Этнопсихология народов Поволжья
Поволжье расположено на периферии Восточно-Европейской равнины и соприкасается с другими культурноисторическими провинциями, составляя как бы переход к ним: на юго-востоке—к степным кочевым культурам Средней Азии, на востоке и северо-востоке — к западно-сибирской таежно-охотничьей культурной области, что приводит к взаимовлиянию этих культурных типов.
Поволжский район включает в себя Астраханскую, Волгоградскую, Пензенскую, Самарскую, Саратовскую и Ульяновскую области и республики - Татарстан и Хальмг-Тантч (Калмыкия). Поволжье занимает первое место в России по выпуску автомобилей, второе - по добыче нефти.
Представители народов Поволжья по своим этнопсихологическим характеристикам не столь резко отличаются от славянских национальностей в силу особенностей своего исторического прошлого, имеют гораздо больше сходства между собой по сравнению с выходцами, например, из Закавказья. Наиболее общими чертами национального характера представителей региона Поволжья исследователи считают высокое чувство ответственности перед коллективом, руководителем и сослуживцами; дисциплинированность, исполнительность, настойчивость в трудовой деятельности, прилежность при выполнении профессиональных обязанностей; относительную прямоту суждений, честность в общении с сослуживцами, стремление к товарищеским отношениям с ними; при слабом знании русского языка стеснительность, некоторую пассивность, стремление удовлетвориться общением в своем национальном кругу; неприхотливость в быту, непритязательность в питании.
В целом, народы Поволжья характеризуются сочетанием культурных элементов разного происхождения при преобладании оседло-земледельческой восточно-европейской культуры, исторически близкой к культуре славянских народов. Народы Поволжья распадаются по языковому признаку на две основные группы: финно-угорскую и тюркскую. В первую входят три крупных народа, каждый из которых имеет в настоящее время свое государственное образование: 1) мордва, 2) марийцы, 3) удмурты. Тюркская группа состоит также из трех народов: 1) татары казанские, или волжско-камские; 2) башкиры; 3) чуваши. Особняком стоят монголоязычные калмыки в низовьях Волги. Народы Поволжья имеют в значительной части общие исторические судьбы, они — за исключением калмыков — в течение долгого времени жили вместе, и культура их во многом сходна. Народы так называемой финно-угорской (волжские финны) группы составляют более древний этнический слой в Поволжье. Эти три народа: мордва, марийцы (черемисы) и удмурты (вотяки),—по своей культуре и по происхождению образуют довольно однородную группу, которую можно поэтому рассматривать вместе. Здесь необходима, однако, оговорка. Новейшие исследования лингвистов показывают, что с чисто языковой точки зрения три названных народа не составляют четко очерченной группы внутри угро-финской семьи; напротив, удмуртский язык входит вместе с языком коми в пермскую ветвь этой семьи, а марийский и два мордовские языка, которые некоторые причисляют к собственно «поволжским финнам», не обнаруживают между собой особенно близкого родства. Поэтому надо иметь в виду, что, говоря о поволжских этносах, мы имеем перед собой не языковую, а чисто этнографическую общность.
Финноугорские народы Поволжья (мордва, удмурты, мари) объединяет общее происхождение, сходный язык, некоторые идентичные элементы в культуре и своеобразные национально-психологические особенности. К последним можно отнести:
• трудолюбие, дисциплинированность, исполнительность и аккуратность во всех видах деятельности;
• неприхотливость в повседневной жизни и в быту;
• твердость, рассудительность, неторопливость и последовательность в действиях и поступках;
• обостренное чутье в выборе средств и способов достижения в любом деле продуктивных положительных результатов;
• стремление к эмоциональной и интеллектуальной близости с другими людьми, пониманию их образа жизни и мышления, уважению их мнений, традиций, обычаев и привычек;
• высокая чувствительность в межличностных отношениях, готовность понять и простить заблуждения и ошибки представителей иных этнических общностей.
Представители мордовской национальности просты и добродушны в общении с представителями других этносов, обладают живостью ума, хорошей памятью, постоянством и стабильностью поведения, честолюбием. У мордвин высоко развито чувство национальной гордости, но они предпочитают, чтобы прежде всего отмечали их индивидуальные заслуги и личное достоинство.
Удмурты — достаточно многочисленный народ России, представители которого, в отличие от других финноугорских народов, довольно монолитны. Современные психологи и этнографы выделяют в национальном характере удмуртов такие качества, как природная сообразительность, доброжелательность, терпимость, скромность, внутренняя культура, тактичность, музыкальность, поэтичность. Особо бросается в глаза их деликатность, которую иногда принимают за пассивность, мнительность, излишнюю стеснительность, замкнутость, некоммуникабельность, хотя часто это не соответствует действительности.
В системе социальных ценностей удмурты всегда отводили важное место оптимальным отношениям со своими близкими и дальними родственниками, соседями, вообще с добрыми людьми. В семейном быту они необыкновенно уживчивы и ради семейного благополучия приносят в жертву свои личные интересы, терпят известное подчинение, лишают себя в некотором роде самостоятельности. Именно от этого, считают они, во многом зависят общая атмосфера жизни, успех в хозяйственной и прочей совместной деятельности. И по этой причине у них никогда не было в чести нищенство и попрошайничество.
Удмурты чрезвычайно дорожат своей репутацией среди родственников, односельчан, соплеменников. Очень многое, по их мнению, зависит от того, «что говорят другие», «что сказали», «что подумают». Удмурты легко сходятся с людьми и очень трудно расстаются с ними. У них высокая культура межличностных отношений. Издревле самым тяжким преступлением считалось у них инициирование вражды и ссор. Вместе с тем по этой причине часто складывается впечатление, что удмурты излишне застенчивы, нерешительны, мнительны, безынициативны.
