Этнопсихология народов Поволжья
Оценка 4.8

Этнопсихология народов Поволжья

Оценка 4.8
Занимательные материалы
doc
МХК
Взрослым
05.05.2020
Этнопсихология  народов Поволжья
Поволжье расположено на периферии Восточно-Европейской равнины и соприкасается с другими культурноисторическими провинциями, составляя как бы переход к ним: на юго-востоке—к степным кочевым культурам Средней Азии, на востоке и северо-востоке — к западно-сибирской таежно-охотничьей культурной области, что приводит к взаимовлиянию этих культурных типов.
Этнопсихология народов Поволжья.doc

Этнопсихология  народов Поволжья

 Поволжье расположено на периферии Восточно-Европейской равнины и соприкасается с другими культурноисторическими провинциями, составляя как бы переход к ним: на юго-востоке—к степным кочевым культурам Средней Азии, на востоке и северо-востоке — к западно-сибирской таежно-охотничьей культурной области, что приводит к взаимовлиянию этих культурных типов.

Поволжский район включает в себя Астраханскую, Волгоградскую, Пензенскую, Самарскую, Саратовскую и Ульяновскую области и республики - Татарстан и Хальмг-Тантч (Калмыкия). Поволжье занимает первое место в России по выпуску автомобилей, второе - по добыче нефти.

Представители народов Поволжья по своим этнопсихологическим характеристикам не столь резко отличаются от славянских национальностей в силу особенностей своего исторического прошлого, имеют гораздо больше сходства между собой по сравнению с выходцами, например, из Закавказья. Наиболее общими чертами национального характера представителей  региона Поволжья исследователи считают  высокое чувство ответственности  перед коллективом, руководителем и сослуживцами; дисциплинированность, исполнительность, настойчивость в трудовой деятельности, прилежность при выполнении профессиональных обязанностей; относительную прямоту суждений, честность в общении с сослуживцами, стремление к товарищеским отношениям с ними; при слабом знании русского языка стеснительность, некоторую пассивность, стремление удовлетвориться общением в своем национальном кругу; неприхотливость в быту, непритязательность в питании.

В целом, народы Поволжья характеризуются сочетанием культурных элементов разного происхождения при преобладании оседло-земледельческой восточно-европейской культуры, исторически близкой к культуре славянских народов. Народы Поволжья распадаются по языковому признаку на две основные группы: финно-угорскую и тюркскую. В первую входят три крупных народа, каждый из которых имеет в настоящее время свое государственное образование: 1) мордва, 2) марийцы, 3) удмурты. Тюркская группа состоит также из трех народов: 1) татары казанские, или волжско-камские; 2) башкиры; 3) чуваши. Особняком стоят монголоязычные калмыки в низовьях Волги. Народы Поволжья имеют в значительной части общие исторические судьбы, они — за исключением калмыков — в течение долгого времени жили вместе, и культура их во многом сходна. Народы так называемой финно-угорской (волжские финны) группы составляют более древний этнический слой в Поволжье. Эти три народа: мордва, марийцы (черемисы) и удмурты (вотяки),—по своей культуре и по происхождению образуют довольно однородную группу, которую можно поэтому рассматривать вместе. Здесь необходима, однако, оговорка. Новейшие исследования лингвистов показывают, что с чисто языковой точки зрения три названных народа не составляют четко очерченной группы внутри угро-финской семьи; напротив, удмуртский язык входит вместе с языком коми в пермскую ветвь этой семьи, а марийский и два мордовские языка, которые некоторые причисляют к собственно «поволжским финнам», не обнаруживают между собой особенно близкого родства. Поэтому надо иметь в виду, что, говоря о поволжских этносах, мы имеем перед собой не языковую, а чисто этнографическую общность.

Финноугорские народы Поволжья (мордва, удмурты, мари) объединяет общее происхождение, сходный язык, некоторые идентичные элементы в культуре и своеобразные национально-психологические особенности. К последним можно отнести:

• трудолюбие, дисциплинированность, исполнительность и аккуратность во всех видах деятельности;

• неприхотливость в повседневной жизни и в быту;

• твердость, рассудительность, неторопливость и последовательность в действиях и поступках;

• обостренное чутье в выборе средств и способов достижения в любом деле продуктивных положительных результатов;

• стремление к эмоциональной и интеллектуальной близости с другими людьми, пониманию их образа жизни и мышления, уважению их мнений, традиций, обычаев и привычек;

• высокая чувствительность в межличностных отношениях, готовность понять и простить заблуждения и ошибки представителей иных этнических общностей.

