При обустройстве дома мы, как правило, руководствуемся лишь зрительным восприятием. А, между тем, звуки, запахи, тактильные ощущения играют очень важную роль в создании психологического комфорта.
Человек – существо многоплановое. Чрезмерная концентрация на визуальных переживаниях грозит остальным чувствам своеобразной изоляцией. Если же эти чувства бездействуют, то жизнь становится значительно беднее. Между тем существует множество способов активизировать свои ощущения и изменить окружение. Монотонность и серость будничной жизни можно скрасить гармонией ощущений.
Фактура.doc
При обустройстве дома мы, как правило, руководствуемся лишь зрительным
восприятием. А, между тем, звуки, запахи, тактильные ощущения играют очень важную
роль в создании психологического комфорта.
Человек – существо многоплановое. Чрезмерная концентрация на визуальных
переживаниях грозит остальным чувствам своеобразной изоляцией. Если же эти чувства
бездействуют, то жизнь становится значительно беднее. Между тем существует множество
способов активизировать свои ощущения и изменить окружение. Монотонность и серость
будничной жизни можно скрасить гармонией ощущений.
Материал, текстура и фактура в интерьере
Восприятие материалов и фактур
Осязание – первое чувство, которым сознательно пользуется человек. Ребенок,
познавая мир, трогает каждую вещь, пробует ее на зуб. Наши нервные окончания постоянно
нуждаются в новых раздражителях. Поэтому все вещи в доме должны быть приятны и
разнообразны на ощупь. Зрение можно обмануть синтетическим полом под натуральное
дерево – стопа сразу же почувствует фальшь. Вещи, окружающие нас должны быть
предельно искренними, чтобы в их обществе мы чувствовали себя спокойно и уверенно.
Жесткие, острые и хрупкие предметы создают напряжение, а приятные на ощупь
способствуют созданию душевной гармонии.
Сразу вызывают доверие натуральные материалы, такие как дерево, кожа. Камень и
мрамор создают ощущение прочности и надежности, а вот ковер из нейлона у многих
вызывает скрытую неприязнь. Приведем некоторые психологические характеристики
отделочных материалов:
Бетон – практичен, на ощупь прохладно свеж. Открытые бетонные конструкции
хорошо сочетаются с «теплой» фактурой дерева. Избыток бетонных поверхностей
создает эффект чрезмерной изоляции от внешнего мира
Металл – холоден и поэтому удачно оттеняет «теплые» материалы. Более уместен
в декоре, чем в обиходной обстановке.
Дерево – универсально, долго и верно служит. Оно «дышит», «согревает», издает
приятный аромат. Оно может служить основой для любого стиля – пышной роскоши
или аскетизма.
Пластмасса – практична, разнообразна по цвету и форме, прекрасно подходит для
зрительного выделения деталей, создания акцентов. Однако с точки зрения
человеческого восприятия лишена естественности, поэтому не радует глаз и быстро
надоедает.
Стекло – нейтральный материал, создает ощущение легкости, прозрачности,
открытого пространства за счет отражательный свойств. Однако, если используется
не к месту, внушает чувство неуверенности, тревоги.
Фетр, мех и шерсть – очень приятны на ощупь. Считается, что у человека с
детства тяга ко всему мягкому. Но их использование должно быть в меру. Особенно
осторожными необходимо быть с синтетикой: часто привлекательный вид может
сочетаться с непрактичностью и быть аллергеном.
Натуральные ткани – привлекательны внешне, окутывают теплом и уютом.
Широкие возможности применения, разнообразие красок и фактур делают их
популярным и недорогим средством оформления интерьера.
Ткань является изысканной одеждой для стен. Она может быть любой – от
мешковины до шелка и парчи. Современная интерьерная ткань – натуральный материал с добавлением синтетики. Именно благодаря ей ткани не выгорают, им не страшна пыль,
влага. ***
Свойства предметов и материалов во многом определяются их внутренним
строением – текстурой и структурой. См. рис. 1
Текстура – особенности строения твердого вещества, обусловленные характером
расположения их составных частей (кристаллов, зерен и т.п.)
