Факультатив как способ решения проблем дизорфографии у учащихся

  • docx
  • 10.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Факультатив как способ решения проблем дизорфографии у.docx

Факультатив как способ решения проблем дизорфографии у
учащихся.

Сейчас в России наблюдается катастрофическая неуспеваемость
большого числа учащихся по русскому языку. Ученые обратили внимание на
то, что есть дети, не овладевающие орфографически правильным письмом,
несмотря на полноценность их обучения. Тогда было высказано предположение о том, что у школьников может наблюдаться специфическое расстройство – дизорфография, которое требует особых методов коррекции.
Оптимальной формой работы с подобной категорией учащихся является
разработка системы факультативных занятий по русскому языку, которая
позволит восполнить пробелы в знаниях по определенной теме, повысит
коммуникативную компетентность и активизирует познавательные интересы.
Поскольку основной целью факультативных занятий выступает
формирование речевой компетенции и повышение уровня орфографической
грамотности учащихся, в процессе работы следует:

· расширять познания учащихся по определенным темам, изученным ранее.
· активизировать внимание учащихся на собственной письменной речи,
учить самостоятельно систематизировать материал, выделять главное.
· воспитывать стремление к самостоятельной работе по приобретению
знаний и умений, осознавать необходимости изучения орфографии как основы
для правильного общения в любой сфере профессиональной деятельности.
· формировать навыки пользования справочной литературой для решения
орфографических задач.

Осмысление и прочное усвоение знаний по русскому языку,
формирование навыков и умений тесно связано с изучением материала в
системе. Поэтому во время факультативных занятий особое внимание
уделяется именно систематизации и обобщению пройденного материала на

основе выявления внутренних связей, существующих в языке. Структура
факультатива выглядит как блоки обобщенно-сопоставительных правил,
которые позволяют сформировать у учащихся представление о русском
правописании как о логически обоснованной системе. Блочная подача
материала актуализирует полученные знания, вводит новые источники
информации, усложняет приемы познавательной деятельности, подводит
учащихся к самостоятельным выводам.

При составлении заданий для факультатива акцентируется внимание на:
а) формировании полноценных морфологических представлений и
навыков морфологического анализа;

б) отработке алгоритмов решения орфографических задач сначала на
легком речевом материале: вставка букв, выделение орфограмм, письмо под
орфографическую диктовку, выбор верного варианта написания;
в) использовании не только метода сознательного применения правил,
но и альтернативных приёмов усвоения навыка правописания:
орфографическое чтение, упражнения на развитие зрительной и моторной
орфографической памяти, выборочные и графические диктанты.
При обсуждении теоретических вопросов используются лекционные
приемы работы, метод беседы, организуются выступления учащихся с
короткими сообщениями, проблемно-поисковые задания, лингвистические
игры. Обязательным условием создания развивающей среды во время
факультативных занятий является этап рефлексии – самоанализ деятельности
учащихся и её результатов.

Разрабатывая факультатив, преподавателям следует помнить, что
знания важны не сами по себе, а лишь тогда, когда они реализованы в
конкретных умениях: проанализировать, обозначить, систематизировать,
аргументировать, применить в конкретной ситуации. Чем больше умений
приобретет учащийся в процессе занятий, тем легче ему будет ориентироваться в непростых современных социальных условиях.