Эволюция системы обучения - общеисторический аспект.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Роль носителя информации в историческом плане. По устоявшейся в исторической науке традиции все существовавшие когда-либо образовательные системы обычно рассматривались только и исключительно с позиций их социальной детерминированности. Появление компьютерных носителей информации и связанных с ними новых форм интеллектуального труда позволило взглянуть на этот вопрос с иной стороны - с позиций того или иного носителя информации, являющегося в каждую конкретную эпоху реальной материальной базой учебного процесса и диктующего свои формы и методы педагогической работы. Рассмотрим в историческом плане, как влияет тот или иной носитель информации на формы и методы обучения.
Иконка файла материала Эволюция системы обучения.doc
Эволюция системы обучения ­ общеисторический аспект. Роль носителя информации в историческом плане.По устоявшейся в исторической науке традиции все существовавшие  когда­либо образовательные системы обычно рассматривались только и  исключительно с позиций их социальной детерминированности. Появление  компьютерных носителей информации и связанных с ними новых форм  интеллектуального труда позволило взглянуть на этот вопрос с иной стороны  ­ с позиций того или иного носителя информации, являющегося в каждую  конкретную эпоху реальной материальной базой учебного процесса и  диктующего свои формы и методы педагогической работы. Рассмотрим в  историческом плане, как влияет тот или иной носитель информации на  формы и методы обучения. В   дописьменный   период   (в   эпоху   до   изобретения   и   широкого распространения   письменности)   все   накопленные   знания   сохранялись только в устной традиции, т. е. Человек был одновременно и творцом, и носителем, и передатчиком знаний. И отсюда же возникло представление об Учителе, каждое слово которого нужно было тщательно многократно обдумывать,  обсуждать  и истолковывать.  Параллельно  возникло  другое представление   –   для   завершения   своего   образования,   каждый   человек должен   совершить   путешествие,   чтобы   его   представление   о   мире опиралось в какой­то мере  на личные впечатления и размышления,  а не замыкалось только на суждениях его Учителя.   Изобретение   письменности   стало   поворотным   моментом   в   развитии мысли, оно позволило ее фиксировать, позволило сделать проверяемыми, объективными   и   стабильными.   Оно   же   значительно   облегчило   процесс передачи знаний, поскольку появился материальный носитель информации. Знания   материализировались,   обрели   предметную   сущность,   и   их   стало возможно передавать в прямом смысле этого слова. При этом изменилась роль   учителя:   из   единоличного   хранителя   и   носителя   знаний   он превратился в истолкователя книжных знаний. На этой стадии были и значительные отрицательные моменты:а)   Создание   письменности   и   первоначальной   литературы   происходило   в очень   сложных   условиях   религиозно­политической   борьбы.   Первые   книги (рукописные!)   в   силу   своей   исключительности   обслуживали   практически только потребности церкви и высшей государственной власти, в связи с чем процесс   их   создания   и   содержательного   наполнения   формировался достаточно однобоко. Именно поэтому такими редкостными событиями в   истории   стали   библиотека   А.   Македонского,   библиотека   И.   Грозного, которые   содержали   в   своих   фондах   не   только   священные   писания   и   их толкования, но также летописи, труды по астрономии, медицине и даже художественную литературу.         б)   впервые   появилась   возможность   официального   существования   лжемудрецов,  прячущих отсутствие рассудительности за ссылками на книги. ***Имеет   смысл   обратить   внимание   на   появление   терминов «софистика» и «талмудистика». Софистика  (мудрствование) – искусство доказывать что угодно путем превращения логических цепочек. Талмудистика  – часть теософии, занимающаяся истолкованием текстов талмуда. Положительные моменты появления письменности:  1)   Появилась   возможность   непосредственного   обращения   человека   к знанию через книгу, а не только через личность учителя­мудреца. 2)   Появилась   возможность   чтения   книги   вслух   и   коллективного прослушивания книжных текстов как предпосылка будущей классной системы.  3) Появилась возможность копировать книгу и т. о.:  а) распространять ее влияние на большую группу людей, б)   переносить   знания   в   другие   области   и   регионы   в   неискаженном виде.