Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушкина (план урока по литературе)
Оценка 4.6

Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушкина (план урока по литературе)

Оценка 4.6
Домашнее обучение +9
doc
Междисциплинарный 6
8 кл—11 кл
26.01.2017
Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушкина (план урока по литературе)
Урок по литературе в 9 классе. Тема: Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушкина. Цели: показать идейную близость Пушкина к декабристам; познакомить старшеклассников с произведениями «К Чаадаеву», «Волность», «Деревня», «Арион», «Анчар», «Во глубине сибирских руд…»; донести до сознания учащихся идейное и эмоциональное содержание стихотворений; выяснить, в чем притягательная сила произведений Пушкина для современников; развивать представление о гражданской лирике, умение анализировать поэтическое произведение.
Урок по литературе.doc
Тема: Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушкина. Урок по литературе Цели:  показать идейную близость Пушкина к декабристам; познакомить старшеклассников с произведениями «К Чаадаеву», «Волность», «Деревня», «Арион»,   «Анчар»,   «Во   глубине   сибирских   руд…»;   донести   до   сознания учащихся идейное и эмоциональное содержание стихотворений; выяснить, в чем   притягательная   сила   произведений   Пушкина   для   современников; развивать   представление   о   гражданской   лирике,   умение   анализировать поэтическое произведение. Э п и г р а ф   к   у р о к у : Ход урока …в мой жестокий век восславил я Свободу         И милость к падшим призывал. А. С. Пушкин. Памятник I. Беседа по вопросам домашнего задания: 1. Когда сложились свободолюбивые взгляды Пушкина? 2. Какое воздействие на поэта оказала Отечественная война 1812 года? 3.   Прочитайте   стихотворение   «Лицинию».   Какие   интересные   мысли высказал поэт? Патриотические   и   вольнолюбивые   взгляды   Пушкина   сложились   еще   в Царскосельском   лицее.   Лицеисты   с   восторгом   слушали   лекции   любимых преподавателей: А. П. Куницына, И. К. Кайданова, Д. И. Будри, А. И. Галича, отличавшиеся критикой деспотизма и крепостного права. Начавшаяся Отечественная война 1812 года наложила свой отпечаток на настроение   Пушкина.   Его,   как   и   многих   других   лицейских   товарищей, охватило   глубокое   патриотическое   воодушевление.   Впечатления   войны 1812 г. оказались особенно глубокими для Пушкина. II. Чтение отрывков из оды «Вольность» (1817). Беседа по вопросам: 1. Против кого направлено негодование поэта? 2. Какие, на ваш взгляд, самые сильные строки оды? 3. К чему призывает поэт? 4. Чем ода Пушкина отличается от оды Радищева? 5. Каково влияние оды «Вольность» на современников Пушкина? Поэт обличает «тиранов мира». Он призывает соблюдать закон, которому «одинаково   подвластны»   и   цари,   и   простые   люди.   Передовая   молодежь восприняла пушкинскую оду как призыв к революции. III. Стихотворение «К Чаадаеву» (1818). Чтение наизусть. С   Петром   Яковлевичем   Чаадаевым,   блестяще   образованным   офицером, участником   Бородинского   сражения,   Пушкин   подружился   еще   в   лицее. «Влияние   на   Пушкина   было   изумительно.   Он   заставлял   его   мыслить»,   – написал о Чаадаеве в своих воспоминаниях Я. И. Сабуров. Молодые люди мечтали   участвовать   в   борьбе   за   освобождение   родины   от   самодержавия. Но… неожиданно Чаадаев уехал за границу. В восстании декабристов участие не принял. Беседа по вопросам: 1. Почему это стихотворение написано в жанре послания? 2. Как обращается Пушкин к Чаадаеву? 3. В чем разница между обращениями – «мой друг» и «товарищ»? 4. Почему   любовь,   надежду,   тихую   славу   поэт   называет   «юными забавами»? 5. Объясните значение слова «роковой». 6.   Какие   сравнения,   метафоры,   слова­символы   выражают   гражданские чувства поэта? Его душевное состояние? 7. Почему в стихотворении повторяется слово «пока»? 