ЛЕКЦИЯ
ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ, ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА
История экологической культуры
Тысячелетиями человечество накапливало опыт экологической культуры по взаимодействию с окружающей средой и личностными взаимоотношениями в обществе. Каждым народом создавались свои национальные, этнические культовые обряды, ритуалы празднества и торжества и т.п. Накопленный опыт экологической культуры передавался из поколения в поколение в виде наглядных ритуальных форм и устно в сказках, мифах, легендах. Эволюция человечества достигла современного демократического общественного уклада с определённой степенью защищённости человеческой личности. Поэтому духовное прозрение и объединение человечества на базе экологической культуры является его самоспасением.
История экологической культуры начинается с появления в биосфере Homo sapiensa (человека разумного). Освоившись в окружающей среде и установив свои взаимоотношения с биосферой, человек приобрел первые уроки экологии. Обеспечивая своё выживание и существование в гармонии с природой, ему понадобилась экологическая культура. Нарушенная сельскохозяйственной революцией гармония с окружающей средой привела к новому осознанию. Человек почувствовал себя властелином, и начал создавать искусственную среду своего обитания – города. Социальные революции изменили духовное сознание человека на эгоизм.
С развитием научно-технического прогресса экологическая проблема становится всё более актуальной. Ускорение роста народонаселения в недалёком будущем может привести к истощению природных ресурсов, и к полному загрязнению окружающей среды отходами производствами. Вместо счастливого будущего над человечеством нависла угроза деградации и экологической катастрофы. Проблема сосуществования человека с техникой и со средой обитания приобретает глобальную значимость, повышается интерес к экологии со стороны специалистов различных уровней: медиков, психологов социологов, историков, культурологов, литераторов, педагогов. Экология из биологической науки, превращается в комплексную дисциплину.
Проведено рассмотрение эволюции экологических идей, используя методы философского анализа. Под новым понятием – «экософия» понимается переосмысление экологических идей в пользу философского умозрения. Философский подход к экологии подразумевает изучение истоков надвигающийся катастрофы, привлекая для этого этнографические, медицинские, мифологические и литературоведческие материалы. Человечество не всегда пребывало в разладе с природой. Так, в Древней Греции и в Древнем Китае, по свидетельству хроник, человек развивался в гармонии с ней. В глубокой древности человек ещё не покушался на изменение суровых законов природы. Однако уже в эпоху гуманизма человек помещает себя в центр Вселенной. Протагор говорил, что Человек – мера всех вещей.
В греческой мифологии первобытное состояние человеческого общества зовётся Золотым веком, когда все были счастливы, молоды и свободны. Однако эдемская гармония рушится, как только человек приобретает знания. Вместе со знанием приходят смерть, болезни и безотрадный труд. Во многих религиозных учениях причина испорченности мира видится в неправильно организованном мышлении человека, когда тяга к познанию оборачивается навязчивой идеей. Человек не в состоянии понять истину как нечто целое, поэтому он её расчленяет (убивает). Платон отмечал, что с каждым познанием или открытием человек приближает собственную смерть и все, которые по-настоящему отдавались философии, ничего иного не делали, как готовились к умиранию. Английский писатель Дж. Мильтон в книге «Потерянный рай» развивает библейскую идею о кризисе цивилизации и усиливает эту тему аспектом свободы выбора человеческой личности, как бы подчёркивая, что человек сознательно выбрал тот путь, который ведёт неизвестно куда. С одной стороны, всё вроде бы находится в движении, с другой – ничего не меняется. Человек уверен, что раньше всё было лучше.
Такое движение от лучшего к худшему, когда происходит обесценивание всего и вся, философы объясняют энтропией (однозначной направленностью протекания самопроизвольных процессов в природе). Исходя из этого положения, можно предположить, что ухудшение экологической ситуации было предопределено. Природа движется к своему логическому концу, как проживает свою жизнь человек. Возможно, несовпадение темпов старения человека и природы породило экологическую проблему. Своим собственным психологическим проблемам человек придаёт вселенский масштаб: его экологические волнения, прежде всего, вызваны нежеланием умирать. Вместе с нарастанием страха, растёт неуверенность в собственных силах и пропадает желание что-либо менять в своих привычках.
Очень медленно происходит осознание экологической проблемы, ещё медленнее разрабатываются модели её разрешения. М. Меерович и Э. Пестель выдвигали в 70-ее гг. концепцию «ограниченного роста», предполагавшую достижение сбалансированного развития государств путём выравнивания их экономических потенциалов. Они считали, что стихию рынка должно заменить жёсткое планирование. Д. Медоузом выдвинута концепция «глобального равновесия», согласно которой следует свести к нулю темпы роста населения и национального продукта. Он видел причину экологической проблемы в перенаселённости многих регионов планеты.