Структура – взаиморасположение и связь составных частей чего – либо.
Характер строения материала часто дополняется фактурностью обработки, что
придает материалу дополнительные декоративные свойства. См. рис. 2 Фактура – совокупность различных технических приемов обработки поверхности,
особенности отделки или строения какого – либо материала. Фактура может
скорректировать эмоциональную оценку массы формы – чем крупнее фактура, тем
большей кажется масса формы. См. рис.3
Крупная фактура может рассматриваться как рельеф.
Рельеф – выпуклая поверхность или изображение на плоскости
*** Во многом восприятие фактуры материала зависит от его способности отражать
свет. Различают три вида отражения света непрозрачными
падающий на него
поверхностями:
зеркальное См. рис. 4, когда лучи света отражаются от поверхности почти под
тем же углом, под каким падают на него;
матовое, или рассеянное, когда лучи отражаются под разными углами;
смешанное или глянцевое, когда лучи отражаются и зеркально, и рассеянно.
Любая блестящая поверхность будет казаться более светлой, если смотреть на нее в
направлении зеркального отражения лучей. Для получения глянцевой поверхности
используются составы с избытком связующего лака.
Матовые поверхности обладают рядом преимуществ: они смягчают цвета,
увеличивают объем помещений, скрывают отделочные дефекты (царапины, неровности.
Матовость поверхности достигают применением водных малярных составов, а также
обработкой поверхностей сразу после окраски торцевыми щетками См. рис. 5
В значительной мере восприятие интерьера базируется на впечатлении от
оформления основных поверхностей внутреннего пространства. Взгляд человека,
зашедшего в помещение, скользит со стен, первого, на что обращают внимание, на
потолок и пол. Отделка стен помещений
Самым древним способом обработки стен является штукатурка. В современном
дизайне интерьера этот вид отделки не утратил своей актуальности. Видов штукатурки
множество – от обычных известковых до художественных, таких как многослойные
рельефные (сграфитто) или фресковые штукатурки.
Сегодня применяется большое разнообразие цветных сухих штукатурок и
штукатурок с имитацией под природный камень. Своеобразными являются так называемые
каменные штукатурки, которые эффективно применяются и внутри, и снаружи. Цвет и
фактура в них достигаются с помощью применения крошки натуральных материалов:
мрамора, гранита, кварцевого песка. При этом способе обработки стены нельзя мыть,
однако, в отличие от окрашенных поверхностей, такие стены «дышат».
Другим древнейшим видом оформления стен является покрытие их различными
видами красок, придающих поверхности не только цвет, но и самую различную фактуру.
Краски это однородные суспензии пигментов в пленкообразующих веществах.
При высыхании краски образуют непрозрачные покрытия, придающие поверхности
эстетически привлекательный вид. Некоторые виды красок способны, к тому же, защитить
поверхность от воздействия внешней среды. Свойства красок зависят от того, на какой
основе они изготовлены.
На основе олиф изготавливают масляные краски. На основе лаков эмалевые
краски, образующее блестящее гладкое покрытие. Эти краски относятся к группе
алкидных. Такие краски водо – и светостойки, стены, покрытые такой краской, легко
моются. Краски нетоксичны, но при этом пожароопасны и недостаточно устойчивы к
воздействию щелочей. Кроме того, со временем они утрачивают первоначальный цвет.
Масляные краски предназначены для окраски оштукатуренных, деревянных и
металлических поверхностей как внутри, так и снаружи помещения. В последнее время эти
краски для покрытия больших плоскостей применяются все реже и реже. На смену им
приходят более прогрессивные типы красок.
Алкидные лаки и эмали пользуются популярностью как недорогие и эффективные
материалы с высокой гидрофобностью. Низкая водо и паропроницаемость красок
позволяет предохранять конструкции от колебаний влаги, поэтому этот вид красок до сих
пор довольно часто используется для окраски оконных рам, дверей и деревянных полов.
