администрации города Прокопьевска»
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»
Работа на школьную научно – практическую конференцию.
Секция: история
Выполнила:
Ушакова Полина Павловна
учащаяся 10 класса
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 1»
14 марта 1992 г. р.
Научный руководитель:
Екимов Андрей Владимирович,
Учитель истории, руководитель
исторического музея им. Волынова Б.В.
Прокопьевск, 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ЕВРОСОЮЗА_______________________________ 8
Единая Европа… данная идея возникла давно, было много попыток создания и мирными средствами и путем войн.
Только после Второй мировой войны стало ясно, что на передний план выходят социально – экономические проблемы, для их решения необходимо объединяться. Так возник прообраз будущего Евросоюза. По истечению 50 лет радикально изменилась Европа, возник Евросоюз, а число членов за 50 лет увеличилось с 5 государств до 27 членов.
Но вместе с тем, у Евросоюза остается много нерешенных проблем, которые ставят острым вопрос о самом существовании единой Европы.
Выдвигаем гипотезу: в современной Европе имеются острые нерешенные проблемы от их скорейшего разрешения зависит судьба самого ЕС.
Цель данной работы: выявить наиболее острые проблемы Евросоюза на современном этапе.
Задачи исследования:
· Рассмотреть историю становления Евросоюза,
· Установить важнейшие проблемы единой Европы на текущий момент .
· Выявить возможность решения этих проблем.
Временные рамки охватывают период с 1950 г. по 2008 г.
Территория исследования: Европа.
Методы исследования:
1) Работа с источниками данных,
2) Опрос (анкетирование),
3) Аналитический
Таким образом, объекты нашего исследования – насущные проблемы Евросоюза.
Данное исследование может быть использовано на уроках географии, истории и будет интересно всем, кто интересуется современными политическими процессами, происходящими в мире.
Первыми
организациями такого плана можно назвать: Организация Европейского
экономического сотрудничества (ОЕЭС); Западноевропейский союз, Совет
Европы. Но у этих организаций не совсем получалось выполнять свои
намеченные цели, хотя нельзя умалять их достоинство и значимость – каждая из
этих и многих других организаций, внесла свой огромнейший и неповторимый вклад
в развитие Европы.
Одной из таких организаций является Европейское
Объединение угля и стали. (ЕОУС). Идея зародилась
во Франции, ее автором можно назвать Роберта Шумана, однако развитие мысли
Шумана было возложено на Жана Монне и его ближайших коллег: Этьена Хирша, Пола
Рейтера и Пьера Ури.
Документ который, позже лег в основу ЕОУС, был составлен практически в строжайшей тайне, дабы избежать возможных предостережений и контрпредложений, которые могли бы свести на нет революционный характер проекта и лишить его момента неожиданности. Готовый документ был вручен Шуману и последний согласился с ним безоговорочно.
9-го мая 1950 года,
Шуман выступал со своим предложением перед членами правительств Европы, в то
время как документ был вручен Конраду Аденауэру (канцлер ФРГ). Реакция канцлера
была точно такой же, как и у Шумана – незамедлительное, полное одобрение
проекта.
Смысл передачи проекта
изначально немецкому канцлеру, состоял в том, что Франция решила фактически
создать союз с Германией, с целью – коренным образом изменить ситуацию в
Европе, сделать возможным осуществление различных совместных действий, о
которых ранее нельзя было даже думать. Это было направлено на возникновение
новой, единой и сильной Европы, с возрастающим уровнем жизни населения, так как
будет происходить объединение производства и расширение рынка, а это поможет
достичь поставленных целей: создание новой Европы, организованной и
жизнеспособной. Но конечно, не только Франция и Германия должны были претворить
это в жизнь, но вся Европа, совместными усилиями.
Однако 1970-е годы принесли и немало положительных созидательных моментов развития Сообществ: были введены в действие новые инструменты коммунитарной политики. Первым из них стало Европейское политическое сотрудничество (ЕПС), созданное в 1970 г. Вторым важным шагом можно отметить введение в марте 1979 г. Европейской валютной системы (ЕВС).
