ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА
Коновченко Юлия Евгеньевна
Букина Надежда Владимировна, преподаватель
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Кузбасский педагогический колледж» (ГАПОУ КузПК) г.Кемерово
Данная работа посвящена исследованию такого типа литературного героя, как «маленький человек», впервые появившегося еще на страницах Н.М.Карамзина, а затем и А.С. Пушкина. Итак, маленький человек… Что означает эта фраза? Были сформулированы цели данной исследовательской работы: 1) Понять, что означает в литературоведении термин «маленький человек»; 2) Показать, как возникла и развивалась эта тема в русской литературе; 3) Проследить эволюцию образа маленького человека в произведениях русской литературы 19 века. Указанные цели предполагают решение ряда конкретных задач: проанализировать образы героев, относящихся к типу «маленького человека» в следующих классических русских произведениях: «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина, «Станционный смотритель» А.С. Пушкина, роман «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, повесть «Шинель» Н.В. Гоголя, роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, повесть «Гранатовый браслет» А.И.Куприна, рассказы А.П.Чехова. Подготовить буклет по теме проекта «Образ маленького человека в русской литературе XIXвека ». Для достижения поставленных целей и решения связанных с нею задач в работе использовались культурно-исторический и сравнительно-типологический методы исследования. Изучение и анализ трудов отечественных ученых: Белинского В.Г., Маранцмана В.Г., Манн Ю.В. а также вышеуказанных художественных произведений. Научно-практическая значимость данной исследовательской работы заключается в возможности использования ее результатов в учебном процессе при изучении классических произведений, касающихся темы «маленького человека». В литературоведении существует несколько толкований понятия «маленький человек».
«Маленький человек» — это тип литературного героя, который появился в реалистических произведениях русских писателей в начале XIX века. Как правило, это персонаж невысокого социального положения и незнатного происхождения, небогатый и не обладающий выдающимися способностями и талантами. У него нет амбиций и желания изменить свою жизнь. Само понятие «маленький человек», скорее всего, в употребление ввел В.Г.Белинский (статья 1840 г. «Горе от ума»). Эту тему поднимали многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и радостями. Писатель берет на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей. Первоначально оно обозначало человека «простого». С развитием психологизма в русской литературе этот образ обретает более сложный психологический портрет и становится популярным персонажем произведений как первой, так и второй половины 19 века.
Тема «маленького человека» - это «сквозная тема» русской литературы. Появление этого образа обусловлено российской служебной лестницей в четырнадцать ступеней. На нижних ступенях трудились и страдали от бедности, бесправия и обид мелкие чиновники, малообразованные, часто одинокие или обременённые семьями, достойные человеческого понимания, каждый со своей бедой.
В качестве причин этого можно назвать, наверное, то, что изображение маленького человека характерно, прежде всего, для реализма, а этот художественный метод окончательно оформился только в XIX веке. Однако эта тема могла бы быть актуальной в любой исторический период, так как она, помимо прочего, предполагает описание отношений человека и власти, а отношения эти существуют с древнейших времен.
«Карамзиным началась новая эпоха русской литературы», - утверждал В.Г.Белинский. Эта эпоха, прежде всего, характеризовалась тем, что литература приобрела влияние на общество, она стала для читателей «учебником жизни», то есть тем, на чем основывается слава русской литературы 19 века. «Бедная Лиза» (1729г.) - самая популярная и лучшая повесть этого писателя. Сюжет ее, преподносимый читателю как «печальная быль», крайне прост, но полон драматического напряжения. Это история любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста. Общественная жизнь и светские удовольствия ему надоели. Он постоянно скучал и «жаловался на судьбу свою». Эраст «читывал романы идиллии» и мечтал о том счастливом времени, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизации, жили беспечно на лоне природы. Думая только о своем удовольствии, он «искал его в забавах». С появлением в его жизни любви все меняется. Влюбляется Эраст в чистую «дочь природы» — крестьянку Лизу. Целомудренная, наивная, радостно доверчивая к людям, Лиза представляется прекрасной пастушкой. Начитавшись романов, в которых «все люди беспечно гуляли по лучам, купались в чистых родниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами», он решил, что «нашел в Лизе то, что сердце его давно искало». Лиза, хотя и «дочь богатого поселянина», всего лишь крестьянка, которая вынуждена сама зарабатывать себе на жизнь. Чувственность — высшая ценность сентиментализма — толкает героев в объятья друг к другу, дает им миг счастья. Картина чистой первой влюбленности нарисована в повести очень трогательно. Но когда Лиза отдается ему, пресыщенный молодой человек начинает охладевать в своих чувствах к ней. Напрасно Лиза надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в военный поход, проигрывает в карты все свое состояние и, в конце концов, женится на богатой вдове. А обманутая в лучших надеждах и чувствах Лиза бросается в пруд около Симонова монастыря. Судьба бедной девушки разворачивается на фоне исполненной драматизма истории России. Маленькая повесть Н.М.Карамзина философична. Таким образом, автор оспаривает предположение философа Ж.Ж.Руссо об идиллическом прошлом человечества. История человечества вся построена на драматических коллизиях, и раньше люди не были счастливее, чем теперь, - утверждает повествователь. Большая история складывалась из маленьких бед обычных людей.