Параллельно возникла профессия переводчика; сначала ими были известные специалисты по проблемам, описанным в книге,  позднее – просто грамотные люди, специализировавшиеся на переводах. Печатная книга произвела революцию в сфере интеллектуального труда. Если   отвлечься   от   историко­социальных   мотивов,   то   именно   она,   по существу, сделала возможным появление  класса интеллигенции. Именно она   стала   материальной   основой   для   создания   государственных   систем образования.   Именно   она   позволила   сформировать   классно­   урочную систему и учебный процесс в его нынешнем виде  ("урок – домашнее задание – проверка").  В   рамках   классно­урочной   системы   организовывалась   и   развивалась технология процесса обучения. Если отвлечься от психологической стороны, то эта технология сводилась к формированию и совершенствованию навыков работы с книгой, причем это относилось и к учителю, и к ученикам. (Навыки скорочтения, типы чтения, виды конспекта, временной режим работы, приемы закрепления и подкрепления памяти, умение организовать поиск литературы и в литературе, работа со справочными материалами и т. д.) Из приведенного перечня   видно,   что   весь   процесс   учебной   работы   направлен   на   то,   чтобы постепенно увеличивать роль самостоятельной работы с книгой и уменьшать необходимость прямого непосредственного воздействия учителя. *В принципе можно предположить, что педагогика вообще направлена на то, чтобы постепенно становится подрастающему человеку ненужной; она по сути своей направлена на то, чтобы человек, пройдя через систему обучения,  далее сам ориентировался в безбрежном море накопленных знаний, умел найти для себя  нужное и знал, как нужно работать, чтобы эти знания были им усвоены.  Появление нового способа сохранения информации (цифровая магнитная запись)   и   новых   носителей   этой   информации   (магнитные   диски,   дискеты, флоптикал­дискеты, компакт­диски и CD­ROM) можно расценивать как одно из   величайших   изобретений   в   истории   человечества.   Оно   (как   когда­то   ­бумага!)   вошло   во   все   абсолютно   сферы   интеллектуальной   деятельности, принесло   с   собой   совершенно   новые   представления   о   возможностях обработки   информации,   новые   приемы   и   формы   работы,   новый   уровень информационной обеспеченности общества. В этом смысле есть все основания говорить о наступлении эры компьютерных технологий как о новом витке цивилизации. Кстати, выражение "компьютерная цивилизация" действительно есть, оно реально существует и воспринимается вполне серьезно, совсем не как метафора.  Педагогика, являясь неотъемлемой частью любой цивилизации, берет от культуры своих эпох все свойства и ее признаки, в том числе ­ существующие способы   хранения   информации   и   ее   обработки.   Поэтому   компьютерная цивилизация вполне логично и необходимо должна придти к компьютерной педагогике. Это ­ в общем плане. А конкретно ­ проникновение компьютеров в учебный процесс вызвало к жизни огромное количество новых форм работы, немыслимых   и   невозможных   при   традиционных   методиках.   Появление специфических учебных пособий на гипертекстовой основе, мультимедийных   возможность   организации   сетевых справочников   и   энциклопедий, коммуникаций   в   самых   разных   масштабах,   от   класса   до  Internet,   создание интерактивных обучающих программ и тренажеров ­ все это вместе открывает перед обучающимися такой спектр учебных действий, обращение к которому полностью   видоизменяет   лицо   учебного   процесса.   Так   же   значительно выглядят изменения и в формах работы учителя ­ компьютер в состоянии полностью   изменить   структуру   и   методы   его   личной   работы   вне   урока   накопление   и   систематизация   информации, (самосовершенствование, подготовка   к   урокам   и   т.д.)   и   непосредственно   на   уроке.   Более   того   ­ изменившиеся   условия   и   формы   работ   в   очень   значительной   степени заставляют   переосмысливать   и   роль   компьютера,   и   функции   учителя   и учеников, и характер их деловых взаимоотношений, а в дальнейшем ­ и самые общие   организационные   формы   обучения.   Все   это   вместе   дает   основанияутверждать,   что   в   настоящее   время   все   мы   присутствуем   при   рождении   основанных   на принципиально   новых   систем   обучения,   систем, последовательном, технологий.   всеохватывающем   использовании   компьютерных