Муниципальное Автономное Общеобразовательное учреждение
«Лицей № 10»
Исследовательская работа
«Это чудеса? Нет, физика!»
Автор: Андреева Ульяна Олеговна
ученица 8 «М» класса
Руководитель: Дорогина Вера Юрьевна
учитель физики
1 кв. категория
г. Каменск – Уральский
2020 г.
Оглавление
Введение |
с. 3 |
Глава 1. Немного о фокусах. |
с. 5 |
1.1 Краткая история фокусов. |
с. 5 |
1.2 Понятия фокус и эксперимент. |
с. 6 |
1.3 Фокус – иллюзионный трюк. 1.4. Показ фокусов – это не развлечение. 1.5. Известные фокусники – иллюзионисты. |
с. 6 с. 7 с. 8 |
Глава 2. Экспериментальная часть |
с. 13 |
2.1. Роль эксперимента в научном и учебном познании |
с. 13 |
2.2. План деятельности по выполнению эксперимента 2.3. Ход экспериментов и выводы из них |
с. 14 с. 16 |
Заключение |
с. 24 |
Список литературы и ресурсов |
с. 25 |
Введение
Случалось ли Вам присутствовать на выступлении фокусника и недоумевать, как же это у него получается? А думали ли Вы о том же самом, когда Ваш учитель физики демонстрировал опыты на уроке? Порой кажется, что волшебство и наука – почти одно и тоже.
Однажды я увидел по телевизору выступление известного фокусника Дэвида Коперфильда и заинтересовался, что это – ловкость рук или обман? Или может быть чудо? Я решил попробовать разобраться в этом вопросе и поставил перед собой цель: познакомиться с историей возникновения фокусов, знаменитыми фокусниками – иллюзионистами.
Гипотеза: фокусы – наука или чудо? Можно ли объяснить фокус с научной точки зрения?
Задачи:
· изучить историю о возникновении фокусов;
· найти информацию о знаменитых фокусниках;
· провести эксперименты научных фокусов;
· доказать, что фокусы основаны на знании различных наук;
· показать перед зрителями фокусы.
В процессе исследования были использованы следующие методы исследования:
- изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
- изучение материалов, представленных в сети Интернет;
- изучение кино- и телефильмов, телевизионных научно-популярных и развлекательных программ о фокусах и фокусниках;
- беседы со взрослыми по проблеме исследования;
- наблюдение за работой фокусников в цирке;
- анкетирование; - эксперимент.
Бывают ли на свете чудеса?..
Пусть не такие невероятные, как в сказках, но бывают. И эти маленькие чудеса мы можем создать сами. У них даже есть название. Это фокусы. И каждый из нас может прослыть волшебником. Я считаю эту тему актуальной потому, что людей всегда интересует – почему это так происходит и отчего зависит, можно ли объяснить проведённый эксперимент с научной точки зрения.
В работе собраны занимательные фокусы-опыты, относящиеся к разным разделам школьной программы по курсу физики. Весь этот арсенал может быть хорошим помощником для организаторов школьных викторин и для тех, кто любит проводить любопытные физические эксперименты в домашних условиях, в кругу семьи или среди друзей. Каждый фокус-опыт снабжен не только подробным описанием и рисунком, но и строго научным объяснением. Никакого шарлатанства и ловкости рук – все фокусы базируются на физических законах, на строго научной основе.
Глава 1. Немного о фокусах.
1.1. Краткая история фокусов
Фокусы и другие виды иллюзионизма появились несколько тысячелетий до нашей эры. В древности этим искусством владели жрецы-маги. Фокусники от религии ревностно оберегали тайны своего ремесла, а фокусы выдавали за "чудеса божьи". Это обеспечивало им стабильную и большую прибыль.
Древние храмы Египта, Вавилона, Рима, Греции и тому подобное были оборудованы достаточно сложной для своего времени техникой, которая творила "чудеса": здесь были самовоспламеняющиеся жертвенники, плачущие статуи богов, и другое.
Миновало время, и путешествующие артисты, раскрыв большинство секретов церковников, начали показывать фокусы непосредственно на площадях и улицах. Вера в "божественные чудеса" жрецов пошатнулась, за что церковь сурово начала преследовать фокусников: их обвиняли в колдовстве, поддавали гонениям. Церковь немало фокусников сожгла на своих очагах "Инквизиции".