В «Повестях Белкина», законченных в 1830 году, А. С. Пушкин рисует не только картины дворянско-уездного быта, но и останавливает внимание читателей на судьбе «маленького человека». Без сентиментальной слезливости, без романтического преувеличения показана здесь судьба «маленького человека» как результат определённых исторических условий, несправедливости общественных отношений. Выбор Пушкиным героя станционного смотрителя не был случайным. В 20-х годах 19 века в русской литературе, как известно, появляется немало нравоописательных очерков, рассказов, героями которых оказываются люди «низшего класса». Кроме того, возрождается жанр путешествий. В повести «Станционный смотритель» уделяется внимание трагической судьбе рядового человека Самсона Вырина. Где-то на перекрестке проезжих дорог стоит небольшая почтовая станция. Здесь живут чиновник 14-го класса Самсон Вырин и его дочь Дуня — единственная радость, скрашивающая нелегкую жизнь смотрителя, полную покрикиваний и проклятий проезжающих. Но Самсон вполне счастлив и спокоен, он давно приспособился к условиям службы. Красавица дочь помогает ему вести нехитрое хозяйство. Он мечтает о простом человеческом счастье, надеясь понянчить внуков, провести старость в кругу семьи. Но судьба готовит ему тяжкое испытание. Проезжий гусар Минский увозит Дуню, не задумываясь о последствиях своего поступка. Самое страшное то, что Дуня уехала с гусаром по своей воле. Переступив порог новой, богатой жизни, она отказалась от отца. Самсон Вырин едет в Петербург, чтобы «вернуть заблудшую овечку», но Минский «сильной рукой, схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу». Самсон после потери любимой дочери, потерялся в жизни, спился и умер в тоске по дочери, горюя о возможной плачевной ее судьбе. Смирение, показывает А. С. Пушкин, унижает человека, делает жизнь бессмысленной, вытравливает из души гордость, достоинство, независимость, превращает человека в добровольного раба, в покорную ударам судьбы жертву. Впервые русская литература смогла осудить злые и бесчеловечные силы общества. По мнению А.С.Пушкина, виновато в трагедии Самсона Вырина как общество, где человек, занимающий низкую должность, может быть унижен и оскорблен, и никто не вступится за него, не поможет, не защитит, так и сословное деление общества, позволяющее высшим чинам жестоко и грубо обращаться с людьми низших чинов.
М. Ю. Лермонтов, в отличие от многих других писателей, ставил перед собой цель изобразить незаурядную личность, страдающую от бездействия. Созданный им образ Максима Максимовича незабываем. Он довольно долго прожил на Кавказе, и это значит, что он очень хорошо знает местные нравы, порядки, обычаи. С первого взгляда он располагает к себе читателя.
