ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ

  • Лекции
  • Памятки
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 18.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Аннотация В статье представлены результаты исследования по определению факторов, влияющие на формирование интереса к урокам физической культуры у школьников на современном этапе. Исследование проводилось в период 2013–2015 гг., в нем принимало участие 255 школьников 5–11 классов, обучающихся в 13 учебных заведениях. Основным методом исследования был опрос. Анкетирование проводилось с целью выявления отношения учащихся к уроку физической культуры.Аннотация В статье представлены результаты исследования по определению факторов, влияющие на формирование интереса к урокам физической культуры у школьников на современном этапе. Исследование проводилось в период 2013–2015 гг., в нем принимало участие 255 школьников 5–11 классов, обучающихся в 13 учебных заведениях. Основным методом исследования был опрос. Анкетирование проводилось с целью выявления отношения учащихся к уроку физической культуры.
Иконка файла материала faktory_formirovaniya_interesa_k_urokam_fizicheskoy_kultury_u_shkolnikov.doc
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ Аннотация В   статье   представлены   результаты   исследования  по   определению факторов,   влияющие   на   формирование   интереса   к   урокам   физической культуры у школьников на современном этапе. Исследование   проводилось  в   период   2013–2015   гг.,   в   нем принимало   участие  255  школьников   5–11   классов,  обучающихся   в 13 учебных   заведениях.  Основным   методом   исследования   был  опрос. Анкетирование   проводилось   с   целью   выявления   отношения   учащихся   к уроку физической культуры. Ключевые   слова:  урок   физической   культуры,   интерес,   фитнес­ технологии, школьники, факторы. Развитие   интереса   к   урокам   физической   культурой   у   детей в школе —   одна   из   актуальных   проблем   современности.   Интерес человека —   это   не   врождённые   свойства   личности,   а   результат   её формирования,   обусловленный   социальным   окружением,   сферой   и характером деятельности. Е. П. Ильин (2000 г.) в своих работах говорит о том, что интересы учащихся к уроку физической культуры бывают разными. Это и стремление укрепить   здоровье,   сформировать   осанку,   и   желание   развивать двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек различны: девочки   чаще   всего   думают   о   красивой   фигуре,   гибкости,   изяществе движений   и   походки,   реже   —   о   развитии   физических   способностей. Мальчики   наоборот,   хотят   развивать   силу,   ловкость,   быстроту, выносливость. Если в младшем школьном возрасте большое значение имеет эмоциональный компонент интереса, в старших классах — познавательный компонент. Поддержание интереса и целеустремленности у школьников во многом   зависит   от   того,   испытывают   ли   они   удовлетворение   на   уроке физической   культуры   и   формируется   ли   у   них   удовлетворенность занятиями физической культурой. В   результате   было   установлено,   что   47, 51 %   опрошенных   высоко оценивают   значимость   урока  физической   культуры   для   своего   развития, они   оценили   её  (по   пятибалльной   системе)   в   5   и   4   балла,   31, 22 % анкетируемых   считают,   что   урок   физической   культуры   не   имеет существенного влияние на их развитие, они оценили его значимость для себя в 2 и 1 балл. 1Таким   образом,   можно   говорить   о   том,   что   большая   половина анкетируемых   (52 %),   не   осознает   важность   и   значимость   уроков физической культуры для своего развития. В то же время считают, что урок физической культуры оказывает достаточно   большое   влияние   на   формирование   их   здоровья,   59,37% анкетируемых;   не   верят   в   оздоровительный   эффект   уроков   физической культуры 23,22 % респондентов. Таким образом, можно сделать вывод, что лишь половина школьников осознает   положительное   влияние   уроков   физической   культуры   на   своё здоровье. Полученные   данные   также   подтверждают   слова   профессора К. Хардмана (K. Hardman, 2009), который в своей работе говорит о том, что не только сами школьники, но и органы образования, директора, учителя и родители во многих странах мира продолжают относиться к занятиям по физической культуре менее серьёзно, чем к другим общеобразовательным предметам. Продолжая выяснять причины такой ситуации, Л. Локке еще в 1992 году   признавал   тот   факт,   что   предлагаемые   учащимся   на   уроках и на внеклассных занятиях формы спортивной активности являются менее привлекательными,   чем   те,   которые   они   видят   и   слышат   в   средствах массовой информации. Говорится, что в школе выбор содержания занятий определяет   учитель,   а   не   ученик.   