Марийцы — представители своеобразного народа и по своей национальной психологии и культуре похожего на чувашей. Они трудолюбивы, гостеприимны, скромны, стремятся к знаниям, терпеливы, расчетливы и экономны. В многонациональном коллективе своим поведением они почти ничем не отличаются от чувашей и русских, разве что чуть более сдержанны. Старательно и очень внимательно относятся к выполнению своих профессиональных и общественных обязанностей, дисциплинированны, исполнительны, самолюбивы.
В области общественных отношений чувашей сохранилось гораздо меньше архаичных форм быта, чем у их соседей — марийцев и удмуртов. В семейном быту сохранились некоторые особенности, например, в брачных обычаях и обрядах, которые отличают чувашей от русского крестьянского населения. Сюда относится, например, калым. Уплата калымабыла иногда весьма обременительна для жениха. С этим было связано сохранение обычая умыкания, похищения невест, очень долго державшегося у чувашей. Это делалось просто с целью избежать выплаты калыма. Отмечались, далее, такие обычаи,как женитьба малолетних парней на взрослых девушках и связанное с этим снохачество. ваши (самоназвание—«чавйш») — основное, население Чувашской республики
Самым крупным из народов Поволжья являются казанские или волжско-камские татары. Численность их составляет несколько больше 5 млн. человек. Известно, что самый термин «татары» употребляется в очень широком смысле, и под этим общим именем объединяются народы в сущности весьма различного происхождения — крымские, казанские, сибирские татары и другие тюрки
Представители тюркской группы народов (татары, чуваши), проживающие сегодня преимущественно на территории Поволжья и Урала и представляющие собой достаточно самобытные, сплоченные национальные общности, в силу особенностей исторического прошлого по своим этнопсихологическим характеристикам не столь резко отличаются друг от друга и имеют гораздо больше сходства между собой по сравнению, например, с коренными народами Кавказа.
Наиболее общими национальнопсихологическими особенностями их представителей, влияющими на межнациональные отношения, являются:
• острое национальное самолюбие, особое чувство осознания своей национальной принадлежности;
• неприхотливость и непритязательность в быту и при выполнении профессиональных и повседневных обязанностей;
• высокое чувство ответственности перед коллективом, руководителем и сослуживцами;
• дисциплинированность, исполнительность и настойчивость при выполнении любых видов деятельности;
• резкая прямота суждений, открытость во взаимодействии и общении с представителями своей и других этнических общностей, стремление к равноправным отношениям;
• групповая, национальная и родовая сплоченность;
• при слабом знании русского языка у них присутствуют определенная стеснительность и скованность в общении с представителями других этнических общностей, некоторая пассивность, стремление удовлетвориться общением в своем национальном окружении.
Казанские, сибирские и астраханские татары — консолидированная и сплоченная в культурном отношении этническая общность, оформившаяся в XX столетии в высокоразвитую, в том числе и экономически, нацию.
Всех их отличают сильная приверженность к национальной культуре, традициям, быту. Как правило, это люди гордые, обладающие высокоразвитым и ярко выраженным чувством национального самосознания и собственного достоинства, в проявлении которого тем не менее иногда присутствуют как самоуверенность, так и самолюбование. В профессиональной деятельности татары всегда настойчивы, сметливы, проявляют завидную старательность.
Одним из крупных тюркских народов являются башкиры, представляющие особенно большой этнографический интерес в связи со своим исключительно пестрым этнокультурным составом.
Башкиры по мироощущению близки другим тюркоязычным народам. Как показывают социологические и социально-психологические исследования, они отличаются большим трудолюбием и самостоятельностью. Исполнительны, аккуратны и прилежны в выполнении своих профессиональных и гражданских обязанностей, но не всегда выдержанны и настойчивы. Вместе с тем башкирам свойственна достаточно высокая психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях. В ряде случаев можно констатировать пассивность и меланхоличность в восприятии ими событий и явлений окружающего мира. В быту башкиры неприхотливы, несколько замкнуты в общении, могут проявлять вспыльчивость, однако высокоразвитое чувство ответственности позволяет им всегда владеть собой. В целом они добродушны, приветливы, радушны и гостеприимны. Иногда чересчур медлительны в работе.
Вторым по величине народом Средней Азии являются казахи ( около 3,1 млн. ), которые расселены также на юге Челябинской и Оренбургской областей.
За многовековую историю у казахов сложились свои передававшиеся из поколения в поколение обычаи, нравы, традиции, которые и сегодня нельзя не учитывать в межнациональном общении и взаимодействии с ними.
Воспитываются казахи с детства в строгих правилах: от них требуют относиться к труду как к первой необходимости, ясно понимать свой долг перед семьей, осознавать личную ответственность за дела, в которых принимаешь участие. У казахов хорошо развиты такие качества, как трудолюбие, умение быстро овладевать теми или иными приемами и особенностями любой деятельности, сообразительность, исполнительность. Они наделены подвижным умом, любознательны и отзывчивы, настойчивы в достижении целей, отличаются хорошей памятью. В профессиональной деятельности они достаточно активны.
Высокие понятия о чести, достоинстве, долге, необходимости вступаться друг за друга, за женщину, за справедливость — не пустые слова для казаха. Джигит в понятии казахов — это не просто удалой человек, это прежде всего человек чести, мстящий любому, кто задел его, даже ненароком. Джигит не должен прощать обид — удар за удар, око за око. Таковы народные традиции. По складу национального характера казахи свободолюбивы, общительны, храбры, верны слову, гостеприимны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.