По происхождению Максим Максимович дворянин, но, очевидно, из обедневшего дворянства. Без влиятельных связей и денег. Несмотря на свой возраст, он всего лишь в чине штабс-капитана. Этот человек не привык заискивать перед сильными мира всего. Его слова звучат честно и искренне. Он безобиден, простоват, ему трудно разобраться в сложных чувствах Печорина. Но одно правило он знает твердо - людей обижать нельзя. Весь его протест выражается в том, что в присутствии Печорина он стал надевать мундир, перестал принимать его как раньше, по-домашнему. Старый служака и порядочный человек, Максим Максимович понимает только одно, что он виноват в смерти Бэлы не меньше Печорина, и внутренне постоянно казнит себя за это. Бэла и Печорин заменили ему семью, которой у него никогда не было. Но все же среда, к которой он привык, в которой он живет, оставила свой отпечаток в его душе и в манере поведения. Добрый, принимающий все близко к сердцу, храбрый, находчивый человек из народа - вот кто таков Максим Максимович. Лермонтов изобразил своего героя не оскорбленным и униженным, хотя в глубине души читателя все равно проскальзывает жалость. Взгляд его на «маленького человека» такой же, как у А. С. Пушкина. И сам Максим Максимович во многом напоминает капитана Миронова из «Капитанской дочки».
Н. В. Гоголь продолжает тему, начатую А.С.Пушкиным в «Станционном смотрителе», а именно тему «маленького человека». У него «маленький человек» получает максимальную детализацию и психологичность. Перед нами предстает вся жизнь человека: мы присутствуем при его рождении, наречении именем, узнаем, как он служил, почему ему необходима была шинель и, наконец, как он умер и какое наказание получила спящая совесть общества. Акакий Акакиевич не стремится к роскоши: пошив новой шинели — жизненная необходимость. Люди не видят и не хотят видеть в нем своего брата, такого же человека, как они сами, потому что у Башмачкина отсутствует качественная шинель - вещь, придающая ему в глазах общественности иной статус.
Неслучайно в повести звучит фраза Акакия Акакиевича, сложенная не косноязычно, из междометий и вводных слов, как в целом он изъясняется, а вполне грамотная и понятная: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?.... и в этих, проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». Башмачкин воспринимает окружающих его людей, как своих братьев, тогда как они, видят только его старую заношенную до дыр шинель. Люди не видят и не хотят видеть в нем своего брата, такого же человека, как они сами, потому что у Башмачкина отсутствует вещь, придающая ему в глазах общественности иной статус. Путем невероятных лишений Акакий Акакиевич копит деньги на новую шинель:«… он совершенно приучился голодать по вечерам». И вот заветная цель достигнута: в новой шинели Башмачкин приходит на работу, и коллеги, до сих пор не замечавшие его, издевающиеся над ним, выбегают в швейцарскую, чтобы поздравить его, предлагают отпраздновать обновку, а когда он отказывается, приглашают в гости! Именно обретение новой шинели обратило внимание всех на Акакия Акакиевича - все вдруг заметили его существование.
«Этот весь день был для Акакия Акакиевича точно самый большой торжественный праздник» [4]. Но праздник заканчивается, продлившись так недолго - шинель крадут. Главный герой испытывает острое чувство отчаяния. Но не это становится причиной смерти бедного Башмачкина: «значительное лицо», к которому обращается за помощью чиновник, «распекает» его за неуважение к начальству и выгоняет прочь. И снова титулярный советник, становится «маленьким человеком» перед лицом «большого», наделенного властью. Он снова в ожидании помощи, сочувствия, но вместо братской любви получает равнодушие.
Так и не добившись справедливости, потрясенный, и снова в дырявой шинели возвращается домой, по дороге заболевает и умирает через полутора суток. Так исчезает с лица земли «существо, ни для кого не интересное» [4], ведь даже смерти его никто не заметил.
Воровство шинели побудило в Акакие Акакиевиче протест, на который он впервые в жизни решился, но он не знал, что эта попытка, потерпит неудачу.
В эпилоге «Шинели» Башмачкина «ждала за гробом еще другая, беспокойная судьба привидения, охотника за чужими шинелями, наводившего страх на город» [4]. Финал фантастичен, но он восстанавливает правосудие, взывает к совести бездушное общество «больших людей», где вещи заменили любовь, друзей, общение. Сквозь толщу материальных ценностей, убеждает нас Н.В.Гоголь, разучились видеть в человеке человека, такого, каким его сотворил Бог, без «шинели», не испытываем желания раскрывать его человеческую, божественную сущность.