На основе водных растворов некоторых органических полимеров изготавливают
клеевые краски, образующие пористые покрытия с хорошими декоративными свойствами.
Ими рекомендуется красить только сухие помещения, поскольку эти краски
неводостойкие и впитывают влагу из воздуха.
Силикатные краски позволяют получить рыхлое воздухопроницаемое покрытие с
дезинфицирующими свойствами. Они хорошо выдерживают воздействия воды и перепады
температуры.
Водоэмульсионные (воднодисперсионные или латексные) краски – это суспензии
пигментов и наполнителей в водных дисперсиях. Различных сополимеров, а также в водных
эмульсиях алкидных и эпоксидных смол и других соединений.
Эмульсионные краски применяются для окрашивания бетонных, оштукатуренных,
Они нетоксичны,
загрунтованных металлических поверхностей.
деревянных, пожаробезопасны, устойчивы к воздействию щелочей. Покрытия отличаются атмосферо,
водо и цветостойкостью, но плохо переносят низкие температуры. Акриловые краски
идеально подходят для внутренней отделки помещений, поскольку прекрасно
смешиваются и колеруются, образуя цветовую гамму, содержащую до 2000 оттенков. Срок
службу таких красок составляет от 4 до 8 лет. Вододисперсионные краски отличаются
простотой нанесения – кистью, валиком или распылением.
В современной практике появилось большое разнообразие нового поколения красок,
расширивших рамки возможностей покрытий для стен. Популярными в последнее время
становятся многоцветные покрытия. Они могут состоять из основной цветовой базы и
слоев белой перламутровой патины, создающих неповторимый оригинальный рисунок.
Покрытие с перламутровым эффектом («хамелеон») придает помещениям нарядный
переливающийся вид. Люминесцентные покрытия отличаются способностью накапливать
энергию от любого источника света, а затем отдавать ее и светиться некоторое время в
темноте. Декоративная многоцветная гранитная краска при нанесении на поверхность
создает необычный точечный эффект, напоминающий фактуру гранита.
Покрытия с бархатистой фактурой обладают свойством изменять тональность в
зависимости от освещения. Краска с фактурой велюра предназначена для внутренней
отделки стен и потолков. В качестве отдельного декоративного покрытия используется
стеновой флок (настенные чипсы) – чешуйки акриловой краски, получаемой с помощью
особой технологии. Такие краски могут использоваться как добавки в другие материалы,
так и самостоятельно.
К современному виду покрытий (как стен, так и потолков) с использованием
красок можно отнести так называемую венецианскую штукатурку.
Венецианская штукатурка – имитирует ценные материалы: драгоценные металлы,
красное дерево, мрамор. Фактически это краска, нанесенная на поверхность особым
образом. В ее состав входит пыль (мраморная, гранитная, кварцевая, малахитовая и др.),
какое – нибудь связующее вещество (гашеная известь, акриловое связующее) и красящий
пигмент. Чем мельче пыль – тем тоньше рисунок. При крупной фракции – фактура стен
приближена к тесаному камню. При помощи такого фактурного вида отделки прекрасно
скрываются недостатки и неровности стен.
При качественно выполненной технике венецианской штукатурки и правильно
подобранном освещении создается своеобразная иллюзия объемности, рисунок
прочитывается вглубь, как прожилки натурального камня. Благодаря специальной
шлифовке под разными углами падающий свет бликует на штукатурке, выдавая разные
оттенки и «рисунок» стен. Венецианская штукатурка прекрасно сочетается с другими
декоративными покрытиями.
Обои – один из самых простых и эффективных методов отделки стен.
В 105 году в Китае была получена первая бумага и, как следствие, первые бумажные
обои. Еще в Х веке в том же Китае использовался способ ручной печати на обоях при
помощи деревянной формы. В Европе он появился только 4 века спустя. А в 1799 году
француз Луи Роббер изобрел бумагоделательную машину, которая могла изготавливать
рулонную бумагу заданной длины. Появились классические теперь рулонные обои. В
Россию это новшество попало в XVIII веке. Впервые бумажными обоями был оклеен
Елагин дворец.
