ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка 4.6

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
искусство
Детсад
09.11.2021
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Особую роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют праздники, как средство выражения национального характера. Утренники и досуги всегда проходят у нас, в детском саду «Звездочка», очень интересно и пользуются неизменным успехом у родителей. Они напоминают театр, где дети и педагоги исполняют роли сказочных и мультипликационных героев.
На конференцию.docx

.

                                                                      Сизикина Нина  Александровна

                           Музыкальный руководитель  структурного подразделения  «Детский сад     комбинированного вида «Звездочка»   муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад "Планета детства" комбинированного вида».

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Особую актуальность в наше время приобретает проблема приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа на основе выделения в ней общечеловеческих ценностей. Этот процесс происходит наиболее оптимально при обращении к историческим корням мордовского народа. Именно знание культуры собственного народа, умение понять её, желание приобщиться к её дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства.

Особую роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют  праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединённых совместными действиями и общими переживаниями.

Оптимальным для приобщения дошкольников к национальной культуре в детском саду является проведение сезонных музыкально – игровых праздников: осенью - «Золотая осень», «День Матери»; зимой – «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной – «Международный женский день», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто»; летом - «Троица».

Утренники и досуги всегда проходят у нас, в детском саду «Звездочка», очень интересно и пользуются неизменным успехом у родителей. Они напоминают театр, где дети и педагоги исполняют роли сказочных и мультипликационных героев. Хотелось бы на некоторых из них остановиться более подробно, чтоб убедиться в этом.

Любят дети, как и взрослые, осень с её красотой листопада, щедрыми дарами. Об этом и звучали в конце октября на утренниках песни, стихи в детском саду «Звездочка» под общим названием «Журавлиная песня осени». Летящие журавли - связь с природой, родство с ней. Получаешь  заряд светлой энергии, заложенной в прекрасных птицах. Они летят высоко, скрываясь вдали, как наши мечты:

Именно дети,  шалунишки - девчонки и мальчишки, смотрят на этот удивительный мир природы своими распахнутыми глазами так открыто, так доверчиво, что просто остается позавидовать белой завистью. Ведь никто  так не может радоваться как ребенок!

Во второй младшей группе  тема утренника «В гостях у рябинки». Встречала детей Осень, в роли которой была музыкальный руководитель Сизикина Н. А. Посреди зала стоял букет с осенними листьями и гроздьями рябины. Дети украсили его разноцветными ленточками, красиво станцевали «Ягодки-рябинки», спели песни «Листопад», «Осень». Не сходили с лица ребят улыбки, когда проходили музыкальные игры «Кто как ходит», «Собери грибочки».

А уехали ребята в группу на поезде «Антошка». Воспитатели Макарова Н.В., Колесникова Л.И. умеют поднять задор малышей, сами прекрасные и певуньи, и плясуньи.  Поэтому и дети у них такие артистичные.

В средней группе встречала детей Осень – Лаптяйкина Ольга Владимировна.  Дети любят, когда их встречают сказочные герои.  И, конечно же, старались похвастаться  перед нею всеми своими достоинствами. Задорно прозвучала песня «Праздник осени в саду», а Лиза Тутушкина уверенно  исполнила песню «Осень наступила». Хозяйка - Осень посылает нам часто дожди, поэтому ребята, угодив ей, исполнили песню «Колючий дождик» в сопровождении колокольчиков, а так же блеснули «Танцем с дождинками», конкурсом с зонтиками.

Дети с Осенью водили  хороводы: «Урожайная», «Осень золотая» (солистка Денисова Диана).  В них ребята показали  богатые дары осени, прославляли её щедрость и гостеприимство. Музыкальная игра «Репка» прошла забавно, с юмором. Загадки, которые загадала Осень, дети  щелкали, как орешки.

Ведущая Дмитриева Ирина Александровна и Ольга Владимировна Лаптяйкина сумели создать такой настрой, что дети не хотели уходить с праздника. Это было видно по блеску их глаз и неугасаемых улыбок! Осень угостила их ароматными яблоками.