В раннем творчестве Федора Достоевского «маленький человек» превратился в жертву обстоятельств. Таким был, например, Макар Девушкин в повести «Бедные люди». В отличие от Пушкина и Гоголя, Достоевский наделил своего героя способностью к рефлексии и самоанализу. Он возвысил горе маленького человека до настоящей трагедии. В «Преступлении и наказании» Достоевский призывал читателей проявить сочувствие к «маленьким людям», неспособным измениться, как Мармеладов. Этот человек оказался на самом дне. За пьянство его выгнали со службы, а после этого его ничто уже не могло остановить. Он пропил все, что мог пропить, хотя отлично понимал, до чего он доводит семью. Он сам о себе говорит: «Я звериный образ имею».
Самое важное и новое, по сравнению с другими писателями, раскрывавшими эту тему, это способность у забитого человека Достоевского глянуть в себя, способность самоанализа и соответствующих действий. Писатель подвергает детальному самоанализу: ни у какого другого писателя в очерках, повестях, сочувственно изображавших быт и нравы городской бедноты, не было такой неторопливой и сосредоточеннойпсихологической проникновенности и глубины изображения характера действующих лиц. Ф.М.Достоевский заставляет нас жалеть недостойного жалости, испытывать сострадание к недостойному сострадания. «Сострадание есть главнейший, и, может быть, единственный закон бытия человеческого», - так считал Федор Михайлович Достоевский.
У А. И. Куприна в «Гранатовом браслете» Желтков является «маленьким человеком». И снова герой принадлежит к низшему классу. Но он любит, и любит он так, как не способны многие из высшего общества. Желтков полюбил девушку и всю свою дальнейшую жизнь он любил лишь ее одну. Он понимал, что любовь — это возвышенное чувство, это шанс, подаренный ему судьбой, и его нельзя упускать. Его любовь — это его жизнь, его надежда. Желтков заканчивает жизнь самоубийством. Но после смерти героя княгиня Вера понимает, что ее никто так сильно не любил, как он. Герой Куприна — человек необыкновенной души, способный на самопожертвование, умеющий любить по-настоящему, а такой дар — это редкость. Поэтому «маленький человек» Желтков представляется фигурой, возвышающейся над окружающими..
А.П.Чехов - великий художник слова, как и многие другие писатели, тоже не мог обойти в своем творчестве стороной тему «маленького человека». Его герои - «маленькие люди», но многие из них стали такими по своей воле. В рассказах Чехова мы не увидим угнетателей начальников, как у Гоголя, нет в них и острой денежной ситуации, унижающих социальных отношений как у Достоевского, есть только человек, который сам вершит свою судьбу. Своими наглядными образами «маленьких людей» с оскудевшими душами, Чехов призывает читателей к исполнению одной из своих заповедей: «По капле выдавить из себя раба». Каждый из героев его «маленькой трилогии» олицетворяет, какую - либо из сторон жизни: Беликов («Человек в футляре») - олицетворение власти, бюрократии и цензуры, рассказ («Крыжовник») - олицетворение отношений к земле, извращенный образ помещика того времени, рассказ о любви предстает перед нами отражением духовной жизни людей.
Все рассказы в совокупности составляют идейное целое, создают обобщающее представление о современной жизни, где значимое соседствует с ничтожным, трагическое со смешным. Чехов ненавидел самоунижение, вечное прислуживание и преклонение перед чиновниками. Горький говорил про Чехова: «Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней». Да, он боролся с ней своими произведениями, он завещал нам «по капле выдавливать из себя раба». Возможно, столь мерзкий образ жизни его «маленьких людей», их низкие мысли и недостойное поведение - результат не только личных черт характера, но и их социального положения, и порядки существующего политического строя. ( Ведь не стал бы Червяков так усердно извиняться и жить в вечном страхе перед чиновниками, если б не боялся последствий, в рассказе «Смерть чиновника).
Чехов считал, что у человека должна быть цель, к исполнению которой он будет стремиться, а если ее нет или она совсем мала и ничтожна, то и человек становится таким же маленьким и ничтожным. Человек должен трудиться и любить - вот две вещи, которые играют главную роль в жизни любого человека: маленького и не маленького.
