Эвристический метод и метод проблемного изложения как средство развития познавательной деятельности обучающихся.
Известно, насколько сложна задача активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка, как трудно вызвать интерес к нашему предмету, создать ситуацию, рождающую положительные эмоции. Думается, что созданию чувства новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно решить поставленную задачу, ответить на необычный вопрос, в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке. Поэтому предпочтение отдают таким методам обучения, как частично-поисковому (эвристическому) методу и методу проблемного изложения.
Проблемные ситуации можно использовать на различных этапах обучения, например:
1) Начальный этап обучения, формирование понятия о какой-либо части речи.
· Так, начиная тему «Причастие», можно предложить следующую ситуацию, опираясь на имеющиеся у учащихся представления о глаголе и прилагательном. Целесообразно сопоставить однокоренные причастие, глагол и прилагательное, например чёрный, чернеть и чернеющий (записываются предложения с данными словами). Формулируется вопрос: «Почему слова при всём сходстве их значений следует отнести к разным частям речи?» Эта проблемная ситуация основана на сходстве и различии сопоставляемых слов.
· Тема «Разносклоняемые имена существительные». Учитель записывает существительные в столбики:
I |
II |
III |
IV |
Река |
Конь |
Степь |
Путь |
Реке |
Коню |
Степи |
Пути |
О реке |
О коне |
О степи |
О пути |
|
С конем |
степью |
путем |
Учащиеся определяют тип склонения существительных в трёх столбиках, а затем разрешают проблемную ситуацию между имеющимися у них знаниями о склонении существительных и новыми сведениями о нём.
Учитель. По какому типу склонения изменяется существительное путь?
1-й ученик. По типу 2 скл-я.
2-й ученик. По типу 3 скл-я.
Учитель. Вы оба правы, но в то же время оба ваши ответа неверны. Почему я так говорю?
Учащиеся отвечают, что существительное путь имеет в одних случаях окончание 2 склонения, а в других – 3 склонения. Далее этот материал закрепляется на других разносклоняемых существительных.
2)При повторении правописания глаголов проблемные вопросы могут предполагать установление связи орфограмм с определенными грамматическими категориями, например с категорией вида и переходности – непереходности.
Так может быть поставлен следующий вопрос:
- С различием в каких формах связано написание И или Е в каждой из предложенных пар глаголов: замирать - замереть, обессилить – обессилеть?
Так разрешается противоречие между одинаковым или близким произношением и разным написанием.
3)При изучении видов синтаксической связи слов ученикам можно предложить следующую проблемную ситуацию.
Учитель. Определите, каков вид синтаксической связи слов в словосочетании у стола ученика?
Ученик. Связь между словами в сочетании у стола ученика – согласование, т.к. зависимое слова ученика отвечает на вопрос и стоит в том же роде, числе и падеже, что и слово (у) стола.
Учитель. Всё это правильно. Однако отвечающий не учёл ещё одного, наиболее существенного признака, характеризующего согласование как способ связи слов. О каком признаке идёт речь?
(При согласовании с изменением главного слова изменяется и форма зависимого)
Итак, использование проблемности в обучении позволяет поднимать учащихся до нового, более высокого уровня их познавательной деятельности, активизируя в ней творческий элемент.
Эвристический метод обучения позволяет использовать лингвистический и стилистический эксперименты, индивидуальную и коллективную исследовательскую работу, проведение практикума и написание лингвистической миниатюры. Приведу пример.
Тема «Роль однородных членов в художественном тексте» (по рассказу И.С.Тургенева «Ася»)
1)Индивидуальная исследовательская работа по рассказу Тургенева по теме «Частность употребления конструкций с однородными членами в разных эпизодах рассказа «Ася».
Класс слушает сообщения о результатах исследования (наиболее часто употребляются конструкции с однокоренными членами в портретных описаниях героев, в описании пейзажных зарисовок, в эпизодах, передающих душевное состояние рассказчика)
2)Лингвистический эксперимент.
Ø Найдите в тексте предложение
… Ни тени кокетства, ни признака намеренно принятой роли я в ней не заметил.
Ø В чем его особенность? (ни , ни )
Ø Зачем союз НИ при однородных членах повторяется? (1)усиливается значение отрицания предложения; 2) мысль выражается более эмоционально)
Ø Перестройте это предложение по схеме:
,
Что меняется?
Уменьшается значение отрицания, 2)исчезает эмоциональность, предложение становится нейтральным по настроению)
3) При изучении темы «Лексика» можно проводить практикумы, например:
А) учащимся дается задание для индивидуальной работы с толковыми словарями: определить лексическое значение слов тапер и тапир; составить с ними предложения.
Б) найти в текстах публицистического стиля примеры употребления разговорных слов.
4) Считаю, что на уроке должен быть вид работы повышенной трудности или хотя бы элемент. Это будет способствовать развитию логики детей, сообразительности, развитию языкового чутья. С этой целью ученикам можно предлагать эвристические задачи.
Задача: определите, какое значение у приставок в следующих словах: сбросить(1) – связать(2) – сдвинуть(3)? (1-«вниз», 2-«глагол совершенного вида», 3- семантика удаления)
Следовательно, эвристический метод обучения способствует развитию познавательной деятельности учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.