Конспект занятия по этикету для детей средней группы
« Гостеприимство. Вежливые слова – наши лучшие друзья».
Воспитатель: Е.Н. Косарева,
Музыкальный руководитель:Т.В. Ветошкина
Цель: Продолжать формирование представлений о правилах этикета.
Задачи:
- Закреплять знание вежливых слов, умение владеть ими в нужной ситуации.
- Развивать внимание, память, логическое мышление.
- Развивать связную речь, обогащать словарь детей.
- Воспитывать стремление и интерес правильно вести себя в обществе, любознательность, дружбу, взаимопомощь.
Предварительная работа: заучивание стихотворений об этикете.
Материал: воздушный шарик, гостья девочка Наташа, атрибуты для сценки с девочкой (блюдце, кружка, ложка, чайник, сахарница, пирожное, салфетки, стул, стол.)
Ход занятий:
В.: Приветствие гостей в зале (дети приветствуют вместе с воспитателем)
Сели на стульчики (дети)
В.: Ребята, вы любите встречать гостей? (ответы детей)
В.: Я, к нам пригласила очень хорошую девочку Наташу, которая тоже любит встречать гостей, но к сожалению, она не знает как правильно их встречать. (стук в двери входит девочка Наташа)
В.: А вот и наша гостья зовут ее Наташа, дети что мы должны сказать, когда встречаем гостей? (ответы детей)- Здравствуй, добрый день, добрый вечер, рады вас видеть и т.д.
Д.Н.: Здравствуйте дети я очень рада, что вы меня пригласили в гости. Я очень хочу научиться «Как правильно встречать гостей»
В.: А, давайте вспомним правила гостеприимства, что и как мы будем делать, и с чего начнем:
Вопрос: Хозяин должен быть каким?
Ответы детей: приветлив, равнодушно встречать гостя, помочь раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить по удобнее, развлечь, он должен быть внимательным видеть всех своих гостей, уделять каждому внимание, быть предупредительным – значит заранее подумать не только о том, чем угостить гостей, но и чем занять их, надо быть щедрым – не жалеть для гостей угощения, игрушек, времени, стараний, чтобы все остались довольными, накрыть стол, поставить угощения и т.д.
В.: Показывает им скатерть и спрашивает «Что у меня в руках»?
Дети: Скатерть.
В.: Какая она?
Дети: Чистая, отглаженная, красивая, розовая.
В.: Для чего нужна скатерть?
Дети: Ею накрывают стол.
В.: Накрыли стол скатертью. Каким стал стол?
Дети: Нарядным, уютным, праздничным, красивым.
В.: Что будем делать дальше?
Дети: Расставлять чашки.
В.: Чтобы чай было удобно пить, что еще нужно?
Дети: Блюдца, чайные ложечки.
В.: Для чего нужна чашка?
Дети: Наливать в нее чай.
В.: Для чего нужно блюдце?
Дети: Ставить чашку, чтобы не испачкать скатерть, класть на него ложку.
В.: Для чего нужна ложка?
Дети: Размешивать сахар, остужать чай.
В.: В чем мы поставим на стол сахар?
Дети: В сахарнице.
В.: В чем мы завариваем чай?
Дети: В чайнике.
В.: В чем мы поставим на стол хлеб?
Дети: В хлебнице.
В.: Ребята, мы еще что-то забыли поставить на стол. Чтобы быть аккуратными, что нам нужно?
Дети: Салфетки.
В.: В чем мы поставим салфетки?
Дети: В салфетнице.
В.: Теперь приступим к работе.
Дети: Накрывают на стол. (играет легкая музыка)
В.: Молодцы, ребята. Красивый у нас стол получился.
Дети: садятся на стулья.
В.: Наташа тебе нравится?
Д.Н.: Да, девчонки и мальчишки я так не умела. Вы так это хорошо сделали. Теперь я всегда буду приглашать гостей к себе, и накрывать им на стол.
Обращение к детям Д.Н.: А скажите, когда гости уйдут, что делать надо дальше так и оставить все на столе?
Дети: Убирать со стола мыть, сушить посуду.
Д.Н.: Что мы будем делать с грязной скатертью?
Дети: Стирать, гладить.
Д.Н.: Ой, какие вы все молодцы!
Ага, если вы такие гостеприимные и умеете накрывать на стол, значит вы знаете «волшебные слова» (ответы детей)
Д.Н.: А не хотите ли вы со мной поиграть в интересную игру которая, называется: « Волшебный шарик» (ответы детей)
Игра: «Волшебный шарик»
Встаем в круг. Каждое вежливое слово можно заменить на подобное слово. В игре мы с вами будем передавать шарик и при этом говорить «вежливые слова», (здравствуйте -доброе утро - привет, до свидание - пока, добрый вечер - здравствуйте, доброго здоровья –добрый день, приветствую тебя – салют ,пока – до встречи.) , но при этом мы будем ходить по кругу и говорить следующие слова:
Все хорошие ребята
Знают добрые слова
Приходите к нам, друзья,
Рады видеть вас всегда!
(После игры дети садятся на стульчики)
В.: Каждый вежливый поступок сопровождается вежливыми словами. Мы часто используем эти слова в своей жизни. Давайте их вспомним в игре «Подбери слово». Я буду зачитывать четверостишие, а вы дополняйте слово, которого не хватает.
Игра « Подбери слово»
1. Встретив зайку , еж сосед говорит ему ( Привет)
2. А его сосед ушатый отвечает: Ёжик (Здравствуй)
3. К осьминожке камбала
В понедельник заплыла
А во вторник на прощанье
Ей сказала (До свиданья)
4. Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик
Поругались бы они
Но сказал он (Извини)
5. Трясогузка с бережка
Уронила червяка
И за угощения рыба
Ей пробулькала (спасибо)
6. Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула
Чтобы не чихала снова
Мы ей скажем (Будь здорова)
7. Говорит Лиса Матрена:
« Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала
Всем скажу , что не дала!»
Ты лиса не жалуйся
А скажи (Пожалуйста)
8. Дал Иван царь Гундей
За спасенье пять гвоздей
А Иванушке царю
Говорит (Благодарю)
9. Бык ромашек накосил
И барана пригласил
Тот один съел угощенье
Но сказал (Прошу прощенья)
Д. Н.: Молодцы!!! Ответили Вы хорошо, сразу видно, что вы воспитанные и гостеприимные дети.
В.: Наше занятие подходит к концу. В заключении я хочу прочитать Вам стихотворение И. Сыроваткиной.
Чтоб воспитанными стать
Надо многое понять.
Старшим место уступать,
Малышей не обижать.
Всем « Спасибо» говорить,
На пороге не сорить,
Взрослых не перебивать -
Никого не обзывать.
Научись прилежно слушать,
Научись опрятно кушать,
Будь всегда воспитан, вежлив,
Чтоб не звался ты НЕВЕЖЕЙ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.