государственное казенное учреждение Самарской области
Чапаевский социально-реабилитационный центр несовершеннолетних
Доклад на тему «Факторы риска профессионального выгорания»
Камчиева Н.А. , воспитатель
Осинки,
2019
Интерес к синдрому профессионального выгорания вызван тем, что значительно увеличилось число работающих людей, которые ощущают себя измотанными, обессиленными и эмоционально «потухшими», что в результате сказывается на продуктивности их работы.
Профессиональной деятельности принадлежит особая роль в социальном формировании человека, его образа жизни и поведения. При этом роль профессии носит не только позитивный, но и негативный, даже разрушительный характер по отношению к личности исполнителя.
Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы, включающей в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.
В настоящее время определён широкий круг профессионалов, склонных к эмоциональному «выгоранию»,- это учителя, психологи, психиатры, социальные работники, сотрудники милиции, тюремный персонал, медицинские работники, юристы, политики, работники сферы обслуживания, журналисты, люди искусства, нижнее звено торгового персонала, инженеры высшего звена, менеджеры всех уровней.
Запускающий механизм синдрома профессионального выгорания обусловлен не столько внешними факторами, сколько внутренним миром определённого человека. Состояние профессионального «выгорания» первично возникает в «душе» из-за недостатка психологической гибкости, духовного потенциала в сложившихся условиях. Человек, как электрическая лампочка, под сильным напряжением от большого объёма работы (справиться не в состоянии, а отказать не в силах) «вспыхивает» на мгновение, а потом постепенно «гаснет», черствеет душой, если не хватает сопротивления душевных ресурсов.
Ресурсы преодоления «выгорания» могут быть рассмотрены в аспекте такой базовой характеристики личности, как стрессоустойчивость. Сохранение или повышение стрессоустойчивости личности связано с поиском ресурсов, помогающих ей в преодолении негативных последствий стрессовых ситуаций. Под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях.
Основным психологическим качеством, обеспечивающим стрессоустойчивость, является уровень личностной зрелости специалиста. Здесь подразумевается степень осознавания себя, способность брать на себя ответственность, принимать решения и делать выбор, умение строить гармоничные взаимоотношения с другими людьми, открытость изменениям и принятие своего и чужого опыта во всём его разнообразии. Истоки профилактики синдрома эмоционального выгорания лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе и собственной жизни.
Целенаправленная психологическая помощь в этой области обеспечит необходимые предпосылки для формирования культуры самопомощи и заботы о своём личностном и профессиональном развитии у педагогов, а также будет способствовать достижению задачи восстановления и поддержания психологического здоровья детей и взрослых.
Факторы, вызывающие синдром профессионального выгорания
Важнейшие из них:
- монотонность работы, особенно если её смысл кажется сомнительным;
- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
- строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения; - работа с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;
- напряжённость и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;
- нехватка усилий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;
- работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
- неразрешённые личностные конфликты.
По данным ряда авторов, можно выделить три группы факторов, оказывающих влияние на развитие синдрома выгорания в профессиях типа «человек – человек»:
личностные, статусно – ролевые и корпоративные (профессионально – организационные).
К личностным факторам риска «выгорания» относятся:
- склонность к интраверсии (низкая социальная активность и адаптированность, социальная несмелость, направленность интересов на внутренний мир и др.);
- реактивность (динамическая характеристика темперамента, проявляющаяся в силе и скорости эмоционального реагирования);
- низкая или чрезмерно высокая эмпатия (способность постигать эмоциональное состояние других людей, понимать мир их душевных переживаний, сочувствовать и т. п.);
- жёсткость и авторитарность по отношению к другим; низкий уровень самоуважения и самооценки.
Статусно – ролевые факторы риска «выгорания» включают:
-ролевой конфликт;
-ролевую неопределённость;
-неудовлетворённость профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией);
-низкий социальный статус;
-ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность;
-отверженность в значимой (референтной) группе;
-негативные полоролевые (гендерные) установки, ущемляющие права и свободу личности.
К профессионально – организационным (корпоративным) факторам
риска «выгорания» относятся:
-несправедливость и неравенство взаимоотношений в организации;
-негативные или «холодные» отношения с коллегами, отсутствие корпоративной сплочённости, слабая организационная культура;
-внутрифирменные конфликты;
-дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки;
-отсутствие свободы планирования;
-жёсткий контроль, мешающий инициативности и творчеству;
-отстранённость от принятия решений, отсутствие необходимой обратной связи от руководства или других подразделений организации.
Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряжённой психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. «Выгоранию» способствует нечёткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе «руководитель-подчинённый», так и между коллегами.
Способствуют развитию «выгорания» те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.
В профессиях, ориентированных на работу с людьми, большое значение имеет получение от них необходимой обратной связи (например, благодарность, признание, проявление уважения, информация об изменениях самочувствия или о новых планах, касающихся дальнейшего делового взаимодействия и др.). Одна из причин «выгорания», как отмечают исследователи,- отсутствие обратной связи или её негативный характер. «Выгорание» - результат несоответствия между личностью и работой: чем больше это несоответствие, тем быстрее наступает «выгорание». Рассматривают данный феномен как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа профессиональной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.