Аннотация
В статье представлены результаты исследования по определению факторов, влияющие на формирование интереса к урокам физической культуры у школьников на современном этапе.
Исследование проводилось в период 2013–2015 гг., в нем принимало участие 255 школьников 5–11 классов, обучающихся в 13 учебных заведениях. Основным методом исследования был опрос. Анкетирование проводилось с целью выявления отношения учащихся к уроку физической культуры.Аннотация
В статье представлены результаты исследования по определению факторов, влияющие на формирование интереса к урокам физической культуры у школьников на современном этапе.
Исследование проводилось в период 2013–2015 гг., в нем принимало участие 255 школьников 5–11 классов, обучающихся в 13 учебных заведениях. Основным методом исследования был опрос. Анкетирование проводилось с целью выявления отношения учащихся к уроку физической культуры.
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКАМ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье представлены результаты исследования по определению
факторов, влияющие на формирование интереса к урокам физической
культуры у школьников на современном этапе.
Исследование проводилось в период 2013–2015 гг., в нем
принимало участие 255 школьников 5–11 классов, обучающихся в
13 учебных заведениях.
Основным методом исследования был опрос.
Анкетирование проводилось с целью выявления отношения учащихся к
уроку физической культуры.
Ключевые слова: урок физической культуры, интерес, фитнес
технологии, школьники, факторы.
Развитие интереса к урокам физической культурой у детей
в школе — одна из актуальных проблем современности. Интерес
человека — это не врождённые свойства личности, а результат её
формирования, обусловленный социальным окружением, сферой и
характером деятельности.
Е. П. Ильин (2000 г.) в своих работах говорит о том, что интересы
учащихся к уроку физической культуры бывают разными. Это и стремление
укрепить здоровье, сформировать осанку, и желание развивать
двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек различны:
девочки чаще всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе
движений и походки, реже — о развитии физических способностей.
Мальчики наоборот, хотят развивать силу, ловкость, быстроту,
выносливость. Если в младшем школьном возрасте большое значение имеет
эмоциональный компонент интереса, в старших классах — познавательный
компонент. Поддержание интереса и целеустремленности у школьников во
многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке
физической культуры и формируется ли у них удовлетворенность
занятиями физической культурой.
В результате было установлено, что 47, 51 % опрошенных высоко
оценивают значимость урока физической культуры для своего развития,
они оценили её (по пятибалльной системе) в 5 и 4 балла, 31, 22 %
анкетируемых считают, что урок физической культуры не имеет
существенного влияние на их развитие, они оценили его значимость для
себя в 2 и 1 балл.
1Таким образом, можно говорить о том, что большая половина
анкетируемых (52 %), не осознает важность и значимость уроков
физической культуры для своего развития.
В то же время считают, что урок физической культуры оказывает
достаточно большое влияние на формирование их здоровья, 59,37%
анкетируемых; не верят в оздоровительный эффект уроков физической
культуры 23,22 % респондентов.
Таким образом, можно сделать вывод, что лишь половина школьников
осознает положительное влияние уроков физической культуры на своё
здоровье.
Полученные данные также подтверждают слова профессора
К. Хардмана (K. Hardman, 2009), который в своей работе говорит о том, что
не только сами школьники, но и органы образования, директора, учителя и
родители во многих странах мира продолжают относиться к занятиям по
физической культуре менее серьёзно, чем к другим общеобразовательным
предметам.
Продолжая выяснять причины такой ситуации, Л. Локке еще в 1992
году признавал тот факт, что предлагаемые учащимся на уроках
и на внеклассных занятиях формы спортивной активности являются менее
привлекательными, чем те, которые они видят и слышат в средствах
массовой информации. Говорится, что в школе выбор содержания занятий
определяет учитель, а не ученик. Последний, не имея на это влияния,
отказывается нередко от всего материала школьной программы, считая его
скучным.
Для выявления причин низкого интереса к урокам физической
культуры был проведен анализ его содержания. Рассматривая отношение
учащихся к основным разделам программы определено, что спортивные
игры школьникам нравятся больше, при этом девочки отдают ещё своё
предпочтение и гимнастике.
При рассмотрении интереса школьников к различным частям урока
выявлено, что 60,81 % опрошенных школьников, определило, как «самую
скучную часть урока» подготовительную часть.