Что касается членства, то и здесь результат оказался положительным: в 1972 г. к Сообществу присоединились: Дания, Ирландия и Великобритания, в 1982 – 1986 г.г. вступили Греция, Испания и Португалия. Говоря об ЕВС, следует упомянуть, что она была создана, несмотря на нефтяные кризисы 1973 и 1979 гг. (см. приложение № 1)
В середине 80-х гг., детище Алтьеро Спинелли: «Договор, учреждающий Европейский Союз», знаменовало собой качественный скачок вперед, сделанный Парламентом на пути к Евросоюзу. Говоря о «проекте Договора, учреждающего Европейский Союз» - он был самым значительным из многочисленных предложений и инициатив по поводу реформ Сообществ в Европе. По этому поводу, в начале 80-х велись обширные дебаты, с наличием таких понятий как: «Европа второго поколения», «Европейское возрождение» и т. д. Договор Спинелли предполагал наделение Союза новыми полномочиями в таких областях как: экономическая и валютная политика, социальная политика (благосостояние и здоровье граждан), внешнеполитическая сфера (безопасность, мир и разоружение). Годом позже, в 1985, Сообщества приняли «Белую Книгу». Она послужила основанием для принятия Европейского акта, который вступил в силу 1 июля 1987 г.
Главной его целью явилось – создание Евросоюза. Главнейшей вехой в истории создания Евросоюза, после Парижского и Римского Договоров, является Маастрихтский договор о Европейском Союзе, предусматривающий создание экономического, валютного и политического союза государств-членов Европейского Сообщества, подписанный 7 февраля 1992 года в Нидерландах.
Вступил в силу
Маастрихтский Договор 1 ноября 1993 года, но на пути к его ратификации немало
усилий было потрачено на изменение и дополнение его содержания, дабы угодить всем
государствам подписывавшим его.
С этого момента начал своё существование
Европейский Союз.
В январе 1995 года в Евросоюз вступили: Австрия, Финляндия и Швеция. Число стран увеличилось до 15. (см. приложение № 2)
В мае 2004 года в Евросоюз вступили ещё 10 стран: Чехия, Словения, Словакия, Венгрия, Кипр, Мальта, Польша, Литва, Латвия, Эстония. В Евросоюзе стало 25 государств. (см. приложение № 3)
В 2007 г. в Евросоюз вступили Болгария и Румыния, число стран – членов Евросоюза выросло до 27. (см. приложение № 4)
В 2008 – 2012 годах Турция, Хорватия, Македония, Албания, Босния и Герцеговина, Черногория, а также Сербия, включая Косово, названы претендентами на членство в ЕС. Соответствующее заявление сделал член Европейской комиссии, ответственный за расширение ЕС, Олли Рен. При этом он добавил, что сроки вступления каждой.
Очередность
председательствующих стран:
2005
январь-июнь: Люксембург,
июль-декабрь: Великобритания,
2006
январь-июнь: Австрия,
июль-декабрь: Финляндия;
2008 январь - июнь: Словения,
Как видно из истории развития и становления Евросоюза, он не только не исчерпал себя за 40 лет, а оказался преисполнен решимости вести интеграционные процессы и далее, а также развиваться сам и развивать и помогать ново вступающим странам.
У Евросоюза на сегодняшний день не один десяток нерешенных проблем: эмиграция, «исламизация» юга Франции, отношения с Россией, энергоресурсы, «бедные – богатые» страны, разногласия по конституции, независимость Косово.
Я выбрала среди них, на мой взгляд, самые острые:
1. Проблема европейской конституции:
В результате прошедших общенациональных референдумов в Нидерландах и Франции жители стран- основоположниц Евросоюза отвергли предложенный проект конституции. Это было, пожалуй, главной неожиданностью для всего населения Евросоюза.
В течение 2007 года проводились длительные и напряженные переговоры, и в феврале 2008 г. лидеры стран Евросоюза приняли предварительный план нового договора взамен не прошедшей на референдумах в Голландии и Франции конституции, который члены ЕС собираются представить к 2009 году. Но и здесь было не все гладко:
Во время обсуждения Бельгия и восемь других стран (в том числе Австрия, Греция, Италия и Испания) выступили против уступок, предложенных Германией Великобритании, Нидерландам и Польше в рамках переговоров о конституционном соглашении.
В частности, бельгийский премьер Ги Верхофстадт выразил недовольство тем, что британцам удалось убедить Евросоюз исключить из конституционного соглашения организации статью об обязательной юридической силе для их страны Хартии фундаментальных прав человека, предусматривающей право трудящихся на забастовку.
Критике подверглась и инициированная Нидерландами поправка, расширяющая сферу влияния национальных парламентов. А компромисс относительно системы голосования, не устраивавшей польских дипломатов, вызвал протест практически всех членов Евросоюза, принявших участие в пленарном заседании организации в Брюсселе.
Первоначально в базовом конституционном соглашении была заложена система так называемого "двойного большинства". За принятие решения должны проголосовать 55 процентов членов ЕС (15 государств из 27) и 65 процентов населения. Мера была предложена, чтобы предотвратить возможность блокировки решений тремя крупнейшими странами ЕС - Германией, Францией и Великобританией.