8.   Какие   мысли   и   чувства,   характерные   для   декабристов,   выражены   в послании? Почему оно было дорого декабристам? Стихотворение   отражает   те   общественно­политические   взгляды   и настроения, которые объединяли Пушкина и Чаадаева с передовыми людьми того времени. Поэт призывает своего друга бороться за свободу отчизны, ей посвятить «души прекрасные порывы». IV. Стихотворение «Деревня» (1819). Выразительное чтение. Беседа по вопросам: 1. Какие мысли и чувства вызывает это стихотворение Пушкина? 2.   В   построении   стихотворения   автор   прибегает   к   приему противопоставления. Для чего? 3. Что думает о русской деревне поэт­мечтатель? 4. Проследите  по  тексту,  как  меняется  описание  деревни  во  второй части? 5. На чем основывается благополучие крепостнического государства? 6.   Что   возмущает   поэта   до   глубины   души?   Каким   явлениям действительности произносится приговор в этом стихотворении? Цензура   впервые   разрешила   напечатать   «Деревню»   (полностью)   в   1870 году, спустя девять лет после отмены крепостного права (1861). Пушкин обличает крепостничество и ратует за освобождение народа. Он выражает мечту всех мыслящих людей его эпохи: «Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный?»   Произведение   Пушкина   покоряет   беспощадной   правдой фактов и чувств, поднятых на высоту огромных обобщений. V. Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» («В Сибирь», 1827). Чтение стихотворения. Беседа по вопросам: 1.   Расскажите   об   истории   послания.  (Через   жену   декабриста   Н.   М. Муравьева – Александру Григорьевну Муравьеву, отправлявшуюся к мужу в сибирскую   ссылку,   А.   С.   Пушкин   передал   стихотворение   ссыльным декабристам.) 2. Каковы условия жизни декабристов в сибирской ссылке? 3. Как вы понимаете слова: «во глубине сибирских руд», «оковы тяжкие», «каторжные норы», «мрачные затворы», «темницы»? 4. Какое отношение поэта вызывают декабристы и дело их жизни? 5. Что хотел сказать друзьям Пушкин, отправляя свое послание в Сибирь? 6. Как в этом стихотворении раскрывается душа поэта? Послание Пушкина – огромное событие в жизни ссыльных декабристов. (Да и со стороны Пушкина этот поступок – проявление высокого мужества поэта.)   «Свободный   глас   поэта»   дошел   до   декабристов   и   позволил   им   не потерять веры в «любовь и дружество». В послании «В Сибирь» Пушкин с огромной поэтической силой высказал мысль «об историческом значении дела декабристов», выразил надежду на близкую революцию, которая освободит сосланных на каторгу друзей. Александр Иванович Одоевский – поэт­декабрист ответил Пушкину своим стихотворением. (Чтение ответа.) О значении для декабристов стихов Пушкина свидетельствуют показания декабристов, их отзывы, письма. М.   П.   Бестужев­Рюмин:   «Везде   слыхал   стихи   Пушкина,   с   восторгом читанные…» В. И. Штейнгель: «Кто из молодых людей, несколько образованных, не читал и не увлекался произведениями Пушкина, дышащими свободой!» П.   А.   Бестужев:   «Мысли   свободные   зародились   во   мне…   от   чтения различных   рукописей,   каковы   «Ода   на   свободу»,   «Деревня»…   разные «Послания» и пр., за которые пострадал знаменитый наш А. Пушкин» [1]. Домашнее задание. 1. .   Письменный   анализ   лирического   произведения   учащихся).   (по     выбору

Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушкина (план урока по литературе)

Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушкина (план урока по литературе)

Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушкина (план урока по литературе)

Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушкина (план урока по литературе)

Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушкина (план урока по литературе)

Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушкина (план урока по литературе)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2017