, в основном, за счёт племени вятичей, хотя отмечается также некоторое участие радимичей и северян. Вятичи продвинулись вниз по Оке в район Рязани, вышли на реку Проню, а также расселились вверх по Москве-реке. Граница ареала расселения вятичей и кривичей, судя по характерным для каждого из племён височным кольцам, прошла по водоразделу Москвы-реки и Клязьмы. Таким образом, территория Москвы находилась в пределах вятичского расселения, о чём также свидетельствуют находки вятичских артефактов на Боровицком холме. В колонизации Суздальского ополья вятичи, однако, почти не участвовали, освоив лишь часть течения Оки. На нижнюю Оку, в район Мурома, славянское население проникло не с запада по Оке, а с севера по Нерли и Клязьме, преимущественно кривичским.

Привлекательность Северо-Восточной Руси была обусловлена рядом обстоятельств. Это был, с одной стороны, климатический оптимум, который обеспечивал стабильную сельскохозяйственную базу, а с другой стороны развитие международной торговли и высокий спрос на пушнину, игравшую роль главного прибавочного продукта и источника накопления богатств. Немалую роль после крещения Руси сыграло также распространение христианства, заставлявшее бежать подальше от княжеской власти представителей племён, желавших сохранить верность язычеству [13].

2.Южнорусские миграционные волны:

Домонгольская: Второй и значительно более мощной волной стала миграция в Ростово-Суздальскую землю южнорусского населения, пришедшаяся на XII-XIII век. К вышеупомянутым причинам добавились процессы, имеющие общее значение для упадка Южной Руси: разгар феодальных войн за киевский великокняжеский престол регулярные набеги степных кочевников (до XIII века в летописях отмечено 46 половецких набегов на поднепровские земли) угасание части торговли по Днепру вследствие ослабления Царьграда и опасности прохода половецких земель.

В летописях отмечено появление при Владимире Мономахе «прямоезжей дороги» из Южной Руси в Залесье через ранее едва проходимые брянские леса. Это значительно облегчило прямое сообщение киевских земель с Владимиро-Суздальской землёй, которое ранее осуществлялось в обход, по днепровско-волжскому пути с волоком на Валдае.

В отличие от славянской колонизации балтских земель верхнего Поднепровья, имевшей место в VI-VIII веках, историки отмечают в случае с Волго-Окским междуречьем уже не только стихийное, но и феодально организованное переселение. В условиях раннефеодальной древнерусской государственности колонизация, особенно во время южнорусской миграционной волны, уже опиралась на укреплённые города и вооружённые дружины. Одним из наиболее активных поощрителей переселения и основателем новых городов был сын Владимира Мономаха, ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий. Он вербовал новых поселенцев и выдавал им, согласно Татищеву, «немалую ссуду». Вдобавок, они наделялись статусом вольных земледельцев, довольно редким в Южной Руси, где имело место немалое юридическое и экономическое принижение простого населения. Сын Юрия, Андрей Боголюбский, также славился своей колонизаторской деятельностью.

Послемонгольская: После монгольского нашествия на Русь, на рубеже XIII—XIV веков отмечается очередная волна переселений из Киевского, Черниговского и других южнорусских княжеств, которая охватила в том числе часть местной знати с дружинами. Она совпала с переездом митрополита Максима из Киева во Владимир-на-Клязьме в 1299 году и, как показывает Антон Горский, может быть объяснена меньшим масштабом разорений и более быстрыми темпами восстановления Северо-Восточной Руси. Потомками этой послемонгольской волны переселения стали многие русские дворянские роды, такие как Плещеевы, Игнатьевы, Жеребцовы, Пятовы и другие [8].

 

Заключение

Внутренние процессы в мигрирующих сообществах были связаны как с увеличением их численности, так и с потребностями выжить в условиях ухудшающегося климата и др.

1. Демографический аспект переселений.