Согласно договоренностям, до 2014 года сохраняется введенная в 2000 году система, по которой количество голосов не связано с численностью населения, и для принятия решения требуются одобрение 14 из 27 членов ЕС или 74 процента голосов. При этом четыре крупнейшие государства Евросоюза (вышеперечисленные и Италия) имеют по 29 номинальных голосов, а Испания и Польша - по 27. С 2014 по 2017 год устанавливается переходный период, после чего начинает действовать система "двойного большинства".
Таким образом, европейская конституция и поправки к ней – одна из ключевых проблем Евросоюза. Решение данной проблемы заключается в умении найти точки соприкосновения по спорным вопросам, а также уважения мнения всех членов Евросоюза.
На февральской сессии
Европарламента, в Страсбурге, отдельным пунктом в повестке дня стоял вопрос о
независимости Косово, для выступления по которому был приглашен сербский
министр иностранных дел Вук Еремич. Сессия не выработала единой позиции по этому вопросу.
Глава МИД Сербии заявил, что признание самопровозглашенной
независимости Косова некоторыми странами Евросоюза ставит под вопрос будущее
присоединение Сербии к ЕС. "Отношения между Сербией и некоторыми странами
Евросоюза скомпрометированы, и я не вижу, каким образом мы можем ускорить наши
усилия в направлении Евросоюза, - сказал министр. - Вы нас загнали в ситуацию,
которая нам не оставляет выбора".
19 февраля 2008 г. ведущие европейские державы официально «благословили»
независимость Косово.
Европа рассчитывала выступить по косовскому вопросу единым фронтом, но достичь
согласия не удалось, и страны стали делать сепаратные заявления.
Все началось с разочарования, вызванного отказом Испании признать отделение
края, нарушающее, по ее мнению, международное право. Однако свою поддержку
независимости края подтвердили Франция, Британия, Германия и Италия.
Вопрос независимости Косово стал серьезным испытанием для
единства Евросоюза. Только 17 из 27 его стран-членов признали Косово сразу же.
Испания, вынужденная противостоять собственным сепаратистам, высказала свое неодобрение, за ней последовал Кипр, назвавший отделение края «юридически необоснованным» нарушением территориального суверенитета Сербии.
Греция, Словакия, Болгария и Румыния также не продемонстрировали
энтузиазма.
США, объявившие о своем признании нового государства первыми после европейских
стран, настаивают, что предоставление Косово независимости является «особым
случаем», «который не может служить прецедентом для других ситуаций».
В столице входящей в состав Боснии Республики Сербской
Баня-Луке демонстранты забросали камнями американское, французское и немецкое
консульства и демонстрация перетекла в беспорядки.
Местные лидеры сербов угрожают воспользоваться косовским
прецедентом и основать собственное независимое государство и обещают
блокировать в боснийском парламенте любые попытки признания Косово.
Небольшая сербская община
Хорватии также призвала правительство не признавать Косово, чтобы не
провоцировать межэтническую напряженность.
Председательствующая в Евросоюзе Словения может
признать независимость Косово, этого не исключил глава МИД республики Дмитрий
Рупель.
"В Словении достаточно сложная процедура. Мы будем обсуждать вопрос о
признании 28 февраля на очередном заседании правительства. Если будет принято
соответствующее решение, то правительство может предложить парламенту завершить
процедуру признания", - заявил он журналистам в Брюсселе по окончании
встречи глав МИД 27 стран-членов ЕС.
В марте 2008 г. я провела опрос учащихся 10- 11 классов (32 чел) мной был проведен опрос по данной теме (см. приложение № 5).
Были предложены 10 вопросов. И вот, какие результаты были получены:
1. Расширение Евросоюза в дальнейшем плодотворно скажется на судьбах самого Евросоюза?
a. Да - %,
b. Нет - %,
c. всё равно – %.
2. Считаете ли вы правомерным признание независимости Косово США, Великобританией, Германией и др. странами ЕС?
a. Да – 22%,
b. Нет – 59%,
c. не знаю – 19%.
3. Как вы думаете, принятие Косово в НАТО и ЕС послужит укреплению единства Европы?
a. да, послужит укреплению ЕС – 19%,
b. нет, может привести к расколу ЕС – 78%,
c. не знаю – 3%.
4. Считаете, ли вы, что Евросоюзу удаться решить самые насущные свои проблемы?
a. Да - %,
b. Нет - %,
c. Не знаю – %.
