Эвакуация - основное мероприятие по защите людей. Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях
Оценка 4.6

Эвакуация - основное мероприятие по защите людей. Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях

Оценка 4.6
docx
17.07.2024
Эвакуация - основное мероприятие по защите людей. Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях
Тема 9 Эвакуация.docx

Тема 9 Эвакуация - основное мероприятие по защите людей. Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях.

Эвакуация (лат. evacuatio, от evacuare — опорожнять, удалять) — комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из городов персонала объектов экономики, прекративших свою работу в условиях чрезвычайной ситуации, а также остального населения. Эвакуированные постоянно проживают в загородной зоне вплоть до особого распоряжения. Эвакуацию следует отличать отрассредоточения и отселения.

Эвакуация — процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара.[1]

Согласно военным доктринам боеспособных государств, на первом месте стоит эвакуация военных частей, на втором военного имущества, документов и т. п., и в последнюю очередь гражданского населения.

Рассредоточение — это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) и размещению в загородной зоне свободного от работы персонала, работающих в условиях чрезвычайной ситуации объектов народного хозяйства, а также персонала, обеспечивающего жизнедеятельность города (работников коммунального хозяйства и т. д.). Рассредоточиваемые постоянно доставляются на рабочие места в город, а по окончании работы вывозятся в загородную зону.

Эвакуация и рассредоточение населения может проводиться по следующим принципам:

·                     производственному, то есть вывоз персонала объектов экономики с членами семей по предприятиям силами и средствами объектов экономики. Этот принцип помогает сохранить целостность коллектива объекта и более четко спланировать и провести эвакуацию и рассредоточение;

·                     территориальному, то есть силами и средствами администрации города. Эвакуируется часть населения, не занятая на производстве и не являющаяся членами семей персонала объектов народного хозяйства.

ЧТО НАДО БРАТЬ С СОБОЙ ПРИ ЭВАКУАЦИИ

1. Необходимое количество вещей:

теплые вещи,
обувь, 
простыни, 
наволочки, 
одеяло, 
полотенце, 
сменное белье.


2. Средства индивидуальной защиты, аптечку (нужные лекарства), перевязочный пакет или бинт стерильный.


 

3. Документы:

паспорт,
военный билет,
пенсионное удостоверение,трудовую книжку,
диплом (аттестат об образовании),
удостоверение по квалификации,
свидетельство о браке,
о рождении детей,
аттестаты – табели успеваемости детей,
школьный дневник.


4. Продукты на 2-3 суток не скоро портящихся: консервы, концентраты, галеты, сухари, сахар, питьевую воду.

Для детей до 3-х летнего возраста детское питание, сухое молоко, консервированное молоко, соки, упакованные в целлофановые пакеты.


5. Все вещи и продукты уложить в рюкзаки, мешки или другие упаковки, удобные для перевозки, к ним прикрепить бирки:

Пример «Иванов Иван Иванович» г. Большой Камень , в г. Иркутск .

6. Для детей сделать бирки и пришить их с внутренней стороны воротника  с указанием «Ф.И.О. ребенка, года рождения, места жительства, места работы матери или отца, куда эвакуируется».

При эвакуации транспортом общая масса вещей и продуктов питания должна составлять не более 50 кг, на взрослого человека.

При эвакуации пешим порядком значительно меньше, в соответствии с физической выносливости каждого человека.

 

 

Примерный перечень: продуктов питания на 1 человека на 3 суток

Хлеб 

-

2 буханки

Концентраты:

Сахар

-

250 грамм 

(суп, каша)

-

3 пачки

Соль

50 грамм 

Масло сливочное

-

200 грамм

Консервы

-

3 банки     

Сыр

-

50 грамм

Печенье

-

200 грамм  

Спички  

-

1 коробка

 

План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера школы № ____ города ___________

http://teachpro.ru/EOR/School%5COBJSupplies10/Html/der10073.files/image005.jpg

Раздел 1. Характеристика школы и краткая оценка возможной обстановки, которая может сложиться в школе и вблизи её территории

Школа - типовое трехэтажное панельное здание. Расположена в границах города (района). Она обеспечена теплом, газом, водой и электричеством. При нарушении правил эксплуатации возможно возникновение пожаров и взрывов. Наиболее опасными являются кабинеты химии, физики, биологии, трудового воспитания и столовая с её газовыми плитами.