Одно из самых ранних свидетельств датируется приблизительно 1700 годом до нашей эры. На древнеегипетском папирусе был изображен некий Деди из Дедснефу, выполняющий фокус перед фараоном. Именно поэтому Египет и считают родиной иллюзионизма, хотя известно немало фокусов, родиной которых является Индия и Китай. Европейская история хранит много имен талантливых фокусников (начиная со средних веков и до наших дней). Преследуемые церковью и правительством, средневековые "маги" объединялись в тайные общества. Однако в середине XVIII века уже появляются ловкие фокусники, которые устраивают большие вечера-представления для вельможной публики. Они выступают под высокими титулами профессоров и членов разных академий, одетые в шикарные восточные костюмы, работают с составной и громоздкой аппаратурой; под огромными столами, застеленными ценными скатертями (к самому полу), прячутся их помощники, которые через люки в полу сцены выходят за кулисы. Выступлениям своим артисты предоставляли тайны мистического характера: лишь им - "магам-волшебникам" – были известны "волшебные" тайны.
Как говаривал знаменитый сыщик Шерлок Холмс — герой произведений английского писателя Артура Конан Доила: «Мы видим, но не наблюдаем». Заставить зрителя увидеть только то, что происходит у него на глазах, оставляя скрытым тайный механизм трюка, — заветная цель любого фокусника.
1.2. Понятия фокус, эксперимент.
Толковый словарь Ожегова
1. Точка пересечения преломлённых или отражённых лучей, падающих на
оптическую систему параллельным пучком.
2. Точка, в которой объектив создает отчётливое изображение предмета. Быть в фокусе. Не попасть в фокус.
3. Очаг воспалительного процесса. Фокус в лёгких.
4. Средоточие, центр. Фокус землетрясения. Попасть в фокус всеобщего внимания (перен.; книжн.)
5. Трюк, основанный на хитрости, проворстве и ловкости.
6. Уловка, проделка, привлекающие внимание своею необычностью, неожиданностью.
1) Эксперимент - попытка сделать, предпринять что-нибудь (новое, ранее не испытанное).
2) Эксперимент – смотреть опыт.
1.3. Фокус — иллюзионный трюк.
ФОКУС — иллюзионный трюк. Самостоятельное, законченное, сюжетное действие, реально происходящее в присутствии зрителя. Производит на зрителя необычный, фантастический, противоречащий здравому смыслу эффект.
Этот эффект достигается применением иллюзионного приёма, в котором используются психофизиологические особенности человека. В результате воздействия приёма реально происходящее действие представляется зрителю иллюзорным, то есть — в искажённом виде и оценивается им как невозможное, необъяснимое.
1.4. Показ фокусов – это не развлечение.
Показ фокусов – это не просто развлечение. Это труд, терпение и упорство. Это ловкость, пластичность движения и хорошо отработанная техника исполнения. [2]
Самое главное для иллюзиониста – это его руки. Фокусники работают красиво, легко. Их руки парят в воздухе, почти не касаясь предметов.
Такая лёгкость в демонстрации фокусов достигается длительными ежедневными тренировками. Им приходится работать по 10-12 часов! Вот так непросто рождаются чудеса. [3]
Выступать перед зрителями с неподготовленным номером нельзя. Выступление эффектно только в том случае, когда всё идёт как по маслу. Прежде всего необходимо изучить теорию, затем внимательно прочитать описание трюка и последовательность демонстрации. Затем тщательно подготовить реквизит. Не забудьте продумать костюм, в котором будете выходить к публике (в нём ведь тоже должны быть соответствующие приспособления). После этого можно приступать к тренировкам. Сначала надо проделать номер от начала и до конца перед большим зеркалом, чтобы почувствовать над чем ещё необходимо поработать, а что уже получается хорошо. Когда будет приобретён определённый навык в исполнении фокуса, можно показать его своим близким.
1.5. Известные фокусники – иллюзионисты.
1.5.1. Алессандро Калиостро
Алессандро Калиостро - Граф Алекса́ндр Калио́стро, настоящее имя — Джузеппе Бальзамо — известный мистик и чародей, называвший себя разными именами.[6]
1.5.2. Ури Геллер.