В настоящее время при отделке стен используются самые разнообразные виды
обоев, классифицирующиеся в зависимости отматериала, из которого они изготовлены:
Бумажные гладкие и рифленые обои (Симплекс – однослойные, дуплекс –
двухслойные) Бумажные влагостойкие обои (с водоотталкивающей пропиткой)
Линкруст (с эластичной покрывочной массой, позволяющей выдавливать
узоры, красить)
Виниловые обои (существует 3 вида шелкография, вспененный и наливной
винил и моющийся винил) – имитируют дерево, кожу, керамическую плитку
и т.п.
Обои из флизелина (не имеют бумажной основы, красятся)
Еще прежде бумажных, за 1000 лет до н. э. появились тканые обои, изобретение
которых приписывают ассирийцам и вавилонянам. К изготовлению таких обоев
привлекались великие мастера. Так, в 1481 году Людовик XI для оформления стен дворца
заказал придворным художникам 50 бумажных свитков. В 1514 году сам Рафаэль выполнил
эскизы для обоев, которыми предполагалось украсить Сикстинскую часовню.
В начале XV века художник Ян Ван Эйк предложил не ткать рисунок обоев, а
рисовать его на уже вытканном полотне. В XVII XVIII веках в Европе свободно висящие
гобелены заменяют на обтягивающие стены шелковые или хлопчатобымажные ткани.
Сегодня текстильные обои – элемент дорогой отделки.
Текстильные обои (дублируются бумажной основой, дороги)
Велюровые обои (разновидность текстильных)
Велюровые обои – мягкая игрушка для взрослых. Ворсистая поверхность хорошо
поглощает звук. При ярком освещении рисунок становится более заметным и объемным.
Фетровые обои представляют собой тоненький войлок, спрессованный из мягких
волокон акрила, полиэстера и микрофибры. Этот материал дышит интенсивнее, чем
бумага, а на стене смотрится как ткань, но в отличие от текстильных, их можно мыть
мягкой губкой.
Ковровые обои с пришитым ворсом (тахтинг)
Древоволокнистые обои ( быстро впитывают запах, под окраску, два слоя
бумаги, между ними древесная стружка)
Пробковые обои – приятная фактура, звуконепроницаемость
Металлические обои (с фольгой) Недостаток – проводят ток.
Стеклообои
Жидкие обои – декоративная штукатурка из клея и текстильных волокон
чаще всего применяются для общественных зданий.
Структурные обои (под покраску) – вспененный винил и бумага
Фресковые обои – новинка французской компании «Техаm». Их верхний
слой состоит из природного материала – песка, что делает поверхность
«натуральной» и исключительно устойчивой к истиранию и механическим
повреждениям.
Сюжеты фресок являются копиями классических
помпейских фресок.
Обои под покраску все чаще используются в современной практике. Они
представляют собой белое или цветное полотно (бумажное дуплексное,
виниловое на флизелиновой основе или стекловолокнистое) с мелким или
крупным рельефом с лицевой стороны, пропитанное водоотталкивающим
составом.
Бордюры, фризы – Бордюры это одна из разновидностей обоев, ширина
которых не превышает 15 – 25 см, фризы – могут быть несколько шире
*** Создавая интерьеры ванных комнат, туалетов, кухонь невозможно обойтись без
настенной облицовочной керамической плитки. Она изготавливается из природных
компонентов перемолотой гранулированной глины, содержащей глинозем.
Глина используется как обычная красная, так и белая – каолин. Преимуществом
последней является более высокая пластичность, позволяющая достичь большей точности
в размерах. Сырье формуется и подвергается обжигу.