5. Будущая Европейская конституция, на ваш взгляд, будет учитывать все демократические достижения человечества?
a. Да - %,
b. Нет - %,
c. Не знаю – %.
6. Как по вашему будут складываться отношения ЕС- США?
a. В сторону дальнейшего сближения, - %,
b. Произойдет ухудшение отношений на фоне экономических проблем в США - %,
c. Свой вариант ответа – %.
7. Как вы считаете, заменит ли евро в ближайшие годы доллар на мировых финансовых рынках?
a. Да - %,
b. Нет - %,
c. Не знаю – %.
8. На ваш взгляд, граждане Евросоюза осознают в ближайшие годы своё единство?
a. Да - %,
b. Нет - %.
9. Как вы думаете, возможно, ли в обозримом будущем вступление России в ЕС?
a. Да - %,
b. Нет - %,
c. Не знаю – %.
10. Как вы считаете, к 2040 году будут ли существовать Соединенные Штаты Европы?
a. Да - %,
b. Нет - %,
c. Не знаю – %.
Итак,
Вопрос признания Евросоюзом независимости Косово, таким образом, ставит будущее Евросоюза под вопрос, угрожая в целом расколом сообщества. И возможным развалом многих европейских государств. Необходимо, сохранить статус- кво Косово как часть Сербии и единой Европы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Сегодня сложилась очень уникальная ситуация в ЕС: «буксует» проект конституции ЕС, а сама Европа оказалась на грани раскола по вопросу независимости Косово.
Конституцию Евросоюза, на которую равнялись многие вновь вступившие в 2004 – 2007 годах члены организации, отклонили на референдумах граждане главных стран Евросоюза.
А попытки урегулирования возникших споров наталкиваются на непонимание и нежелание уступок внутри ЕС.
Решение этой проблемы есть. Необходимо осознать то, что европейцы – единая нация, и только в единстве – возможность дальнейшего процветания «Старого света».
Вторая острая проблема – фактический «раскол» внутри ЕС по вопросу, который нарушает все нормы международного права – признание самопровозглашенного Косово.
Обратим внимание, что Косово признали самые ведущие европейские державы- Германия, Британия, Франция и Италия. Всего независимость признали 17 членов ЕС.
Что это? Как могло сложиться, что страны ЕС проводят политику «двойного» стандарта? Ответ на этот сложный вопрос ищут ведущие политики всего мира.
Данная проблема остра. Ведь в самом Евросоюзе имеются регионы, которые могут использовать косовский инцидент: Северная Ирландия, Каталония, Страна Басков, Корсика, Фландрия, Боснийские сербы. А это, по сути, приведет к коренной перекройке всей карты Евросоюза.
И тогда реально встанет вопрос: есть ли будущее у Евросоюза.
Список использованной литературы:
1. Страны мира. Справочник, М., 1999 г.
2. Страны и регионы мира. Экономико – политический справочник, М., 2006 г.
3. Страны мира. М., Олма Медиа Групп, 2007 г. – 320 с.
4. Евросоюз: нерешенные проблемы. Интернет – ресурсы.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение № 1.
ЕЭС. 1986 год
Приложение № 2.
Евросоюз в 1995 году.
Приложение № 3.
Евросоюз в 2004 году.
Приложение № 4.
Евросоюз в 2007 году.
Приложение № 5
Вопросы опроса учащихся «Евросоюз: за и против»
1. Расширение Евросоюза в дальнейшем плодотворно скажется на судьбах самого Евросоюза?
a. Да
b. Нет
c. всё равно
2.Считаете ли вы правомерным признание независимости Косово США, Великобританией, Германией и др. странами ЕС?
a. Да
b. Нет
c. не знаю
3. Как вы думаете, принятие Косово в НАТО и ЕС послужит укреплению единства Европы?
a.да, послужит укреплению ЕС
b.нет, может привести к расколу ЕС
c.не знаю
4.Считаете, ли вы, что Евросоюзу удаться решить самые насущные свои проблемы?
a. Да
b.Нет
c. Не знаю
5. Будущая Европейская конституция, на ваш взгляд, будет учитывать все демократические достижения человечества?
6. Как по вашему будут складываться отношения ЕС- США?
7. Как вы считаете, заменит ли евро в ближайшие годы доллар на мировых финансовых рынках?
8. На ваш взгляд, граждане Евросоюза осознают в ближайшие годы своё единство?
9. Как вы думаете, возможно, ли в обозримом будущем вступление России в ЕС?
10. Как вы считаете, к 2040 году будут ли существовать Соединенные Штаты Европы?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.