Ури Геллер (20 декабря 1946, Тель-Авив) — знаменитый иллюзионист и экстрасенс. Стал известным благодаря трюку со сгибанием металлических ложек и с остановкой механических часов на лондонской башне Биг-Бен.
1.5.3. Гарри Гудини
Гарри Гудини (24 марта 1874, Будапешт, Австро-Венгерская империя — 31 октября 1926, Детройт) — знаменитый американский иллюзионист, маг, гипнотизёр, прославившийся разоблачением шарлатанов и сложными трюками с побегами и освобождениями.
1.5.4. Арутюн Амаякович Акопян
Арутюн Амаякович Акопян однажды на эстрадном концерте среди участников впервые увидел артиста-фокусника. С тех пор все свободное от занятий в институте время он стал отдавать фокусам.
Акопяну первому удалось стать фокусником — народным артистом СССР. Он любил ходить в народ со своими трюками и обводить зрителя вокруг пальца прямо у него под носом.
1.5.5. Эмиль Теодорович Кио
Эмиль Теодорович Кио был первым иллюзионистом с крупной аппаратурой, перенесшим свои выступления со сцены на цирковую арену. Это увеличило сложность программ, так как иллюзионные трюки стали обозреваться зрителями со всех сторон. При этом Кио был первым советским иллюзионистом, снявшим со своих представлений покров мистики и таинственности. Он избавился от восточной атрибутики и стал выходить на арену во фраке. Главенствующим на своих представлениях Эмиль Теодорович сделал факт, что он загадывает зрителям интеллектуальные загадки и головоломки. Придумал и впервые показал целый ряд фокусов, принципами которых до сих пор пользуется большинство иллюзионистов.
Свои иллюзионистские номера Эмиль Теодорович демонстрировал шутливо, постоянно общаясь со зрителем, и привлекал к работе клоунов. А после 1947 года знаменитый маг создал целостные представления-ревю. Своими невероятными красочными и интересными номерами он покорил весь мир. Тридцать три года потрясающего успеха сопутствовали великому артисту. Сыновья Эмиль и Игорь продолжили дело отца.
1.5.6. Амаяк Акопян
Известный фокусник-иллюзионист Амаяк Акопян – коренной москвич. Родился 01.12.1954 года.
Амаяк Акопян - сын знаменитого циркового иллюзиониста Арутюна Акопяна.
С раннего детства во Амаяке боролись две страсти: мечта стать художником или лицедеем. Получилось так, что обе его мечты осуществились.
Акопян стал знаменитым иллюзионистом, продолжив дело своего отца, был ведущим передачи "Спокойной ночи, малыши!" и радовал малышей своими фокусами.
Амаяк Акопян окончил театральный институт ГИТИС с дипломом музыкального театрального продюсера. Его отец ознакомил его с искусством фокусника, и в результате он одержал победу на многих конкурсах. Он может перевоплощаться в кого угодно: в факира, Бабу Ягу, иллюзиониста, режиссера и т.д. Он сыграл 35 ролей в кино, объездил со своими оригинальными номерами 59 стран, вдоль и поперек исколесил всю нашу страну. Лауреат 5 международных премий, обладатель специального приза за пластику.
1.5.7. Братья Сафоновы.
Братья Сафроновы имеют актерское и режиссерское образования.
Как иллюзионисты существуют с 2002 года. Впервые их творчество открыл для всей странны ведущий программы "Что? Где? Когда?" Борис Крюк. В прямом эфире Первого канала иллюзионисты продемонстрировали номер "Сожжение заживо".
В 2007 году Братья Сафроновы приглашены соведущими нового реалити-шоу Михаила Пореченкова "Битва экстрасенсов" на канале ТНТ. "То, что мы делаем, называйте, как хотите. Наша задача Вас удивить…"
Сафронов Илья Владимирович
Родился 12 апреля. Имел большой опыт работы в театре, кино и рекламе. В 22 года увидел шоу Копперфильда, и не остался равнодушным к загадочному миру магии. В группе занимает должности режиссера и исполнителя. Спокойный, общительный, реалист. Он всегда говорит правду и только правду.