Этот экологически чистый вид отделки обладает высокими эстетическими и
гигиеническими свойствами. Поверхность может быть глазурованной, текстурированной,
матовой, с объемным, выпуклым или утопленным рисунком. Цвет – монохромный,
полихромный, с рисунком, с имитацией под мрамор, гранит и т.д. Размеры и форма плитки
может быть самой разнообразной. Наиболее распространенные размеры для настенной
плитки: 150 х 150, 150 х 200, 200 х 250, 200 х 300, 250 х 330, 330 х450 мм
Отделка потолка
Отделка потолка в современных интерьерах используется самая разнообразная.
Потолок может быть: подвесной, натяжной, оклеенный, из гипсокартона или
просто оштукатуренный.
Если поверхность потолка достаточно ровная, то его можно просто оклеить обоями,
рогожкой, стеклообоями или потолочной плиткой различной фактуры, а затем окрасить
краской – белой или в тон цвету стен. Скрыть неровности потолка, провести зонирование
помещения и создать оригинальный потолок в различных уровнях возможно с помощью
гипсокартона, крепящегося с помощью направляющих реек.
Отделка пола
Покрытия полов современных помещений наряду с эстетическими свойствами
должны иметь определенные характеристики: быть достаточно теплыми, прочными и
жесткими, иметь хорошие акустические свойства. Определенные
требования
предъявляются к покрытиям полов в зависимости от функционального назначения
помещений.
Наиболее часто в жилых интерьерах применяются деревянные (дощатые,
паркетные), ламинированные, плиточные покрытия и полы из полимерных материалов.
До недавнего времени дощатые полы можно было встретить практически в каждом
доме. Самое распространенное напольное покрытие сегодня – линолеум. Это очень
эластичный, теплый и гигиеничный материал, который легко укладывается и моется. Он
может быть одно и многослойным, с самым разным основанием, фактурой и рисунком
верхнего лицевого слоя.
Самым красивым, экологичным, но и самым дорогостоящим является паркетное
покрытие. Для изготовления штучного паркета идет дуб, бук, береза, красное дерево и
другие, более дорогие породы дерева. Сравнительно недорогими заменителями настоящего
паркета являются щитовой паркет (600 х 600, 400 х 400), состоящий из основания с
наклеенными на него паркетными планками и паркетные доски.
В современной практике все чаще применяется ламинированный паркет
(ламинат), изготавливаемый из спрессованных отходов деревообработки. Ламинат имеет
рисунок «под паркет» или верхний слой шпона, покрытого прочной влагоустойчивой
пленкой.
К одним из самых комфортных относят различные виды ковролиновых покрытий. В
его основании – латекс. Ковровый ворс может иметь различную высоту, форму и материал
– шерсть, лен, хлопок, синтетику. Срок службы таких покрытий 10 – 15 лет, они не только
хорошо чистятся и не выцветают, но и имеют широкий фактурный спектр. Незаменимым видом напольного покрытия во влажных помещениях является
напольная керамическая плитка самых разных размеров (200 х 200, 250 х 250, 300 х 300,
330 х 330, 300 х 400, 400 х 400 мм). В отличие от настенной облицовочной керамической
плитки, напольная плитка не должна быть скользкой. Высокими прочностными и
эстетическими свойствами обладает так называемый керамогранит.
Натуральный камень довольно специфический материал для отделки пола и стен,
придающий интерьерам холодность и строгость. Однако, использование камня на
отдельных поверхностях и в сочетании с другими породами камня может придать
интерьеру особую выразительность и своеобразный дизайн.
Полы из керамики, искусственного и природного камня холодные, поэтому в
практике все чаще встречаются полы с водяным или электрическим подогревом. Совсем
недавно появились теплые плинтусы, устанавливаемые по периметру комнаты.
Грамотное использование в интерьере различных видов отделочных материалов,
обладающих определенной фактурой, рельефом и структурой придадут интерьеру
эстетически выразительный облик и подчеркнут дизайнерский замысел архитектора.
Фактура и текстура
Фактура и текстура
Фактура и текстура
Фактура и текстура
Фактура и текстура
Фактура и текстура
Фактура и текстура
Фактура и текстура
Фактура и текстура
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.