По территории города (городского или сельского района) проходят автомобильные и железнодорожные магистрали (какие, где), расположены крупные объекты (перечислить), функционируют химически опасные предприятия (перечислить), в том числе использующие в производственной деятельности хлор (водопроводная станция (адрес) и электродный с вод (адрес), аммиак (плодоовощная база, мясокомбинат... и т.д.).

На территории города находятся пожаро- и взрывоопасные объекты (перечислить), а также железнодорожная станция (какая, где), где грузят и через которую следуют транзитом вагоны с АХОВ и другими опасными грузами. На перечисленных объектах возможны крупные аварии и катастрофы, создающие опасные для школы ЧС.

Кроме аварий и катастроф для нашего города (района) типичны такие стихийные бедствия, как (перечислить). Они наносят значительный материальный ущерб, внезапно нарушают нормальную жизнедеятельность, зачастую приводят и к гибели людей.

Вблизи школы радиационно-опасных объектов нет, однако радиоактивное загрязнение возможно в случае аварии на АЭС, расположенной в __ км.

Наибольшую непосредственную опасность для школы представляют (перечислить объекты), которые в случае аварии могут заразить воздух хлором или аммиаком, а также вызвать взрывы и пожары.

Возможности школы по защите учащихся и постоянного состава

http://teachpro.ru/EOR/School%5COBJSupplies10/Html/der10073.files/image007.jpgНа период учебного процесса за школой закреплено защитное сооружение РЭУ (адрес). В __ метрах находится станция метрополитена (название), которая может быть использована в чрезвычайных ситуациях, как в мирное, так и в военное время.

Школа имеет: противогазов фильтрующих (ГП-5, ГП-7) ___ шт. детских противогазов ПДФ-Ш, ПДФ-2Ш ___ шт. респираторов (тип) ___ шт. ватно-марлевых повязок ___ шт. приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля (перечислить типы и количество). Приказом директора - начальника ГО школы № __ от _________ созданы гражданские организации гражданской обороны (формирования) (указать какие). В интересах школы при необходимости управлением по делам ГО и ЧС города (района) могут быть привлечены дополнительные силы.

Раздел 2. Мероприятия при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (чрезвычайных ситуаций)

1.       При радиоактивном загрязнении. С получением сообщения об угрозе или выпадении радиоактивных осадков выполнить пункты 1-8 календарного плана. С введением вышестоящим органом управления по делам ГО и ЧС режима защиты населения получить указания по учебному процессу в управлении образования города.

2.       При аварии на химически опасном объекте. С получением сообщения об аварии на химически опасном объекте выполнить пункты 9-15 календарного плана.

Штабу по делам ГО и ЧС, учителям (преподавателям, воспитателям) в течение 30 минут после ликвидации очага заражения проветрить помещения, провести контроль химического заражения и только после этого разрешить входить в них учащимся.

3.       При пожаре в школе или на объекте, находящемся по соседству. При возникновении загорания в зданиях школы прекратить учебный процесс и вывести учащихся в безопасный район, вызвать пожарную команду по городской телефонной сети "01".

http://teachpro.ru/EOR/School%5COBJSupplies10/Html/der10073.files/image009.jpg

При возникновении пожара на объекте по соседству и угрозе перехода пламени на здание школы вывести учащихся в безопасное место. Выполнить пункты 16-19 календарного плана.

В случае чрезвычайной ситуации жителей оповестят сирены, порадиотрансляционной и телевизионным сетям будет передан сигнал "Внимание всем!" и далее следует текст:

Пример: "Внимание! Говорит управление по делам ГО и ЧС города. Граждане! Произошла авария на (таком-то объекте) с выбросом химически опасного вещества - аммиака. Облако заражённого воздуха распространяется в направлении... Всем, находящимся в районе, немедленно покинуть жилые дома, организации, учреждения, учебные заведения, детские сады и ясли и выйти в район... (Может быть указано где, когда и кому укрыться, что выполнить, а кому оставаться на месте).