Научно-технический прогресс, по сути, предлагается заменить научно-техническим торможением, т.е. перейти от экстенсивного развития и интенсивному, более ориентированному не на количественные показатели, а на качественные. Испанский социолог Ортега-и-Гассет в работе «Восстание Масс» говорит о возрастании роли народных масс в истории в ущерб роли интеллектуальной элиты. Массы вторгаются во все сферы общественной и личной жизни, в связи с чем катастрофически снижаются «культурные стандарты». Личность теряется в массе, ей приходится приспосабливаться к её вульгарным вкусам. Отмечается сходство между быстро увеличивающимся людским коллективом и неуправляемой, агрессивной стихией.
Всё чаще ставится вопрос о пользе научно-технического прогресса, и всё большее внимание проявляется к первобытным обществам. Ж.-Ж. Руссо идеализировал первобытность. Он утверждал, что в «естественном состоянии» все люди были равны и не знали нищеты и несправедливости. В книге «Мысль в состоянии дикости» К. Леви-Стросс отмечает, что примитивные народы избежали научно-технического прогресса, однако знают и понимают природу лучше цивилизованного человека.
Современная цивилизация отличается излишним стремлением к комфортности. Высокоразвитые страны, пережившие насыщение материальными благами, более критически оценивают научно-технический прогресс. Кое-где начинают обращаться к экологически чистым источникам энергии (солнечной, ветряной и т.д.), в городах ограничивается использование автомобилей, возрождается конный транспорт, поощряется велосипедный.
Исторические процессы представляют собой череду разного рода бунтов, которые, по мнению А. Камю, являются двигателем человеческой цивилизации. Например, Прометей и Каин бунтовали против Бога, Пугачёв и Толстой - против власти, Дали и Маяковский бунтовали против классического искусства. В этой связи и экологическую проблему можно рассматривать с точки зрения бунта человека против природы. Человек порывает со своим создателем и сам начинает творить себе подобных существ (големов, роботов, биокиборгов, биологических двойников). Однако бунт человека может смениться бунтом против человека.
Экологическая катастрофа как следствие конфликта между человеком и природой, человеком и техникой
Грядущая экологическая катастрофа, вероятно, будет являться следствием конфликта между человеком и природой, человеком и техникой. Человечество стоит на пороге новой смены поколений, когда творенья человеческих рук обретут самостоятельность ему перечить. Человек постепенно преодолевает комплекс неполноценности и стремится приобрести высшие атрибуты: увеличение длительности жизни и изобретение бессмертия, создание собственного мира на пустом месте как прообраз Эдема, сотворение искусственным путём подобного себе существа. В наши дни, перечисленные
задачи, над которыми бьются учёные столько времени, уже не кажутся фантастичными. Главное, однако, чтобы человечество в этом своём порыве не утратило чувства принадлежности к тому цельному и много связанному организму, который зовётся мирозданием. Необходимо понять, что мы являемся лишь частью природы. Основным вопросом на ближайшее будущее станет поиск разумного соотношения между техническим прогрессом и первобытностью, или, другими словами, между комфортом и самодостаточностью.
На сегодняшний день человечество по своему сознанию разделилось на два лагеря: антропоцентристы - это технократы с сознанием идеологии тела (власть, богатства, удовольствия) и биоцентристы – с осознанием идеологии духовности и гармонии природой. Природные катаклизмы в связи с серьёзным изменением климата Земли выдвинули проблемы экологии на первый план. Поэтому человечеству, чтобы преодолеть проблему высокой заболеваемости и смертности, стоит вспомнить забытую экологическую культуру и поменять взгляды современной медицины на новые энергетические, духовные пути лечения человека.
Успешное развитие вибрационной медицины, создание методов электронной диагностики и т.п. в ближайшее время является парадигмой нашего нового сознания. Важным свойством нового сознания является духовное богатство как культурное наследие наших предков. Культ разума исказил структуры познания и породил тип современного человека – рационалиста. Рационализм не экологичен, в философии Ф. Ницше выражена несокрушимая вера в то, что мышление может проникнуть в глубочайшие бездны бытия и не только и не столько познать бытие, но и исправить его. В своих работах В.И. Вернадский отмечал, что природа есть организованно целое и необходимо целостное духовно-художественное восприятие мира [1].