Ответ на этот вопрос позволил предположить, что одна из причин
падения интереса школьников к урокам физической культуры — это
неинтересное, часто малоэмоциональное и повторяющееся по своему
содержанию из года в год начало урока.
При рассмотрении факторов, которые влияют на интерес школьников
к урокам физической культуры было выявлено, что 79, 66 % анкетируемых
школьников считают, что личность учителя безусловно влияет на их
интерес,
13,56 % опрошенных затруднились ответить и 6,78 %
анкетируемых ответили «нет».
2Рассматривая факторы, влияющие на интерес с эстетической точки
зрения было выявлено, что большинство анкетируемых 67,88 % считают,
что музыкальное сопровождение повлияло бы на их интерес к уроку и
хотят, чтобы оно применялось, 18, 25% анкетируемых ответили «нет» и
13,86 % опрошенных затруднились ответить.
Мы спросили также у ребят о таком факторе, который мог бы
повлиять на их интерес как хорошая материальнотехническое оснащение
зала. 62,80 % анкетируемых ответили «да», хорошее оснащение зала
повлияло бы на их интерес к уроку, 28,42 % анкетируемых сказали, что
«нет», затруднились ответить 8,78 % опрошенных.
Также мы спросили о влиянии фитнестехнологий на их интерес к
уроку физической культуры, 44,07 % опрошенных детей считают, что на их
интерес могло бы повлиять использование фитнестехнологий на уроке,
38,98 % анкетируемых — «никак бы не изменило их интерес» и 16,95 %
опрошенных затруднились ответить на этот вопрос.
В заключение анкетирования школьников, мы попросили их поставить
в порядке значимости факторы, которые могут повлиять на возрастание их
интереса к уроку физической культуры (от «1» — самый значимый до «5»
— самый малозначимый).
После обработки данных мы получили следующие результаты:
Ранги
1
2
3
4
5
Ответы
Личность учителя
Содержание урока
Наличие музыкального сопровождения
Фитнестехнологии
Материальнотехническое оснащение зала
Выводы
1.
Анализ и обобщение данных научнометодической литературы
показал, что на формирование интереса к уроку физической культуры
может оказывать влияние: удовлетворенность в процессе занятий своих
интересов и эстетических и двигательных потребностей, понимание
школьниками значимости урока физической культуры, а также подбор
упражнений, доступная физическая нагрузка, эмоциональность. Этому
может способствовать использование на уроке фитнестехнологий
и музыкального сопровождения, также важная роль отводиться личности
учителя физической культуры.
2. Исследуя отношение школьников к уроку физической культуры,
установлено, что 47,51 % опрошенных осознают значимость урока
физической культуры для своего общего развития.
3Считают, что урок оказывает влияние на их здоровье — 59,37 %
опрошенных.
Изучая причины нежелания многих школьников посещать уроки
физической культуры, установлено, что 60,81 % респондентов считают
самой скучной и неинтересной подготовительную часть урока.
При этом на повышение интереса к уроку могло бы повлиять
музыкальное сопровождение
материальнотехническое
оснащение зала (62,80 %), использование фитнестехнологий (44,07 %),
авторитет учителя физкультуры (65,76 %).
(67,88 %),
3. Выявлены факторы, которые в большей мере, по мнению
школьников влияют на интерес к уроку физической культуры это:
1. личность учителя;
2. содержание урока;
3. наличие музыкального сопровождения;
4–5. материально техническое оснащение зала и фитнес
технологии.
Список литературы
1.
2.
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: «Питер», 2011.
Ильин Е. П. Психология физического воспитания: учеб. для ин
тов и фактов физ.культуры. — СПб.: Изд во РГПУ им. А.И. Герцена,
2000.
3.
Сайкина Е. Г.
учебно
методическое пособие по разработке программ для дополнительного
третьего урока по физической культуре 1–11 классов. — СПб.: Издво
РГПУ им. А.И. Герцена, 2013.
Фитнестехнологии в школе:
4.
Филиппова С. О. Фитнес, фитнестехнология и фитнес
индустрия / С. О. Филиппова // Фитнес в инновационных процессах
современной физической культуры: сб. мат. Всероссийской научно
практической конференции / под ред. Г. Н Пономарева, Е. Г. Сайкиной. —
СПб.: РГПУ им. Герцена, 2008. — С. 25–32.
4