Рост благосостояния вследствие возросшей самоорганизации и торговли со Средиземноморьем и Северным Причерноморьем приводит к демографическому взрыву у народов, населявших Скифию и Сарматию, включая и готов (сами готы себя от германцев отличали). Северная Евразия, с её холодным климатом и малоосвоенными в сельскохозяйственном отношении землями, не в состоянии была прокормить всё прирастающее население. Исход на юг, в слабозаселённые территории у границ Римской империи (это в первую очередь бассейн Рейна, Швейцария (римская Реция), Паннония и Балканы) был неизбежен и являлся вопросом времени. Правители Рима ещё более ускорили этот процесс, привлекая наёмников (аланов, готов, гуннов и т. д.) в римскую армию и раздавая их семьям наделы на окраинах империи. На эти территории соседние народы привлекали более мягкий климат, обилие сельскохозяйственной продукции, а также постепенное ослабление правительственного аппарата империи и его большая зависимость от активных и свободолюбивых выходцев из Скифии и Германии.

2.Бытовые контакты.

Усилившиеся бытовые контакты между романским и пришлым населением окончательно укрепили стереотипы, сохраняющиеся в Европе наших дней о представлениях этих двух групп народов друг о друге. Находившееся в кризисе римское государство делало попытки оживить внутреннюю жизнь империи за счёт привлечения предприимчивых северных и восточных наёмников. Однако отношения между римской и «варварской» знатью складывались непросто. Но процесс был начат ещё задолго до нашей эры, когда Рим и создавался усилиями переселенцев из разных стран и народов. Корнелий Сулла уничтожил к 78 году до н. э. почти 5 тыс. знатных римских граждан и враждебные этносы (самниты, этруски). Опираясь прежде всего на наёмников, он вводил угодных себе людей в сенат.

Важной опорой режима стали отслужившие солдаты (27 легионов, более ста тысяч человек, нередко бывшие «варвары»), расселённые по всей Италии в колониях, выведенных на земли, полученные от конфискаций (в частности, во всех городах, оказавших сопротивление). Волю получило около 10 тысяч рабов опальных римлян, при этом эти рабы постепенно достигали вершин римского общества. В первые века нашей эры на земли империи были почти полностью переселены агафирсы и бастарны, игравшие заметную роль в развитии Скифии (Сарматии) и затем заметные в жизни империи. Связи Рим - «варварский мир» более тысячи лет были сложны и многообразны, не сводимы лишь к последним векам «бытовых контактов».

Последствия:

         После Великого переселения пала Западная Римская империя и образовались «варварские королевства» - варвары «окультурились», некоторые из них стали предшественниками современных европейских государств. Переселение внесло свою лепту в формирование единой латинской языковой системы Европы (так называемой «вульгарной латыни»), на основе которой образовались многие языки Западной Европы.

Однако это переселение нанесло существенный урон зарождавшейся культуре северных племён и кочевых народов. Так, были безжалостно уничтожены многие племена коренных народов Северной Европы, разграблены древние памятники этих народов - обелиски, курганы и т. д.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Буданова В.П. Этнонимия племён Западной Европы: рубеж античности и средневековья. М., 1991; 2-е изд. М., 1993.

2.Буданова В.П., Горский А.А., Ермолова И.Е. Великое переселение народов: этнополитические и социальные аспекты. М., 1999.

3.Буданова В.П. Варварский мир эпохи Великого переселения народов. М., 2000.

4.Бутаков  Я.А. Тайны древних миграций, 2012

5.Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. Л., 1990.

6.Голубцова Е.С. Община, племя, народность в античную эпоху. М., 1998.

7.Древности эпохи великого переселения народов (V-VIII вв.). М., 1982.

8.Ключевский В. О. Курс русской истории. Соч. в 9-ти томах. Т. I. Ч. 1. М, 1987.

9.Самаркин В. В., Историческая география Западной Европы в средние века, М.: «Высшая школа», 1976.- 250с.

10.Седов В. В. Славяне: Историко-археологическое исследование. - М.: Языки славянской культуры, 2002.

11.Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994.

12.Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995.

13.Филин Ф. П. Образование языка восточных славян. М., 1962.

14. http/historylib.org

15. http/molostov-valery.ru /Молостов Валерий "Эволюция цивилизации".

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Великое переселение народов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Восточная Европа 3-4 века

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Королевства в Европе в 6 веке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

Карта расселения славян в VII-VIII веках.

Восточные славяне обозначены тёмно-зеленым цветом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

Восточная Европа в 10 веке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6.