Вопросы экологической культуры включают в себя: анимизм, который рассматривает природу как живую (одушевленную); натурфилософию как древнейший опыт миросозерцания; экологическую этику с проблемами воспитания и образования. Чтобы человек стал выполнять свои социальные обязанности, следовать правилам охраны природы, он должен их считать своими, и это должно стать его личной духовной потребностью. В наши дни философы вновь возвращаются к признанию духа как нематериальной реальности, как способности природы к самоорганизации, порядку, гармонии. Именно дух демонстрирует всю неисчерпаемую мощь и величие природы, её необъятные творческие способности, проявляющиеся и в человеческом сознании.
Экология биологическая и экология культурная
В экологии есть разделы – экология биологическая и экология культурная или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение экологии культурной. Экологическая культура является условием выживания цивилизации на планете Земля. Следовательно, стоит вопрос о её усвоении, понимании, признании. Для человеческого сознания необходимо найти позицию, программу и достичь уровня подготовленности того, к кому она обращена.
При этом используются методы и приёмы не просто информирования, а глубокого усвоения экологической культуры.
1. Действие на сознание концентрацией наихудших предположений между кризисом и катастрофой. Однако действие подобной информации затухает довольно быстро и не вырабатывает устойчивой экологической ориентации.
2. Прямая передача эмоционального отношения, действующего буквально как эмоциональное заражение отношением, реакции восхищения или брезгливости. Психические способности типа эмпатии, симпатии или эмоционального заражения могут служить основой, способной принимать культурные экологические программы, но со временем могут быть утрачены под влиянием новых отношений к природе.
3. Метод знаний. Но с ростом информированности возникает степень отчуждения, равнодушия. Поэтому по каждой экологической ситуации необходима программа формирования причастности человека ко всему тому, что есть природа.
4. Принципиальная связанность экологического сознания с воспитанием чувств по отношению к природе на уровне национальной этнической культуры с её ритуалами, обрядами, страхами.
5. Экологического воспитания на духовном уровне. Он становится возможным лишь как результат расширения сознания человека и вывода его за пределы чисто индивидуальных корыстных интересов, к реализации его особого предназначения на Земле. Одним из вариантов решения обозначенной проблемы является развитие экологического образования. Необходимо отметить, что экологическое образование и экологическое сознание, культура – далеко не однородные понятия. Уровень знаний в области экологии растёт год от года, но это мало способствует разрешению вопросов, связанных с экологической ситуацией. Проблема, вероятнее всего, заключается не в количестве знаний, а в их осознанности.
Экологическое воспитание
Экологическое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания личности. Его задача – не просто достижение знаний экологии, а главное – формирование экологического сознания, поведения и экологической культуры, убеждений и активной жизненной позиции по вопросам защиты окружающей среды. Особое значение приобретает осознание человеком того, что он является органической составляющей окружающей среды и во многом сам моделирует её. К сожалению, в последние годы число экологических катастроф достаточно убедительно свидетельствует о реальности самых мрачных прогнозов. Современные реалии заставляют искать единые ценности, на которые должна опираться культура всего человечества. Проблема сохранения жизни на Земле становится краеугольным камнем формирования мировой экологической культуры. Развитие общества, его выживание и стабильность требует мобилизации всего множества типов культурного опыта.
Единственный шанс выжить, человечество получит, только кардинально изменив стратегию своих взаимоотношений с биосферой, а именно, сменив природопокорительское мировоззрение на альтернативное ему. Не фенолы, диоксины и озоновые дыры ‒ причина экологического кризиса. Первопричиной надвигающейся катастрофы является человек, а точнее, его личность с её амбициями, ценностями, целями и смыслами жизни. В наше время экологическая культура является условием выживания цивилизации на планете Земля. Очень важным в этом свете является формирование у населения экологического мировоззрения.
Общественный интерес к экологии формировался сравнительно медленно, в основном через осмысление проблем, связанных с состоянием и использованием природного окружения человека. Слово «экология» (учение о доме, среде обитания) приобрело широкую популярность в середине XX века в связи с кризисом природопользования и среды обитания. Существовавшая тогда наука биоэкология (она же биогеоценология), изучающая взаимоотношения животных, растений и грибов между собой и средой их обитания имела очень малое отношение к этому кризису, поскольку случился он в сфере социальной и определялся взаимоотношениями человека с природой. Соответственно, и слово «экология» оказалось востребованным в социальном смысле, а не биологическом.
Проявления кризисного ухудшения качества среды обитания были связаны с антропогенными изменениями биогеохимических показателей биосферы при промышленном загрязнении микроэлементами (Hg, Cd) водной среды и продуктов питания, а также макроэлементами (NOх, СО) атмосферы. Начальные признаки мирового кризиса природопользования свидетельствовали о нарушении планетарного геологического круговорота минеральных веществ и химических элементов.