Последний,   не   имея   на   это   влияния, отказывается нередко от всего материала школьной программы, считая его скучным. Для   выявления   причин   низкого   интереса   к   урокам   физической культуры был проведен анализ его содержания. Рассматривая отношение учащихся   к   основным   разделам   программы   определено,   что   спортивные игры   школьникам   нравятся   больше,   при   этом   девочки   отдают   ещё   своё предпочтение и гимнастике. При рассмотрении интереса школьников к различным частям урока выявлено, что 60,81 % опрошенных школьников, определило, как «самую скучную часть урока» подготовительную часть. Ответ на этот вопрос позволил предположить, что одна из причин падения   интереса   школьников   к   урокам   физической   культуры —   это неинтересное,   часто   малоэмоциональное   и   повторяющееся   по   своему содержанию из года в год начало урока. При рассмотрении факторов, которые влияют на интерес школьников к урокам физической культуры было выявлено, что 79, 66 % анкетируемых школьников   считают,   что   личность   учителя   безусловно   влияет   на   их интерес,   13,56 %   опрошенных   затруднились   ответить   и   6,78 % анкетируемых ответили «нет». 2Рассматривая факторы, влияющие на интерес с эстетической точки зрения было выявлено, что большинство анкетируемых 67,88 % считают, что   музыкальное   сопровождение   повлияло   бы   на   их   интерес   к   уроку   и хотят, чтобы оно применялось, 18, 25% анкетируемых ответили «нет» и 13,86 % опрошенных затруднились ответить. Мы   спросили   также   у   ребят   о   таком   факторе,   который   мог   бы повлиять на их интерес как хорошая материально­техническое оснащение зала.   62,80 %   анкетируемых   ответили   «да»,   хорошее   оснащение   зала повлияло бы на их интерес к уроку, 28,42 % анкетируемых сказали, что «нет», затруднились ответить 8,78 % опрошенных. Также мы спросили о влиянии фитнес­технологий на их интерес к уроку физической культуры, 44,07 % опрошенных детей считают, что на их интерес   могло   бы   повлиять   использование   фитнес­технологий   на   уроке, 38,98 % анкетируемых — «никак бы не изменило их интерес» и 16,95 % опрошенных затруднились ответить на этот вопрос. В заключение анкетирования школьников, мы попросили их поставить в порядке значимости факторы, которые могут повлиять на возрастание их интереса к уроку физической культуры (от «1» — самый значимый до «5» — самый малозначимый). После обработки данных мы получили следующие результаты: Ранги 1 2 3 4 5 Ответы Личность учителя Содержание урока Наличие музыкального сопровождения Фитнес­технологии Материально­техническое оснащение зала Выводы 1. Анализ и обобщение данных научно­методической литературы показал,   что   на   формирование   интереса   к   уроку   физической   культуры может   оказывать   влияние:   удовлетворенность   в   процессе   занятий   своих интересов   и   эстетических   и   двигательных   потребностей,   понимание школьниками   значимости   урока   физической   культуры,   а   также   подбор упражнений,   доступная   физическая   нагрузка,   эмоциональность.   Этому может   способствовать   использование   на   уроке   фитнес­технологий и музыкального сопровождения, также важная роль отводиться личности учителя физической культуры. 2. Исследуя отношение школьников к уроку физической культуры, установлено,   что   47,51 %   опрошенных   осознают   значимость   урока физической культуры для своего общего развития. 3Считают,   что   урок   оказывает   влияние   на   их   здоровье   —   59,37 % опрошенных. Изучая   причины   нежелания   многих   школьников   посещать   уроки физической   культуры,   установлено,   что   60,81 %   респондентов   считают самой скучной и неинтересной подготовительную часть урока. При   этом   на   повышение   интереса   к   уроку   могло   бы   повлиять музыкальное   сопровождение     материально­техническое оснащение   зала   (62,80 %),   использование   фитнес­технологий   (44,07 %), авторитет учителя физкультуры (65,76 %). (67,88 %), 3.   Выявлены   факторы,   которые   в   большей   мере,   по   мнению школьников влияют на интерес к уроку физической культуры это: 1. личность учителя; 2. содержание урока; 3. наличие музыкального сопровождения; 4–5.   материально   техническое   оснащение   зала   и   фитнес­ технологии. Список литературы 1. 2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: «Питер», 2011. Ильин Е. П. Психология физического воспитания: учеб. для ин­ тов и фак­тов физ.культуры. — СПб.: Изд­ во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. 3. Сайкина   Е. Г.   учебно­ методическое   пособие   по   разработке   программ   для   дополнительного третьего   урока   по   физической   культуре   1–11   классов.   —   СПб.:   Изд­во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013.   Фитнес­технологии   в   школе: 4. Филиппова   С. О.   Фитнес,   фитнес­технология   и   фитнес­ индустрия   /   С. О.   Филиппова   //   Фитнес   в   инновационных   процессах современной   физической   культуры:   сб.   мат.   Всероссийской   научно­ практической конференции / под ред. Г. Н Пономарева, Е. Г. Сайкиной. — СПб.: РГПУ им. Герцена, 2008. — С. 25–32. 4