Этнопедагогика в духовно – нравственном воспитании детей.
Оценка 4.8

Этнопедагогика в духовно – нравственном воспитании детей.

Оценка 4.8
doc
26.09.2020
Этнопедагогика в духовно – нравственном воспитании детей.
Тема.этнопедагогики.doc

                                                              Сагадатова Альмира Шакирьяновна

                                                             ФМБОУ лицея с.Месягутово СОШ в с.Ариево

                                                          Дуванского района республики Башкортостан

                                                             [email protected]

             Этнопедагогика в духовно – нравственном воспитании детей.

«Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественно-народного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, всю народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах, играх, игрушках и прочем, в семейном и общинном укладе жизни, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потенциал, совокупный опыт историко-культурного формирования личности» — так определил сущность этнопедагогики один из ее основоположников Г.Н. Волков.

Педагог, обеспечивая национальное воспитание, формирует национальное самосознание ребенка путем обучения родному языку, путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями народа. Однако, ставя в структуре личности национальное на первый план, следует учитывать две возможные крайности: нигилистическую — отрицающую и не признающую свою национальность и ее культуру, и националистическо-шовинистическую — проповедующую лишь свои национальные приоритеты и установки и принижающую роль и значение других национальностей. Поэтому очень важна параллельная работа по ознакомлению с другими этническими коллективами, чтобы не упустить сенситивный период усвоения других языков и культур, не ограничить мир социальных контактов детей.

Национальное самосознание, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Одними из важнейших факторов, определяющих процесс формирования этнической идентичности, являются сохранность и полноценность существования этнических традиций в окружающем социуме. Известный исследователь Л.Гумилев отмечал, что «отсутствия традиции не достиг ни один этнос, ибо тогда бы он просто перестал существовать, растворившись среди соседей».

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

Для решения этой задачи в народной педагогике использовались самые различные средства. Значение колыбельной песни в развитии гуманных начал человеческой личности подчеркивалось разными народами. Например, горцы про никчемного человека говорили: «Наверное, мать не пела над его колыбелью».

Одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность была народная сказка. В большинстве  башкирских  народных сказок главный герой — богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

Кратко и лаконично выражались идеи гуманистического воспитания в народных пословицах и поговорках.  Во многих пословицах и поговорках подчеркивается необходимость использования в воспитательном процессе гуманистических методов: «Детей боями не учат, добрым словом учат» (русская); «Битьем ребенка не научишь».

Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребенок знал свою родню чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.

Многочисленные обычаи и традиции разных народов можно отнести к комплексным формам воздействия на воспитание подрастающего поколения. В отличие от городской улицы, чаще всего оказывающей отрицательное влияние на молодежь, деревенская улица всегда воспитывала, наказывая общественным порицанием за необдуманные поступки, разгульную жизнь, бездеятельное времяпрепровождение. Своеобразны деревенские  принципы взаимной помощи. Если у человека сгорел или обветшал дом, то соседи устраивали безвозмездную трудовую помощь, всем селением возили строительный материал, воздвигали новый дом. Коллективная помощь оказывалась друг другу и при посадке картофеля, и в сенокосную пору. Особое внимание при этом уделялось немощным старикам и одиноким пожилым людям.

Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Приобщение детей к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

 На своих уроках я стараюсь показывать красоту, богатство родного языка на материале сказов, пословиц, произведений художественной литературы. Приглашаю бабушек, дедушек, родителей, мастеров – сказителей на уроки родного языка и внеклассные мероприятия, провожу фольклорные вечера, где показываем различные обряды. Пишем рефераты на этнографические, фольклорные темы, которые затем обсуждаем, защищаем  в научно-практических конференциях. С учащимися часто знакомимся с бытом, с духовной и материальной культурой своего народа. На уроках литературы стараемся развивать чувство национального самосознания и гордости, а также толерантности к другим народам, так как мы живем в многонациональной республике, в многонациональном окружении. И здесь важно, чтобы представители различных этносов жили в дружбе и согласии. Стараемся прививать интерес к языку соседних других народов. И это легко удается нам при использовании интегрированных уроков – русского, родного башкирского языка, татарского. И такое сравнительное изучение языков интересно учащимся, оно дает оптимум для самостоятельной работы, развивает у детей общий кругозор, приобщая при этом к культуре других народов.

   В своей педагогической практике я стараюсь разнообразить формы работы, находить оптимальные методы и приемы, не жалея для этого ни времени, ни сил, так как разнообразие активизирует в процессе обучения, что помогает повысить интерес к предмету.

     Я познакомилась с интенсивной методикой обучения языку и убедилась в ее полезности. Эта методика помогает решить две взаимосвязанные проблемы: общения и говорения на родном языке. Я считаю, что владение родным языком ведет к осознанию своей принадлежности к народу, человек начинает гордиться своим народом и как следствие стремится делать полезное, нужное для процветания своего народа, своего села, т. е. быть достойным его представителем.

   Работаю над проблемой – изучение традиций, обрядов родного башкирского народа, его этнографии, этнокультуры, этносоциологии, этнопедагогики. Мы изучаем с обучащимися историю народа, стараемся возрождать и сохранить традиционные обряды, изучаем фольклор, собираем его. Стараюсь развивать у детей чувство уважения к родному народу, к его истории, культуре, к принципам его этнопедагогики.

    Дети пишут рефераты на фольклорные, литературные темы. На уроках и вне урока обучащиеся ставят отрывки из драматических произведений башкирских  писателей.  И свой первостепенный долг, как педагог, я вижу в воспитании личности, пользуясь при этом различными приемами, методами в воспитании человека, человечности в подрастающем поколении, прежде всего опираясь на народную педагогику нашего народа.    


Сагадатова Альмира Шакирьяновна

Сагадатова Альмира Шакирьяновна

Национальное самосознание, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни

Национальное самосознание, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни

Наверное, мать не пела над его колыбелью»

Наверное, мать не пела над его колыбелью»

Особое внимание при этом уделялось немощным старикам и одиноким пожилым людям

Особое внимание при этом уделялось немощным старикам и одиноким пожилым людям

В своей педагогической практике я стараюсь разнообразить формы работы, находить оптимальные методы и приемы, не жалея для этого ни времени, ни сил, так как разнообразие…

В своей педагогической практике я стараюсь разнообразить формы работы, находить оптимальные методы и приемы, не жалея для этого ни времени, ни сил, так как разнообразие…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.09.2020