Славянское расселение на северо-восток

 


Содержание стр. Введение…………………………………………………………………………

Содержание стр. Введение…………………………………………………………………………

Введение Под этническим делением подразумевается деление населения на особые группы - этносы, - отличающиеся своим языком, общностью территории и экономических связей, а также культурно-бытовыми особенностями…

Введение Под этническим делением подразумевается деление населения на особые группы - этносы, - отличающиеся своим языком, общностью территории и экономических связей, а также культурно-бытовыми особенностями…

Так, например, современное население бывших колоний в

Так, например, современное население бывших колоний в

Глава 1. Этнические процессы в мире 1

Глава 1. Этнические процессы в мире 1

Все это сказалось на этнической карте

Все это сказалось на этнической карте

То есть в Северной Африке и Юго-Западной

То есть в Северной Африке и Юго-Западной

Самые далёкие морские миграции раннего

Самые далёкие морские миграции раннего

В Гренландии колонии викингов продержались до

В Гренландии колонии викингов продержались до

Еще одной особенностью этнической структуры средневековья было отсутствие резких и твердых границ между этническими группировками

Еще одной особенностью этнической структуры средневековья было отсутствие резких и твердых границ между этническими группировками

Британия, Бельгия, Бретань, Аквитания,

Британия, Бельгия, Бретань, Аквитания,

Верхнего и Среднего Рейна, Майна,

Верхнего и Среднего Рейна, Майна,

Главное же значение германских завоеваний заключалось в том, что, оседая как на захваченных римских, так и на нероманизированных землях, эти племена давали толчок развитию новых…

Главное же значение германских завоеваний заключалось в том, что, оседая как на захваченных римских, так и на нероманизированных землях, эти племена давали толчок развитию новых…

Наибольшей активностью среди скандинавов отличались выходцы из

Наибольшей активностью среди скандинавов отличались выходцы из

Такова картина этнических напластований в

Такова картина этнических напластований в

Когда-то изначально носители одного языка представляли собой одну расовую группу [3]

Когда-то изначально носители одного языка представляли собой одну расовую группу [3]

Александра Македонского». На примере

Александра Македонского». На примере

Глава 2. Миграционные процессы на территории

Глава 2. Миграционные процессы на территории

В своих главных чертах концепция академика

В своих главных чертах концепция академика

В результате в V–VII веках сложилось несколько различных славянских культур, фиксируемых современной археологией»

В результате в V–VII веках сложилось несколько различных славянских культур, фиксируемых современной археологией»

Москвы ко времени её основания обитали в основном финно-угорские племена [12]

Москвы ко времени её основания обитали в основном финно-угорские племена [12]

Седова, в дальнейшем дала начало племенам полян, древлян, волынян и дреговичей [10]

Седова, в дальнейшем дала начало племенам полян, древлян, волынян и дреговичей [10]

Верхней и Средней Оки на северо-востоке, от

Верхней и Средней Оки на северо-востоке, от

Пойдём немного дальше исследователя и предположим, что часть этих переселенцев носила этноним русь [10]

Пойдём немного дальше исследователя и предположим, что часть этих переселенцев носила этноним русь [10]

Русская равнина заселялась двумя потоками древнеславянской колонизации - с юга, из бассейна

Русская равнина заселялась двумя потоками древнеславянской колонизации - с юга, из бассейна

В южной части Подмосковья и в

В южной части Подмосковья и в

В летописях отмечено появление при

В летописях отмечено появление при

Заключение Внутренние процессы в мигрирующих сообществах были связаны как с увеличением их численности, так и с потребностями выжить в условиях ухудшающегося климата и др

Заключение Внутренние процессы в мигрирующих сообществах были связаны как с увеличением их численности, так и с потребностями выжить в условиях ухудшающегося климата и др

Корнелий Сулла уничтожил к 78 году до н

Корнелий Сулла уничтожил к 78 году до н

Список литературы 1.Буданова

Список литературы 1.Буданова

Приложение 1. Великое переселение народов

Приложение 1. Великое переселение народов

Приложение 2. Восточная Европа 3-4 века

Приложение 2. Восточная Европа 3-4 века

Приложение 3. Королевства в Европе в 6 веке

Приложение 3. Королевства в Европе в 6 веке

Приложение 4. Карта расселения славян в

Приложение 4. Карта расселения славян в

Приложение 5. Восточная Европа в 10 веке

Приложение 5. Восточная Европа в 10 веке

Приложение 6. Славянское расселение на северо-восток

Приложение 6. Славянское расселение на северо-восток
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017