Представители мордовской национальности просты и добродушны в общении с представителями других этносов, обладают живостью ума, хорошей памятью, постоянством и стабильностью поведения, честолюбием. У мордвин высоко развито чувство национальной гордости, но они предпочитают, чтобы прежде всего отмечали их индивидуальные заслуги и личное достоинство.

Удмурты — достаточно многочисленный народ России, представители которого, в отличие от других финноугорских народов, довольно монолитны. Современные психологи и этнографы выделяют в национальном характере удмуртов такие качества, как природная сообразительность, доброжелательность, терпимость, скромность, внутренняя культура, тактичность, музыкальность, поэтичность. Особо бросается в глаза их деликатность, которую иногда принимают за пассивность, мнительность, излишнюю стеснительность, замкнутость, некоммуникабельность, хотя часто это не соответствует действительности.

В системе социальных ценностей удмурты всегда отводили важное место оптимальным отношениям со своими близкими и дальними родственниками, соседями, вообще с добрыми людьми. В семейном быту они необыкновенно уживчивы и ради семейного благополучия приносят в жертву свои личные интересы, терпят известное подчинение, лишают себя в некотором роде самостоятельности. Именно от этого, считают они, во многом зависят общая атмосфера жизни, успех в хозяйственной и прочей совместной деятельности. И по этой причине у них никогда не было в чести нищенство и попрошайничество.

Удмурты чрезвычайно дорожат своей репутацией среди родственников, односельчан, соплеменников. Очень многое, по их мнению, зависит от того, «что говорят другие», «что сказали», «что подумают». Удмурты легко сходятся с людьми и очень трудно расстаются с ними. У них высокая культура межличностных отношений. Издревле самым тяжким преступлением считалось у них инициирование вражды и ссор. Вместе с тем по этой причине часто складывается впечатление, что удмурты излишне застенчивы, нерешительны, мнительны, безынициативны.

Марийцы — представители своеобразного народа и по своей национальной психологии и культуре похожего на чувашей. Они трудолюбивы, гостеприимны, скромны, стремятся к знаниям, терпеливы, расчетливы и экономны. В многонациональном коллективе своим поведением они почти ничем не отличаются от чувашей и русских, разве что чуть более сдержанны. Старательно и очень внимательно относятся к выполнению своих профессиональных и общественных обязанностей, дисциплинированны, исполнительны, самолюбивы.

В области общественных отношений чувашей сохранилось гораздо меньше архаичных форм быта, чем у их соседей — марийцев и удмуртов. В семейном быту сохранились некоторые особенности, например, в брачных обычаях и обрядах, которые отличают чувашей от русского крестьянского населения. Сюда относится, например, калым. Уплата калымабыла иногда весьма обременительна для жениха. С этим было связано сохранение обычая умыкания, похищения невест, очень долго державшегося у чувашей. Это делалось просто с целью избежать выплаты калыма. Отмечались, далее, такие обычаи,как женитьба малолетних парней на взрослых девушках и связанное с этим снохачество. ваши (самоназвание—«чавйш») — основное, население Чувашской республики

Самым крупным из народов Поволжья являются казанские или волжско-камские татары. Численность их составляет несколько больше 5 млн. человек. Известно, что самый термин «татары» употребляется в очень широком смысле, и под этим общим именем объединяются народы в сущности весьма различного происхождения — крымские, казанские, сибирские татары и другие тюрки

Представители тюркской группы народов (татары, чуваши), проживающие сегодня преимущественно на территории Поволжья и Урала и представляющие собой достаточно самобытные, сплоченные национальные общности, в силу особенностей исторического прошлого по своим этнопсихологическим характеристикам не столь резко отличаются друг от друга и имеют гораздо больше сходства между собой по сравнению, например, с коренными народами Кавказа.

Наиболее общими национальнопсихологическими особенностями их представителей, влияющими на межнациональные отношения, являются:

• острое национальное самолюбие, особое чувство осознания своей национальной принадлежности;

• неприхотливость и непритязательность в быту и при выполнении профессиональных и повседневных обязанностей;

• высокое чувство ответственности перед коллективом, руководителем и сослуживцами;

• дисциплинированность, исполнительность и настойчивость при выполнении любых видов деятельности;

• резкая прямота суждений, открытость во взаимодействии и общении с представителями своей и других этнических общностей, стремление к равноправным отношениям;

• групповая, национальная и родовая сплоченность;

• при слабом знании русского языка у них присутствуют определенная стеснительность и скованность в общении с представителями других этнических общностей, некоторая пассивность, стремление удовлетвориться общением в своем национальном окружении.