Столкнувшись с негативными сторонами своей хозяйственной деятельности - загрязнением воздуха воды, почв, и, как следствие, ухудшением состояния здоровья людей, человечество стало искать выход из создавшегося положения. Вполне естественной была реакция производственников на сложившуюся ситуацию ‒ перераспределение материальных и финансовых потоков и формирование различных контролирующих органов, следящих за
состоянием природной среды. К середине 60-х годов становилось всё очевиднее, что средств, отпускаемых на приведение в порядок нарушенной природной среды, требуется всё больше и больше, а проблемы до конца решить не удаётся. В основе глобального экологического кризиса лежит широкомасштабный процесс добычи и использования минеральных ресурсов, что вызывает глубокие нарушения в биосфере, сопровождается экологическими катастрофами, приводит к ухудшению качества среды обитания, создает угрожающие здоровью и жизни людей экологические ситуации.
В 1930-х годах такую ситуацию предвидел академик В.И. Вернадский и определил её суть: «Человек становится ведущей геологической и геохимической силой на планете» [1]. Это значит, что промышленная деятельность стала влиять на планетарный геологический круговорот веществ - основу минерального питания и жизни биосферы. Однако кризис назвали экологическим, и слово «экология» вдруг оказалось у всех на устах. Слово «экология» вступило в самостоятельные, социальные взаимоотношения с мировым сообществом и под биологическим термином стала формироваться комплексная, социально ориентированная наука и научно-государственная система экологической безопасности, спасения и выживания, способная лечить общество и государство. Самое простое определение этой науки получалось буквальным переводом термина экология - наука о доме, жилище, месте (среде) обитания.
Кризис природопользования и окружающей среды требовал принятия адекватных мер. Поэтому возникла глобальная система мониторинга, и эксперты ООН сформулировали приоритетные мировые экологические проблемы - это кислотные дожди, стратосферный озон, загрязнение атмосферы городов, рассеяние микроэлементов, нефтяное загрязнение морей и океанов, уничтожение лесов и т.д. С этой целью проведена конференция ООН. В рамках подготовки этого форума большую роль сыграла международная научная (неправительственная) организация «Римский клуб», основанная А. Печчеи в 1968 году. По заданию этой организации группой молодых выпускников разных вузов был подготовлен доклад «Пределы роста» [3], получивший большой общественный резонанс. В 1972 г. в Стокгольме состоялась первая конференция ООН, посвящённая проблеме «Человек и окружающая его среда».
На ней была принята Декларация об охране окружающей среды. День её принятия (5 июня) объявлен Международным днём охраны окружающей среды. Впервые было сформулировано понятие экоразвитие - экологически ориентированное социально-экономическое развитие. Создана специальная структура – Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) - с целью разработки рекомендаций по наиболее острым проблемам окружающей среды. Среди выводов и решений конференции следует выделить два основополагающих, осмысление и развитие которых имеет решающее значение для привлечения общественного внимания к экологии:
1) дальнейшее развитие человеческого общества невозможно без учёта состояния окружающей его среды;
2) проблемы окружающей человека среды затрагивают мировоззрение людей, и поэтому необходимо начать реформу содержания всего образования.
В рамках данных обобщений насущной проблемой стало научное обеспечение процесса развития человеческого общества реформы содержания образования. Природоохранное направление, доминирующее в 50-60-е годы и претендовавшее на эту роль, оказалось неспособным дать необходимую теоретическую основу практике природопользования, так как само нуждалось в научном обосновании. Это могла сделать только наука, предмет исследований которой отвечал бы возникшим проблемам.
Такой наукой оказалась экология. В последнее время ведётся подготовка не охранников природы, а специалистов-экологов, имеющих широкую общенаучную подготовку и способных оказывать соответствующее влияние на все этапы хозяйственной деятельности человека. Мощный всплеск природоохранного движения конца 80-х - начала 90-х годов, в основе своей использующего идею запрета и невмешательства в окружающую среду, ещё отчётливее выявил свою бесперспективность. В условиях развития решений Стокгольмской конференции по инициативе Генерального секретаря ООН в 1983 году была создана Международная комиссия ООН по окружающей среде и развитию (МКОСР). К 1987 году комиссия подготовила доклад [4].