Примечание: примерно такие тексты будут объявляться при других чрезвычайных ситуациях (авариях, катастрофах и стихийных бедствиях).

4.       При угрозе взрыва в школе. Выполнить пункт 16 календарного плана.

5.       Организация управления, оповещения и связи. Оповещение и сбор руководящего и постоянного состава осуществлять в соответствии со схемой оповещения.

Руководство мероприятиями осуществлять в соответствии с календарным планом (приложение № 2) и указаниями управления образования и управления по делам ГО и ЧС города (района).

Связь организовать через городскую АТС по телефонам:

управление образования города...

управление по делам ГО и ЧС города...

При выходе из строя городской АТС - посыльными. Начальник штаба по делам ГО и ЧС школы №____ (подпись)

 

План гражданской обороны школы № ___ города ________

Раздел 1. Краткая оценка обстановки в школе и вблизи неё (в результате воздействия возможного противника)

Даётся краткая характеристика здания школы на предмет его устойчивости к воздействию бомб и ракет возможного противника, указывается количество сил и средств для защиты и ликвидации последствий ударов.

Далее, основываясь на данных о возможных последствиях ударов противника и рекомендаций, полученных из управления по делам ГО и ЧС города, произвести краткую оценку обстановки, которая может сложиться в районе расположения школы после нападения противника.

http://teachpro.ru/EOR/School%5COBJSupplies10/Html/der10073.files/image011.jpg

Выполнить пункты 16-19 календарного плана

Так, например: школа представляет собой типовое трехэтажное панельное здание. При воздействии боеприпасами высокоточного оружия оно может быть разрушено полностью или частично (не менее 70%) с образованием очагов пожаров.

В школе созданы и подготовлены службы и гражданские организации ГО (формирования) (перечислить). Имеются средства индивидуальной защиты (СИЗ) (перечислить). Создана система связи, оповещения и взаимодействия с управлением по делам ГО и ЧС и управлением образования города (района).

Раздел 2. Выполнение мероприятий гражданской обороны при планомерном приведении её в готовность

С получением распоряжения на проведение первоочередных мероприятий 1-й группы выполнить пункты 20-29 календарного плана.

С получением распоряжения на проведение первоочередных мероприятий 2-й группы выполнить пункты 30-37 календарного плана.

С получением распоряжения на проведение мероприятий "Общей готовности ГО" выполнить пункты 38-44 календарного плана.

МЕРОПРИЯТИЯ "ОБЩЕЙ ГОТОВНОСТИ" ДО ОБЪЯВЛЕНИЯ ЭВАКУАЦИИ

А. Организация укрытия в защитных сооружениях.

С получением сообщения о воздушной опасности в течение 10-12 минут укрыть в закреплённом убежище (адрес), (станции метрополитена) всех учащихся и постоянный состав. В убежище (на станцию метрополитена) следовать по классам (группам) во главе с классным руководителем или ведущим урок учителем. В убежище строго выполнять требования его администрации. Расчёт укрытия (где, кто, количество, старшие, маршрут следования) прилагается.

http://teachpro.ru/EOR/School%5COBJSupplies10/Html/der10073.files/image013.jpg

 

Б. Организация эвакомероприятий.

В соответствии с требованиями положения об эвакуационных мероприятиях учащиеся распускаются по домам и эвакуируются совместно с родителями.

Постоянный состав школы и члены их семей эвакуируются в районы, предназначенные для их размещения по планам эвакуации. Каждый человек должен знать, куда он эвакуируется.

Вместе с тем, решением органа местного управления, школа может эвакуироваться самостоятельно своим основным составом. Выполнить пункты 45-50 календарного плана.

В указанный район подлежат эвакуации:

- постоянный состав _____чел.

- члены семей постоянного состава _____чел.

