государственное казенное учреждение Самарской области
«Чапаевский социально-реабилитационный центр несовершеннолетних»
Доклад на тему «Влияние детского самоуправления на становление личности ребенка»
Семинар «Развитие детского самоуправления как условие социализации воспитанников СРЦН»
Докладчик: воспитатель Камчиев Ф.А.
Осинки,
2018
В последнее время развитию детского самоуправления стало уделяться большое внимание.
Развитие системы самоуправления в СРЦН имеет большее значение, чем в любом другом учреждении. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ТЖС очень быстро привыкают к постоянной заботе, воспринимают её как должное, что приводит к формированию иждивенческой позиции.
Детское самоуправление - одна из форм организации жизнедеятельности детей, которую можно классифицировать по тому, кто является субъектом этой организации, если коллективом управляет только педагог без какого- либо привлечения детей, то речь идет об авторитарной форме управления коллективом, если же сами дети решают проблемы, то такую форму организации можно назвать демократической.
Развитие самостоятельности – это поэтапная передача детям прав и
обязанностей по мере развития детского коллектива и формирования
готовности лидеров. Для того чтобы стимулировать у воспитанников стремление к самостоятельности и самовоспитанию, пробудить в них чувство
ответственности, желание анализировать и планировать свои поступки,
чувство причастности к общему делу, без чего невозможно формирование
гражданской позиции, вот для этого нужно детское самоуправление.
Из практики работы в СРЦН и из общения с воспитанниками- выпускниками прошлых лет могу сказать, что выпускники при выходе из стен Центра «теряются» в обществе испытывают много проблем и трудностей, с которыми они не всегда могут справиться самостоятельно Выпускники должны быть подготовлены настолько, чтобы их шансы на полноценную и счастливую жизнь приравнивались к возможностям детей, воспитывающихся в семье. Самоуправление способствует раскрытию личности, что играет немаловажную роль в содействии успешной адаптации выпускников в социуме.
При самоуправлении в детском коллективе в условиях СРЦН многие проблемы выпускников могут быть решены успешно.
Например, называя проблему воспитанника , которая возникает при выходе из СРЦН , я буду называть и пути ее разрешение на примере самоуправления
• У подростков нет границ директивно-опекаемого стиля в системе
отношений «ребенок-взрослый» В СРЦН они сами ничего не решают, а лишь организуют то, что им подсказывают воспитатели.
-При самоуправлении дети полноценные участники организации своей
жизни. Создается возможность понять, что к их мнению прислушиваются, а
не быть объектом воспитания, не имеющим право голоса и права принятия
решения.
• У детей длительное время проживающих в СРЦН при выходе имеют низкий уровень социализации в обществе, они не умеют строить жизнь по социально-культурным нормам и правилам.
- Поэтому одна из задач самоуправления : повышение социальной
культуры и воспитание социально адаптированного, культурного человека
• Процветает иждивенчество и потребительское отношение к государственному имуществу.
-Решается вопрос о совместной заботе о СРЦН , как взрослых, так и
детей, сохранение его традиций, бережное отношение к имуществу.
• Возникают частые конфликты со сверстниками
-Сотрудничество единым коллективом, помощь друг другу, чтобы
не было разобщенности в обществе.
• Многие дети самоустраняются от общественных поручений и
обязанностей.
- Вырабатывается ответственность подростков к порученному делу,
накапливается социальный и профессиональный опыт.
• Дети находящиеся в СРЦН крайне ранимы, нередко возвращаются в
свои учреждения, ища кров и защиту.
- Постинтернатный патронат выпускников сотрудниками СРЦН,
которые берут под «свое крыло» бывших воспитанников, зная их характер,
привычки, наклонности, способности и интересы, сопровождают их до
окончания учебного учреждения, помогая тем самым встать на ноги,
обустроить быт, устроиться на работу..
• Воспитанники Центра не умеют отстаивать свои права, считают, что их наказывают за проступок несправедливо.
- Коллективно решаются вопросы поощрения и наказания на
дисциплинарных комиссиях и консилиумах, в состав которых входят сами
воспитанники.
• У большинства ребят нет умения принимать решения и добиваться их выполнения, поставленной цели.
-Воспитанники учатся свободно высказывать и отстаивать свое мнение
• Не умеют обустроить свой быт.
-Происходит развитие самостоятельности, в организаторской работе, где
проявляется чувство удовлетворенности , заявка и вера в успех.
• Часто возникает проблема устройства на работу, постоянство.
- Выполнение временных и постоянных поручений воспитывает гражданственность, потребность в труде.
• Ребята часто попадают в криминальную среду, подвергаются влиянию лиц, причастных к правонарушениям.
- В СРЦН постоянно идет воспитание здорового образа жизни.
• Идет ограничение и однообразие социальных контактов в обществе.
- В процессе всей жизни в СРЦН происходит развитие средств
коммуникативного общения, умение вести себя на публике, делать
публичные выступления, чувствовать себя уверенно в незнакомом обществе.
• Воспитанники требуют постоянной похвалы и оценки своих действий.
- Постоянно идет процесс усвоения норм и правил жизни в обществе,
дети учатся понимать чувства и переживания других людей, приобретают начальные умения оценивать степень принятия их окружающими, что помогает им избежать чувство ненужности и одиночества- сформировать образ собственного « Я», повысить самооценку.
Таким образом, детское самоуправление это демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Работа самоуправления дает ребятам возможность почувствовать себя в роли хозяина, творца своей жизни, что необходимо и полезно для будущей успешной социализации в обществе, для формирования содержательно-продуктивного общения в рамках тех или иных социальных ролей, тем самым участвует в становлении личности воспитанника.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.