Концепция устойчивого, или экологически чистого, развития
В нём сформулирована концепция sustainable development, переведённая на русский язык как концепция устойчивого, или экологически чистого, развития. Появились такие понятия, как экологическое право, экология человека, социальная экология, экологическая культура, экологическое образование. Приобрело самостоятельность понятие «эко» и возникла международная концепция социального или устойчивого экоразвития, принятая Конференцией ООН по окружающей среде в 1992 году в Рио-де-Жанейро как стратегическая установка для дальнейшего развития всего человечества. В Декларации по окружающей среде и развитию, принятой на этой конференции, записано: «...Путь, которым пришли к своему благополучию развитые страны, неприемлем для человечества целом» [2].
Фактически данный вывод означает, что, как во взаимоотношениях народов, так и в отношениях людей с окружающим миром, необходимо начать переход на какие-то новые концептуальные установки, реализация которых на всех остальных уровнях управленческой иерархии - идеологическом, политическом, экономическом - позволит обеспечить длительное существование человечества и природной среды. Ускорению процессов такого перехода могло бы способствовать формирование соответствующих нравственных критериев концептуального уровня, а идеологический и политический уровни управленческой иерархии, как промежуточные, вынуждены были бы принимать активное участие в их пропаганде. На Межправительственной конференции ЮНЕСКО по образованию в области окружающей среды (Тбилиси, 1977) получили дальнейшее развитие выводы стокгольмской конференции.
В Декларации, принятой на этой конференции, правительствам всех стран и народов предложено начать изменение содержания всего образования - от дошкольного до послевузовского под углом рассмотрения экологических проблем современного мира [6]. Примечательная особенность этой конференции заключается в том, что обсуждали и принимали решение не работники образовательных учреждений, а премьеры или их первые заместители, т.е. люди, облечённые необходимой властью. На конференции в Рио-де-Жанейро в «Повестке дня на XXI век» признано, что данная Декларация будет определять всю реформу содержания образования в наступившем столетии.
Разрабатывая концепцию биосферы, В.И. Вернадский ввёл в науку понятие живого вещества ‒ совокупность живых организмов, действующих как планетарный геохимический и геологический фактор. Геолого-геохимическое изучение геологической оболочки планеты ‒ биосферы В.И. Вернадский выделил в науку биогеохимию - раздел геохимии и соответственно геологии. Он рассматривал живое вещество как геологическую силу, формирующую биосферу. В работах В.И. Вернадского проведена связь геологического и биологического знания на качественно новом, биосферном и экологическом уровне.
Однако отечественные биологи использовали работы В.И. Вернадского несколько своеобразно: «Биологи внедрили в учёную и неучёную общественность представление о биосфере только как совокупности живых существ на планете, что в корне противоречит учению В.И. Вернадского о биосфере как геологической оболочке планеты, созданной в течение геологического времени. Такова была реакция биологического фланга академической науки на экологические проблемы». И далее: «Если биологи и экологи, изучая экологические проблемы, относящиеся к «области жизни», вольно или невольно суживают биосферу до «плёнки жизни», то это свидетельствует лишь о том, что категориальный аппарат биологии не способен правильно выразить биогеохимическую сущность учения о биосфере В.И. Вернадского» [7]. Именно на этом неспособном аппарате и сработан громоздкий гибрид всеобщей или большой российской экологии, предназначенный для экологического всеобуча. Во всеобщей экологии - науке, ориентированной на социальную безопасность, не оказалось ни антропогенных изменений природной среды, ни приоритетных экологических проблем, ни экологических катастроф.
За пределами бытующего подхода к экологии остался сам предмет исследования - дом, ойкос. Этим домом является планета Земля ‒ геологическое тело из горных пород и минералов ‒ дом человечества единственный и неповторимый во всех обозримых просторах Вселенной. В этом доме условия проживания и среда обитания созданы минеральными образованиями - водой, воздухом, горными породами, металлами. Биосфера - геологическая оболочка планеты имеет систему планетарного геологического круговорота вещества, включающего литосферно-осадочный цикл, круговорот воды и глобальные биогеохимические круговороты структурных элементов живого вещества, которые питают химическими элементами и минеральными соединения множество экосистем.
Тем не менее, к концу XX века человечество осознало неразрывность триады «развитие человеческого общества – состояние окружающей его среды - содержание образования». Процесс осознания шёл и идёт в настоящее время под флагом экологизации хозяйственной деятельности и содержания образования, что всё время и поддерживает общественный интерес к экологии. В отличие от других естественных наук, ставящих своей основной целью изучение строения природных объектов ‒ атомов, молекул, минералов, растений, животных, в экологии на первый план выходит исследование взаимосвязей, но, что очень важно, не любых, а только между живыми организмами и их окружением. Формируясь как ветвь биологического знания, экология с самого начала претендовала на особое положение в его структуре.