Сафронов Андрей Владимирович
Родился 30 сентября. 7 лет работал в театре Н.С. Бондарчук в должности актер. Имел опыт работы в кино и рекламе. В 14 лет удивил родителей, когда в передаче "Сам себе режиссёр", благодаря своим способностям, выиграл главный приз года - автомобиль… В группе занимает должности постановщика трюков и исполнителя. Скромный, обаятельный, молчаливый. Он никогда не доволен своей работой, даже если она сделана хорошо.
Сафронов Сергей Владимирович
Родился 30 сентября. 7 лет работал в театре "Современник"в должности актер. Имел опыт работы в кино и рекламе. В детстве мечтал стать волшебником. В группе занимает должности сценариста и исполнителя. Веселый, энергичный, мечтатель. Для него сделать выбор всегда большая проблема.
1.5.8. Дэвид Блейн Уайт
Дэвид Блейн Уайт известен просто как Дэвид Блейн (родился 14 апреля 1973 года) – американский фокусник. Стал известен благодаря своей уличной магии и фокусам.
1.5.9. Дэвид Копперфильд
Дэвид Копперфильд - лучший иллюзионист в мире.
Он использует в своем шоу все разновидности фокусов. Копперфильд в совершенстве владеет всеми техниками, вплоть до так называемых сенсационных трюков, гранд - иллюзий.
Дэвид объединил достижения всех иллюзионистов мира. Все необычное и оригинальное, что появляется в жанре, берется им на вооружение.
Глава 2. Экспериментальная часть
2.1. Роль эксперимента в научном и учебном познании
Основоположник отечественной науки М.В. Ломоносов отмечал: «Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением», а академик Л.Д. Ландау говорил: «Опыт – верховный судья теории».
Под экспериментом понимают научно поставленный опыт, то есть наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, позволяющих следить за его ходом и воссоздавать его каждый раз при повторении тех же условий.
Экспериментальный метод дает возможность установить причинно-следственные связи между явлениями, а также между величинами, характеризующими свойства тел и явлений.
Академик С.В. Вавилов указывал на двойную роль эксперимента:
1. Эксперимент доказывает или отвергает какие-либо теоретические предположения.
2. Эксперимент может стать предпосылкой новой теории или гипотезы, которая должна быть подтверждена новыми экспериментами. Обе стороны эксперимента неразрывно связаны.
В соответствии с целями и задачами исследования эксперимент может быть количественным или качественным; иллюстративным, демонстрационным, исследовательским; техническим или научным.
Элементами экспериментального метода исследования в научном познании являются наблюдение, сравнение, измерение и собственно сам эксперимент.
Как метод исследования эксперимент имеет свои сильные и слабые стороны. Сильная сторона эксперимента заключается в том, что он позволяет получить явления в «чистом виде», исключать влияния на изучаемые явления побочных факторов, изучать его в разных условиях, останавливать исследуемый процесс на любой стадии и повторять любое число раз, изучать предмет с большой тщательностью, расчленять его на отдельные части и выделять интересующие нас стороны.
Этим достигается глубина исследования сущности явлений и законов природы, повышается доказательность выводов, которые могут быть сделаны на основе эксперимента.
Эксперимент составляет важную сторону практики. С его помощью наука в состоянии не только объяснить явление материального мира, но и непосредственно овладеть ими. Поэтому эксперимент является одним из главных средств связи науки с производством. Эксперимент является средством исследования и изобретения новых приборов, машин, материалов и процессов промышленной техники. Он является важнейшим средством проверки годности технических проектов и усовершенствования технологических процессов.
Для современного специалиста любой отрасли важное значение имеет владение методикой эксперимента.
2.2. План деятельности по выполнению эксперимента
1. Уяснение цели эксперимента.
2. Формулировка и обоснование гипотезы, которую можно положить в основу эксперимента.
3. Выяснение условий, необходимых для достижения поставленной цели эксперимента.
4. Планирование эксперимента, включающего ответ на вопросы
a) Какие наблюдения провести;
b) Какие величины измерить;
c) Приборы и материалы, необходимые для проведения опытов;
d) Ход опытов и последовательность их выполнения:
e) Выбор формы записи результатов эксперимента.
5. Отбор необходимых приборов и материалов.
6. Сбор установки, электрической цепи.
7. Проведение опыта, сопровождаемое наблюдениями, измерениями и записью их результатов.