В старшей группе в начале праздника прозвучала песня «Падают листья». Воспитатели Наталья Валентиновна Пимашова и Татьяна Сергеевна Милешина, заядлые выдумщицы и фантазерки, организовали героями детей.  Настя Кантеева в роли Осени очаровала всех своей раскованностью и величием, Солнышко – Ангелина Казакова озарила лучистой улыбкою и грациозностью, Туча – Саша Синикина и хмурилась, и разливалась громким смехом, Ветер – Ваня Пивцаев летел с таким свистом, что журавли чуть не улетели из зала. Дети – артисты под стать своим старшим героям -воспитателям.

В старшей группе целый букет ярких номеров: Вита Кистанкина, как звезда в «Звездочке», сверкнула новым сиянием – песней «Осень постучалась к  нам», Клим Кайминов взгрустнул с песней «Капельки», всех очаровали трио в составе Игоря Тавторкина, Полины Дупляковой,Насти Кантеевой  с песней «Журавушка».

Ансамбль с ложками никого не оставил равнодушными. Так и хотелось пуститься в пляс под их игру. Музыкальные игры «Как звери грибы собирали», «Игра с платком», прошли азартно, все дети были очень довольны.

Закончился утренник  ярким, задорным мордовским танцем «Эх, мордовочка моя!» в исполнении Саши Синикиной, Мубины Азимахмудовой, Полины Грачевой, Ангелины Казаковой, Полины Малашкиной, Яны Белошенко. Все почувствовали принадлежность к родному мордовскому краю, который мы очень любим!

Подготовительная группа – дети самого старшего возраста детского сада. И они, конечно же, старались это доказать. Ведущие воспитатели – Абрамова  Мария Ивановна и Шувалова Нина Михайловна. Они тоже возложили ответственность на героев – детей. Об этом хочется сказать в первую очередь. В платье осеннего убранства вышла Осень – Лера Гусева и настроила  всех на праздничный лад. А ребята подарили ей  сценку «Лесной  зонтик», где действующими лицами были Мухомор (Артур Шудубаев), Мышка (Полина Швейцарова), Ёж (Максим Рябов), Заяц (Александров Андрей), Медведь (Гудеев Максим).  И каждый герой исполнял свой номер под музыкальное сопровождение с танцами, песнями.

Красиво, слаженно прозвучали  песни  «Осень – позолота». Порадовал ансамбль девочек  песней «Чудная пора – осень», а все дети дружно станцевали парный  танец «Ласковая осень». Замечательно солировала Настя  Раздолькина песню «Осеннее солнышко».

Азартно прошли игры «Перепрыгни лужу», «Собери картошку», эстафета «Что нужно для борща и компота?» А завершился утренник проникновенным  исполнением Осенью – Лерой Гусевой - душевной песни  «Журавушка».

Попрощались и взрослые, и дети с осенью-красавицей, помахали вслед журавлям, своему символу детства, чистых, незамутненных нравственных истоков жизни, прекрасного начала пути. Родина, отечество, родная земля - вот с чем сравнивается образ журавля.

Песни журавлиные, наполненные  нежной простоты, светлой радости, приучают детей любить свою Родину, воспитывают патриотизм.

Важно включение фольклорного материала в праздники, развлечения, самостоятельную деятельность: разученные на занятиях песни, танцы, импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными ребенку дошкольного возраста, когда включаются в его повседневную жизнь, используются в самостоятельной деятельности. Известно, что большой интерес у детей вызывают выступления на праздниках и различных по тематике развлечениях.

Дети участвуют  в массовых хороводных играх и плясках, инсценировании шуточных песен, частушек, индивидуальных сольных выступлениях, что позволяет им наиболее полно проявить свои музыкальные и творческие способности.  Проводятся у нас и фольклорные праздники. Например, фольклорный праздник для детей подготовительной группы «Крещенские морозы»,  в котором звучали мордовские песни «Вай, телине, телине!», «Луганяса келуня», мордовские частушки, проводились конкурсы «Бабань парь», «Дружные соседи».  Дети исполняли и  народные танцы, такие как «Умарина», «Эх, мордовочка моя!», сценку «Теремок».