В том числе: железнодорожным транспортом с СЭП №... (адрес, телефон); автомобильным транспортом с СЭП №... http://teachpro.ru/EOR/School%5COBJSupplies10/Html/der10073.files/image014.jpg(адрес, телефон); пешим порядком с СЭП №... (адрес, телефон).

Эвакомероприятия проводятся по расчёту, а расквартирование - согласно приложению.

Эвакогруппе иметь списки эвакуируемых отдельно для каждого вида эвакуации. Для подготовки эвакуации и погрузки учебно-наглядных пособий (имущество школы не вывозится) создать команду общей численностью ____чел., в том числе:

- из учащихся 10-х классов ___ чел.;

- из учащихся 11-х классов ___ чел.

Для сдачи школы под охрану создать группу в составе ___ человек. Старший группы _____________________.

Ответственный за подготовку, сосредоточение, погрузку и разгрузку в загородной зоне учебно-наглядных пособий и имущества ___________. Продовольственное, материально-техническое и другие виды обеспечения в безопасной зоне - согласно решению местных органов власти (№___ от __________).

 

 

 

Тема 10. Сохранение и укрепление здоровья - важная забота каждого человека и всего общества

Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное рассмотрение определений здоровья приведено ниже). К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетологияфармакологиябиология, эпидемиология, психология(психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психологиясоциальная психология),психофизиологияпсихиатрияпедиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогигиена,дефектология и другие.

Охрана здоровья человека (здравоохранение) — одна из функций государства. В мировом масштабе охраной здоровья человечествазанимается Всемирная организация здравоохранения.

Уровни здоровья в медико-социальных исследованиях

·                    Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека.

·                    Групповое здоровье — здоровье социальных и этнических групп.

·                    Региональное здоровье — здоровье населения административных территорий.

·                    Общественное здоровье — здоровье популяции, общества в целом; определяется как «наука и искусство профилактики заболеваний, продления жизни и укрепления здоровья через организованные усилия и осознанный выбор общества, организаций, государственное и частное, общинное и индивидуальное». Методы профилактики общественного здоровья — внедрение образовательных программ, разработка политики, обслуживания, а также проведение научных исследований. С понятием общественного здоровья связано понятие вакцинации. Большое положительное воздействие государственных программ в области здравоохранения широко признаётся. Отчасти в результате политики в области здравоохранения в XX веке зарегистрировано снижение смертности младенцев и детей, а также постоянное увеличение продолжительности жизни во многих частях мира. Например, подсчитано, что средняя продолжительность жизни американцев увеличилась с 1900 г. на 30 лет,  а во всём мире — на шесть лет

 

Критерии оценки качества здравоохранения

Здоровье человека является качественной характеристикой, складывающейся из набора количественных параметров: антропометрических (рост, вес, объём грудной клетки, геометрическая форма органов и тканей); физических (частота пульсаартериальное давление, температура тела); биохимических (содержание химических элементов в организме, эритроцитовлейкоцитовгормонов и пр.); биологических (состав кишечной флоры, наличие вирусных и инфекционных болезней) и др.

Для состояния организма человека существует понятие «нормы», когда значения параметров укладываются в определенный, выработанный медицинской наукой и практикой диапазон. Отклонение значения от заданного диапазона может явиться признаком и доказательством ухудшения здоровья. Внешне утрата здоровья будет выражаться в измеримых нарушениях в структурах и функциях организма, изменениях его адаптивных возможностей.

С точки зрения ВОЗ, здоровье людей — качество социальное, в связи, с чем для оценки общественного здоровья рекомендуются следующие показатели:

·         отчисление валового национального продукта на здравоохранение.

·         доступность первичной медико-санитарной помощи.

·         уровень иммунизации населения.

·         степень обследования беременных квалифицированным персоналом.

·         состояние питания детей.

·         уровень детской смертности.

·         средняя продолжительность предстоящей жизни.

·         гигиеническая грамотность населения.

Некоторые биологические показатели нормы для среднего взрослого человека.

ПульсАртериальное давлениеЧастота дыхательных движенийТемпература тела

·         Частота сердечных сокращений — 60—90 в минуту 

·         Артериальное давление — не выше 140/90 мм рт. ст.