8. Математическая обработка результатов измерений.
9. Анализ результатов эксперимента, формулировка выводов (в словесной, знаковой или графической форме).
К основным требованиям к школьному физическому эксперименту относят:
1. наглядность;
2. кратковременность опыта;
3. выразительность и эмоциональность;
4. занимательность;
5. надежность опыта;
6. убедительность опыта;
7. соответствие правилам безопасности.
Обучение физике нельзя представить только в виде теоретических занятий, даже если учащимся на занятиях показываются демонстрационные физические опыты. Ко всем видам чувственного восприятия надо обязательно добавить на занятиях “работу руками”. Это достигается при выполнении учащимися лабораторного физического эксперимента, когда они сами собирают установки, проводят измерения физических величин, выполняют опыты.
Но опыты в физике могут не только иллюстрировать различные физические процессы, но и стимулировать познавательную активность и желание учиться.
1 Эксперимент. Водяной купол.
Этот эксперимент докажет, что в налитый полный стакан с водой можно добавлять много монет, а вода через край переливаться не будет.
Нам понадобится: 1 стакан, наполненный до краев водой, 100 монет десятикопеечного достоинства.
Ход эксперимента:
В налитый до краев стакан с водой, очень осторожно не касаясь пальцами воды, опустите одну монету. Если это сделать аккуратно, то мы увидим, что вода не выливается из стакана. Причем не только не выливается, но даже и не поднялась сколько-нибудь заметным образом над краями. Продолжайте добавлять монетки. Вторая, третья, четвертая и не один десяток монеток очутились в сосуде — и ни одна капля не перелилась через край; но теперь уже видно, как поверхность воды вздулась, возвышаясь немного над краями стакана.
Объяснение: В этом вздутии вся разгадка непонятного явления. Вода мало смачивает стекло, если оно хотя немного загрязнено жиром; края же стакана — как и вся употребляемая нами посуда — неизбежно покрывается следами жира от прикосновения пальцев. Не смачивая краев, вода, вытесняемая монетами из сосуда, образует выпуклость. Вздутие незначительно на глаз, но если дадите себе труд вычислить объем одной монеты и сравните его с объемом той выпуклости, которая слегка вздулась над краями стакана, вы убедитесь, что первый объем в сотни раз меньше второго, и оттого в “полном” стакане может найтись место еще для нескольких монет. Чем шире посуда, тем больше монеток она способна вместить, потому что тем больше объем вздутия.
2 Эксперимент. Чудо – стакан.
Из этого эксперимента узнаем, как можно сварить яйцо в бумажной кастрюле.
Нам понадобится: лист плотной бумаги, быстросохнущий клей и степлер со скобами, вода и сырое яйцо.
Ход эксперимента:
Возьмите
лист плотной бумаги, сверните из него колпачок. Стыки проклейте быстросохнущим
клеем и скрепите скобами степлера. В эту бумажную емкость налейте воды,
положите сырое яйцо. Используйте для удержания бумажного колпачка металлическую
подставку и закрепите ее над пламенем свечи. Даже если пламя свечи будет
облизывать бумагу, она не загорится! Таким образом, воду в этой бумажной
кастрюле можно довести до кипения и даже сварить яйцо. Но пока вода не
испарится, пламя не сможет навредить этому сосуду.
Объяснение: Объяснение этого опыта довольно простое: вода может
быть нагрета только до температуры кипения (+100°С), после этого происходит превращение
ее в пар. Вода поглощает избыток тепла от нагретой бумаги и не дает ей нагреться
выше 100°С, т.е. не дает воспламениться.
3 Эксперимент. Яйцо в соленой воде.
Из этого эксперимента можно узнать, как ведёт
себя сырое яйцо в пресной и солёной воде.
Нам понадобится: 3 прозрачные банки, вода, сырое яйцо, соль.
Ход эксперимента:
Взяли три одинаковые емкости. В первую емкость наливаем чистую воду. Опускаем в неё сырое яйцо, оно тотчас же идёт ко дну. Наливаем теперь во вторую емкость воды и добавляем соль. Получается такой раствор, в котором яйцо не будет идти ко дну, и не будет всплывать на поверхность; оно будет держаться, как подвешенное, посредине. В третью емкость добавляем больше соли, т.е. делаем крепкий раствор соли, тут яйцо будет плавать, его никак не потопишь, потому что плотность солёной воды гораздо больше, чем плотность пресной.