Такие праздники помогают ознакомить детей с мордовским музыкальным искусством, привить любовь к нему, сформировать чувство самоуважения и уважения к мордовской национальной культуре, к культуре народов, населяющих республику. Знакомлю детей с музыкальными произведениями композиторов Кирюкова Л.П., Кошелевой Н.В., Г. Сураева-Королева, Л. Воинова.и др. Музыка композиторов Мордовии тесно связана с народным музыкальным творчеством мордвы. Она соединяет в себе как творческие принципы мировой классической музыки, так и принципы развития народного мелоса. Мордовское музыкальное народное творчество олицетворяет собой веками накопленные непреходящие ценности, музыкальный опыт и национально-своеобразный музыкальный язык мордовского народа.

В конце учебного года руководитель каждого кружка подводит итоги своей работы. Так, например, в марте Фролова Л. П. (руководитель кружка «Чудикерькс») совместно со мной подготовили музыкально-литературную композицию «Люблю тебя, Мордовия моя». А в апреле провели вечер мордовских сказок, где дети посмотрели мультфильмы «Куйгорож», «Сабан», разыграли мордовскую народную сказку «Как собака друга искала», задушевно исполнили песню «Весна в Мордовии».

На протяжении всего года мы знакомим детей с русским народным костюмом, а так же с народным костюмом людей мордовской национальности. На посиделках и праздниках дети совместно с взрослыми знакомятся с деталями костюма, наряжаются в него, входят в определённую роль. По окончании праздничного периода педагоги с детьми организуют итоговые беседы. Познавательные беседы развивают мышление ребёнка. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.

В каждой группе  нашего сада имеется национальный уголок, в котором представлены символика Мордовии, книги о республике, иллюстративный материал для ознакомления детей с краем; куклы в национальных костюмах, фонотека с мордовскими песнями. Оформлены альбомы, папки передвижки «Мордовия моя!», «Мой город Саранск», «Знаменитые люди Чамзинки»; дидактические игры, такие как «Одень куклу Алдуню», «Угадай сказку» по мотивам мордовских народных сказок, «Составь узор» с целью ознакомления с мордовским орнаментом.

В нашем саду воссоздана обстановка мордовской избы, в которой наглядно продемонстрированы традиционные национальные костюмы, предметы старинного мордовского быта (посуда, прялка, глиняная посуда, инструменты). У детей велик интерес к народной культуре. Они имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду, украшения, им интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке Алдуню, самим растолочь в ступке зерно.

Я пишу авторские песни, взрослые и детские. А ребята с удовольствием их поют, читают мои стихи. Дети подготовительной группы показали мордовскую народную сказку «В лесной избушке» в авторской музыкально-поэтической обработке, что очень  понравилось и артистам, и зрителям. В декабре 2019 года я провела открытое  районное интегрированное занятие по познавательному и музыкальному развитию «Времена года», где также использовала свои авторские песни. Участники моего кружка «Серебристый голосок» участвуют в районных, республиканских, российских конкурсах и становятся победителями.

Своё выступление хотелось бы закончить словами В. А. Сухомлинского: «Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Литература

 

1.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка, М. Просвещение, 1988г.

2.Дошкольная педагогика, 5-е изд-е . С.Л.Козлова., Т.А.Куликова, Москва, Академия.,2004г.

3.Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)

4.Картушина.М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников. Управление дошкольного образования №5/2005г.

5.Остроух Г.А. Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание №9. 1994г.


 

Сизикина Нина Александровна

Сизикина Нина Александровна

Они летят высоко, скрываясь вдали, как наши мечты:

Они летят высоко, скрываясь вдали, как наши мечты:

Туча – Саша Синикина и хмурилась, и разливалась громким смехом,

Туча – Саша Синикина и хмурилась, и разливалась громким смехом,

Родина, отечество, родная земля - вот с чем сравнивается образ журавля

Родина, отечество, родная земля - вот с чем сравнивается образ журавля

Куйгорож», «Сабан», разыграли мордовскую народную сказку «Как собака друга искала», задушевно исполнили песню «Весна в

Куйгорож», «Сабан», разыграли мордовскую народную сказку «Как собака друга искала», задушевно исполнили песню «Весна в

Родина». Литература 1 .Ветлугина

Родина». Литература 1 .Ветлугина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2021