·         Частота дыхательных движений — 16—18 в минуту

·         Температура тела — от 35,5 до 37,4 °C

С точки зрения здоровья можно определить два уровня артериального давления:

1.                 оптимальное: САД менее 120, ДАД менее 80 мм рт. ст.

2.                 нормальное: САД 120—129, ДАД 84 мм рт. ст.

САД — систолическое артериальное давление. ДАД — диастолическое артериальное давление

Критерии общественного здоровья

Медико-демографические — рождаемость, смертность, естественный прирост населениямладенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни.

·                     Заболеваемость — общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная.

·                     Показатели инвалидности.

·                     Показатели физического развития.

Демографический кризис — критические (кризисныепоказатели рождаемости и смертности, то есть соответственно естественного прироста и убыли населения вгосударстве.

Под демографическим кризисом может пониматься как убыль населения, так и перенаселение территорий.

В первом случае это ситуация, которая складывается в государстве (стране) или регионе, когда рождаемость падает ниже уровня простого воспроизводства населения, а также ниже уровня смертности. Такая ситуация в данный момент складывается во многих странах мира, в том числе в Европе и, в частности, в России

Демография – это наука о численности, составе и изменении народонаселения. В последние годы, в частности, население России существенно сокращалось. Из-за этого начали закрывать школы, детские сады и ясли. Большинство людей винит в этом экономический кризис, но пример западных стран показывает, что экономическое процветание не всегда приводит к повышению рождаемости.

Демографическая ситуация в России

Занимая первое место в мире по площади территории, Россия стремительно теряет свои позиции на демографическом поле. Если в 1991 г. по численности населения РФ была на 6 месте, то в 2012 г. – 10 место, к 2050 г. Россия займет 14 место.  Сокращение численности населения при такой огромной территории создает угрозы в первую очередь территориальной целостности государства. Ситуация очевидна: страна переживает демографический кризис. Но открытым остается вопрос: какими факторами и причинами он обусловлен и затрагивает ли он все население или носит избирательный характер?

Анализу этой проблемы посвящено данное исследование.

Демографическая проблема в России обсуждается давно. С середины 90-ых в стране наблюдалась убыль населения. В 2010 г. был остановлен процесс сокращения численности населения. По данным Росстата в 2012 году численность населения России впервые увеличилась и на первое полугодие 2013 г. составила 143,3 млн. человек.

Увеличение численности населения при сохраняющейся естественной убыли было обеспечено миграционным сальдо. В 2013 году по данным Росстата Россия впервые преодолела естественную убыль населения. Однако динамика изменения естественного прироста демонстрирует превышение рождаемости над смертностью только в нескольких федеральных округах России. Остается открытым вопрос – за счет кого произошло это «демографическое чудо»? Имеет ли оно этнические и конфессиональные корни или обусловлено материальными факторами (экономическим благополучием регионов)?

До 2009 г. единственным федеральным округом с положительным сальдо рождаемости оставался Северо-Кавказский. В 2012 г. число таких федеральных округов увеличилось до четырех: Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный.  Прирост в Дальневосточном федеральном округе обусловлен увеличением прироста в республике Саха (этнический состав: якуты – 49%, русские - 30%). В Сибирском федеральном округе прирост на 44% обеспечен приростом населения в республиках Бурятия, Тыва, Хакасия, Алтай, на 56 % за счет областей с долей русского населения 83-88%. В Уральском федеральном округе положительное сальдо достигнуто преимущественно за счет Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов (доля русского населения - 63,5% и 59,7% соответственно).

 

Средняя продолжительность жизни в России и странах мира в 2013 году

Не секрет, что на уровень и качество жизни влияет столько факторов, что порой определить, как в действительности живут люди в той или иной стране очень сложно. Но существует один глобальный показатель, который очевиден для всех  - это средняя продолжительность жизни. Именно, благодарянему, можно с уверенностью говорить, в какой стране люди живут очень хорошо, а  в какой стране влачат жалкое существование.