Объяснение: плотность солёной воды больше, чем пресной.
4. Эксперимент. Танцующая вода.
Узнаем, как натёртая шерстяной тканью эбонитовая палочка, действует на текущую из крана обыкновенную воду.
Нам понадобится:
эбонитовая палочка, кусочек шерстяной ткани, кран с текущей обыкновенной водой.
Ход эксперимента:
Если поднести к бегущей из крана струе воды натертую шерстью эбонитовую палочку, то струя воды отклонится в сторону палочки. Объяснение: Электроны с шерсти при трении переходят на палочку и создают на ней отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от палочки. Ближе к палочке в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженная палочка притянет ее к себе.
5. Эксперимент. Как зажечь лампочку карандашом?
Этот эксперимент докажет, что лампочка может светить и без проводов.
Нам понадобится: 1 плоская батарейка на 4,5 вольта, металлические ножницы, липкая лента, лампочка от карманного фонарика, карандаш с тёмным кружком грифеля на тупом конце.
Ход эксперимента:
Приложите цоколь лампочки (острый кончик) к кружку грифеля на тупом конце карандаша. Разумеется, сама по себе лампочка держаться не будет, поэтому лучше всего приклеить её к карандашу полоской липкой ленты. Положи карандаш на стол так, чтобы его отточенный кончик касался одной из лапок батарейки. Однако пока лампочка не горит. Раскрой ножницы и коснись одним кончиком второй лапки батарейки, а другим – резьбы лампочки.
Что происходит: как только соединишь ножницами лампочку и второй полюс батарейки, лампочка загорится!
Объяснение: совершенно ясно, что ножницы замкнули электрическую цепь. Ведь без электричества лампочка бы не зажглась. А роль проводов в этом эксперименте сыграли ножницы и карандаш. Металлические ножницы проводят электричество – это не удивляет, но карандаш? Ведь он же деревянный! А дерево электричество не проводит. Всё дело в грифеле. В современных карандашах он делается из графита. Графит – это минерал, который проводит электрический ток. Вот почему цоколь лампочки необходимо прижать именно к грифелю. Если цоколь соскользнёт и будет касаться дерева, лампочка не загорится.
6. Эксперимент. Прилипчивый стакан.
Этот эксперимент докажет, из перевернутого стакана с водой, днищем которого служит простой лист бумаги, не проливается вода.
Нам понадобится: Стакан, наполовину наполненный водой, лист бумаги из ученической тетради.
Ход эксперимента:
Налейте в стакан воды и закройте листом бумаги, поддерживая лист рукой, переверните стакан вверх дном. Если теперь отнять руку от бумаги, то вода не выльется. Бумага останется как бы приклеенной к краю стакана.
Объяснение: Бумажка приклеилась к стакану из-за того, что давление снаружи сильнее давления внутри стакана. Когда мы перевернули стакан, прикрытый бумажкой, вверх дном, тогда между днищем стакана и водой осталось разряжённое пространство. Если же сделать маленькую дырочку в бумажке, или приоткрыть её, то вся вода в момент выльется.
7. Эксперимент. Электромагнит.
В этом опыте, вы научитесь создавать электромагнит в домашних условиях, используя бытовые приспособления.
Нам понадобится: Большой железный гвоздь, длинная алюминиевая проволока – 30 см., батарейка - на 4,5 В, скрепки или другие мелкие магнитные объекты
Ход эксперимента:
Возьмите проволоку и с каждого конца отметьте по 10 см. Возьмите гвоздь, намотайте на него проволоку так, как показано на рисунке. Один конец проволоки прикрепите к плюсу батарейки, а другой к минусу. Вот и все, ваш электромагнит готов! Поднесите скрепки к концу гвоздя или другие магнитные объекты, гвоздь притянет их к себе.
Примечание: Батарея может быстро нагреваться, поэтому, как только вы провели опыт «Электромагнит», сразу же отсоедините провода от нее.