Существующее в настоящее время большое количество определений экологии, как науки, есть следствие двух основных процессов: включения интересов человека с его своеобразной (природной, социальной, духовной) окружающей средой в круг этой науки, а также принятия в качестве методологической основы учения о биосфере В.И. Вернадского. Своей концепцией биосферы В.И. Вернадский создал научную методологию рационального природопользования, являющуюся его фундаментальным вкладом в мировое естествознание, и на которую опирается международная программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера». В.И. Вернадский творчески развил идеи о комплексном системном изучении природной зональности, анализе генетической связи между живой природой и минеральным миром. Большую роль в становлении планетарной мегаэкологии сыграл мировой кризис природопользования и среды обитания в середине ХХ века, который стимулировал биосферные исследования, государственные и международные программы охраны природы, направленные на оптимизацию природопользования.
Планетарная мегаэкология – это наука о взаимодействии природы и человека
Планетарная мегаэкология – это наука о взаимодействии природы и человека в биосфере и её подсистемах, наука социального домоводства устойчивого развития, которая должна занять своё место в образовательной системе России. Мегаэкология изучает биосферу как планетарную оболочку и как среду обитания человеческого общества, его взаимодействие с природой, степень и последствия антропогенного влияния. Основным методом экологических исследований служит мониторинг ‒ система наблюдений, оценки и прогноза антропогенных изменений природной среды. Экологическое знание даёт информацию о качестве среды обитания человека на локальном, региональном и глобальном уровнях. Это позволило экологии опираться на предельные обобщения о взаимосвязях живых организмов со своим окружением.
Экосистемная экология стала опорой деятельности Госкомэкологии ‒ Минприроды, а также основой Концепции экологического образования России, которая не отразила ни вклад отечественных учёных, ни гносеологические корни науки, ни приоритетные экопроблемы, ни историю природопользования страны, для образования граждан которой её одобрили руководители Госкомэкологии и Минобразования. Экосистемный подход не может отразить ведущей исторической роли минеральных ресурсов в социальном развитии, а значит, способствовать оптимизации природопользования.
Самое главное - нынешняя концепция экологии и созданные на её основе образовательные программы и учебники не имеют воспитательного значения, сводя экологическое образование к изучению проблем биоразнообразия. Но экосистемная экология вступила в противоречие с концепцией устойчивого развития, экологический аспект которой ориентирован на устойчивое и рациональное природопользование. Очевидно, что система образования вообще, а экологического в особенности, должна отражать систему социального природопользования, её естественноисторическое развитие. Искажение информационного пространства оборачивается деградацией общественного сознания, что проявляется в патологии массовой антикультуры с пропагандой жестокости и искривлении объективной картины мира в образовательном процессе. Система образования должна отражать характерные особенности общественного развития XXI века, где ведущая роль принадлежит оптимизации по критериям рациональности природопользования, преодолению экологического кризиса, развитию экологической культуры и обеспечению экологической безопасности.
Подобно другим естественнонаучным дисциплинам, планетарная мегаэкология опирается на историко-эволюционный принцип природной цикличности и экологических связей, определяемых взаимодействием земного и космического в биосфере. Развитие мегаэкологии находится в русле исторического процесса гуманизации и экологизации общественного сознания. Экологическое знание – это национальное достояние и средство природопользования. Оно должно способствовать решению региональных, государственных и мировых проблем среды обитания, созданию концептуальной картины и научных сценариев будущего, обеспечению экологической безопасности России и оптимального экоразвития. Образовательно-воспитательная система планетарной мегаэкологии включает три взаимосвязанных блока: экология биосферы, социальная экология и экология человека. В центре мегаэкологии – человек как живой и социальный организм, который занимается природопользованием, воздействует на природу и сам себе создаёт экологические проблемы, который он же вынужден и решать.
Новая образовательная картина мира должна стать целостной и ориентированной на объективную данность природы как основы всего сущего в мире и гаранта будущего. Воспитательная система экологического образования направлена на формирование экологической культуры, без чего невозможно рациональное природопользование. В нормативных документах государственной стратегии России по обеспечению устойчивого развития определена необходимость экологического образования и воспитания. Никакого социального прогресса и развития общества XXI века не может быть без экологического образования, которое призвано формировать социальную культуру и духовность нации – основу экологической безопасности и устойчивого развития. Экологическими катастрофами, которые обрушились недавно на Россию, Западную Европу и Азию природа доказывает необходимость постоянного внимания к экологическим проблемам и обязательность экологического образования.