Казанские, сибирские и астраханские татары — консолидированная и сплоченная в культурном отношении этническая общность, оформившаяся в XX столетии в высокоразвитую, в том числе и экономически, нацию.

Всех их отличают сильная приверженность к национальной культуре, традициям, быту. Как правило, это люди гордые, обладающие высокоразвитым и ярко выраженным чувством национального самосознания и собственного достоинства, в проявлении которого тем не менее иногда присутствуют как самоуверенность, так и самолюбование. В профессиональной деятельности татары всегда настойчивы, сметливы, проявляют завидную старательность.

Одним из крупных тюркских народов являются башкиры, представляющие особенно большой этнографический интерес в связи со своим исключительно пестрым этнокультурным составом.

Башкиры по мироощущению близки другим тюркоязычным народам. Как показывают социологические и социально-психологические исследования, они отличаются большим трудолюбием и самостоятельностью. Исполнительны, аккуратны и прилежны в выполнении своих профессиональных и гражданских обязанностей, но не всегда выдержанны и настойчивы. Вместе с тем башкирам свойственна достаточно высокая психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях. В ряде случаев можно констатировать пассивность и меланхоличность в восприятии ими событий и явлений окружающего мира. В быту башкиры неприхотливы, несколько замкнуты в общении, могут проявлять вспыльчивость, однако высокоразвитое чувство ответственности позволяет им всегда владеть собой. В целом они добродушны, приветливы, радушны и гостеприимны. Иногда чересчур медлительны в работе.

Вторым по величине народом Средней Азии являются казахи ( около 3,1 млн. ), которые расселены также на юге Челябинской и Оренбургской областей.

За многовековую историю у казахов сложились свои передававшиеся из поколения в поколение обычаи, нравы, традиции, которые и сегодня нельзя не учитывать в межнациональном общении и взаимодействии с ними.

Воспитываются казахи с детства в строгих правилах: от них требуют относиться к труду как к первой необходимости, ясно понимать свой долг перед семьей, осознавать личную ответственность за дела, в которых принимаешь участие. У казахов хорошо развиты такие качества, как трудолюбие, умение быстро овладевать теми или иными приемами и особенностями любой деятельности, сообразительность, исполнительность. Они наделены подвижным умом, любознательны и отзывчивы, настойчивы в достижении целей, отличаются хорошей памятью. В профессиональной деятельности они достаточно активны.

Высокие понятия о чести, достоинстве, долге, необходимости вступаться друг за друга, за женщину, за справедливость — не пустые слова для казаха. Джигит в понятии казахов — это не просто удалой человек, это прежде всего человек чести, мстящий любому, кто задел его, даже ненароком. Джигит не должен прощать обид — удар за удар, око за око. Таковы народные традиции. По складу национального характера казахи свободолюбивы, общительны, храбры, верны слову, гостеприимны.


Этнопсихология народов Поволжья

Этнопсихология народов Поволжья

Тюркская группа состоит также из трех народов: 1) татары казанские, или волжско-камские; 2) башкиры; 3) чуваши

Тюркская группа состоит также из трех народов: 1) татары казанские, или волжско-камские; 2) башкиры; 3) чуваши

Представители мордовской национальности просты и добродушны в общении с представителями других этносов, обладают живостью ума, хорошей памятью, постоянством и стабильностью поведения, честолюбием

Представители мордовской национальности просты и добродушны в общении с представителями других этносов, обладают живостью ума, хорошей памятью, постоянством и стабильностью поведения, честолюбием

И по этой причине у них никогда не было в чести нищенство и попрошайничество

И по этой причине у них никогда не было в чести нищенство и попрошайничество

Самым крупным из народов Поволжья являются казанские или волжско-камские татары

Самым крупным из народов Поволжья являются казанские или волжско-камские татары

Казанские, сибирские и астраханские татары — консолидированная и сплоченная в культурном отношении этническая общность, оформившаяся в

Казанские, сибирские и астраханские татары — консолидированная и сплоченная в культурном отношении этническая общность, оформившаяся в

Вторым по величине народом Средней

Вторым по величине народом Средней
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2020