Позже Чехов подведет своеобразный итог в развитии темы, т.к. усомнился в добродетелях, традиционно воспеваемых русской литературой, в высоких нравственных достоинствах «маленького человека», мелкого чиновника. Добровольное пресмыкательство, самоуничижение «маленького человека» - вот поворот темы, предложенный А.П. Чеховым. Если Чехов и «разоблачал» что-то в людях, то, прежде всего, - способность и готовность их быть «маленькими». Человек не должен, не смеет делать себя «маленьким» - вот основная мысль Чехова в его интерпретации темы «маленького человека».
Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод о том, что тема «маленького человека» раскрывает важнейшие качества русской литературы XIX века – демократизм и гуманизм. С течением времени «маленький человек», лишенный собственного достоинства, «униженный и оскорбленный», вызывает у передовых писателей не только сострадание, но и осуждение. «Скучно вы живете, господа», — сказал А.П.Чехов своим творчеством «маленькому человеку», смирившемуся со своим положением.
Таким образом, мы видим, что представление о «маленьком человеке» менялось на протяжении всего XIX - начала XX веков.
Главными тематическими чертами этого образа будут: 1) низкое, бедственное, подчиненное социальное положение; 2) страдание, происходящее не от своего злого умысла или вины, а от слабости и ошибок; 3) в разной мере, но – ущербность личности, часто убожество и неразвитость; 4) острота жизненных переживаний; 5) наконец, осознание себя именно "маленьким человеком" и стремление утвердить свое право на жизнь именно в таком качестве, но часто с мечтой лишь об облегчении жизни; 6) обращение к Богу как единственному носителю справедливости и равенства: только перед Богом равны все. Для литературного героя должен быть характерен именно весь комплекс признаков, наличие отдельных из перечисленных черт еще не вводит его в русло темы "маленького человека". В то же время нельзя сказать, что наличие признаков делает героев разных произведений одинаковыми: образ каждого из них будет совершенно по-своему подводить читателя к размышлениям на эту тему, раскрывать разные её грани. Не стоит забывать, что каждый писатель тоже имел свои личные взгляды на данного героя. Можно найти общее во взглядах разных писателей. Например, писатели первой половины XIX века А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь относятся к «маленькому человеку» с сочувствием. Особняком стоит А.С.Грибоедов, который смотрит на этого героя по - другому, что сближает его взгляды с взглядами А.П.Чехова и частично А.Н.Островского. Здесь на первый план выходит понятие пошлости и самоунижения. В представлении Н.С. Лескова, А. Куприна «маленький человек» - это талантливый, самоотверженный человек. Такое разнообразие взглядов писателей зависит от особенностей их мировоззрения и от того разнообразия человеческих типов, которое нас окружает в действительной жизни. Учитывая, что все рассмотренные произведения были написаны в разные годы XIX века, можно сказать, что маленький человек все же изменяется во времени. В русской литературе XIX века тема маленького человека раскрывается путем изображения отношений маленьких людей, как с властью, так и с другими людьми. Маленький человек может принадлежать к разным категориям населения. Может быть показано не только социальное положение маленьких людей, но и их внутренний мир.
Представление о «маленьком человеке» менялось на протяжении всего 19 - начала 20 веков. Но уже со второй трети 20 века этот образ исчезает со страниц литературных произведений, так как метод социалистического реализма не предполагает такого героя. В литературной критике анализ образа маленького человека литературоведы рассматривают автономно (т.е. в творчестве определенного автора).
Новизна же данной работы в том, что в ней рассматривается эволюция этого образа в русской литературе 19 века.
Список литературы:
1. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10-ти томах. Т.5. Романы, повести. - М: Государственное издательство Художественной литературы, 1960.
2. Ф. М. Достоевский – «Преступление и наказание». - Т. 5, - М., 1989.
3. Карамзин Н.М. Бедная Лиза. М.ЭКСМО, 2010.
4. Н. В. Гоголь. Творческий путь. Художественная литература.-1975г.
5. Википедия
6. История всемирной литературы./ Ю. В. Манн - Т. 6. - М., 1989. - С.360-384
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.