Система экологического образования
Система экологического образования должна стать стержнем всей образовательной системы России и средством нравственного воспитания. Особенность экологического образования состоит в том, что оно должно давать не просто багаж знаний, но и учить способам оптимального движения с этим багажом из пункта А (настоящее) в пункт Б (будущее) или стратегии эколого-социального развития. В основе социально-экологической образовательной концепции должны находиться не основополагающие идеи биоэкологии и экосистемный подход, а объективная данность живой и минеральной природы, естественно-исторический опыт природопользования, приоритетные проблемы качества природной среды ‒ всё, что отвечает концепции устойчивого развития и экологической безопасности страны, мира, каждого человека.
Интенсивная эксплуатация минеральных ресурсов создаёт комплекс социально-экологических проблем, преодоление которых невозможно без концептуального взаимодействия экологического и геологического знания. С эколого-геологических позиций всё мировое разнообразие социально-экологических проблем всех уровней может быть сведено к трём планетарным экологическим императивам. Это ‒ нарушение баланса химических элементов и минеральных веществ в биосфере, то есть разрушение среды обитания; истощение природных ресурсов (минеральных, почвенных, уменьшение биоразнообразия); экологические катастрофы (землетрясения, наводнения, оползни, пожары лесов, нефтяных и газовых скважин, угольных шахт, ядерное и химическое загрязнение среды обитания). Значительно важнее другие аспекты этих процессов. Учение о биосфере даёт экологии ключ к пониманию роли живых организмов, включая человека, в общих геолого-географических и физико-химических процессах, протекающих на Земле и в ближнем космосе.
Выделение человека из животного мира становится не нонсенсом, а закономерным этапом эволюции биосферы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Идея неразрывности связи живого со своим окружением, лежащая в основе экологических взаимодействий, фактически требует принятия такой картины мира, где живое является обязательным элементом мироздания. Необходимость изменения существующей физической картины мира становится неизбежной. Жизнь как свойство материи из философского обобщения превращается в предмет научного осмысления с последующей реализацией в практической деятельности человечества.
Таким образом, анализ предмета изучения экологии показывает, что для достаточно успешного решения экологических проблем современного мира необходимо изменить существующую картину мира, что явно не под силу одной экологии. Она указывает направление этого изменения, предлагает методологическое обоснование переоценки существующего знания, что и обеспечивает ей лидирующую роль в современной науке и практической деятельности людей. Экология, отделяясь от биологии и превращаясь в область самостоятельного знания, не спешит обзавестись собственным понятийным аппаратом, что тоже обусловлено предметом её изучения. Для анализа экологических взаимосвязей необходимо иметь характеристики, как живой компоненты, так и окружающей её среды.
Современной экологии для решения конкретных задач вполне хватает общих терминов и понятий, а также характеристик природных объектов, наработанных в биологии и других науках. При этом экология предупреждает об использовании в своих целях того или иного понятия введением определяющего слова «экологический». Например, экологическая система, экологический фактор, экологическая политика, экологический риск, экологический мониторинг и т.д. Отсутствие собственного понятийного аппарата и широкое использование в своих интересах терминов и понятий из любой области знания способствуют проникновению в эти области экологических представлений, а также создают иллюзию несамостоятельности экологии. Образование, выступая как интеллектуальное обеспечение развития человеческого общества, первым испытывает на себе все сложности перехода на новую картину мира.
Экология претендует не на трансформацию формобразовательного процесса, а на изменение содержательной стороны учебных предметов, причём не в рамках перераспределения учебных часов между гуманитарным и естественнонаучным циклами, а насущность содержания всех учебных дисциплин. Совершить такую трансформацию достаточно быстро невозможно, так как изменению подлежат основы миропонимания. Годы, прошедшие после Стокгольмской конференции, - это только период осознания необходимости такого процесса. Сколько же времени потребуется для самого перехода? Представить все последствия введения живого в научную картину мира, как обязательного компонента мироздания, невозможно, однако от безнравственности науки и рыночной экономики придётся отказаться, так как не следует забывать, что вместе со всем живым в структуре мироздания появляется Человек, а с ним и Разум.
На данном этапе развития, в критической экологической ситуации от человечества требуется осмысление нового положения в биосфере Земли, чтобы оно причиняло наименьший вред окружающей среде. Постепенные шаги в направлении рационального природопользования всех государств, могут дать положительные результаты в вопросе сохранения нормальных условий жизни на Земле. Бесспорным является факт, что повышение уровня экологических знаний и экологической культуры личности неразрывно связано с развитием образования, здоровья и общей культуры. Здоровье индивида и общества в целом неотделимо от экологической обстановки в мировом масштабе, так как основная цель экологии сводится к сохранению и приумножению здоровья, как основного богатства нации.