Объяснение: Большинство магнитов, как те, что находятся на холодильнике, называют постоянными магнитами, так как они могут притягивать магнитные объекты в любое время и держать их сколько угодно. Магнит, который создали мы, называется Электромагнитным. Он работает только на электричестве, а когда электричества нет, то он не притягивает магнитные объекты. Электрический ток, текущий через провод, выстраивает молекулы в гвозде так, чтобы они были привлечены к определенным металлам.
8. Эксперимент. Инерция яиц.
Инерция – это явление сохранения скорости. То есть тело сохраняет состояние покоя или равномерное прямолинейное движение.
С помощью этого явления мы поможем вам отличить вареное яйцо от сырого, не разбивая их.
Нам понадобится: сырые и вареные яйца.
Ход эксперимента:
Вращайте каждое яйцо, а потом нажмите на него, чтобы остановить движение и отпустите его. Наблюдайте, как каждое яйцо ведет себя.
Вареное яйцо будет вращаться легко и быстро остановится, как только вы коснетесь его. Свежее яйцо трудно заставить вращать, но как только оно начнет вращаться, его будет трудно остановить.
Объяснение: Этот трюк возможен потому, что центр масс сырого яйца расположен иначе, чем у варёного. Куриное яйцо состоит из желтка, белка и скорлупы. Большая часть его массы приходится на желток, поэтому центр масс яйца тоже находится в желтке или около него. Если раскрутить сырое яйцо, желток движется по кругу, и положения центра масс всё время меняется; из-за этого вращение замедляется и яйцо колеблется. Содержимое твёрдого яйца становится твёрдым, и положение центра масс при вращении не меняется, поэтому яйцо может с большей скоростью вращаться вокруг этой точки.
Я показал фокусы, большинство которых мы уже проходили по школьной программе. И я решил, что они очень интересны, и я не прочь залезть чуть - чуть вперёд. Множество фокусов было связано с атмосферным давлением, ведь это моя нелюбимая тема 7-го класса. Сейчас, я тему «Атмосферное давление», просто обожаю! Во всяком случае, все эти фокусы показались мне очень интересными, надеюсь, они и вас заинтересуют.
Всем огромное спасибо за внимание!
Заключение
В природе все закономерно и объяснимо. Даже то, что кажется совсем фантастичным, имеет свое научное объяснение. Только необходимо наблюдать, ставить опыты, анализировать. Делая что-либо самостоятельно, ты лучше станешь понимать основные физические явления, с которыми сталкиваешься каждый день. Постепенно ты начнешь смотреть на мир более осмысленно и однажды скажешь: «Как же интересно он устроен!»
Делая своими руками эксперименты, фокусы - я не только расширяю свои знания об окружающем мире, но и смогу проверить себя в практическом действии. В своей работе я убедился в реальном объяснении некоторых явлений.
В процессе осуществления целей и задач проекта «Фокусы – наука или чудо? Можно ли объяснить фокус с научной точки зрения?»: - я познакомился с биографиями великих фокусников мира, научился выполнять научные эксперименты, для этого занимался ежедневными тренировками.
Работа над проектом была интересной и увлекательной. Пришел к выводу, что, показывая фокусы, учишься быть терпеливым, сдержанным, можешь заинтриговать зрителей, а также открываешь для себя, что все фокусы основаны на знании законов физики, математики, химии. В них можно найти много возможностей для раскрытия творческих способностей каждого. Фокусы развивают логическое мышление и фантазию.
Результаты данной работы можно использовать на уроках математики, истории, физики, химии, литературы.
Используемая литература и ресурсы.
1. «Большая книга экспериментов», пер. с нем. П.Лемени – Македона, Москва, Эксмо, 2010г., 128 стр.
2. Детская энциклопедия «Фокусы», Москва, ЗАО «Аргументы и факты», № 1, 2006г.,48 стр.
3. «И никакого волшебства», Амаяк Акопян, Москва, Издательство «Малыш», 1986г., 16 стр.
4. Интернет ресурсы: http://www.scanword.net
5. Интернет ресурсы: http://www.materinstvo.ru/art/9709 Materinstvo.ru
6. «Мои первые научные опыты», издание на русском языке «Издательская группа «Контэнт», ЗАО «Издательство Кристина – новый век», Словакия, 2003г., 128 стр.
7. «Фокус – покус», Амаяк Акопян, Москва, Издательство «Малыш», 1988г., 16 стр.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.