Предлагаем  вашему вниманию ознакомиться с таблицей, в которой собраны все страны ООН и указана средняя продолжительность жизни в 2013 году как в целом по  странам, так мужчин и женщин  в отдельности.

Исходя из приведенной ниже таблицы можно сделать неутешительные выводы для россиян, которые со средней продолжительности жизни в 66.05 лет оказались на 129 месте в мире. Больше чем в России среди стран СНГ живут в Азербайджане - 66.3 лет, Казахстане - 67.35 лет, Украине - 68.1 лет, Туркмении - 68.35 лет, Киргизии - 68.9 лет, Беларуси - 70.2 лет, Армении - 72.4 года, Грузия - 76.55 лет.

Что касается мира, то явными лидерами по продолжительности жизни в 2013 году являются Япония, Сингапур и Франция, 82.15,  82 и 81 год соответственно, а аутсайдерами - страны Африки, где продолжаются военные конфликты, Замбия, Ангола и Свазиленд - 39.5, 37, 65 и 32,2 года соответственно.

Президент РФ Владимир Путин считает, что через четыре года средняя продолжительность жизни россиян должна составлять не менее 74 лет. Чтобы достичь таких показателей, глава государства ставит задачу повышать качество жизни пенсионеров во всех регионах страны. На заседании президиума Госсовета Путин констатировал, что в России уже "удалось добиться увеличения продолжительности жизни", которая "пока скромнее, чем в некоторых других странах, но уже составляет почти 70,8 года", что на четыре года больше, чем в 2006 году.


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема 9 Эвакуация - основное мероприятие по защите людей

Тема 9 Эвакуация - основное мероприятие по защите людей

Эвакуируется часть населения, не занятая на производстве и не являющаяся членами семей персонала объектов народного хозяйства

Эвакуируется часть населения, не занятая на производстве и не являющаяся членами семей персонала объектов народного хозяйства

Продукты на 2-3 суток не скоро портящихся: консервы, концентраты, галеты, сухари, сахар, питьевую воду

Продукты на 2-3 суток не скоро портящихся: консервы, концентраты, галеты, сухари, сахар, питьевую воду

Соль 50 грамм

Соль 50 грамм

На территории города находятся пожаро- и взрывоопасные объекты (перечислить), а также железнодорожная станция (какая, где), где грузят и через которую следуют транзитом вагоны с

На территории города находятся пожаро- и взрывоопасные объекты (перечислить), а также железнодорожная станция (какая, где), где грузят и через которую следуют транзитом вагоны с

ГП-5, ГП-7) ___ шт. детских противогазов

ГП-5, ГП-7) ___ шт. детских противогазов

При возникновении пожара на объекте по соседству и угрозе перехода пламени на здание школы вывести учащихся в безопасное место

При возникновении пожара на объекте по соседству и угрозе перехода пламени на здание школы вывести учащихся в безопасное место

Связь организовать через городскую

Связь организовать через городскую

Так, например: школа представляет собой типовое трехэтажное панельное здание

Так, например: школа представляет собой типовое трехэтажное панельное здание

Б. Организация эвакомероприятий

Б. Организация эвакомероприятий

Эвакогруппе иметь списки эвакуируемых отдельно для каждого вида эвакуации

Эвакогруппе иметь списки эвакуируемых отдельно для каждого вида эвакуации

Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное рассмотрение…

Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное рассмотрение…

Региональное здоровье — здоровье населения административных территорий

Региональное здоровье — здоровье населения административных территорий

Внешне утрата здоровья будет выражаться в измеримых нарушениях в структурах и функциях организма, изменениях его адаптивных возможностей

Внешне утрата здоровья будет выражаться в измеримых нарушениях в структурах и функциях организма, изменениях его адаптивных возможностей

САД — систолическое артериальное давление

САД — систолическое артериальное давление

Демографическая ситуация в России

Демографическая ситуация в России

Уральский, Сибирский и Дальневосточный

Уральский, Сибирский и Дальневосточный

Что касается мира, то явными лидерами по продолжительности жизни в 2013 году являются

Что касается мира, то явными лидерами по продолжительности жизни в 2013 году являются
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.07.2024