Смысл экологической культуры заключается в формировании общенациональной экологической концепции, которая будет являться фундаментом для решения данной проблемы. Образование представляет собой стратегическую составляющую, цель которой ‒ обеспечить отношение человека к окружающей среде, которое бы соответствовало современному этапу эволюции общества, а также способствовало устранению нарастающего экологического кризиса [5].
Экологическая культура как решающий фактор в гармонизации отношений общества и природы становится в настоящее время всё более актуальной. И первостепенную роль в этом процессе играют экологическое образование и воспитание. Целью такого образования и воспитания является целенаправленное формирование у каждого человека на всех этапах его жизни глубоких и прочных экологических знаний, целостных представлений о биосфере, понимание роли природы в жизни общества и человека, осознание экологической ситуации, необходимости и значимости её охраны и рационального использования ресурсов, воспитания личной ответственности за состояние окружающей среды.
Конечная цель экологического образования заключается в том, чтобы предоставить населению возможность понять сложный характер взаимодействия человека и природы, необходимость для всех стран развиваться таким образом, чтобы это согласовывалось с окружающей средой. Такое образование должно также содействовать осознанию человечеством экономической, политической и экологической взаимозависимости современного мира с тем, чтобы повысить чувство ответственности населения всех стран, что может стать предпосылкой для решения серьёзных проблем окружающей среды на глобальном уровне.
Проблемы экологической культуры
Проблемы экологической культуры затрагивают интересы всего человечества как единого целого. Признание экологического интереса приоритетным перед политическим, экономическим и военным, отвечает общечеловеческим ценностям и интересам, то есть высшим ценностям жизни и культуры. Так экология органически связывается с нравственностью, защита окружающей среды с гуманностью. Угроза глобального экологического кризиса свидетельствует об исчерпании возможностей саморегуляции биосферы в условиях возрастания интенсивности человеческого воздействия на природу.
Человек оказывает на весь окружающий мир мощное и растущее влияние, которое может вывести Землю из равновесия. Нельзя оправдывать уничтожение природы необходимостью повышения благосостояния общества, необходимо понимать, что совершенствование личности невозможно за счёт природы, а должно сопровождаться совершенствованием самой природы. Именно в этом следует усматривать проявление экологической культуры личности и общества в целом. Выход из сложившегося экологического кризиса видится только через становление на путь устойчивого развития.
Под устойчивым развитием понимается:
1) развитие человечества, при котором удовлетворение потребностей настоящих поколений осуществляется без ущерба для будущих поколений;
2) управляемое сбалансированное развитие общества, не разрушающего своей природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс цивилизации.
Существует множество теорий, развивающих проблему выхода человечества из кризиса, в который оно входит всё глубже. В настоящее время во всем мире разрабатывается именно концепция устойчивого развития, которая должна в научном плане превратиться в теорию, а в практическом плане ‒ в стратегию устойчивого развития, которую мировое сообщество должно реализовать, чтобы выжить в наступившем тысячелетии. Для этого надо уже воспитывать новое поколение людей, имеющее в своих ресурсах новейшие технологии и с пониманием относящееся к проблемам взаимодействия человека и природы. Только тогда история человечества будет иметь своё продолжение.
Таким образом, глобальный экологический кризис – это не результат ошибочной стратегии технического или социального развития, а, отражение глубинного кризиса культуры, охватывающего весь комплекс взаимодействия людей с обществом и природой. Новые тенденции и ориентации в изменении познавательной, ценностной и деятельностной установок в современном обществе должны быть поддержаны и развиты системой непрерывного экологического образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и её окружения. - М., 1965. - 386 с.
2. Коптюг В. А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.): Информац. обзор. - Новосибирск, 1992. - 184 с.
3. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рендерс Й., Беренс Ш. Пределы роста: Доклад по проекту Римского клуба «Сложное положение человечества». - М., 1991. - 278 с.
4. Наше общее будущее: Доклад МКОСР. - М., 1989. - 132 с.
5. Парахонский А.П. Экологическое сознание - основа взаимодействия человека и биосферы // Современные наукоёмкие технологии. - 2008. - № 12. - С. 51-53.
6. Проблемы образования в области окружающей среды: Мат-лы Межправительственной конференции. - Тбилиси, 1977. - 168 с.
7. Тюрюканов А.Н., Федоров В.М., Тимофеев-Рессовский Н.В. Биосферные раздумья. – М., 1996. - 412 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.